Чему дети могут научить родителей. Чему родитель должен научить своего ребенка? Готовка и уборка

Как приучить ребёнка к домашним обязанностям

В каком возрасте ребёнок может начать помогать по дому

Р ебёнка надо приучать к выполнению домашних обязанностей как можно раньше, лучше всего – с одного года. Примерно в это время он уже уверенно стоит и ходит. Начинайте с отработки понимания инструкций «Дай мишку», «Подними кубик», «Положи мячик на место» и т.д. Все словесные инструкции на начальном этапе должны сопровождаться жестами и демонстрацией на своём примере. По мере взросления ребёнка задачи усложняйте, но настолько, чтобы малышу было по силам их выполнить. В таком случае с возрастом это уже будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Малыш всё делает, глядя на взрослых, поэтому будьте примером. Прежде, чем поручать малышу что-то по дому, надо показать, объяснить и желательно прокомментировать каждое действие. Дети должны знать, что и для чего они делают. Например, игрушки надо убрать, чтобы в доме было чисто. Объяснять это тем, что надо помочь маме, не стоит, так как в периоды переходных возрастов (3 и 5 лет) возникает дух противоречия. Дети могут делать всё назло маме. А каким образом это осуществить? Не помогать ей. Поэтому давайте ребёнку чёткие объяснения: одежда должна лежать на своих местах, чтобы не пачкалась, посуду нужно мыть, чтобы мы могли кушать из чистых тарелок и т.д.

Какие должны быть обязанности у ребёнка

Когда малышу исполнился годик, мама, протирая пыль, может дать тряпочку ребёнку и попросить помочь. Первые попытки будут длится не больше одной минуты или даже несколько секунд, это абсолютно нормально. С того же возраста можно начинать учить убирать за собой игрушки и расставлять предметы по своим местам; естественно, на начальном этапе с вашей помощью.

В три года малыш уже должен уже уметь снимать одежду, убирать на место, находить её, одеваться, убирать за собой грязную посуду в раковину.

К 5 годам круг обязанностей расширяется. Лучше, поручать ответственные задачи, чтобы ребёнок почувствовал важность мероприятия, которое нельзя забыть или проигнорировать. Например, поливать цветок, помогать сервировать стол перед едой.

Что делать, если ребёнок не хочет помогать

Отказ ребёнка может быть вызван несколькими факторами. Во-первых, малыш должен видеть, что у каждого члена семьи есть обязанности. Во-вторых, в младшем возрасте не заставляйте насильно и не говорите, что малыш делает что-то неправильно. Похвалите. Самое главное, что он пусть немного, но помог. У ребёнка появится стимул помочь в следующий раз.

Похвала за проделанную работу очень важна, она подчёркивает значимость помощи. У ребёнка создаётся ощущение, что он принёс пользу.

Также отказ может быть вызван непониманием. Очень важно разбивать большие задачи на конкретные действия, чтобы ребёнку было проще. Например, убрать свою комнату – это сложить игрушки, пропылесосить, заправить кровать, протереть пыль. Объясните, что конкретно малыш должен сделать, и, конечно, с возрастом список действий в понятии «убрать свою комнату» должен расширяться. Если в 2 года это означает убрать свои игрушки, то в 5 лет – протереть пыль, заправить кровать, сложить книги и канцелярские принадлежности на место.

Существует стереотип, что девочку надо учить готовить, гладить, стирать и т.д., а мальчика этому учить необязательно. Это неправильно, ведь эти умения полноценно подготовят ребёнка, в данном случае и мальчика, к будущей самостоятельной жизни. Также каждая семья должна ориентироваться на те правила и порядки, которые уже заведены, и, расширяя круг обязанностей, вводить только актуальные для семьи дела. Делать что-то, потому что это делается в других семьях, не надо. Это будет нарушать гармонию и вести к противоречиям.

Даже в период упрямства у ребёнка можно вызвать интерес к домашним обязанностям. Для этого эффективно используются игры. Их можно придумывать, исходя из ситуации, возраста, интересов. Ниже предложены несколько игр, которые можно использовать при уборке игрушек.

В Царстве игрушек произошёл сильный ураган. И все машинки/куклы/зверята потерялись и хотят вернуться в свои домики. Давай поможем?

Посмотри, что случилось с игрушками? Они лежат не на своих местах. Давай, с помощью волшебных ручек сделаем комнату чистой и красивой! С помощью волшебства это получится намного быстрее (в этот момент можно начать напевать песенку с ребёнком и убираться под неё).

Если в семье несколько детей, то можно убираться на скорость. Тут важно учесть такой момент, что как правило проигравший обижается. Чтобы такого не происходило, не надо делать награду для победителя. Лучше всего просто оговорить, что тот, кто будет быстрее, тот – молодец, а после уборки все пойдут пить чай с конфетами.

Задача: заполнить импровизированный «склад». Хорошо, если у каждого ребёнка есть своя коробка, ёмкость. Здесь неважно, кто чьи игрушки будет убирать. Выигрывает тот, у кого больше всего предметов на складе по объёму или по количеству, если игрушек немного, и их можно посчитать.

Это игра на время, но командная. Засекается секундомер, дети начинают собирать игрушки по цепочке: один с пола берёт игрушки, передаёт другому. Второй ребёнок уже кладёт в коробку или передаёт третьему. Результаты записываются и сравниваются каждый день. Цель: дети учатся работать в команде для достижения наилучшего результата.

Эти же приёмы можно использовать и для других домашних дел.

Как научить своих детей порядку и чистоте в доме?

Любая мама мечтает, чтобы в детской комнате ее малыша всегда были чистота и уют. Но далеко не все дети послушно убираются на своей территории, зная место всем своим вещам. Как можно научить своего ребенка порядку?

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой. С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет. Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать здесь). Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место.

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей. Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище. Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

Прививаем понятие

Понятно, что в год – полтора от ребенка глупо требовать идеальной чистоты: у него еще плохая координация, низкая произвольность, практически отсутствует понятие чистоты – он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр. Все это просто не позволит ему наводить в комнате идеальный лоск. В это время он может лишь помогать маме собирать свои игрушки перед сном.

Примерно к 2 годам детки начинают активно подражать взрослым во всем, в том числе и в уборке квартиры. Ни в коем случае нельзя отталкивать малыша в его желании. Понятно, что он еще неловок и неуклюж, за ним придется все переделывать. Но получая постоянные отказы, малыш быстро утратит интерес не только к уборке, но и вообще к любой помощи взрослым.

Итак, важно всегда принимать помощь крохи, разделяя с ним домашние хлопоты. Так у малыша постепенно сложится представление о необходимости выполнения домашних дел и о том, что это – важная часть уклада жизни в семье.

При этом необходимо всегда показывать малышу, что все действия в доме заканчиваются уборкой:

  • приготовление пищи;
  • прием пищи;
  • игры;
  • купание;
  • папина работа с инструментами (починка игрушек, например);
  • мамино рукоделие и т. д.

Пусть малыш помогает маме мыть или чистить овощи, расставлять тарелки к обеду или делать еще что-то вместе с ней. При этом он постепенно будет осознавать, что очистки, крошки на столе, грязная посуда, обрезки, огрызки, стружки и прочий мусор – это именно мусор и грязь, которые всегда нужно убирать. Это не только поможет привить навык уборки, но приучит малыша к дисциплине.

Никогда не убирайтесь сами в детской, не дождавшись нужной реакции крохи. Увидев хоть раз, что можно «не напрягаться», что за него все сделают взрослые, он в дальнейшем будет игнорировать ваши просьбы. Зачем наводить порядок, если мама поворчит, а потом все равно сделает это сама? Можно лишь в игровой форме помогать крохе, говоря, например, что игрушкам уже пора спать. Поддерживайте желание карапуза быть взрослым и самостоятельным: купите ему детские утюги, пылесосы, другие инструменты.

В этом возрасте важно хвалить малышей за помощь маме, говоря, какие они молодцы. Тогда они привыкнут, что убираться – это приятно. Полезно придумывать и рассказывать сказки о чистоте и аккуратности, в которой главный герой – сам ребенок, который побеждает ужасную грязь и помогает маме.

Организуем пространство

Для того чтобы малыш мог сам наводить чистоту, перво-наперво он должен знать, что куда класть. А потому обязательно нужно организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы для всего было предназначенное место. То есть игрушки, конструкторы, принадлежности для рисования и творчества, книжки, спортивные снаряды, одежду и обувь нужно раскладывать и развешивать в предназначенные для этого места. А значит, в детской должны быть:

  • одежный шкаф;
  • стеллажи;
  • письменный стол;
  • контейнеры, органайзеры, корзины, коробки;
  • полки.

И перед тем как приучить ребенка к порядку, для начала вместе с ним нужно установить, где для чего место. Можно наклеить иллюстрирующие стикеры на контейнеры или полки (машинки, кубики, игрушки, карандаши), чтобы ему было легче ориентироваться. Важно, чтобы малыш сам пытался определить, где что ему хранить удобно.

Ну а если он решит, что в одежный шкаф будет складывать коллекцию резиновых игрушек, маме придется тактично объяснить ему, что у этого шкафа другая роль, и предложить другой вариант. Главное на этом этапе – обойтись без конфликтов. Это только отвернет малыша от любого желания убирать за собой (зачем ему лишний стресс?).

Постоянно прививайте своему чаду ощущение, что чистота – это приятно, а грязь – плохо, что в чистой комнате находиться комфортно и уютно, чистая одежда – это красиво и аккуратно. Так он со временем возрасту привыкнет, что порядок – это дело обязательное.

Полезные рекомендации

Как же приучить детей к порядку? Можно использовать разные приемы, которые помогут на этом сложном пути.

  • Создайте позитивный настрой. Скажите, как здорово и уютно будет в детской после уборки, как легко будет найти нужную игрушку и приятно играть в чистой комнате. Менторский тон не способствует правильному настрою ребенка на такое сложное для него дело.
  • Мотивируйте свое чадо тем, что в чистой комнате больше места для игр, меньше микробов, что сюда гораздо приятнее приглашать в гости друзей, что в комнате, где постоянно поддерживают чистоту, убираться намного быстрее.
  • Играйте. Например, кто быстрее уберется в своей комнате. Или кто аккуратнее сложит книжки, кубики. Придумайте сказку, в которой каждая игрушка на ночь отправляется спать в свой домик, потому что уже устала. Можно читать малышу книжку, пока он убирает вещи, и останавливаться, если он остановился. Можете петь веселые песенки вместе с ним, подсказывать, что куда положить, если он растеряется, комментировать, что за чем убирать. Это значительно облегчит ему задачу.
  • Если ребенок уже читает, можно составить квест, развесив по комнате стикеры с подсказками, что, куда и в какой последовательности убрать. Или развесить записки с просьбами от самих предметов в комнате, которые хотят, чтобы им помогли: помыли, сложили, почистили, убрали на место. Ребенку гораздо интереснее подметать ковер, который сам его об этом попросил, чем делать это по просьбе (или тем более приказу) мамы.
  • Разбивайте задачу на части. Просто «наведи порядок» — это фраза-катастрофа, способная вызвать у ребенка панику. Разложите ее на составляющие: сложи игрушки, поставь книжки на полку, протри пыль. При этом показывайте, что находится на своем месте, а что нужно убрать.
  • Нарисуйте картину порядка. Часто малыши просто не представляют, как должна выглядеть их комната, что такое чистота в ней. Расскажите, что порядок – это когда на полу нет игрушек или мусора, на столе все предметы сложены аккуратно, нет фантиков или огрызков, книжки стоят на полках, кроватка застелена, пыль вытерта.
  • Приучайте малыша к тому, что чисто должно быть не только в его комнате, и следить за этим должны все члены семьи. Привлекайте его к совместной уборке –пусть он помогает маме убраться в гостиной, папа помогает им навести порядок в спальне родителей. Пусть у ребенка будет ответственное поручение в совместной уборке: полить цветы, вытереть пыль в доме, почистить кошачий лоток или вынести мусор. Либо альтернатива – что из этого он хочет сделать сегодня.
  • Приучая к совместным действиям, постепенно давайте ребенку все более ответственные задания, даже если они не связаны с уборкой. Купить хлеба, заплатить за связь, привести домой младшего брата из садика. Это укрепит понимание того, что в семье все действуют сообща в любом деле.
  • Будьте готовы к тому, что чистота не самый главный приоритет в жизни ребенка. И даже имея представление о чистоте и навыки ее наведения, дети склонны не замечать, что творится вокруг них. Так что даже если ребенок умеет наводить порядок, вам еще долго придется напоминать ему о необходимости приведения комнаты в надлежащий вид. При этом общайтесь с ребенком на равных, укрепляя его чувство собственной значимости.

Родители должны прочно запомнить одну фразу: меня очень огорчает твоя неубранная комната, но я все равно тебя люблю! Важно всегда воспринимать малыша таким, каков он есть, и давать ему понимание этого. Плох поступок, а не он сам!

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия.

Итак, чего делать не нужно?

  • Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
  • Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот. Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться. Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
  • Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
  • Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
  • Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
  • Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
  • Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
  • Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку. Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь.

Чему родители должны научить своих детей (советы для детей от 1 до 18 лет)

Публицист и религиозный деятель Уильям Чаннинг был прав, когда сказал, что воспитание ребенка требует больше душевного мышления и более глубокой мудрости, чем управление страной. Искусство воспитания детей может быть трудным даже для опытных родителей, потому что есть много вещей, которым нужно научить своих детей, прежде чем они вырастут. Кроме того, вы должны будете подавать пример, демонстрируя им хороший пример и правильные привычки, которые вы хотите, чтобы они усвоили.

Мы составили список важных и не столь очевидных вещей, о которых дети определенного возраста должны знать и уметь делать.

  • Как справиться с неудачами и гневом.
  • Как прощать других и себя.
  • Как уметь договариваться с другими детьми и даже со взрослыми.
  • Быть самодостаточным .
  • Убедитесь, что они не заговорят и никуда не пойдут с незнакомцами.
  • Убедитесь, что они знают свой домашний адрес.
  • Употреблять здоровую, правильную пищу (и избегать продуктов, на которые у них аллергия). Один раз в неделю позволить есть что-то из вредных продуктов (различный фаст-фуд)
  • Не стесняться взрослых и пожилых людей.
  • Не бояться задавать вопросы, если есть что-то, чего они не знают.
  • Знать как приготовить простую еду (чай, бутерброды).
  • Знать номера экстренных служб.
  • Соблюдать режим дня.
  • Умеет плавать.
  • Как перейти дорогу, следуя правилам.
  • Не бояться знакомиться с новыми людьми.
  • Как правильно вести себя за столом.
  • Как искать информацию в книгах и в Интернете.
  • Как не сказать все, что приходит на ум, для того чтобы кого-то не обидеть.
  • Как вести себя на природе и ухаживать за животными.
  • Знать номера телефонов своих родителей наизусть.
  • Как уметь отличать потребности от желаний, которые быстро исчезают.
  • Как быть оптимистом, но не смотреть на мир сквозь розовые очки.
  • Помочь найти хобби и попытаться преуспеть в этом.
  • Одеваться соответственно случаю и погоде.
  • Знать основы безопасного поведения в интернете.
  • Научиться готовить более сложные блюда: готовить гарниры, очищать овощи.
  • Самостоятельно отслеживать времяпрепровождение при просмотре телевизора или игре в компьютерные игры.
  • Заниматься физической культурой.
  • Знать как добраться до продуктового магазина.
  • Как уметь пользоваться компасом и знать, как ставить палатку.
  • Знать дни рождения близких родственников.
  • Знать, как алкоголь и наркотики могут нанести им вред.
  • Уметь ориентироваться в городе и избегать опасных мест.
  • Использовать только общественный транспорт.
  • Принимать свой внешний вид, со всеми недостатками.
  • Уметь выражать свои чувства противоположному полу.
  • Уметь признавать свою не правоту.
  • Уметь экономить карманные деньги и тратить их разумно.
  • Быть уверенным в себе, но не подавлять других.
  • С уважением относиться к обслуживающему персоналу.
  • Понимать, как возникает депрессия, какие последствия она может иметь и как с ней бороться.
  • Думать, прежде чем принимать важное решение.
  • Как решать конфликты.
  • Как найти компромиссы.
  • Как следить за своим весом.
  • Как справляться со своей учебной нагрузкой и эмоциями самостоятельно.
  • Знать свои сильные и слабые стороны.
  • Думать о своем будущем и роде занятий.
  • Подумать о подработке, когда есть возможность.

Источники:

http://lucky-child.com/blog/kak-priuchit-rebyenka-k-domashnim-obyazannostyam/
http://razvivashka.online/vospitanie/priuchit-k-poryadku
http://zen.yandex.ru/media/id/5c5ee4fb8e5f1300ac3d0646/5ca495d524949900b295eb04

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector