Энурез. Между вечером и утром.

Энурез. Между вечером и утром.

Энурез. Между вечером и утром.

Эта история о мальчике, который очень хотел, чтобы в его жизни наступили сухие ночи.

Когда Вы ложитесь спать, ваши мысли заняты событиями, переживаниями, планированием дел на завтра. А есть люди, в основном это дети, у которых основное переживание перед сном связанно с желанием, чтобы хоть эта ночь была сухая.

Когда меня пригласили в семью этого мальчика в качестве психолога, я и понятия не имела на сколько «Энурез» — это сложная задача. И только благодаря моему огромному любопытству, желанию решать самые сложные и непонятные задачи, я согласилась попробовать помочь этой семье.

У меня не было опыта и знаний по этой проблеме. Я решила изучить все, что есть по энурезу на сегодняшний день. Почти ничего. Только понимание, что мы имеем дело с незрелой нервной системой и, что примерно к 20 годам, если нет органических нарушений, болезнь сама проходит.

Кто готов ждать 20 лет? Невозможно поехать в пионерский лагерь, путешествовать поездом, ходить с классом в походы. Ты вроде не инвалид, но ты лишен многих обычных радостей. Прибавьте к этому колоссальное чувство стыда и беспомощности. Безнадежность, ты к ней привыкаешь. И, несмотря на то, что это касается ночной сферы жизни, ты живешь с этими чувствами и они расползаются на другие сферы твоей жизни тоже.

Когда я рассказывала эту историю моим коллегам, они понимающе кивали, но говорили, что есть объективные ограничения (когда не вся семья участвует в психотерапии, ведь энурез — это семейный симптом, когда в семейной системе нет возможности легально проявлять злость и агрессию). И даже если и есть успех, он случаен и будет недолгим. Мол, это в стиле бихивеористов, стимул – реакция. Но ведь не только, возражала я. Ведь каждую встречу, мы начинали с проживания чувств сегодняшнего дня, и у мамы и у ребенка. Я буквально, своим примером, как я с ним общаюсь, выстраивая доверительные отношения, без подозрений, обучала маму общению с сыном по- новому.

Другие психологи просили написать пошаговую инструкцию, методичку. Меня распирала гордость, но я понимала, что все, что мы делаем с этим мальчиком и его мамой может не подойти другому ребенку. И если и можно написать методичку, то она будет актуальна только для этого клиента. Это его личная история и его личная методичка.

На момент нашего знакомства, моему клиенту было 11 лет и за все эти годы до нашего знакомства у него не было ни одной сухой ночи. Они прошли обследование у невролога в больнице и чуда не произошло. Но это меня не отпугивало, а скорее поддерживало, что в случае неудачи, я всегда могу сослаться на то, что не только я простой психолог не могу, но и клиницисты не справились. Хорошо, что нет органических поражений. Попробуем что-нибудь придумать.

В семье трое детей. Мой клиент средний. Семья полная. Папа очень строгий, несдержанный, резкий. Может заставить ребенка чувствовать себя униженным. Но мама при таком папе главная, как она скажет, так и будет. Это с ее слов. Энурез — симптом неблагополучия в семье – так, во всяком случае, я вычитала у кого- то из больших психологов. Папа участвует в формировании симптома вместе со всеми, а в работу могу взять только мальчика и маму. Как обозначила мама папу трогать нельзя. Это меня сильно злило. Ну ладно, нельзя так нельзя. Правда, один раз все же мне удалось его осадить. Я ходила на дом к мальчику, поэтому папа иногда мне открывал дверь. И вот в один из вечеров, я прихожу, папа открывает дверь, я спрашиваю как дела? Он говорит без изменений. А с момента нашей работы прошло дней 30, а это 4 встречи и на тот момент уже было 15 сухих ночей, но не подряд. Я была в ярости. То есть, говорю я, вы считаете, что 15 сухих ночей за месяц, в то время когда за 11 лет ни одной не было, это без изменений? Если я бы была на месте этого ребенка, я бы не за что не стала выздоравливать. Задачка, как сказали мои коллеги, не имеет решения. Хорошо. Я стала изучать, как семья живет с энурезом. Кто кого контролирует. Кто самый умный, кто самый глупый. Кто талантливый и успешный, а кто не очень. Обычно, мы привыкли еще с детства, что во всех сказках, где есть три сына старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак. В нашем случае не так. Старший, правда самый умный, учится в физмат классе, поступает в Бауманку, младший мамина и папина радость, по утрам делает с папой зарядку, а вот средний зарядку не делает, спит долго, полненький, спортом заниматься не хочет, вещи свои раскидывает,

приходит домой и не переодевается, секции не посещает, увлечений и хобби тоже не имеет, учится плохо, на уроках гримасничает, балуется, книги не читает и каждую ночь писает в кровать. Хотели ли вы когда-нибудь, когда мечтали о детях и счастливой семье такого ребенка? Вот и мама в одну из встреч сказала в сердцах : «Лучше бы его не было». Потом спохватилась и заплакала. Устала она, веру потеряла.

На сессиях всегда присутствовала мама. Иногда ребенок просил, дать ему время пообщаться со мной наедине. Несколько раз приходила бабушка и спрашивала, а что ей то делать?

Вообщем, начали мы с того, что прошлись по всем сферам. Как питается, какой режим дня, есть ли друзья, что любит, что не любит. Есть ли контакт в семье с кем то, доверительные отношения, можно ли поговорить о своих проблемах, кто стирает писаные простыни, как делаются уроки, есть ли обязанности по дому, с кем живет в комнате и т.д.

Первое, что бросилось в глаза – это гипер контроль со стороны мамы, папы, бабушки. Я объяснила маме, что начиная с сегодняшнего дня контролировать свою посильную по возрасту работу, мальчик будет делать сам. Иначе, его собственный контроль так и не заработает, а зачем он ему, когда столько вокруг контролеров. С этого дня, стирает свои пеленки он сам, даже если в ванной комнате завоняет. По моей стратегии, он должен разозлиться на свое заболевание. Далее, прописываем распорядок дня, уроки делает сам, когда не получается, обращается ко взрослым. Бабушка перестает лежать во время уроков в его комнате. Выбрали книгу для чтения «Два капитана», там ведь тоже мальчик был болен, но сумел преодолеть недуг. Показала упражнения на внимание и концентрацию, по моей версии, повышая зрительную концентрацию внимания, мы стимулируем всю мозговую деятельность, отвечающую за контроль. Так же показала несколько хитрых приемов, для лучшего запоминания материала, это чтобы улучшить оценки в школе и повысить самооценку ребенка, веру в себя. Оценки поползли вверх, самооценка стала меняться, у мальчика прибавилось уверенности. Он сделал календарь себе сухих и мокрых ночей. Он ему помогал не проваливаться в стыд и потерю надежды, когда случалась мокрая ночь. Я говорила, посмотри в целом, как много у тебя уже есть солнышек. И мальчик на глазах преображался. Он буквально отстаивал свою самостоятельность. Так и говорил, я сам! Не напоминайте, психолог сказала,

чтобы я сам вспоминал, что мне делать. Решая проблему энуреза, мальчик проходил одновременно свой этап сепарации в семье. Надо отдать должное родителям и, конечно, бабушке, которые поверили и были готовы меняться, хотя привычным образом жить легче, но это, как оказалось, был тупик.

После первой встречи – без изменений, а вот после второй встречи – первая сухая ночь!!!

Конечно, я волновалась. Во-первых, меня ловко продали этой семье. Школьный психолог так и сказала, я знаю, кто Вам поможет и дала мой телефон. Приятно, что коллеги признают, но очень страшно с задачкой не справиться. Я начала с того, что сразу проговорила маме, что результат не гарантирую. На что мама ответила, какие гарантии, все равно ничего не помогает. Давайте хоть попробуем.

Изучая, когда все же что -то сработало, появилась таки сухая ночь, я до сих пор не очень понимаю, что послужило спусковым курком к выздоровлению. Но есть еще очень важная деталь, о которой я не сказала. Я в буквальном смысле устанавливала ему будильник. То есть я уже однажды это проделывала со своим племянником. Я просила напрячь область, где в животе скапливается моча. Надуться так, как буд-то хочется писать. Ребенок в это время смотрит мне в глаза и я говорю ему «Вставай! Вставай!» ну и так несколько раз. Рефлекс начал срабатывать, даже если мальчик не хотел в туалет, но через несколько минут, он уже не мог терпеть. И так несколько раз. Я до сих пор не знаю, что в итоге сработало. У меня была большая вера в мальчика, я заражала этой верой его и маму. В итоге через 2 месяца нашей работы у него появился устойчивый результат. Сначала это было три сухие ночи, потом четыре. И на момент отъезда мальчика на каникулы – 8. Сейчас мальчик на каникулах гостит у бабушки. Не знаю как у него дела. Жду его возвращения и обещанный торт, который он обещал испечь сам и пригласить меня на чаепитие.

 

Автор: Касьянова Лариса

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.