Еще раз о готовности ребенка к школе

О готовности ребенка к школе написано много литературы, казалось бы ничего нового уже не скажешь. Все же у родителей остаются вопросы.

Что необходимо для успешной адаптации ребенка к школе

Для успешной адаптации к школе, а также успешного в ней обучения необходимо наличие зрелости определённых психических функций (восприятия, памяти, внимания, и др.) и личности в целом.

Уровень зрелости этих функций, а также личности в целом определяется естественным течением возрастного развития, которое может иметь определённые индивидуальные особенности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Кто-то уже в шесть с половиной лет готов к обучению в школе, а кто-то созревает к восьми годам.

По закону ФЗ-273 «Закон об образовании РФ Статья 67.п.1 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» родители обязаны отдать   ребенка в школу до восьми лет. Так что если Ваш ребенок родился в декабре, ноябре или октябре, то вы имеете право его отправить в школу после семи лет. В случаях раннего (до 6,5 лет) и позднего (после 8 лет) начала обучения в школе необходимо заручится поддержкой психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Такая комиссия работает при каждом окружном управлении образованием.

 

В чем заключается адаптация ребенка к школе

Если говорить об адаптации первоклассника, то его жизнь меняется сразу по трем направлениям его жизни.

— Изменяются общие условия и режим жизнедеятельности (режим дня первоклассника очень сильно отличается от режима для дошкольника, часто уходит послеобеденный сон, меньше времени отводится вечерним играм)

— изменяется круг общения. Отношения с товарищами по детсадовским играм заменяются отношениями с одноклассниками. Появляется больше новых взрослых людей, с которыми приходиться контактировать первокласснику.

— Меняется ведущая деятельность – игровая деятельность меняется на учебную.  Первокласснику предъявляют больше социальных требований, норм и правил поведения. Представьте 31 августа еще был дошкольник, играл, бегал прыгал, а первого сентября стал первоклассником – уже другие правила – сидеть за партой, говорить только с разрешения учителя, отпрашиваться в туалет и др.

Процесс адаптации неизбежен, запускается автоматически, независимо от того осознают это участники процесса (дети, родители, учитель).

Родителям важно понимать эмоционально-энергетические особенности своего ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Если ребенок тревожен, если у него много страхов про школу, то адаптация может затормозиться, активность ребенка парализуется. Такие дети начинают часто болеть.

Если ребенок активен, но в тоже время эйфорически беспечен, не критичен к своему поведению, то у него дольше сохраняются старые стереотипы поведения, он как бы «впадает в детство» — плохо контролирует свои эмоции, иногда берет на себя «роль клоуна» в классе, может часто конфликтовать с одноклассниками, отказывается выполнять школьные правила, с трудом высиживает уроки, пререкается с учителем. И опять же адаптация затягивается.

 

Как же готовить ребенка к школе?

Помимо развития и обучения по программам дошкольного образования (заниматься с ребенком самостоятельно или довериться специалистам), родители могут

  1. Учить ребенка самостоятельности. Хорошо если ваш ребенок умеет самостоятельно есть, одеваться, следить за своим внешним видом, за своими вещами (в школе три урока физкультуры и как минимум три раза в неделю ему придётся переодеваться, складывать спортивную форму в сумку, аккуратно вешать школьную форму в раздевалке и др.) Родителей в школу на уроки не пускают и вашему первокласснику это придется делать самостоятельно.
  2. Учить ребенка самостоятельно собирать свой школьный ранец. Даже если вы дома помогаете ребенку, то в школе ему это придется делать самому. А у первоклассников очень много школьных принадлежностей, плюс к тому же еще по две-три книги на каждый предмет. Пойди разберись!
  3. Учить ребенка общаться. Первокласснику легче живется в школе если он знает правила речевого этикета, умеет просить о помощи, запоминает имена одноклассников и учителей, умеет сказать о своих эмоциях, переживаниях, умеет отстаивать свои «границы», и понимает «границы» других людей.
  4. Знакомить ребенка с окружающей средой, именно с тем миром в котором ребенок живет. Для современных детей может быть характерна «избирательная неосведомленность». Такие дети могут в подробностях рассказать об устройстве ядерного двигателя, или на латыни перечислить названия всех динозавров, и в тоже время не знать самых элементарных вещей. Например, дети не знают слово «посуда» и употребляют вместо него слово «сервиз» или «столовые приборы». Или обувь называют «ботинками», а женские туфли — «каблуками». И считают, что отправить посылку или получить письмо можно только в «телефоне».
  5. Развивать физически ребёнка, создавать условия для его активности. Ребенок семи лет должен уметь прыгать на двух ногах, на одной ноге, бегать, уметь играть с мячом (ловить, отбивать, бросать в цель), уметь прыгать на скакалке. Ребенок этого возраста должен уметь повторить за взрослым серию из 5-10 простых движений.
  6. Развивать у ребенка ощущение себя в пространстве и во времени. Право-лево, верх-низ и др. Осознавать какое время года, месяц и число, день недели. Часто дети перечисляю месяцы года как считалочку, но совершенно не привязываю их к своей жизни. Ощущение времени и пространства важны для развития мышления, логики ребенка, понимания им причинно-следственных связей.
  7. И конечно же верить в своего ребенка!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс