6 месяцев развитие ребенка. Развитие подражания речи близкого взрослого. Эмоциональные и речевые изменения

Речь детей по возрасту

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».

  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.

Возраст ребенка в месяцах/годах

Подготовительный этап развития речи;

Образовательные задачи:

развивать речевой слух ребенка, понимание обращенной к нему речи, содействовать накоплению пассивного словаря;

— стимулировать овладение артикуляцией, предречевыми вокализациями, предшествующими собственно активной речи.

От рождения до 3 месяцев:

— побуждать реагировать на звуки (голос, мелодия, шумы и пр.) поворотом головы и слуховым сосредоточением;

— создавать ситуации, побуждающие реагировать на речь и интонации, при­оритетно выделяя человека и человеческий голос из окружающей среды;

— вызывать у ребенка зрительное сосредоточение на лице говорящего взрос­лого, склонившегося над ним, а также держащего его на руках в верти­кальном положении;

— формировать специфические реакции — эмоциональную, двигательную, голосовую (гукание), направленные на взрослого («комплекс оживления» к 3 мес.);

— способствовать эмоциональному контакту в общении со взрослым;

— закладывать начала речевого подражания (имитации).

От 3 до 6 месяцев:

побуждать к речевому подражанию — одному из главных способов осво­ения родного языка;

— развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого, обращенной к ребенку;

— активизировать интонационную выразительность речевых реакций и во­кализаций, используя интонационную яркость малых фольклорных жан­ров (пестушки, потешки, песенки и пр.);

— способствовать появлению певучих гласных звуков («а-а-а», «у-у-у» — гулению, в 4—5 мес), а также слогов («ба-ба-ба», «да-да-да», «ва-ва-ва» и т.д. — лепету, к 5—6 мес);

— способствовать появлению членораздельных речевых звуков родного языка (губных, нёбных: п, б, т, м, н, л и др.) и первых слогов («ба», «па», «ма», «ва» и др.), давая правильный речевой образец;

— побуждать вступать со взрослым «в перекличку», включая в речевую прак­тику уже произносимые ребенком фонемы;

— начинать развивать речь, связывая ее со смысловым содержанием (на­пример, «ля-ля» — куколка, «га-га» — уточка и т.д.), ввести в общение с ребенком вопрос «где?»;

— использовать для речевого подражания произведения поэтического фоль­клора для маленьких («Заинька по сеничкам погуливай-гуляй! Гу-гу-гу!»), голосовые «наигрыши» («Ай, ту-ту-ту!», «Ой, ду-ду-ду, ду-ду!» и др.), корот­кие эмоциональные фразы и приговоры («Наши гуси у пруда: га-га-га-га, наши курочки в окно: ко-ко-ко-ко»).

От 6 до 9 месяцев:

развивать понимание речи, обогащая ребенка новыми впечатлениями;

— продолжать учить находить взглядом, а затем и указательным жестом на­званную взрослым знакомую игрушку (предмет), вначале расположен­ную всегда в определенном месте, а затем при перемещении ее в про­странстве, отыскивать названный предмет (игрушку) среди 2—3 знако­мых, вначале на определенных местах, затем при перемещении в пространстве и наконец в сочетании с незнакомой;

— учить выполнять по просьбе взрослого «разученные» игровые действия («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания!»), вначале по показу и слову, а затем только по слову взрослого;

— вводить в речевое общение имена собственные: постоянно обращаться к ребенку, а также к окружающим взрослым и детям по имени («Где баба Галя?», «Где Саша?» и т.д.);

— развивать лепет, способность к подражанию новым слогам, различным интонациям; побуждать ребенка вступать в «перекличку» со взрослым, основанную на имеющемся лепетном «репертуаре» (знакомые слоги);

— развивать активное подражание, используя разученные игровые действия (игра-прятки «Ку-ку», игры «Здравствуйте! — До свидания!», «Поехали-поехали», «Гуленьки-гули!» и т.д.).

От 9 до 12 месяцев:

продолжать развивать понимание речи;

— вводить в эмоциональное общение названия окружающих предметов (стол, стул, чашка, ложка и пр.), предметов одежды (шапка, сапожки и пр.), игрушек;

— учить реагировать на предложения, побуждающие к активному действию («Держи чашку», «Подай мне шапку. Где твоя шапочка?»), находить иг­рушку по просьбе взрослого сначала среди 2-х, а затем среди 3—4-х;

— давать простые поручения, вызывающие одно ответное действие, напри­мер, принести какой-либо знакомый предмет (игрушку), положить кубик в коробку, посадить куклу в коляску и т.д.;

— учить по слову взрослого выполнять одно и то же действие с различны­ми игрушками (покормить куклу, мишку, собачку и пр., погладить котика, собачку, лошадку и пр.);

— понимать названия действий с предметами, носящих противоположно направленный характер (открыть — закрыть, надеть — снять, вложить — выложить и пр.);

— поощрять выполнение простых игровых действий по словесному указа­нию взрослого («Собери грибочки», «Положи куколку бай-бай (спать)»);

— учить узнавать и называть (при помощи лепетных слов, звукоподража­ний) изображение знакомого предмета на картинках: собака («ав-ав»), кошка («мяу-мяу»), петушок («ку-ка»), курочка («ко-ко») и т.д.;

— широко использовать малые фольклорные жанры (песенки, потешки, по­басенки и др.), игры «Ладушки», прятки «Ку-ку» для эмоционального и речевого общения с детьми, включать знакомые игрушки в простейшие сюжетные сценки;

— пополнять активный словарь словами, как правило, состоящими из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай-дай», «так-так», «топ-топ», «тук-тук», «га-га», «ля-ля», «тик-так» и др.

Содержание психолого-педагогической работы

Речевое развитие ребенка может благоприятно осуществляться, если он по­стоянно слышит речь. Присутствие говорящих взрослых играет огромную роль в самый ранний период жизни ребенка в подготовительном этапе его речевого развития. Совершенствование речевого слуха, овладение речевыми артикуля­циями, накопление пассивного и активного словаря — общая педагогическая направленность образовательного процесса.

От рождения до 3 месяцев —- воспитатель осуществляет уход за ребенком, эмоционально общается, стараясь вызвать у него «первую улыбку» (1 мес); удерживание головки в положении лежа на животе (2 мес); появление «комп­лекса оживления» — специфической для раннего младенчества эмоциональ­ной реакции, направленной на контакт со взрослым (3 мес). В составе «комп­лекса оживления» слышатся первые голосовые проявления — звуки «гы», «га», «г-га» — гукание. Они возникают при произнесении гортанных звуков «г-гы», «к-хы» на выдохе и предшествуют появлению в ближайшем будущем члено­раздельных гласных звуков «а», «у», «э».

Воспитатель организует ситуации, побуждающие ребенка прислушиваться к речевым звукам и выделять их из всех других звуковых стимулов. Занимаясь с ребенком, он развивает у него речевой слух, интонационно обогащая речь, об­ращенную к нему. В то же время взрослый заботится о развитии ручных уме­ний — предоставляет ребенку игрушки, удобные для захватывания, что оказы­вает благоприятное воздействие на речевые центры мозга.

Воспитатель всячески стимулирует речевую активность детей: появление у них гукания и первых речевых вокализаций «а-а-а», «э-э-э-э», «у-у-у» и т.д.

В педагогическом процессе широко используется фольклор — пестушки, пе­сенки, потешки «Гуси-гуси», «Наши курочки» и др. Воспитатель включает их в разговорную речь в процессе общения с детьми.

От 3 до 6 месяцев — подготовительный этап речевого развития продолжает­ся. Воспитатель дает образцы правильного произношения звуков родного язы­ка, включает их в фольклорные переклички с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание). При этом взрослый старается вступить в перекличку, побуждая ребенка к интонационно-выразительному гулению — произнесению первичных гласных звуков (4—5 мес.)

Речевое занятие проходит по определенной схеме: обязательно включается «урок подражания». Наряду с ласковым, эмоциональным разговором дается по­каз звучащей игрушки» вводится фольклорный текст на освоенный речевой звук и продолжается активизация действий руки на подтягивание, захватыва­ние, манипулирование предметами (игрушками). Длительность занятия 3—5 мин.

К концу первых 6 месяцев воспитатель способствует появлению в речевых реакциях детей (5—6 мес.) согласных звуков, отдельных слогов, например, «ава-ава», «ва-ва», «ма-ма-ма», «гу-гу-гу», что говорит о переходе к лепетной речи. Он также развивает понимание речи взрослого. С этой целью в разговор с детьми вводится вопрос «Где?». В процессе общения на занятиях и вне их взрослые обращаются к ребенку по имени.

От 6 до 9 месяцев — в повседневном общении и на специальных занятиях воспитатель развивает лепет, побуждая к подражанию, как и прежде на основе уже имеющихся в лепете звукосочетаний и слогов. Занятия следует проводить по той же системе, что и в предыдущем периоде. Однако они становятся более насыщен­ными по своему содержанию. Значительно усиливается понимание обращенной к ребенку речи: дети к 6—7 месяцам находят по названию знакомые предметы в определенном (постоянном) месте, а к 9—10 месяцам — уже и независимо от того, где эти предметы находятся. На занятиях уделяется большое внимание развитию понимания речи: на вопрос «Где?» ребенок находит названный предмет (делает указательный жест), выбирая из 2—3 рядом стоящих предметов.

От 9 до 12 месяцев — основное достижение ребенка — понимание обращен­ной к нему речи взрослого — слов и коротких фраз. Для развития такого пони­мания очень важно, чтобы воспитатель сопровождал свои действия по уходу за детьми словами, называя действия и используемые предметы. При этом он пользу­ется следующими приемами: в процессе общения выделяет названия предмета и действия с ним, старается, чтобы его речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним; не допускает скупости на слова, но не допускает и многословия, потому что за речевым потоком теряется то слово, которое ребенок должен запомнить. Необходимое слово выделяется интонацией^ неоднократны­ми повторами. Говоря о предмете, взрослый создает ситуацию, при которой ребе­нок мог бы спокойно рассмотреть и взять его в руки (ознакомительная игра).

Второе достижение — совершенствование речевого подражания. Если рань­ше «перекличка» строилась на основе уже имеющихся в лепете ребенка слов, теперь он способен произносить за воспитателем те слоги и слова, которые ранее не произносил. Это значительно меняет содержание речевых занятий, на которых теперь воспитатель «разучивает» новые фонемы и слоги.

Ознакомление с окружающим 11—12-месячных детей оказывает огромное влияние на развитие речи и мышления. Детям показывают и называют предме-

ты, окружающие их в обыденной жизни (трава, цветы, домашние животные, игрушки, бытовые предметы и т.д.).

Необходимо включить в игры и занятия сюжетные пособия и образные иг­рушки. С целью обогащения развития взрослый выстраивает с образной игруш­кой несложные и занимательные сюжеты: собачка танцует на задних лапках и получает лакомство, куколка села на лошадку и поехала, запела песенку и т.д.

Целая палитра эмоций и чувств открывается ребенку посредством показов с куклой и игрушками-животными (свинка в фартучке, зайчик в жилеточке, мишка в штанишках), потому что действия с ними предполагают показ быто­вых, понятных ребенку ситуаций (едят, спят, гуляют, танцуют, поют). Благодаря этим показам у детей формируются представления не только о предметах, но и

о действиях с ними.

Для развития активной (разговорной) речи воспитатель продолжает вво­дить в разговор с детьми облегченные (лепетные) слова (например, «гули», «ав-ав», «кука», «топ-топ», «бах-бах» и др.), употребляя их с общепринятыми в каче­стве пояснения. В 11—12 месяцев следует проводить занятия с картинками (знакомый предмет в статическом положении).

Особое значение для маленьких приобретают фольклорные произведения, обладающие большими речевыми и эмоциональными возможностями воздей­ствия («Петушок-петушок», «Наша Маша маленькая», «Заинька по сенечкам», «Киска-киска», «Баю-бай», «Гули-гулюшки», «Ты, собачка, не лай» и др.).

Развитие речевого подражания

Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.

Развитие у ребенка раннего возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий:

Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом , что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности (см. раздел «Развитие эмоционального общения со взрослым», с. 21).

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще (см. раздел «Развитие общего подражания», с. 35).

Для развития речевого подражания необходим определенный уровень развития внимания и слухового восприятия (см. главу «Развитие слухового восприятия», с. 71), а также дыхания (см. раздел «Развитие речевого дыхания», с. 111).

Для развития речевого подражания необходим определенный уровень понимания речи (см. раздел «Развитие понимания речи», с. 167).

Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой . Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения – воспроизведения слов без подлинного осмысления (см. раздел «Развитие делового общения со взрослым», с.60, а также игры, приведенные ниже в данной главе, раздел «Использование ритма в развитии речи», с. 207).

Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого :

речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Требования к речи ребенка : ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное – добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре .

Повторение аморфных слов . Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

Повторение слов . Вначале это простые короткие слова – мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух– или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз . Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе – 2–3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Хотелось бы более подробно остановиться на том, что же такое аморфные слова, ведь данный термин будет не один раз использоваться в описанных ниже играх. Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни. В контексте нашей книги можно уточнить значение термина «аморфные слова».

Помимо правильно произносимых слов (обычно это простые, доступные по артикуляции для ребенка слова – мама, папа, дай, на, да и т. п.) в ходе нормального развития речи и в случаях нарушенного речевого развития в детской речи присутствуют «аномальные слова»:

Слова-фрагменты , то есть такие, в которых сохранены только части слова. Например, «мако» (молоко), «дека» (девочка), «сина» (машина) и т. п.

Слова-звукоподражания , которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию. Например, слова-предметы «мяу» (кошка), «му» (корова), «би-би» (машина) и т. п.; слова-действия «ам-ам» (кушать), «бух» (упал), «куп-куп» (купаться), «ду-ду» (играть на дудочке) и т. п.

Контурные слова , в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «папата» (лопата), «тититики» (кирпичики), «патина» (машина) и т. п.

При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме. На логопедических занятиях используются прежде всего слова-звукоподражания.

Кроме этого, в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты. Однако нами уже упоминалось, что закреплять и поддерживать такую автономную речь ребенка нельзя.

В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.

Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы . Такая форма предложения материала позволяет логопеду гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение (игры «Гости», «Куколка», «На! Дай!» и др.). Можно варьировать степень сложности предлагаемой для повторения речи в работе с разными детьми внутри одной группы, т. к. в этом возрасте уровень развития речи детей может сильно различаться (позже такая разница в норме сглаживается). Слова, предлагаемые для повторения, выделены в тексте большими буквами. В большинстве из перечисленных игр сочетаются общее и речевое подражание. Особое внимание уделяется движениям рук взрослого.

В заключение хотелось бы познакомить читателей с некоторыми эффективными приемами вызывания у детей речевого подражания :

В случае, когда в игре используются стихотворные тексты . После того, как дети запомнят текст стихотворения (после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний, слов и фраз), предлагаем использовать прием договаривания слов и фраз . Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения. Когда педагог останавливается, дети договаривают нужные слова. Например, в игре «Дом большой, дом маленький» педагог говорит: «У медведя дом большой. » и делает паузу. Дети договаривают аморфное слово: «Ой-ой-ой!» Или педагог говорит: «А у зайки. », а дети договаривают слово: «. маленький!» Или педагог говорит: «Мишка наш. » и делает паузу, а дети договаривают уже фразу: «. пошел домой!» Увеличивать сложность заданий можно постепенно. Действуйте в предложенной последовательности: сначала аморфные слова, затем отдельные несложные слова, затем короткие фразы. Если малыши затрудняются, помогите им – произнесите нужные слова сами и временно вернитесь на предыдущий уровень выполнения задания.

В случае, когда игра проходит в форме беседы . Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос , побуждая ответить выделенным словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. Например, в игре «Куколка» логопед несколько раз произносит слово «кукла», затем спрашивает ребенка: «Кто это?» Если ребенок затрудняется с ответом, логопед отвечает за него: «Кукла» или предлагает варианты ответов: «Кто это? Это кукла. Мишка. Зайка». Такая же работа проводится в случае воспроизведения фраз. Например, логопед несколько раз говорит «Кукла танцует», затем спрашивает ребенка: «Что делает кукла?» Если ребенок отвечает правильно, взрослый хвалит его, если не отвечает – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа: «Кукла поет», «Кукла танцует», «Кукла спит», а ребенок выбирает правильный вариант и произносит его.

Источники:

http://vospitanie.guru/rech/rech-detej-po-vozrastu
http://studopedia.su/19_48516_podgotovitelniy-etap-razvitiya-rechi.html
http://lektsii.org/12-45089.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector