Агрессивное поведение у детей 5 6 лет. Какие ошибки не стоит допускать при борьбе с детской агрессией. Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Содержание

Конфликты и буллинг

Чем определяется агрессия и рекомендации по ее устранению у наших детей и подростков

Агрессивное поведение детей и подростков

С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.

Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).

Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.

Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых – младших братьев и сестер или товарищей.

Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека.

Причины возникновения агрессивного поведения

В настоящее время агрессивное поведение у детей и подростков встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям и молодым людям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию.

Ряд ученых указывают на четыре причины агрессии:

  • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;
  • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;
  • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;
  • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.

Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению.

Основная черта агрессивных детей – это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали.

Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее.

Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня – наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности.

Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций.

Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

  • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
  • провоцируют агрессивные фантазии;
  • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
  • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
  • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное.

Семья

Проследить причины возникновения агрессии можно также и в современной семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение.

Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.

На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим.

Когда родители отталкивают своих малышей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии.

Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы.

Школа

Часто местом возникновения агрессивных реакций является школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы.

В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение.

Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь задачей воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом.

Подытоживая вышесказанное, приведу отрывок из стихотворения Януша Корчака «Молитва воспитателя»: «…Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд».

Как справиться с детской агрессией

Алексеева Мария
Ваш личный психолог

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс. Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение. Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет. Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Источники:

http://childdevelop.ru/articles/conflict/27/
http://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-spravitsya-s-detskoj-agressiej.html
http://www.7ya.ru/article/Rebenok-stal-agressivnym-6-prichin-agressivnogo-povedeniya-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector