Заметки нейропсихолога. Соматогнозис и «Волшебный мешочек»

Есть такая высшая психическая функция у человека — соматогнозис, что означает восприятие схемы своего тела как некой целостности. Если нарушены процессы формирования соматогнозиса, то ребенок вынужден совершать множество лишних движений, он истощаем, ему трудно сосредоточиться. Такие дети имеют проблемы с несвоевременным выполнением действий. Они практически никогда и ничего не могут сделать своевременно. Им трудно вписывать себя в пространство, так как у них нет четкого понимания границ своего тела. У детей с «незрелым» соматогнозисом нарушена социализация: они или с трудом контактируют с другими детьми, или часто конфликтуют из-за неумения чувствовать свои границы и границы других людей.

В нейропсихокорреционных программах есть ряд упражнений, которые позволяют формированию соматогнозиса.
Мое самое любимое — «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».
Вам понадобиться матерчатый мешочек с завязками и парные предметы различной формы. Это могут быть различные деревянные фигурки, рамки. Или предметы разной фактуры: шершавые, гладкие, пушистые, колючие, ребристые и др.

Сложите все предметы в мешочек (для ребенка 3-4 лет это должно быть не более трех-пяти пар предметов, для ребенка 5-7 лет — до десяти пар предметов, для младших школьников 10-15 пар). Предлагаю несколько вариантов игр различных уровней сложности.

  • ребенок засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, пытается определить его форму и назвать предмет.
  • Ребенку предлагается в мешочке найти предмет какой-то определенной формы (например, найди шар, найди куб и др.). А потом к этому предмету найти в мешочке пару.
  • Можно разложить на столе рамки, а вкладыши к ним спрятать в мешочек. Предложить найти к определённой рамке свой вкладыш. Ребенок ощупывает рамки «в слепую». Подглядывать в мешочек нельзя!
  • Познакомить ребенка с различными поверхностями. Сложить предметы, различающиеся по фактуре: камень, шишка, кусочек коры, кусочек меха, раковину гребешка, раковину рапана, кусочек кожи, колючие резиновые или пластиковые шарики и др. Попросите достать ребенка из мешочка предмет определённой фактуры. Ребенок все выполняет «в слепую».

В общем игра на первый взгляд кажется очень простой, но она очень нравится детям. Особенно если позволить ребенку быть ведущим и проверять правильность выполнения задания взрослым. Только сначала надо отработать все упражнения, когда ребенок выступает в роли ученика, и только потом можно предложить ему быть «учителем-ведущим».

Помните, любые занятия с ребенком должны стать одним из видов Вашего полноценного существования, а не тяжелой обязанностью. Иначе ребенок быстро утратит способность активно в них участвовать, и эффективность от них снизиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс