Что умеет ребенок в 11 месяцев девочка. Сон и активное времяпровождение. Полезные игры с ребенком

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 11 месяцев

Мальчики в 11 месяцев

Девочки в 11 месяцев

Окружность грудной клетки

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.
  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.

Про меню ребенка в 11 месяцев подробнее читайте в другой статье.

Особенности развития ребенка в возрасте 11 месяцев

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

  • Активная речевая среда вокруг него. Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д.
  • Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
    Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
  • Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
  • Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

Режим дня одиннадцатимесячного малыша почти не отличается от того, какой он был на девятом и десятом месяце жизни. Сон чередуется с кормлениями, прогулки и игры с гигиеническими и закаливающими процедурами. Ребенок засыпает и просыпается примерно в одно и то же время и мама может планировать свое время для занятия домашними делами или отдыха.

Распорядок дня для ребенка в 11 месяцев

  • 6:00–6:30 – малыш просыпается на грудное (или искусственное) кормление.
  • 6:30–10:00 – проводятся гигиенические процедуры, гимнастика и закаливание.
  • 10:00–10:30 – второе кормление. Завтрак может состоять из каши, печенья и чая.
  • 10:30–12:00 – первый дневной сон.
  • 12:00–14:00 – прогулка на свежем воздухе.
  • 14:00–14:30 – обед. В обеденное меню входит: суп с овощами и мясом, хлеб, творог, фруктовое пюре.
  • 14:30–15:30 – время для развивающих игр, чтения детских книг, прослушивания музыки и т.п.
  • 15:30–17:00 – второй дневной сон.
  • 17:00–18:00 – время для активного отдыха, игр, физических занятий.
  • 18:00–18:30 – ужин. В вечернее меню входит: овощное пюре, отварная рыба или мясо, каша, фруктовый сок.
  • 18:30–20:30 – прогулка на свежем воздухе всей семьей.
  • 20:30–22:00 – время для приготовления ко сну, гигиенических процедур и спокойного времяпрепровождения.
  • 22:00–22:30 – вечернее грудное (или искусственное) кормление.

Отличие режима дня одиннадцатимесячного крохи от предыдущих месяцев состоит в том, что теперь малыш может спать на протяжении всей ночи, в течение восьми часов, не просыпаясь и не требуя ночью мамину грудь или смесь с бутылочкой. Это дает возможность родителям отдыхать в ночное время полноценно и без нервного напряжения.

Сон ребенка в 11 месяцев

В этом возрасте возрастает физическая и эмоциональная активность малыша, он большую часть времени проводит в подвижных играх и в познании окружающего мира и, конечно, тратит на это много сил и очень устает. Дневной сон ребенку просто жизненно необходим. Какой режим сна выбрать своему крохе нужно решать индивидуально, в зависимости от темперамента малыша и его активности в дневное время. Дневной сон может быть один и длиться 3-4 часа, а может быть и двухразовый и состоять из полутора часов каждый.

На длительный и глубокий дневной сон ребенка влияет нахождение на свежем воздухе. Кислород обеспечит крохе полное расслабление и продолжительный отдых. Малыш может спать на прогулке в течение трех часов и более. За это время его детский организм отдохнет, успокоится, наберется сил и энергии. Такой способ сна благотворно влияет на настроение и самочувствие крохи, а значит и всей семьи. Ребенок не будет капризничать, плакать или раздражаться. Его нервная система полностью восстановится на свежем воздухе, а особо впечатлительных избавит от проблем с расстройством сна.

В этом возрасте детям снятся разноцветные и яркие сны, поэтому во сне малыши могут плакать, смеяться, улыбаться и постанывать. Такая реакция детей считается абсолютно нормальной и не должна вызывать у родителей никакого беспокойства.

Чтобы ночной сон малыша также был глубокий и полноценный, как и дневной, необходимо соблюдать некоторые рекомендации, которые будут этому способствовать. Например, большое значение имеет вечернее купание и последующее облачение в пижамку или другую удобную одежду для сна из приятных натуральных материалов свободного покроя. Такой ежедневный вечерний ритуал приучит ребенка реагировать на него, как сигнал к засыпанию. Важно, чтобы ткань детской одежды не вызывала у крохи неприятных ощущений, а также не перегревала и не охлаждала его нежное тело.

Не менее важное значение для хорошего сна имеет температура воздуха в детской комнате. Оптимальная температура должна быть от 18 до 22 градусов. В прохладном помещении ребенка нужно не только одеть в теплую пижаму, но и укрыть его одеялом. Если в комнате жарко, то будет достаточно тонкой трикотажной пижамы и легкого покрывала.

В качестве совета от опытных мам стоит воспользоваться практикой укрывания ребенка одеяльцем большого размера, края которое можно легко завести под боковые стороны матраса в детской кроватке. Ведь все дети имеют привычку ворочаться во сне и раскрываться при этом. Поэтому такой способ укрывания избавит маму от дежурства около спящего крохи. Правда, современная промышленность тоже позаботилась об этом и стала выпускать для этих целей специальные зажимы для детского одеяла, которые позволят ребенку постоянно находиться укрытым. При таком способе укрывания движения спящего ребенка не ограничиваются и не дают ему шанса на переохлаждение.

Все о питании в возрасте 11 месяцев

Некоторые мамы торопятся перевести одиннадцатимесячного малыша на четырехразовое питание. Это может привести к негативным последствиям для крохи, так как он не сможет за четыре кормления получить необходимый для его организма объем пищи, а переедание спровоцирует проблемы с пищеварением. Поэтому важно, чтобы малыш в 11 месяцев питался пять раз в день с перерывом приблизительно в 4 часа.

Рацион детского питания к этому времени стал настолько широким и разнообразным, что позволяет маме избавить себя от приготовления специальных детских блюд. Теперь ребенок может кушать с общего стола все блюда, приготовленные способом варки, запекания и тушения, а также обработанных на пару. Необходимо только снизить до минимума количество соли в блюдах и отказаться от использования специй. Взрослые члены семьи смогут добавить индивидуально в свою тарелку все, что им не хватает.

При планировании меню для всей семьи нужно помнить, что некоторые продукты пока еще опасны для малыша и в возрасте 11 месяцев противопоказаны. В этот список входят колбасы и полуфабрикаты, грибы, любые сорта орехов, конфеты, шоколад, цитрусовые и домашнее коровье молоко. Например, молоко имеет слишком высокую жирность и не сможет усвоиться детским желудком. В крайнем случае, его нужно наполовину разбавлять водой и давать малышу, начиная с одной ложки, постепенно увеличивая объем в течение недели – двух.

Вечернее грудное кормление в этом возрасте становится не столько источником полноценного питания, сколько способом засыпания или своеобразного вечернего ритуала. Малыши очень любят мамину грудь перед сном. Для деток, которые находятся на искусственном питании, тоже можно выработать свой ритуал, который позволит спокойно отходить ко сну. Можно попробовать каждый вечер в одно и то же время давать крохе молочную смесь с печеньем. Такое кормление быстро приучит ребенка к трапезе и станет своеобразным сигналом к ночному отдыху.

Одиннадцатимесячный ребенок должен уметь или пытаться учиться самостоятельно пользоваться ложкой и чашкой. Обучение нужно начинать, не забывая о простейших мерах безопасности для крохи. Вся детская посуда и столовые принадлежности должны быть изготовлены из пластика высшего качества, который не разбивается при ударе или падении с высоты.

Мамам необходимо запастись большим терпением, потому что первое время большая часть еды не будет попадать по назначению. Не стоит раздражаться по поводу упавшей на пол или размазанной по столешнице еде, а лучше хвалите своего кроху за любую попытку проявления самостоятельности в самообслуживании. Помогайте ему донести пищу до ротика, направляйте его руку и приободряйте его ласковыми словами. Если малыш пока не проявляет интереса к этому процессу. То заставлять его не нужно. Придет время, когда он сам даст знать, что хочет все делать сам.

Физические упражнения, массаж и прогулки

Свежий воздух и регулярные прогулки – это то, что необходимо для полноценного роста и развития ребенка. А еще лучше, когда такое времяпрепровождение совмещается с физическими упражнениями или гимнастикой. Прогулка в солнечную погоду очень важна в качестве профилактики рахита. Ультрафиолетовое излучение помогает детскому организму вырабатывать витамин Д. При его недостатке замедляется рост малыша, и происходят негативные изменения в развитии, связанные с опорно-двигательной системой. Солнечные ванны в летнее время с 11 до 15 часов могут навредить здоровью, поэтому желательно совершать прогулки в тени деревьев, в парке или сквере, а не на открытом солнцепеке. В прохладный сезон желательно тоже не допускать прямого попадания солнечных лучей на малыша. Детская кожа может получить солнечные ожоги.

11 месяцев – это время, когда ребенок стремиться самостоятельно ходить. Поощряйте это его стремление во время прогулок. Детки любят шагать, держась за свою коляску и подталкивая ее вперед. Такие упражнения помогут малышу быстрее освоиться в пространстве, научиться координировать свои движения и рассчитывать силы. А еще происходит тренировка мышц рук, ног, спины, улучшается настроение и самочувствие.

Режим дня малыша включает в себя время для физических упражнений, массажа и гимнастики. Ребенку необходимо для физического развития ежедневно проводить специальный комплекс упражнений, в который будут входить движения туловищем, наклоны, вращения руками и ногами, их сгибание и разгибание.

При отсутствии медицинских противопоказаний необходим общеукрепляющий массаж, который могут делать мамы в домашних условиях после консультации с педиатром. При нарушениях в развитии ребенка массаж должен проводиться в амбулаторных условиях детскими специалистами после консультаций с детским неврологом и ортопедом.

Гигиенические процедуры

В понятие «гигиенические процедуры» входит ежедневное умывание и чистка зубов, подмывание после каждого туалета и купание в вечернее время.

Для купания можно использовать различные косметические средства, предназначенные только для детей – это детское мыло, шампунь, кремы, масло для ухода за кожей после купания. Эту водную процедуру теперь можно проводить через день в течение 10-15 минут. Температура воды может быть снижена с 37 до 34 градусов. При проблемах с кожей можно использовать травяные отвары, морскую соль или марганцовый раствор.

Не нужно забывать о процедуре закаливания. Заканчивайте каждый прием ванны обливанием малыша прохладной водой. Это обеспечит детскому организму хорошую циркуляцию крови в кровеносных сосудах.

Развивающие занятия и игры

Необходимо каждую свободную минуту, в моменты бодрствования ребенка, посвящать развитию его внимания, памяти, мышления, пополнению словарного запаса, развитию мелкой моторики. Занятия и игры должны проводиться ежедневно и вызывать у крохи только положительные эмоции.

  • Большое значение для развития малыша имеют ролевые игры. Рекомендуется приобрести для ребенка детские наборы игрушек, которые ему в этом помогут. Это может быть детская кухня с набором посуды, набор медика или парикмахера, детская мебель и другое. Кроха будет с удовольствием причесывать куклу, вытирать его салфеткой, укачивать или кормить. Все эти действия ребенок копирует, глядя на поведение взрослых.
  • Важно продолжать развивать и закреплять умение собирать пирамидку или строить башню из нескольких кубиков.
  • Для развития терпения, настойчивости, мышления, сообразительности и мелкой моторики рекомендуются игры с фигурками – прорезями. Во время поиска необходимой фигуры ребенок попутно учится сравнивать предметы по форме и размеру, а также запоминает цвета. Маленькие пальчики учатся находить различия и сходства предметов.
  • Занятия с использованием ярких красочных предметных картинок с изображением животных, игрушек, бытовых предметов не только развивают речь ребенка, но и пополняют его словарный запас. Нужно только разговаривать с малышом, спрашивать, кто изображен, проговаривать четко названия предметов.
  • Эмоциональное развитие и воспитание доброго, ласкового крохи возможно при обычных просьбах типа «Покорми котика», «Погладь собачку», «Пожалей мишку», «Покорми куколку» и т.п.

Режим дня одиннадцатимесячного малыша должен соответствовать его индивидуальным особенностям, и тогда он принесет положительные результаты.

Нам 11 месяцев! Режим, питание, зубы, прогулки (видео)

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/11-mesyacev/
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-11-mesyatsev
http://babymir.net/rezhim-dnya-rebenka-v-11-mesyacev/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×