Агрессивные и непослушные дети: памятка для родителей. Как исправить вызывающее поведение ребенка

Памятка «Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»
консультация на тему

В памятке «Как помочь ребёнку с проблемами в поведении» содержится информация о причинах возникновения нарушений в поведении ребёнка, даются рекомендации для родителей о возможной коррекции поведения.

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»

Неуправляемый ребёнок — это ребёнок, который не выполняет правила и не подчиняется родителям. На самом деле не бывает неуправляемых детей, а есть родители, которые не умеют справляться с собственным ребёнком. Иногда причинами неуправляемого поведения являются особенности психофизиологии, возрастные, врождённые или наследственные проблемы развития. Но психологическая неграмотность родителей, их неумение или нежелание заниматься ребёнком не только усугубляет все проблемы, но и порой вызывают нарушения в поведении ребёнка не менее серьёзные, чем врождённые патологические отклонения.

Причины неуправляемого поведения:

1. Психофизиологические особенности развития , врождённые или наследственные. Например, гиперкинетический синдром.Диагноз может звучать по-разному: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), минимальная мозговая дисфункция (ММД) или чаще всего синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проявляется эта патология в расстройствах поведения, и родители не всегда считают нужным обращаться к врачу. Но именно в этом случае лечение необходимо.

2.Возрастные кризисы (от 1 до 3-х лет, 6-7 лет, 10-15 лет) проявляются у всех нормально развивающихся детей, и требуют внимания и грамотного отношения родителей. В эти периоды ребёнок, который был спокойным и покладистым, вдруг становится непослушным, капризным, упрямым, истеричным, неуправляемым. Но это не плохое поведение, это — важные этапы развития, когда ребёнок определяет для себя границы возможного.

3.Внутреннее неблагополучие ребёнка тоже проявляется в его поведении. В этом случае неконтролируемое поведение — это крик о помощи и способ привлечь внимание взрослых к своим проблемам.

4. Неправильное поведение родителей – это поведение, неосознанно провоцирующее или поддерживающее капризы и неподчинение. Ребенок не бывает плохим «от природы». Даже самый капризный и неуправляемый ребенок не бывает таким изначально. Ребенок ведёт себя так, как мы позволяем ему, он такой, каким мы его делаем своим воспитанием: разрешениями и запретами, любовью и ограничениями, вниманием или безразличием, формируя границы дозволенного. Если родители уверены и последовательны в своих требованиях к ребёнку, если они сами твёрдо знают, что можно, а что нельзя, и не противоречат друг другу, ребёнок обязательно будет их слушаться.

Возможности коррекции поведения:

При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) необходим индивидуальный подход в лечении нарушений функций мозга и неврологических отклонений. Неуправляемое поведение проблема не только для окружающих, но и для самого ребёнка. Гиперактивным детям трудно сосредоточиться на чем-то одном, они часто меняют виды деятельности, оставляя предыдущие дела недоделанными. В них постоянно кипит неорганизованная энергия, бессмысленная активность и чрезмерная импульсивность. У школьников – нарушения внимания, усидчивости, самоконтроля, неумение слушать, проблемы в общении, иногда агрессивность. Эти дети часто попадают в неприятные ситуации, а в подростковом возрасте склонны к асоциальному поведению. Если все вышеперечисленные особенности проявляются в разных ситуациях: в школе, дома и на улице, то это гиперактивность. Методы лечения СДВГ подбираются врачом, с учётом функциональных нарушений и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Возрастные кризисы — время взросления и переход на следующий уровень развития и самоконтроля. Каждый возрастной кризис — это новый шаг к самостоятельности и отказ от некоторых запретов, которые ограничивают возможности развития. Но родителям важно помнить, как бы не стремился ребёнок к самостоятельности, ему требуется постоянное внимание матери. Даже пытаясь отделиться от взрослых, ребёнок старается установить с ними новые, более глубокие отношения и определить новые границы, защищающие от опасностей внешнего мира. Как правило, с возрастом и упрямство, и отрицание, и капризы проходят бесследно – если, эти черты не являются наследственными, а родители не акцентируют внимание на этих проблемах. Чтобы избавиться от нежелательных проявлений, родителям необходимо в любой ситуации вести себя спокойно, не обсуждать проблемы ребенка в его присутствии, объяснять, как надо поступать и почему, быть последовательными, не позволяя ребёнку манипулировать собой при помощи нытья, капризов или истерик, и не менять свои решения на противоположные.

Даже истеричному или агрессивному малышу необходимо понимание, совет и готовность помочь, а не гнев и наказания. Воспитание ребёнка – это, прежде всего, самовоспитание родителей. Развитие в себе терпения, сдержанности, уравновешенности. Ребёнка воспитывают не словами, а собственным примером, умением в любой ситуации сохранять спокойствие и уверенность.

Внутреннее неблагополучие испытывает ребёнок, когда не удовлетворяются его эмоциональные потребности (в любви, внимании, эмоциональной поддержке, общении). И тогда ему приходится пробовать разные способы для привлечения внимания взрослых, обычно лучше всего срабатывает плохое поведение, агрессия и протест. Своим поведением ребёнок хочет добиться ответной реакции взрослого, и от того, какой будет эта реакция, зависит, закрепится ли этот способ достижения своих целей в поведении ребёнка или нет. Если ребёнок добился желаемого при помощи истерики, то это первый шаг к формированию истерического поведения, которое со временем становится особенностью характера. Поведение становится нормальным, когда родители понимают проблемы ребёнка и помогают их разрешить. Самой распространённой причиной непослушания является недостаток внимания со стороны родителей. Это вынуждает ребёнка вести себя так, чтобы вывести родителей из спокойного состояния, ведь для него нет ничего хуже безразличия, а наказание служит заменой эмоциональному контакту, если родители не находят времени для нормального общения с малышом. В этом случае родителям необходимо определить истинные причины непослушания, понять, что он хочет сообщить своим поведением? Что беспокоит малыша, и как ему помочь? Когда проблема решится, поведение нормализуется.

Когда малыш подрастёт, неуправляемое поведение помогает бороться за самоутверждение, протестовать против постоянного контроля и опеки, завышенных требований и чрезмерной строгости или безразличия родителей. Часто такое неосознанное поведение родителей провоцирует или поддерживает капризы и неподчинение. Проблемы с поведением возникают там, где родители непоследовательны в своих требованиях к ребенку: сегодня это можно, завтра – нельзя, папа запрещает, а мама разрешает. Это даёт возможность ребёнку манипулировать взрослыми и добиваться своего, используя их разногласия и неопределённость границ. Чтобы научиться манипулировать другими, ребенку нужно хотя бы один раз добиться успеха, получить желаемое, а это не возможно без поддержки взрослого. Известно, что одни дети капризничают постоянно, а другие – практически не капризничают, один и тот же ребёнок может с разными людьми вести себя по-разному, обычно он не слушается того, кто это позволяет. Поэтому, если ребёнок не слушается маму, значит проблема в маме, а если бабушку, значит, неправильно ведёт себя бабушка. Взрослому необходимо помнить, что именно он строит отношения с ребёнком, он – в этих отношениях главный. И если взрослый уверен, что ребёнок должен его слушаться, значит так и будет. Родители должны выработать единую тактику воспитания, договориться о том, что можно, а что нельзя и определить чёткие границы дозволенного, чтобы малыш точно знал, что ему разрешено, а что нет.

Проблемы в семейных отношениях и частые конфликты также не могут не отразиться на поведении ребёнка. Нередко ребёнок, переключая внимание родителей на своё неуправляемое поведение, отвлекает их от выяснения отношений и ссор, сглаживая тем самым напряжённость внутрисемейных отношений. Ведь он одинаково любит и маму и папу — они оба ему нужны, и ребёнок, как может, спасает мир в семье.

Что делать родителям?

Быть последовательными. Всегда держать данное слово и выполнять обещания. Если сказали «нет» не менять принятого решения. Ребенок испытывает характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Родителям необходима твердость.

Общаться с ребёнком на равных , как со взрослым, уважая его мнение и, считаясь с его интересами. Сократить количество запретов, но, когда необходимо отказывать, объясняя, почему это нельзя.

Режим дня и твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую часто приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Необходимо просто быть рядом, чтобы помочь малышу. Не стоит ожидать от ребенка, что он по собственному желанию сделает то, о чем его просят. Прежде, чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе, нужно достаточно долго повторять все необходимые действия вместе с ним снова и снова.

Маленькому ребенку нужны абсолютные запреты , которые создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Жёсткие границы обеспечивают маленькому ребёнку физическую и эмоциональную безопасность. В его сознании возникают границы собственных возможностей. Со временем надо расширять не только обязанности, но и права ребёнка, позволять малышу быть самостоятельным , постепенно расширяя границы и не вмешиваться в его дела, если он не просит помощи.

При вспышках упрямства, гнева, истерики можно отвлечь ребёнка на что–то нейтральное, использовать игру или юмор для сглаживания проявлений негативизма.

Не надо оставаться зрителем или участником истерики. Спектакль всегда рассчитан на конкретного зрителя. Поэтому лучше взять ребёнка за руку и увести в другую комнату, где никого нет или выйти из комнаты, оставив его одного. Когда малыш успокоится, можно объяснить, спокойно и доброжелательно, почему нехорошо так делать. Необходимо научить ребёнка правильно выражать свои желания или несогласие.

Когда ребёнок выходит из-под контроля , не подчиняется требованиям, можно посадить его к себе на колени, и, молча глядя в глаза, крепко держать, не позволяя вырваться, пока малыш не успокоится. Потом можно сказать, как вы его любите, что Вас устраивает или не устраивает в поведении и выразить уверенность, что впредь такое поведение не повторится. Эти действия позволяют ребёнку почувствовать силу родительской власти, любви и доброжелательности. Если ребёнок сильно возбуждён, и ему трудно успокоиться, можно, удерживая его на руках, умыть лицо холодной водой, которая вызывает кратковременный шок и торможение процессов возбуждения, успокаивая малыша, можно качать его на руках и говорить ласковые слова, но не менять своих решений.

Самое главное: ограничения, запреты и проявления родительской власти определяются заботой о ребёнке, и всегда должны сопровождаться любовью и уверенностью в правильности и необходимости своих действий!

Потому что сила без любви — это насилие, а любовь без силы — беспомощность!

Мы желаем Вам силы, любви и уверенности!
Шмелёва О.Л., психолог.

Агрессивные и непослушные дети: памятка для родителей

В основе плодотворного партнерства «родитель-ребенок» (а детско-родительские отношения и есть партнерские) лежат углы четырехугольника:

1 душевная теплота 3 взаимное уважение

2 привитие чувства 4 четкие правила

При гармоничном соблюдении этих граней ребенок может вырасти полноценной психологически здоровой личностью.

Детская агрессия – это проблеме, наиболее часто вызывающая тревогу у педагогов и родителей. В поведении и поступках ребенка родителей очень часто волнуют реакции непослушания. Стоит отметить, что и в такой проблеме можно найти положительную сторону: ребенок открыто проявляет наличие непроработанной проблемы, а значит есть возможность принять меры. Агрессией и «плохим» поведением ребенок привлекает к себе внимание.

Об агрессивном и непослушном поведении стоит знать следующее:

  • Всегда имеют причину, чаще всего в стиле детско-родительских отношений
  • Являются для ребенка средством для получения чего-либо, будь то внимание родителей, помощь или элементарная ласка
  • Являются при этом сигналом внутреннего дискомфорта

Что нужно знать о причинах непослушного и агрессивного поведения ребенка:

1. В большинстве случаев ребенок непослушен и агрессивен, так как он —

А. обижен на себя за какую-либо неудачу или неуспешность. Детская неуспешность в какой-либо области (успеваемость в школе, отношения со сверстниками и др.) – это одна из причин агрессии

Б. обижен на значимых взрослых из-за невнимательности с их стороны. Часто ребенка и балуют, и играют с ним, однако внимание для ребенка – это эмоциональный комфорт и душевное тепло. Спросите, чем расстроен ваш ребенок, поговорите с ним, обнимите его. Ему очень важна ваша поддержка и одобрение во всем, особенно что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста – родители и педагоги, их мнение являются для них основными критериями.

2. Холерический темперамент (импульсивные, раздражительные дети), особенности нервной системы

3. Нет знаний, как реагировать в сложных ситуациях

4. Защита от происходящих неприятных событий

5. Подражание поведению сверстников

6. Агрессивное поведение в семье и в отношениях родителей

Эти причины могут также быть причинами ярких вспышек агрессивности и непослушания, когда ребенок неуправляем и впадает в ярость. Конечно же, если с ребенком такое происходит, значит, он чувствует внутренний дискомфорт, вызванный вышеуказанными причинами.

Что нужно знать о вредности, упрямстве и негативизме (отказе выполнять любые правила):

  • Они проявляются как вполне закономерное явление у детей 6-7 лет, так как они познают мир и хотят стать более самостоятельными.
  • Являются в любом случае реакцией на взрослых, не имея отношения к деятельности, выполняемой ребенком (будь то нежелание завязывать шнурки, обедать или идти в детский сад). Негативизм и упрямство – это «ощупывание границ» в отношениях со взрослыми, одна из форм познания мира. Очень важно не упустить этот момент и проявить настойчивость, чтоб ребенок нашел для себя эти границы.

Как реагировать на упрямое поведение? (если поведение ребенка не связано с мерами безопасности (пользование бытовой техникой, электроприборами и сложной техникой и др.)

— главное – проявить терпимость и спокойствие в объяснении ребенку что хорошо и что плохо, в этот период очень важно заложить представление о нормах поведения. Не кричите, а объясняйте доступным для ребенка языком;

— соглашайтесь с тем, что вам не нравится («не чисти зубы», «не обедай», «не иди в садик»). Больше шансов, что при отсутствии «не» — высказываний и упреков ребенок выполнит вашу просьбу;

— в ситуации неодобряемого вами выбора попробуйте согласиться с выбором ребенком, покажите ему, что уважаете его мнение. Возможно, он, не умея пользоваться предоставленной свободой, обратиться к вам за помощью, и вы поможете сделать ему разумный выбор.

— не забывайте давать сигнал о том, что поведение вам неприятно, не нравится и вы не одобряете его

— объясняйте неприемлемость такого поведения

Как нельзя реагировать на агрессию и непослушание?

  • Агрессией по отношению к ребенку, словесной и физической
  • Наказаниями в жесткой форме
  • Запретами
  • Угрозами
  • Криками

Как правильно вести себя с непослушным ребенком?

1. Спокойно сообщите, что вам не нравится такое поведение, выражая свои чувства («Я обижаюсь, когда ты отказываешься. », «Мне неприятно, когда ты вредничаешь», «Я сильно расстраиваюсь, когда ты плохо себя ведешь. »)

2. Мало объяснить и выразить свои чувства. Не забывайте высказывать свой вариант приемлемого поведения, который вызвал бы у вас позитивные чувства. Покажите ребенку правильную модель поведения.

3. Будьте настойчивы, последовательны и непротиворечивы (то есть все члены семьи должны быть согласны друг с другом в требованиях. Не нужно делиться на 2 лагеря, например, когда мама и папа запрещают что-то, а бабушка и дедушка жалеют и защищают ребенка). Но и не будьте излишне жестки.

4. Родители не должны быть злобными обвинителями.

5. Давайте ребенку «выпустить пар», а потом переходите к обсуждению.

Агрессивный ребенок: причины, коррекция поведения, помощь

Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность, непослушание, агрессивность, направленная на себя или других людей – яркие примеры того, как может меняться поведение ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и какие причины – психологические, социальные, физиологические – вызывают нарушения в поведении.

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях, отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи психолога или невролога?

Агрессивный ребенок: норма и патология

Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.

Нормой являются следующие особенности:

  • Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
  • Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.

Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.

В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?

  • Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
  • Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
  • Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.

В таких случаях нужно незамедлительно обратиться за консультацией и помощью к детскому психологу, неврологу, психиатру.

Ребенок нервный, агрессивный и непослушный

Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым, понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их требования. Так, родители не замечают, что за детским непослушанием кроется потребность, которая является жизненно важной для него в данный возрастной период.

Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и непослушным?

  • контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;
  • внимания и любви со стороны родителей;
  • ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться с критикой;
  • уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.

Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик души»?

Почему ребенок агрессивный без причины?

Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво. Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:

  • Возрастные изменения.

Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы. Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия. Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.

  • Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.

Так бывает, что родители не подозревают того, что дети подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей, вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые формы насилия, решают проблемы финансового характера, в коммуникативной сфере. Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или вины – не могут быть выражены и вызывают приступы безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи. Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком, установить контакт, во время которого возникнет близость и желание довериться близкому человеку.

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/08/26/pamyatka-kak-pomoch-rebyonku-s-problemami-v
http://www.b17.ru/article/10006/
http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/agressivnyy_rebenok_prichiny_korrektsiya_povedeniya_pomoshch/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector