Раннее развитие.

Раннее развитие

Раннее развитие.

Сегодня родители задают много вопросов на тему раннего развития детей. Как не отстать от других детей? Или можно ли навредить занимаясь раннем развитием своего ребенка в специальных детских клубах, школах? С какого возраста начинать? Что развивать? Как это делать? Надо ли вообще уделять этому внимание? Или можно услышать такие разговоры, что раньше никаких таких специальных занятий не было, родители работали, дети в яслях на пятидневке, это если бабушек не было, а вот все ведь выучились, ракеты в космос отправили. Все эти размышления и вопросы имеют место быть и очень хорошо, что сегодня родители осознанно подходят к физическому, психологическому и социальному благополучию своих детей. Вдумчиво взвешивают все «за» и «против». Проработав в школе 11 лет школьным психологом, классным руководителем, завучем по воспитательной работе,4 года директором частного детского сада «Сын Дочка» в г. Балашихе, являясь автором развивающей программы для детей с года до трех лет, имея возможность наблюдать в динамике за детьми, которые пришли к нам в сад после наших занятий и пришли к нам, не занимаясь нигде — все имеет значение.

Человеческий ребенок становится человеком только в человеческой среде. И есть периоды в развитии ребенка, они называются сензитивными. Это периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Одним из таких периодов является возраст до трех лет, когда у детей активно развиваются речевые навыки, формируется музыкальное восприятие, появляется интерес к мелким деталям, формируется мускульная координация. В этот период ребенок учиться легко, без особых усилий. Сензитивные периоды длятся непродолжительное время, поэтому упустить его никак нельзя. Наверстать упущенное будет практически невозможно. Если в это время ребенок будет совсем лишен человеческого общения, то он никогда не сможет стать человеком. Все помнят, нашумевшую историю девочек, которых нашли в лесах Индии в 1920 году. Одной из них было 1,5 другой 8 лет. Этих девочек воспитали волки. Они передвигались на четвереньках, ели сырое мясо и часто выли. Вскоре одна из них умерла. Люди старались вернуть им человеческий облик. Но, кроме нескольких слов так ни чему и не смогли научить. В истории много таких примеров. И если и удавалось чему-то научить таких детей, то восстановить психику — нет. Такие дети так и не смогли идентифицировать себя как людей, а считали себя птицами, собаками, смотря с кем они росли.

Младенец рождается с максимальным количеством нейронов — клеток мозга. А вот связи между этими клетками будут образовываться в процессе психического развития. Чем больше таких связей будет образованно в первый сензитивный период, тем лучше будет работать вся система головного мозга. Примерно 700 связей в секунду формируется в первые пять лет жизни ребенка. Через взаимодействие со значимым взрослым, через эмоциональное общение, мимику, жесты, прикосновение будут образовываться основные связи между нейронами. Будут организовывать клетки мозга в важные группы — речевые, моторные, звуковые, зрительные центры и т. д. И нужно немного усложнять задачу ребенку, чтобы сеть между клетками мозга расширялась и укреплялась.

Но развитие должно быть адекватно возрасту. Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой, а возможно , и с папой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, то есть множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений. В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет, как лучше это сделать. Но раннее развитие и раннее обучение — это разные понятия. В наших центрах мы пошли немного дальше. Мы соединили весь накопленный опыт свой и коллег из других стран и подготовили занятия согласно всем возрастным периодам. Не перегружая психику ребенка, в доступной игровой музыкальной форме, педагоги занимаются речевой и дыхательной гимнастикой, знакомят детей с живым звучанием музыкальных инструментов, приобщают через игру к первым правилам в коллективе. С помощью пальчиковой гимнастики включают мелкую моторику. С помощью массажных мячей — крупную мускулатуру. Для активизации точек стопы я сама шила

специальные мешочки, заполняя их горохом. Теперь прохождение по ним босиком включено в сказочное хождение по кочкам и болотам. Все это вместе с мамой весело и удивительно интересно. Любые навыки, подкрепленные положительными эмоциями, только увеличивают интерес ребенка к игре и как следствие наращивают ту самую сеть между нейронами, о которой я говорила ранее.

Я против раннего интеллектуального насилия, наращивания количества знаний. Принудительное обучение затормаживает развитие и к школе мотивация и интерес к обучению угасает. Потребность узнавать все новое у детей очень велика. Ее и надо поддерживать через игру и положительные эмоции. Надо быть чутким и внимательным к тому, что сейчас сильно интересует ребенка, для этого ему нужно предлагать разные варианты для выбора в познавательной игре. А если родители будут опираться на свой интерес и его продвигать, то встретятся с детским упрямством и сопротивлением. И если родители вовремя не остановятся, то есть риск, что ребенок начнет упрямится через болезнь. А как еще справится с большими мамами и папами? Поэтому, если тянется ребенок к книгам — читайте, хочется рисовать — дайте ему эту возможность. Но если он ни в какую не хочет и пяти минут посидеть и послушать любимую вашу сказку, не надо силой удерживать, есть риск, что вы навсегда отобьете охоту слушать и читать.

Мне могут возразить родители, опираясь на свой детский опыт и опыт своих родителей, что раньше обходились без таких занятий. Да но, во-первых, раньше среда была более менее однородной для всех слоев общества. И большую роль в социальном воспитании занимала семья, в которой был не один и даже не два ребенка, а много детей, плюс бабушки, дедушки и прабабушки и прадедушки. А это уже маленький социум, где развитие и воспитание было естественным укладом жизни. Когда вся большая семья собиралась за одним столом и вместе кушали, вместе трудились и даже маленькие дети выполняли посильную работу, имели свои обязанности, вечером собирались слушали бабушкины сказки. Вы возразите, что это далекое прошлое. Но и в моем детстве было место коллективному труду и отдыху. Игры в резиночку у подъезда, турники, игра в вышибалу, лапта. Сейчас другой уклад, но поскольку воспитание и развитие лучше прививается в группе, значит полезность таких групп очень велика. Это то и обеспечивают детские центры развития.

Сегодня истории о том, что мамы выходят на работу, когда ее ребенок находится в грудном возрасте уже ни кого не удивляют. Молодые родители проживают отдельно от бабушек. Опыта общения с малышом у мам и пап не хватает. А играть с детьми, как показала моя практика, вообще не умеют. Поэтому наши центры развития — это хорошая помощь таким родителям. Где их научат играть со своими детьми, общаться. Да и сами они получать массу положительных эмоций. Сохранят свое психологическое эмоциональное здоровье и приобретут опыт. И уменьшат свою родительскую тревогу.

Автор: Касьянова Лариса

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.