Что должен уметь 6 месячный ребенок. Формируем мелкую моторику. Выглядит таким образом

Содержание

Развитие ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 6 месяцев

Мальчики в 6-7 месяцев

Девочки в 6-7 месяцев

Окружность грудной клетки

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш ( лежа на животике или сидя ) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Особенности развития ребенка в возрасте 6 месяцев

Полгода – первая особо значимая не только для родителей, но и для самого малыша дата в жизни. За этот период с момента рождения он сделал огромный скачок в своем физическом и эмоциональном развитии и уже совсем не похож на то маленькое беспомощное и беззащитное существо, которое мама принесла из роддома. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется приобретением новых навыков и совершенствованием выученных ранее, освоением слогов, активным познаванием окружающего пространства, проявлением ярких эмоций при контакте и играх со взрослыми.

Содержание:

  • Физические параметры
  • Двигательная активность
    • Крупная моторика
    • Мелкая моторика
  • Развитие речи и слуха
  • Зрение
  • Эмоциональное развитие
  • Интересы ребенка
  • Тест на развитие
  • Развивающие игры и занятия
  • Тревожные признаки

Физические параметры

Одними из важных показателей, по которым оценивается физическое развитие, являются рост и вес. К возрасту 6 месяцев рост согласно нормам ВОЗ должен составлять:

  • 63.3 – 71.9 см (средний – 67.6 см) для мальчиков;
  • 61.2 – 70.3 см (средний – 65.7 см) для девочек.

Нормы массы тела:

  • 6.4 – 9.8 кг (средняя – 7.9 кг) для мальчиков;
  • 5.7 – 9.3 кг (средняя – 7.3 кг) для девочек.

Двигательная активность

При рождении ребенка его центральная нервная система, регулирующая работу мышечного аппарата, является незрелой. По мере взросления движения малыша становятся более осознанными, упорядоченными, к полугодовалому возрасту заметно прогрессируют.

Крупная моторика

Среди движений крупной моторики к 6 месяцам ребенок хорошо осваивает различные варианты переворотов: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. Он уверенно держит голову и поворачивает ее в разные стороны. Лежа на спине, может ухватить руками себя за ножки.

Некоторые дети в этот период уже научились ползать по-пластунски, а другие только готовятся к этому, что может проявляться в следующем:

  • лежа на животике, ребенок переставляет ручки и немного подтягивается вперед или отталкивается от пола, скользит на животе и совершает движения назад;
  • лежа на животике, поднимает верхнюю часть туловища с опорой на ладони выпрямленных рук;
  • встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад;
  • лежа на животе, облокачивается на одну ручку, а другой тянется за игрушкой.

Видео: Как помочь ребенку научиться ползать

Научившись ползать и менять положение тела в пространстве, дети расширяют свой кругозор и приобретают способность самостоятельно передвигаться, что доставляет им огромную радость.

В зависимости от индивидуальных особенностей в возрасте 6 месяцев ребенок уже может сидеть или только учится этому. Одни делают попытки самостоятельно подняться вверх из лежачего положения, другие — крепко держась за протянутые к нему пальцы взрослого.

Важно: Не рекомендуется насильно пытаться усадить малыша, обложив его подушками. Он должен сесть сам, держа спинку ровно, без посторонней помощи, и происходит это тогда, когда его мышцы будут к этому готовы.

При поддержке взрослых за руки или под мышки полугодовалый ребенок может совсем недолго постоять на ножках, которые еще не полностью разгибаются в коленках, отталкиваться от твердой поверхности, как бы приседая, подпрыгивая и пританцовывая. Очень быстро развивающиеся дети пытаются уже самостоятельно встать на ноги, подтягиваясь и держась за бортики кровати.

Мелкая моторика

Движения пальцев рук и кистей, относящиеся к мелкой моторике, тесно связаны с речью ребенка. В возрасте 6 месяцев малыш уже способен держать игрушку небольшого размера одной или двумя руками, бросать, а затем поднимать, трясти или стучать ей.

Несмотря на то, что оппозиция большого пальца всем остальным у него еще не очень развита, он может довольно ловко взять игрушку всей ладошкой, как ковшиком, из разных положений и перекладывать ее из одной руки в другую, может держать по игрушке в каждой руке. Также он начинает знакомиться со свойствами предмета, попавшего к нему в руки, ощупывая его ладонью.

Развитие речи и слуха

В возрасте 6 месяцев ребенок уже хорошо узнает голос родителей, даже если их нет в поле зрения. Он радуется и оборачивается, когда его зовут по имени, смотрит в сторону хорошо знакомого предмета или человека (бабушка, дедушка, мама, папа), когда взрослый обращается к нему.

Шестимесячный ребенок внимательно слушает речь взрослых, следит за их артикуляцией, интонацией. Он произносит протяженные гласные звуки, присоединяет к ним некоторые согласные, образуя отдельные слоги и ритмично проговаривая их. Например, «ма-ма-ма», «па-па-па», «да-да-да», «бу-бу-бу», «ва-ва-ва» и так далее. Количество новых слогов увеличивается с каждым днем. Тренируя свою речь, малыш охотно долго и громко повторяет понравившиеся ему слоги, экспериментирует с губами и языком.

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение и способность различать много цветов (желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый). Теперь он начинает обращать свое внимание на довольно мелкие предметы, так как четко видит их очертания. Малыш хорошо различает по внешнему виду знакомых и чужих людей. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему и хочет потрогать. Следит глазами за двигающимися предметами и взглядами других людей.

Эмоциональное развитие

В возрасте до полугода способами выражения чувств для малыша были только крик и плач. Теперь же спектр проявляемых им эмоций становится намного разнообразнее, он начинает понимать их, может быстро менять настроение. Он пользуется мимикой, звуками и жестами. Ребенок улыбается, если с ним ласково разговаривают, пугается громких звуков, хмурится и может даже заплакать, если кто-то вблизи ссорится или говорит на повышенных тонах. Настораживается при виде незнакомого человека или попадания в непривычную обстановку, смеется, когда бросает игрушки на пол или играет со взрослыми.

Малыш начинает осознавать свое влияние на окружающих. Многим детям нравится быть в центре внимания. Если их поступки вызывают восхищение и поощрение у взрослых, они будут снова и снова повторять их. Шестимесячный ребенок постоянно требует внимания близких людей и старается различными способами удержать их возле себя, особенно маму.

Интересы ребенка

Дети, достигшие 6 месяцев, уже проявляют пищевой интерес. Они активно изучают то, что лежит в тарелке у родителей и хотят попробовать новые продукты. Такое поведение свидетельствует о том, что они готовы к введению прикорма. Можно давать пробовать малышу небольшие кусочки пищи.

В полгода ребенок уже подолгу играет самостоятельно (10-15 минут), занимается одной игрушкой: перекладывает ее из одной руки в другую, засовывает в рот, бросает и поднимает, внимательно рассматривает и изучает. Он с удовольствием ищет игрушку, спрятанную под платочек, бросает ее на пол и следит за траекторией падения, а потом ищет взглядом, где она оказалась. Любит открывать и закрывать коробочки, кладя туда разные предметы.

Малыш также с большим интересом изучает лицо взрослого, касается ручками его глаз, носа, рта, ушей, может подергать за волосы и попытаться засунуть палец в рот. Он уже понимает, что он и мама – это два разных человека.

Начинают формироваться простейшие причинно-следственные связи. Малыш понимает, что если нажать на кнопку в игрушке, то заиграет музыка, если игрушка упадет, будет слышен громкий звук, если закричать, то мама обратит на него внимание.

Тест на развитие

Чтобы оценить развитие ребенка в 6 месяцев, можно провести простой тест. При этом важно понимать, что выполнение малышом определенных задач зависит не только от реального уровня развития, но и от его настроения, комфорта и окружающей обстановки.

Тест может включать следующие задания:

  1. Взять одну из любимых игрушек ребенка и расположить ее на расстоянии 20-30 см от него. Малыш должен перевести взгляд от окружающей обстановки на игрушку и выделить из всего остального, что его окружает.
  2. Дать ребенку сначала бутылочку с молоком, а затем игрушку. При виде бутылочки он должен открыть ротик, а при виде игрушки – проявить к ней интерес.
  3. Говорить с малышом, постоянно меняя свою мимику. Ребенок должен пытаться повторять выражение лица взрослого (улыбаться, сердиться, морщить лобик, смеяться).
  4. Дать ребенку игрушку, а потом попытаться ее забрать. Малыш будет выражать недовольство и крепко держать предмет, оказывая сопротивление.

На самом деле, задания для теста могут быть самые разнообразные. Главная их задача не показать соответствие или отставание в развитии, а продемонстрировать приобретенные умения и навыки.

Видео: Тесты для оценки развития ребенка в 6 месяцев

Развивающие игры и занятия

Для шестимесячного малыша большое значение играет режим дня, чередование сна, когда он отдыхает и набирается сил, и бодрствования, времени игр, во время которых он узнает новое. Игры и занятия с ребенком в возрасте 6 месяцев должны способствовать его развитию, освоению и закреплению новых навыков. Чтобы малыш быстрее научился переворачиваться и ползать, ему нужно больше времени проводить на полу, где будут на разном расстоянии от него расположены игрушки.

Для развития речи нужно много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, рассказывать стишки. Во время игр надо стараться четко и медленно произносить названия предметов, их цвета, размеры, свойства, положение в пространстве.

Особенно полезно общение во время прогулок, когда малыш знакомится с окружающим миром, называть все, что он видит вокруг, дать ему потрогать листики, ствол дерева, цветочки, землю, песок. Показывать самолеты в небе, животных, машины (скорую, пожарную и полицию) и проговаривать звуки, которые они произносят.

Из игрушек ребенку будут интересны кубики из разных материалов, пирамидки из разноцветных колечек или из формочек, которые можно ставить друг на друга, погремушки, различные по форме и текстуре мячики. Учитывая, что с 6 месяцев у многих начинают прорезываться зубы, им очень понравятся резиновые игрушки и специальные грызунки с охлаждающим гелем.

Для улучшения мелкой моторики можно предложить ребенку мешочки, содержащие пуговицы, фасоль, камушки, крупы. Играть с ними он должен только в присутствии родителей.

Рекомендация: В возрасте 6 месяцев родителям необходимо подготовить дом к тому, что ребенок скоро будет ползать, убрать все опасные для него предметы, до которых он сможет дотянуться и причинить себе вред.

Видео: Что умеет ребенок в возрасте 6 месяцев

Тревожные признаки

Развитие каждого малыша происходит индивидуально, с учетом его особенностей, способностей и обстановки в семье. Тем не менее, обязательным поводом для обращения к врачу является отсутствие к концу шестого месяца следующих действий в поведении ребенка:

  • стремления дотянуться до игрушки, лежа на животе;
  • переворотов с живота на спину и обратно;
  • протягивания ручек по направлению к взрослому с просьбой взять его;
  • реакции на звуки и шорохи, находящиеся вне поля его зрения;
  • попыток научиться сидеть при поддержке взрослых;
  • удерживание верхней части туловища в положении лежа на животе;
  • перекладывание предметов из одной руки в другую;
  • распознавание родителей и посторонних.

Особое внимание стоит уделить речевому развитию ребенка. Тревожиться нужно, если к шестому месяцу жизни малыш не лепечет, не пытается повторять звуки за взрослыми.

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/6-mesyacev/
http://www.missfit.ru/mammy/baby_development/motorika/
http://prosto-mariya.ru/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-vozraste-6-mesyacev_1358.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector