Что происходит с ребенком, который растет без отца? Отвечают психологи. Чему меня научило детство без отца

Мальчики, выросшие без отца. Женщинам на заметку.

Эта статья, своего рода, продолжение рассказа о том, как отсутствие отца в процессе развития ребенка может повлиять на дальнейшую его жизнь. Предыдущая статья о девочках, выросших без отца, вызвала множество эмоциональных откликов. В данной статье речь пойдет о мальчиках, которые воспитывались без отца. Все, что написано в обеих статьях не является обязательным, это, всего лишь, возможные варианты в поведении, в чертах характера, отношении к чему-либо или кому-либо, но довольно часто встречающиеся у мальчиков и девочек, выросших без отца.

Мальчики, воспитанные только мамой, имеют свои отличительные черты, и у них, так же как и у девочек, часто бывают серьезные проблемы в отношениях во взрослой жизни. Поговорим о том, как и почему мальчики, выросшие без отца, отличаются от тех, кто вырос с отцом. Я не беру те крайности, где дети воспитываются в полных, но дисгармоничных семьях, а так же с алкоголиками, наркоманами, психопатами и так далее. Расставим только те акценты, которые, могут влиять на развитие мальчика, растущего без отца.

Мир, в котором мы живем, сильно изменился с тех пор, когда фигура отца-мужчины была особо значима для мальчика, где с ранних лет мальчик должен был обучаться мужскому делу, а примером для него был мужчина-отец, старшие братья, его дяди и деды. Сейчас мы живем в «рафинированных» условиях, где все перемешалось, в том числе и роли и обязанности. Не смотря на то, что, в основе своей, мужчина считается главой семьи, как и прежде, его роль в семье изменилась, порой, до неузнаваемости. Мать может быть добытчиком, а отец сидеть с ребенком в декретном отпуске. Жизнь меняется, но природу не обманешь – мальчик уже родится мужчиной, а девочка женщиной, в полном понимании этих гендерных различий. Не смотря на это, воспитательная среда, в которой воспитывается ребенок, имеет большое влияние на то, каким будет мужчина или женщина в своей взрослой жизни.

Психологические последствия детского опыта могут оказать негативное влияние на то, кем и каким мы становимся в жизни. Рост без отца, так же может навредить будущему мужчине. Современные женщины, могут не уделять большого внимания тому, растет ребенок без отца или нет. Главное, что у него есть его мама, а остальное не обязательно. К сожалению, это не так. Женщина, не может воспитать в мальчике мужчину, хотя бы потому, что мы очень разные, как бы мы не утверждали обратное. Все, от восприятия до мышления у нас происходит по-разному. Наш мозг устроен по-разному, хотим мы это учитывать или не хотим.

Каковы последствия могут быть для взрослого мужчины, который вырос без четкой фигуры отца?

  • Без четкой фигуры отца мальчики будут следовать примеру других мужчин вокруг них.
  • Фигура матери будет для него авторитетом, сознательно и особенно подсознательно.
  • Без принятого авторитета от мужчины мальчик, а затем мужчина, не будет иметь опыта мужской ответственности.
  • Его чувства, такие как вина, стыд, уважение, комфорт, а так же отношение к сексу, счастью, уверенности в себе, возможно, будут искажены по своей сути.
  • Мужчина, выросший без отца, может поддерживать связи с женщинами, которые заставляют его чувствовать себя в безопасности, как это делала мама.
  • Он может не чувствовать ответственности в отношениях. Вся власть, в этом случае, ложится на плечи женщины, а он может остаться потерянным, неустанно пытаясь повторить попытки заполнить пробел, который он не мог знать, назвать или объяснить – отсутствие мужчины-отца в его жизни.
  • Для многих мужчин, выросших без отца, вероятны многочисленные сексуальные отношения, или дружеские отношения с женщинами, многим всю жизнь приходится бороться за доказательство того, что он мужчина.
  • Даже во время секса он может ждать, что женщина даст ему уверенность в его мужественности, его женщине придется каждый раз показывать то, как она впечатлена его умением и старанием.
  • Он может быть убежден в том, что его партнер знает, как ему нравится и что ему нужно для наслаждения.
  • Он может быть очень активен сексуально, иметь несколько партнеров одновременно, которые не знают друг друга.
  • Он может иметь отношения на стороне или быть готовым к новым, на случай того, если текущие отношения не будут удачными.

Три причины, почему мальчикам нужен отец.

  1. Заменить отца для маленького мальчика нельзя. Конечно, это не обязательно должен быть его биологический отец, в жизни всякое бывает, но это должен быть мужчина, который берет на себя роль отца. Безусловно, для мальчика, эта роль не является ролью второго плана.
  2. Мальчики на примере отца, буквально впитывают в себя мужественность. Первые пять лет жизни мальчика особенно важны, именно в это время формируется полоролевые (гендерные) различия характера. Некоторые особенности и различия характеров мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежностью. Мальчикам необходим наглядный пример мужественности, и не в том смысле, в котором, мы женщины считаем, а в тех гендерных отличиях, которые, возможно, не столь очевидны.
  3. Одинокие матери, должны учитывать это, и предоставлять возможность своему мальчику, подвергаться устойчивому мужскому влиянию. В реальной жизни часто бывает наоборот, мать всячески старается оберегать своего сына от какого-либо мужского влияния, подменяя его своей значимостью в жизни мальчика.

Мальчики, на примере отца учатся отношению к женщинам.

Часто бывает так, что мужчины относятся к своим женам, так как относился отец к их матери. Это касается и плохих и хороших примеров. В идеале, отцам следует помнить об этом. Его поведение пример для сына. Для тех, у кого не было такого примера, трудно определиться со своей мужской ролью во взрослой жизни.
Многие женщины, разочаровавшись в отношениях с мужчиной, принимают решение, что лучше воспитывать сына одной, чем с «таким отцом». В некоторых случаях это необходимо, но лишить мальчика мужского влияния, будет неверным решением, возможно в отношении конкретного человека, но не в отношении мужчин в целом.

Мальчики, выросшие с отцом, чувствуют себя увереннее в жизни. Отцы обладают большой способностью укреплять доверие и силу своих сыновей, даже те, которых женщины не считают сильными. Отец по-другому, не так как мать способен научить мальчика, преодолевать трудности, относиться к боли, как мужчина. Мальчики внимательно следят за тем, как и что, делает отец, они с раннего детства начинают подражать его поведению во всех случаях. Эти уроки они учат с самого начала своей жизни.
Мама не может их этому научить. Она, скорее всего, будет воспитывать мальчика, так каким ей кажется, он должен быть. Часто удобного для себя человека. У нее просто нет другой альтернативы, кроме той, чтобы воспитать «маменькиного сынка», да простят меня женщины, воспитывающие мальчиков без отцов.

Особенности мальчиков видны всем, и дело не сексуальных различиях, не в том, насколько развито наше общество, а в том, что природа установила не только физиологические различия между полами, но и определила разные роли, которые играют мужчина и женщина в обществе.

Процесс развития мальчика делится на несколько важных этапов:

Первый этап, начинается с рождения и заканчивается к 6 годам. Этот этап характеризуется сильной эмоциональной привязанностью к матери. В это время отец для них находится на втором плане, но его образ влияет на развитие мальчика не меньше чем образ матери.

Второй этап, это период от 6 до 14 лет. Это время развития у мальчика мужского поведения, поэтому на этом этапе его развития, для него наиболее важен отец. Его внимание сосредотачивается на отце, его делах, поведении, поступках, привычках, взглядах. Ребенок, буквально, оттачивает свои способности, творчески возможности, приобретает новые знания, навыки посредством общения с отцом.

Третий этап, начинается с 14 лет и заканчивается взрослением. Родители уже не столь авторитетны для подростка. Он строит свою собственную модель оценки событий, моральных и этических оснований, генерирует свою систему ценностей. Важным компонентом в его развитии в этом возрасте являются сверстники.

Это условные этапы взросления мальчика, переход из одного в другой происходит плавно, неравномерно, но все же есть некоторые ориентиры, на которые можно опираться в принятии того или иного решения в воспитании мальчика, а так же с кем и как его воспитывать. Времени на закладывание основных мужских черт и навыков взаимодействия с другими людьми, особенно с женщинами, не так много. Помните об этом!

Гармоничных Вам отношений, друзья!

Спасибо Вам за интерес к моим статям, за ваши отклики, спасибо и вопросы.

Воспитание без отца. Причины, последствия для ребёнка

Вы меня спрашивали о последствиях воспитания матерями одиночками, что в данном случае происходит с точки зрения психологии. Можно ли вырастить ребёнка без последствий, если у него воспитания без отца?

Отец по Фрейду

В ответы на ваши вопросы, я расскажу вам историю о человеке по имени Зигмунд Фрейд, который разрабатывал концепцию Эдипова комплекса и “патриархальной” системы. Ничего патриархального там не было, но акцент был смещен в сторону отца как некой фигуры и персоны. После концепции Фрейда началось мракобесие, потому что мы начали ударяться в свое восприятие.

У людей часто нет середины. Отец был либо серьёзным и строгим, поэтому у вас проблемы, либо отец был слишком мягким и несерьёзным, поэтому у вас тоже проблемы. Концепция Фрейда в некоторых случаях, возможно, помогала, но даже он в своих поздних работах отходит от роли отца как персоны в сторону отца символического.

Отец по Лакану

В свое время был такой психолог и философ как – Жак Лакан. Он полностью ушел от фигура отца как персонажа, заменив отца символическим. Символический отец входит в некую структуру означающих слов с точки зрения Жака Лакана. Это означает, что отца, как такового, может и не быть на самом деле. Отца может и не быть, но может быть и его Закон. Этот Закон может быть внутри матери, которая его передаст ребёнку.

Вследствие этого, как вы понимаете, даже если мать-одиночка или с бабушкой воспитывает ребенка, из ребёнка может вырасти полноценной, здравомыслящий человек, который будет невероятно сексуальным и амбициозным.

У всех нас есть какой-то внутренний Закон. Грубо говоря, я не смогу на виду у всех снять штаны, чтобы справить свои низменные потребности, как бы мне этого ни хотелось. Мне это запрещает сделать мой внутренний Закон. В моем примере я слишком упрощаю и утрирую, на самом деле, имеется ввиду другое.

На самом деле, закон более символический и отвечает на мои вопросы «кто и что я есть?»

Я что-то снимаю, что-то делаю, всё это для меня наделено смыслом, и это функция “отца”. Так вот Закон и символический порядок – “отец” находится в матери в момент рождения ребенка. Более того, он находится в матери ещё до рождения ребёнка. Это меня прямо воодушевляет. Субъекты еще нет, но уже есть структурный порядок, который будет этот субъект направлять всю его оставшуюся жизнь.

Вопрос воспитания и материнского наслаждения

Воспитание ребёнка и субъекта, как такового, заключается не в том, чтобы показать ему, как нужно жить или учить его, как, например, меня отец в детстве в 3 года учил пользоваться молотком. Это не воспитание. Современная психология уже далеко ушла от этого примитивного понимания того как должно быть.

Ребёнок смотрит на своих родителей, и многие вещи понимает без слов. Он улавливает некое желание внутри родителя, некий символический порядок. У многих из вас есть дети, и вы знаете, как они всё понимают и как они воспитываются. Вы наверняка замечали, как дети вас копируют в том, в чём вам бы не хотелось. Для вас есть что-то постыдное в этом деле, а дети вас в этом деле копируют. В то же самое время, если вы будете говорить ему “не какай посередине комнаты”, он будет продолжать это делать.

Методы воспитания и модели бывают разные. Иной раз пощечина лучше помогает ребенку прийти в себя, нежели миллионы слов. Здесь меня мои коллеги не поддержат, ведь ребенка бить нельзя. Пусть он растёт овощем, ему всё можно, он ведь РЕБЁНОК.

Иногда женщины становятся одиночками, потому что у них появляется невероятное наслаждение к её ребенку.

Что бы ребёнок был Субъектом – нужно разделение.

Под наслаждением я подразумеваю ситуацию, когда мать полностью находится в своём ребёнке, самой матери в таком случае не остается. Каждый день я таких женщин вижу.

Я захожу в магазин, чтобы купить бытовой химии, вижу маму с ребёнком. Одна проблема. В этой картине – нет ребёнка. Ребёнок это прибавочное у такой женщины, это тоже некий процесс её наслаждения.

Я слышу из разговора этой матери: “мы сейчас пошли изучать английский язык, а после 12 сентября мы начнем изучать французский”. Вопрос: кто будет заниматься изучением этих языков?

Понимаете вот это вот “мы” даёт понять, что мать с ребёнком настолько тесно связана, что этому просто невозможно не поразиться. Здесь начинается “я чувствую своего ребенка, даже если он находится далеко от меня”. И это, действительно, так и происходит на самом деле, она его чувствует. Мать начинает принимать решения за своего ребёнка, определять, как ему жить, что ему делать.

Ребёнок, как таковой – это продукт желания матери. Ребёнок принимает материнское желание. Но под словом «желание» я не имею в виду что-то сознательное по типу «я хочу, чтобы он стал успешным, великим и т.д.» Я говорю о скрытых, бессознательных желаниях, которые могут быть довольно страшны. Ребёнок принимает именно скрытое желание.

У некоторых матерей скрытое желание – это лечить ребёнка. Вот дитё, вроде бы, здоровое, и, вдруг, у него обнаруживается внутричерепное давление. Это становится целым кошмаром и скрытым желанием матери.

У меня была одна анализантка, которая постоянно плакала. Постоянно она для этого находила повод. С ней мне было достаточно сложно работать, потому что я работаю с речью, а не со слезами. Однажды она пришла и весь сеанс проплакала. Огромное счастье наблюдать за тем, как ребенок рождается в процессе анализа. У неё рождается ребёнок, который постоянно начинает плакать, как она.

Ребёнок занимает место желания матери.

Почему так происходит? Для неё плач был очень сильным означающим, к которому я не рискнул подступиться, потому что это было делать рано. В её случае ребёнок принял форму её желания. С её материнским наслаждением, когда это некая эманация, должен прийти символический отец, структурный порядок. Очень часто, к сожалению, по тем или иным причинам мать такого допустить не может. Отказаться от своего наслаждения, на самом деле, невероятно сложно.

В этой ситуации, на самом деле, всё замечательно. Ребёнок хочет, чтобы его желали и мать желает ребенка. В этом случае отец – это третий лишний. Здесь женщина является полной и собранной. Многие мужчины это чувствуют, и от таких женщин сбегают. Для этого есть какие-то сознательные объяснения. Они начинаются от расширенной после родов вагины, а заканчиваются тем, что они начинают получать меньше внимания, либо жалуются на бытовуху в отношениях.

Причина здесь, на самом деле, в другом. А, именно, в полных женщинах. Мужчине попросту себя некуда поместить. Если женщина полная, то мне некуда входить в её жизни. Здесь происходит болезненный процесс разделения между матерью и сыном или дочкой.

А нужен ли Закон Отца?

Этот процесс многие женщины не могут вытерпеть. Бессознательно вследствие этого они выгоняют своих мужиков. У мужчин сразу же появляются любовницы на стороне, они уходят к бывшей жене или будущей. Таким образом, мужчина бросает женщину с ребенком. Тут же следует реакция обвинения отца, как подонка, потому что он бросил с ребенком. Вдумайтесь в смысл этой фразы: “Он НАС бросил С РЕБЁНКОМ”. Сначала НАС. А ребёнок уже где-то там, позади.

Если такое происходит, то и возникают мифы мужского движения, что ребёнок вырастет геем и гомосексуалистом. Безусловно, такая ситуация может случиться и случается часто. В то же самое время, множество людей проходит процесс отделения от матери. Да, этот процесс болезненный но, к сожалению, он должен произойти. Женщине очень трудно расстаться с ребенком, потому что благодаря ему, она стала полной женщиной.

Без отделения она полностью растворяется в ребёнке.

Моему ребёнку – 36 лет!

У меня был случай, когда мне на телефон позвонила женщина, в голосе которой чувствовался неподдельный испуг. Она звонит и говорит, что у её ребенка в связи с переездом в новый дом возникли проблемы со сном. Она сказала, что он у неё постоянно мучается кошмары.

Я спросил, сколько лет ребёнку?

На что последовал ответ: 36.

И самое главное, что звонит не “ребёнок”, у него проблема нет, звонит мать. Звонит мать, чтобы выяснить, что это вдруг к тридцати шести годам ее «ребенок» стал для неё не комфортным, когда до этого всё время она им наслаждалась?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если мать воспитывает ребенка одна, то в этом нет никаких проблем. Однако если мать воспитывает ребенка одна, и нет никакого процесса разделения с этим ребёнком, то это станет следствием проблем. Процесс разделения должен произойти при вхождении некоего символического порядка в жизнь этого малыша.

Для этого необходимо постараться отпустить ребёнка. Я говорю о матерях одиночках. В этом случае я предполагаю, что процесс разделения уже не был пройден.

Я могу предположить, что мать стал одиночкой, потому что умер муж, но вопрос в том, что, скорее всего, в этой ситуации были созданы все условия, чтобы муж ушел. Могу объяснить это на примере моего похода в магазин. Я захожу в магазин из-за сочинской жары, чтобы купить воды. Я покупаю кока-колу зеро. Почему именно неё? Потому что всё остальное вода была не в холодильнике, и рядом со мной оказалась именно эта вода. Все условия были созданы для того, чтобы я купил именно её.

У меня был выбор: я мог сказать, что не хочу пить теплую воду и поехать в другой магазин. В вопросе с мужем всё обстоит точно так же: для его ухода делается абсолютно всё. Сознательные оправдания этому будут обвинения.

Что происходит с ребенком, который растет без отца? Отвечают психологи

Развод – это часто не только стресс для мужчины и женщины, но и рана для ребенка. Что происходит с детьми, которые воспитываются без отца? Как отсутствие папы отражается на их жизни в будущем? «Отцовский клуб» попросил нескольких психологов ответить на эти вопросы

Психолог Алина Котенко

М ногое зависит от ситуации в жизни матери и ее отношения к этой ситуации. Худшее, что мама может сделать – это полностью раствориться в ребенке, посвятив ему себя без остатка. Позже она обязательно потребует «расплаты». В результате ребенок будет нагружен не своей жизнью, а жизнью мамы. И ему нужно будет оправдывать этот смысл, соответствовать ее ожиданиям. В результате это вызовет сложности в построении отношений с противоположным полом. Ведь в жизни ребенка, у которого нет отца, отсутствует реальная модель поведения в семье и между полами. Он может черпать знания и ценности из мультиков, видеоигр и т.д. Но это не реальный мир, а вымышленный. И именно так он может воспринимать отношения – как ненастоящие. И в нужный для себя момент исчезать из них.

Детский психолог Екатерина Гольцберг

Роль отца для мальчика – показать пример мужского поведения, отношения к жизни, к женщинам, к работе и досугу. Вторая задача связана с первой – это социализация, то есть введение в мир других людей, обозначение рамок и границ поведения, приличия. Отец как бы личным примером дает понять мальчику, как нужно себя вести, каким быть. Устраняя такой пример, мать, как правило, еще и нивелирует, обесценивает отца, и ребенок теряет ориентиры. Ему сложно сформировать свою мужскую позицию, и он черпает примеры из рассказов матери, что часто совсем не соответствует нормальному взаимодействию мужчин.

Такой мальчик, выйдя в мир других мужчин, не может понять, как себя вести, «нарывается» на сопротивление и может замкнуться и избегать мужского общества, прослыв «маменькиным сынком».

В лучшем случае он покинет такую мать при первой возможности – уйдет в армию, женится, и тем самым получит в награду «чувство вины» за несостоявшуюся материнскую жизнь. Обычно такой сценарии приправляется приличной долей упреков, что делает жизнь мужчины просто невыносимой. Или зависимой. Часто женщины еще и проговаривают мальчику, что растят его как мужчину «для себя», подобными изречениями «ты мой герой», «ты самый лучший мой мужчина», «вырастешь – защитишь маму». И данный сценарий очень трудно поправим.

У дочки – свой «букет» проблем, связанный с отсутствием отца. Ведь его роль в жизни девочки – создать образ мужчины, который будет ею восхищаться. Девочка, воспитанная без отца, став взрослой женщиной, часто страдает от того, что не знает, нравится ли она мужчинам, сможет ли она им нравиться. У нее страдает самооценка, обычно она занижена до такой степени, что такие женщины просто боятся и избегают проявлений внимания со стороны мужчин. Часто родительский сценарий кажется настолько опасным, что девушка не выходит замуж, так как боится, что и ее муж в дальнейшем уйдет из семьи.

Психотерапевт Елена Платова

Основные признаки отсутствия отца в семье — неуверенность в себе, тревожность, сниженный уровень амбиций, социальная некомпетентность, спутанность в поло-ролевой идентичности. Потребность ребенка в отцовской любви возникает, когда ребенок начинает нуждаться в авторитете и руководстве со стороны отца. Ведь отец учит ребенка решать задачи, которые в будущем поставит перед ним общество. Благодаря отцу ребенок приобретает опыт отношений с другим человеком, не такой как с матерью. Именно в отношениях с отцом ребенок обретает свою половую идентичность и соответствующие ей модели поведения. Мальчики, восхищаясь и соперничая, идентифицируют себя с отцом и подражают ему. Девочки, завоевывая любовь отца в соперничестве с матерью, получают свой первый опыт женственности.

Послесловие:

Психологи сходятся во мнении, что идеальный выход для мамы — не зацикливаться на детях и не срывать на них зло за неудавшуюся личную жизнь, а пытаться стоить партнерские отношения с мужчиной. Если же не получается, нужно найти достойного наставника мужского пола, который станет примером для подражания для сына и дочери. Это может быть дедушка, дядя, тренер, учитель в школе.

Источники:

http://www.b17.ru/article/malchik-vyrosshiy-bez-ottsa/
http://toppsiholog.ru/vospitanie-bez-ottsa-prichinyi-posledstviya-dlya-rebyonka/
http://fathersclub.com.ua/kid_without_father/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector