Что должен делать малыш в 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Ребенок в 10 месяцев (календарь развития)

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Психическое развитие 10-месячного крохи

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

Кормление ребенка в 10 месяцев

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

Как помочь малышу развиваться

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)

Календарь развития в 10 месяцев. Что должен уметь ребенок и во что с ним играть

В этом возрасте малыш уже умеет сидеть, активно познает мир и делает первые неуверенные шаги. Физическое развитие ребенка в это время уже несколько снижает свою интенсивность. Начинается работа над точностью движений. Карапуз начинает активно изучать окружающий его мир, берет вещи, до которых раньше не дотягивался. Достаточно быстро передвигается на четвереньках. Поэтому его нельзя оставлять без присмотра.

В 10 месяцев кроха самостоятельно кушает многие продукты со «взрослой» кухни: очищенное яблоко, грушу, способен жевать булочку или детское печенье, многие малыши осваивают ложку. Кроха ест 5 раз в день, однако меньше набирает в весе, чем прежде.

В таблице ниже приведены средние показатели ребенка в 10 месяцев.

Физическое развитие

10-месячный ребенок может:

  • может уверенно сидеть, твердо стоять на ножках, держась за опору одной рукой;
  • ходить, опираясь на какой-либо предмет или стену (стул, машинку, бортик кроватки и др.);
  • подниматься на невысокую лесенку (в доме или на горке для катания) — 2—3 ступеньки, а вот спускаться обычно получается хуже;
  • садиться из стоячего и лежачего положения и вставать на ножки, придерживаясь за опору;
  • вероятнее всего у него уже имеется 4 зуба, но если их еще нет, то это не повод для беспокойства, это тоже норма;
  • манипулировать игрушками (открывать и закрывать коробочки, прятать в них игрушки, кидать их, сбрасывать со стола);
  • переворачивать плотные странички книжек;
  • есть ложкой, пить из кружечки;
  • захватывать предметы пальцами («пинцетный захват»);
  • понимать, что такое горшок и для чего он нужен.

Совет! Педиатры рекомендуют играть с горшочком (высаживать на него разных плюшевых зверушек), но до полутора лет не учить малыша использовать его по назначению, поскольку только к этому возрасту дети физиологически способны контролировать свои естественные процессы.

Каждый ребенок развивается в процессе игр, которые с каждым месяцем становятся все более осмысленными:

  • 10-месячный карапуз перекатывает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Таким образом, он начинает понимать, что мячик катится, кубик стоит. Если ранее он пирамидку рушил, то теперь может ее собирать и понимать, как это делается;
  • играет в «прятки», «ку-ку», когда малыш сам закрывает себе глаза ладонями или прячется за предметы и забавно хохочет, когда родители долго не могут его обнаружить и, наконец, находят;
  • в различные пальчиковые игры, а они, в свою очередь, прекрасно развивают мелкую моторику;
  • крайне интересуется предметами домашнего обихода (посудой, прежде всего, складывает в нее, «варит», стучит и др. манипуляции), пытается подражать маме в мытье полов и др. бытовых делах.

Календарь развития от 10 месяцев до года

Развитие речи

Ребенок учится говорить новые слова после «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Перенимает новые интонации, учится диалогу, даже если взрослые плохо его понимают:

  • добавляются и требования «дай», «на»;
  • ребенок активно разговаривает на «своем языке» и из-за того, что взрослые его недопонимают, может расстраиваться;
  • хорошо распознает взрослую речь, стараясь подражать ей;
  • к имеющимся слогам добавляются новые, и из них получаются новые слова;
  • малыш стремится к звукоподражанию, например, учась звукам, которые произносят различные животные (собачка — «гав-гав», кошка — «мяу-мяу» и т. д.).

К основным показателям развития речи относится ее понимание и активная речь. Так можно сделать вывод о том, что малыш слышит и понимает речь родителей, если он:

  • находит, берет и дает называемые игрушки — две или три из трех;
  • правильно реагирует на просьбу взрослого: «Дай», «Положи», «Покажи» и т.д.;
  • выполняет любые два из трех разученных игровых действий ручками («Ладушки-ладушки», «До свидания! Пока-пока!», «Привет!», «Воздушный поцелуй» и т.д.)

Активная речь ребенка развивается путем звукоподражания. Он вслушивается в слова, следит за движениями губ и сразу или через короткий промежуток времени делает попытку повторить. Не следует использовать в разговоре с малышом сложные предложения, простые фразы он поймет быстрее, и ему будет проще их повторить.

Поэтому, чем чаще взрослые и старшие в семье дети общаются с карапузом, тем быстрее он начинает разговаривать сам. Во время диалога не должно возникать напряжения: родители не пытаются наказать ребенка за что-то пролитое или разбитое, отчитывая его; взрослые не стараются насильно заставить его что-то сказать или повторить. И с другой стороны, если малыш зовет родителей, они должны подойти к нему или хотя бы откликнуться на его призыв, а подойти чуточку позже.

Важно рассказывать малышу, как его любят родители, как долго они ждали его появления, как радовались, какой он чудесный, красивый, умный. Не нужно бояться перехвалить малыша в 10 месяцев. Возможно, он не все поймет из этих слов, но сориентируется на ласковый голос, вселяющий в него чувство приятия и защищенности. Если в семье есть старшие дети, не нужно забывать и о них, слова любви, поддержки и принятия — для всех.

Совет! Уже сейчас старайтесь чаще использовать в разговоре с малышом потешки, прибаутки, стишки, сказки.

Когда вы делаете что-то вместе с ним, озвучивайте действие: «сейчас ты берешь ложку, зачерпываешь кашу, и ложка летит в ротик». Задавайте вопросы и отвечайте на них: «какая игрушка у тебя? Желтая, пушистая, мягкая, забавная» и т.д. Какие-то слова нужно повторять часто: названия предметов домашнего обихода, имена, описания знакомых предметов и явлений (погоды, например). Но важно использовать в повседневной речи больше новых выражений.

Организация занятости и досуга десятимесячного малютки

Ежедневный уход за малышом

Привычные уже процедуры в режиме дня остаются теми же. Умывание, расчесывание, чистка зубов (даже если зубик всего один), купание вечером. Время от времени нужно аккуратно подстригать ноготки.

Желательными является закаливание с помощью солнечных, воздушных ванн, включая обтирания. С этого возраста уже разрешается обливать ножки водой, постепенно понижая ее температуру. Многие педиатры считают лучшей формой закаливания обливание с ног до головы теплой водой (постепенно снижая ее температуру). Не стоит забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематическими и постепенными. А бодрствование — насыщенным, как активными играми, так и интеллектуальными, больше свежего воздуха и полный отказ от телевизора и др. экранных гаджетов.

Родители должны по-прежнему соблюдать режим дня, плавно подстраивая его под запросы подрастающего ребенка. Так, малыш продолжает спать по 14—15 часов в сутки, укладываясь на дневной сон два раза — по 1,5 — 2 часа. Время утреннего подъема — с 6 до 8, в зависимости от привычек конкретной семьи и темперамента ребенка. Часть дневного сна, как и у грудничка, проходит на свежем воздухе, во время первого выхода на улицу.

Гулять с малышом следует так же два раза в день, кушать — 5 раз. Промежутки между приемами пищи все так же составляют 4 часа. Дети в 10 месяцев продолжают получать грудное кормление или смесь 1—2 раза в день. Основной рацион составляют каши (греча, кукурузная, геркулесовая, рис, пшено), некоторые овощи и фрукты, мясо (говядина, куриная грудка, индейка). В 10 месяцев в меню добавляют рыбу. Пищу измельчают в кашицу.

Гимнастика, которой занимается кроха, незначительно усложняется, в зависимости от той программы, которую выбрали родители. В целом режим ребенка мало отличается от того, к которому он привык ранее.

Рекомендации по развивающим играм

В период активного обучения прямохождению важно не забывать объяснять малышу технику безопасности. Важно научить его не подходить близко к дверям (они могут внезапно открыться), не играть у лестницы, не брать опасные вещи и т.д.

Если в доме есть лестница или кроха научился залезать на кровать, диван и т.п., крайне важно научить малыша остерегаться края (используйте емкие «бух», «бо-бо», «край») и обязательно — спускаться (лечь на живот, спустить ноги, оттолкнуться слегка ручками). Если карапуз научился вставать на игрушку и падать из кровати — немедленно уберите переднюю стенку и уделите 2 или 3 дня плотному обучению технике слезания. Дети быстро осваивают этот трюк, а восторг, от что теперь они свободны, будет безграничен.

Прекрасными развивающими играми для карапуза будут занятия с преодолением препятствий. Для устройства такой зоны пригодятся коробки, скакалки, щетки, ортопедические напольные коврики, деревянные бруски, большие мягкие кубики из поролона и так далее.

Хотя малыш и будет стремиться больше проводить времени в вертикальном положении (стоять, ходить, сидеть), но по-прежнему ползать для него очень важно и полезно для укрепления мышц спины. Прекрасно, если родители могут обеспечить комнату игровой «трубой».

Очень увлекательными станут для семьи игры на развитие мышления и памяти. Взрослые могут спрятать какую-либо игрушку и попросить найти ее. Так малыш научится прятать ее сам. Уместными будут игры: «какого предмета не хватает», попросить собрать пирамидку от большего к меньшему и т.д. Во время чтения книжек с иллюстрациями родителям важно указывать на персонажей, произносить их имена, что они делают на изображении. Позже нужно спросить малыша, как зовут тех или иных героев, что они делали в сказке, как они говорят (животные). Скорее всего, его ответ будет непонятен, но это лишь вопрос времени. Если карапуз еще не пробует говорить, попросите его показать на названного персонажа из книги.

Другой хорошей игрой на развитие слуха, памяти и внимания будет занятие с хлопками. Взрослые хлопают ладошами пару раз с разным темпом, малыш должен повторить. Со временем повышайте «уровень»: увеличивайте количество хлопков, усложните темп и сами действия (хлопки по ногам, плечам, животику, крест-накрест и т.д.).

В 10 месяцев малыш уже должен знать названия всех основных вещей в квартире, указывать на них пальчиком (или взглядом), когда родители просят показать, где находится та или иная вещь. Также малыш должен помнить свое имя и понимать, что говорят о нем.

Другим видом развивающих занятий будут пальчиковые игры. Малыши с радостью участвуют в них, протягивая свои ладошки маме. Кроме того, ребенок в возрасте 10 месяцев будет стараться во всем подражать взрослым, этим можно воспользоваться, чтобы обучить его другим играм на развитие мелкой моторики.

Прекрасными примерами таких развивашек являются:

  • рисование пальчиками и ладошками по песку (муке, крупе и т.д.) или пальчиковыми красками;
  • поиск спрятанных «сокровищ» в большой миске с сыпучим наполнителем (подойдет крупа, фасоль, зерна кофе и т.д.);
  • завязывание и развязывание веревочек, продевание их сквозь отверстия, нанизывание на них крупных бусин и колец;
  • развлечение с бельевыми прищепками (лучше деревянными): родители прицепляют на одежду малышу несколько прищепок, он должен их найти и снять с себя;
  • также полезно разминать в руках тесто для лепки (лучше предпочесть его пластилину: он не пачкает руки, очень податливый, мягкий); для 10-месячного возраста прекрасно подойдет домашнее соленое тесто, оно эластичное и очень податливое;
  • игры с «кинетическим песком» также помогут в развитии мелкой моторики и чувствительности, его приятно разминать, приподнимать и смотреть, как он перетекает из руки на поднос; кроме того, можно разнообразить игру, снабдив малыша формочками, маленьким ведерком, лопатками и т.д.

Не оставляйте ребенка одного с песком, мелкими игрушками, предметами для игр, крупой — это опасно. Маленькие дети должны играть под присмотром взрослых.

Подстраивайтесь под интересы вашего малыша, придумывайте другие игры на развитие мелкой моторики, которые прекрасно стимулируют оба полушария головного мозга.

Напоследок, о раннем развитии. Многие родители сейчас выбирают подходящую им методику. И лучшей методикой, на наш взгляд, является та, что рекомендует такой вариант развития для ребенка, который приносит ему и его родителям настоящую радость и удовлетворение.

Нельзя жертвовать активными играми и познанием живого окружающего мира ради получения умений, которые до школы ребенку не пригодятся. Самое главное для малыша в 10 месяцев — двигательная активность, которую следует стимулировать и поддерживать разнообразными занятиями.

10 месяцев жизни. Что должен уметь малыш?

В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие. Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.

Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.

В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.

Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.

Учимся понимать друг друга
С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.

На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.

Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.

Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии. Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.

Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.

Вижу, слышу, ощущаю…
Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.

Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.

Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.

Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.

Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.

Занятия с ребенком 10 месяцев
Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Физическое развитие детей 10 месяцев
Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.

Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.

‘).width($(this).width()).height($(this).height()))»>

Источники:

http://babymir.net/rebenok-v-10-mesyacev-kalendar-razvitiya/
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-rebenka-v-10-mesyatsev
http://m.baby.ru/blogs/post/66318878-28147914/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector