Демонстративный ребенок. Демонстративное поведение

Психологическая характеристика демонстративного ребенка. Работа с ближайшим окружением демонстративного ребенка

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят.

Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал.

Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т.д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованны. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Такие дети часто фантазируют, лгут, и сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание. Причем эта особенность ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. А.Л. Венгер отмечает:

• «Ребенок рассказывает о каких-либо вымышленных событиях. вплетенных в будничную жизнь, и родители принимают его рассказы за чистую монету. Они верят, что заведующая детским садом вызвала их дочку к себе в кабинет и поручила ей следить за тем, как себя ведут другие дети. Верят, что во время прогулки дочь убежала с территории детского сада и полдня гуляла по улицам, а вернулась только к вечеру. Начинаются объяснения с заведующей, воспитательницей. Затем дочке учиняется допрос с пристрастием, на котором она наотрез отказывается признаться, что все выдумала. У родителей начинаются сомнения: а правду ли им сказала воспитательница? Но тут новые красочные подробности, которые дочь приводит в доказательство того, что она действительно пережила все описываемые приключения, окончательно убеждают слушателей в том, что все от начала до конца ею выдумано.

Такая законченная картина – явление редкое. Но ее отдельные элементы встречаются у довольно значительной части детей».

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за родительское внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми, «кумирами семьи».

Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. «Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его непрерывно ругали. Как будто нарочно вызывает раздражение», – жалуются родители такого ребенка психологам» (А.Л. Ветер, 1994, с. 104).

В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

В школе срабатывает тот же механизм. Как отмечает А.Е. Личко, успехи в первом классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.

Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно-эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.

Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он становится неуспевающим.

Следует отметить, что демонстративность, порождающая много серьезных проблем, обычно связана с артистизмом и обаянием, особым даром вызывать к себе симпатию. Поэтому события, разворачивающиеся в классе, где учится демонстративный ребенок, могут принимать несколько иное направление. Один из вариантов описывает К. Леонгард:

• «Ребенка. считают «паинькой», «примерным», а уж если случится, что он нашалит, то как не простить его, ведь с кем не бывает. Шалости таких детей не столь уж редки, хотя они никогда не шалят на глазах у воспитателя. Отношение к воспитателю неизменно вежливое, выдержанное, ребенок с полуслова подчиняется требованиям. Зато среди своих сверстников или других взрослых такое дисциплинированное дитя нередко слывет маленьким эгоистом.

К одноклассникам «паинька» относится враждебно, готов очернить их в глазах учителя, действуя нечестными методами, а воспитатель охотно выслушивает «примерного» ученика и верит ему. Демонстративный ребенок лжет, не сознавая себя лгуном. В соответствии с особенностями возраста вытеснение у детей происходит еще легче, чем у взрослых. Маленькие сплетники и клеветники чаще всего принадлежат к личностям демонстративным».

Таким детям нужно создать возможность самореализации.

Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т.п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

Рекомендуется в таких случаях также вовлечение учеников в детские группы (в том числе учебные), деятельность которых четко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками. Это особенно важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служитлюбое проявление внимания взрослых.

Задача учителя, причем очень трудная, – не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально – безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

К сожалению, следовать этим рекомендациям способны далеко не все учителя, уроки которых «разрушают» демонстративные дети. Это происходит из-за того, что учителя подвержены стрессам, показатели степени их социальной адаптации ниже, чем у представителей многих других профессий, а эмоциональная устойчивость снижается по мере увеличения стажа работы в школе.

Демонстративный ребёнок

Моя девочка — самый настоящий демонстративный ребёнок, она очень любит привлекать к себе внимание окружающих, где бы она ни находилась, ведёт себя демонстративно, всё время доказывает, что она лучше всех.

Демонстративность ребёнка может сильно утомлять. Целый день такой малыш что-то доказывает и оценивает, поёт и кривляется, притягивая к себе всё внимание родителей.

У таких детей высока потребность в самоутверждении, поэтому они всё время озабочены тем, чтобы показать своё превосходство над другими детьми. Их главная цель — получить положительную оценку окружающих.

Демонстративные дети пытаются привлечь внимание всеми возможными способами. Они очень общительны, и это могло бы быть хорошей чертой, если бы не формальность такого общения. Обращаясь к партнёру, дети не испытывают к нему интереса, они хотят вызвать восхищение: говорят о себе, демонстрируют свои игрушки, навыки и умения: «Смотри, какие у меня туфельки, как я умею танцевать, рисовать…»

Демонстративность ярко выражается в желании обладать определёнными предметами. Подметив у сверстника интересную игрушку, демонстративный ребёнок начинает просить такую же или ещё лучше, дороже. Но новая кукла или машинка нужна не для игры, а для того, чтобы демонстрировать во дворе или в саду своё имущество, а значит, преимущество.

Самоутверждаются такие дети часто за счёт принижения другого. Например, увидев рисунок сверстника, малыш может сказать: «Ну и что? Это не очень хороший рисунок, я рисую лучше». Слова «лучше-хуже, красивее-не красивее» часто звучат из уст малыша. И сравнение всегда в его пользу. Также дети болезненно реагируют на похвалу, которая обращена к другим детям. Ребёнок вряд ли будет аплодировать победителю конкурса, а при случае постарается его унизить, показав, кто на самом деле лучше всех.

Ради одобрения демонстративный малыш совершает и моральные поступки, подробно объясняя мотивы: «Я дала Маше конфетку, потому что надо делиться». Но такая «правильность» неустойчива и зависит от ситуации — когда взрослых нет рядом, ребёнок может, наоборот, отобрать у сверстника конфету или игрушку. Для таких детей важно соблюсти внешние приличия, желания помочь, поделиться они не испытывают.

Другие способы привлечения внимания — кривляние, капризы, проявления агрессии, напускная застенчивость или подчёркнуто «идеальное» поведение. Когда отношения со сверстниками или взрослыми у детей не складываются, они могут провоцировать ссоры и скандалы. Нередко дети симулируют приступы болезни, чтобы вызвать сочувствие взрослых.

Демонстративность прячется под маской агрессивности. Ребёнок удивляет окружающих своим «ужасным» поведением, родители ругают и одёргивают его, но для шалуна это является не наказанием, а поощрением. Отсутствие внимания взрослых для него невыносимо. Демонстративность можно даже выявить по рисункам крохи. Как правило, дети рисуют людей во всех подробностях, уделяя особое внимание деталям. Человек на рисунке экстравагантно одет, прорисованы украшения, медали, погоны и т. д.

В школе такие дети стремятся к лидерству, позволяют себе выкрики с места, тянут руку, не зная правильного ответа — только бы на минутку оказаться впереди всех. Став постарше, подростки красят волосы в безумный цвет, чтобы выделиться из толпы, рано начинают курить, а родителям угрожают обещаниями сбежать из дома и т.д.

Хорошо или плохо?

Не спешите определять демонстративность как однозначно плохое качество. Есть у этой особенности свои преимущества. Демонстративные дети отдают много сил той деятельности, в которой хотят достичь успехов.

Многие отличники — демонстративные дети. И в искусстве демонстративность только помогает: пение, танцы, театр — всё подвластно такому ребёнку. Человек, умеющий привлечь к себе внимание окружающих, добьётся больших результатов и в спорте, политике.

Но и оставлять демонстративность без внимания опасно, эта черта может перерасти в невроз, когда ребёнок может рыдать, биться в истерике до судорог. Кажется, что демонстративному малышу всё даётся легко, на самом деле он постоянно напряжён — боится оказаться хуже других, для него это катастрофа. Отсюда — тревожность, неуверенность в себе, постоянное хвастовство, принижение других.

Ребёнок так сосредоточен на себе, что не замечает ничего вокруг себя, думает только о том, что говорят о нём другие. Это мешает ему просто радоваться жизни.

В будущем такой человек скучает с самим собой, стремится к славе, богатству, блеску, к сильным и влиятельным личностям. Свои недостатки и плохое поведение он стремится «не замечать». У него возникают сложности с умением сдерживать свои чувства, критически относиться к себе.

Вместе со всеми

Избавиться от демонстративности полностью вряд ли получится, но помочь можно и нужно. В первую очередь избегайте оценок и сравнения детей.

Избавьте ребёнка от необходимости доказывать своё превосходство. Игры-соревнования, конкурсы, поединки широко используются в практике воспитания, но для демонстративного ребёнка они противопоказаны. Он должен чувствовать, что его любят за то, что он есть, а не за достижения.

Очень важно показать такому малышу, что отношение других людей к нему — далеко не самое главное в жизни. Конечно, объяснить на словах это трудно. Создайте условия, в которых малыш будет сотрудничать со сверстниками, а не соревноваться с ними. Полезна коллективная работа — пусть рисует с другими детьми на листе ватмана, собирает конструктор, лепит детали замка.

Покажите ребёнку, что ровесники — это партнёры, а не конкуренты. Включайте малыша в самые простые коллективные игры с правилами, да хоть просто водите хороводы. Главное, чтобы он чувствовал свою причастность к общему делу. Учите слушать других людей. Начните с аудиокниг, перейдите к чтению по ролям, устройте семейный совет, на котором каждый должен выслушать другого, не перебивая.

Если ребёнок привык баловаться, кривляться, чтобы привлечь внимание, ему также можно помочь. Уделяйте ему внимание, когда он хороший, а не плохой. Откажитесь от бурных эмоциональных реакций на его проделки. Ваш тон должен быть нейтральным, поведение — спокойным. Найдите крохе поле деятельности, в котором его талант проявится настолько, что отпадёт желание постоянно что-то доказывать. Это могут быть театральный кружок, студия художественной самодеятельности, танцы, рисование.

И помните: нельзя держать демонстративного ребёнка «в чёрном теле» из «лучших» побуждений («девочка должна быть скромной»). Не бойтесь хвалить. Загнанная внутрь демонстративность может породить психические заболевания. Давайте ребёнку посильные поручения, в которых бы демонстративность нашла выход, — прочитать стихотворение перед компанией взрослых, приготовить доклад и выступить на классном часе и т.д.

Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной статье рассматриваются особенности поведения детей старшего дошкольного возраста, раскрывается понятие демонстративного поведения, рассматриваются особенности демонстративного поведения у детей старшего дошкольного возраста, выявляются причины, вызывающие у детей демонстративное поведение.

Предварительный просмотр:

В современном мире развитию детей уделяется огромное внимание, так как в обществе существует понимание того, что результатом правильного обучения, воспитания и развития ребенка является грамотная успешная, уверенная в себе, образованная и позитивно настроенная личность. То есть считается, что постоянное повышение самооценки ребенка приведет к тому, что он будет увереннее в себе и добьется больших успехов.

Однако иногда с целью повышения самооценки и завоевания внимания окружающих ребенок начинает вести себя со сверстниками поверхностно и неправильно, рассматривая их не как отдельных интересных личностей, потенциальных друзей, обладающих своими интересами, эмоциями и проблемами, а только как некий фон, на котором можно показать себя лучше остальных, продемонстрировать свои достоинства. Можно конечно сказать, что для повышения самооценки и уверенности в себе все средства хороши, однако данная демонстративность может перерасти в постоянную черту характера, которая в дальнейшем принесет своему хозяину множество проблем, одной из которых будет невозможность выстроить нормальные личные отношения, дружеские, рабочие или семейные.

Особенно ярко такая черта выражена у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте начинают активно формироваться личные отношения со сверстниками, и становится понятно, кто оценивает окружающих детей в качестве потенциальных друзей, а кто как фон для самовыражения. Таким образом, тема этой статьи является очень актуальной и требующей большого внимания.

Понятие демонстративного поведения. Виды и типы демонстративного поведения

Для каждого периода детского развития характерны свои формы общения, и, если ранее, в возрасте 3-4 лет дети в основном получали удовольствие от игры с игрушками, то в период старшего дошкольного возраста на первый план выходит межличностное общение, особенно со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенку становится очень важно, как воспринимают и оценивают его действия окружающие люди, он стремится привлечь внимание других, ловит в их взглядах и эмоциях признаки отношения к себе и демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.

Кроме того, в общении в этом возрасте появляется соревновательное, конкурентное начало. Идет постоянное сравнение себя со сверстником, через которое ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Данный этап очень важен и необходим для развития межличностных отношений. Противопоставляя себя сверстнику, выделяя таким образом свое «Я», ребенок при этом воспринимает его как отдельную целостную личность, а к 6-7 годам уже существует способность оценивать качества и характеристики других людей, исходя из которых появляется желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

У дошкольников также наблюдается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Это обусловлено развитием сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности, имеющим коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление к совместной деятельности настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс и уступают друг другу, например, игрушку или наиболее привлекательную в игре роль. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

При этом у детей ярко проявляется склонность к конкуренции, дух соревновательности и непримиримость в оценке товарищей. В старшем дошкольном возрасте дети часто интересуются успехами друзей, а также требуют признания собственных достижений. Замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои.

Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты со сверстниками характеризуются яркой эмоциональностью.

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста ярко проявляются также в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Все высказывания в адрес сверстника в старшем дошкольном возрасте, так или иначе, связаны с собственным «Я» ребенка.

Старшие дошкольники уже все чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как у них это получается, много рассказывают о себе, давая оценку вещам или событиям «нравится» или «не нравится». Они делятся со сверстниками своими познаниями и планами на будущее, размышляют о том, кем станут, когда вырастут.

Каким бы не было общение детей дошкольного возраста со сверстниками практически каждому из них в той или иной степени свойственно демонстративное поведение.

Под демонстративным поведением понимают выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, не замечая при этом потребности окружающих.

Небольшая демонстративность в поведении детей является нормальной временной формой самовыражения, становления собственной личности. Но когда демонстративное поведение у ребенка проявляется всегда и во всем нужно обратить на это внимание, так как это может быть связано с серьезными психологическими проблемами в развитии.

Особенности проявления у детей демонстративного поведения

Как было сказано выше, небольшая демонстративность в поведении дошкольников может являться нормой, однако часто она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера и тогда это уже приобретает форму психической особенности

Дети, для которых характерна данная черта характера, больше всего озабочены тем, чтобы показать во всем свое превосходство. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении и внимании.

Демонстративных детей можно выделить по ярко выраженной активности и неугасаемому стремлению привлечь к себе внимание окружающих любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако, в большинстве случаев, общаясь со сверстником, они не испытывают к нему никакого реального интереса или желания что-то делать вместе. В основном они хотят показать себя и вызвать восхищение других людей. Они говорят только о себе, навязчиво показывают свои игрушки, иными словами демонстрируют разнообразные способы привлечения внимания взрослых или сверстников: смотрите, как я умею рисовать, бегать, прыгать или петь, какие у меня игрушки, прическа и так далее.

Самоутверждение и восхищенное внимание окружающих людей является для них главной ценностью и целью. Важно отметить, что способом привлечения внимания в данном случае могут являться как положительные формы поведения, например, стремление сделать что-то очень хорошо, чтобы это заметили, так и действия, выражающие агрессию.

Так как дети с демонстративным типом поведения ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых, как правило, такие дети стремятся во что бы то не стало получить положительную оценку окружающих, но если отношения со сверстниками не складываются, то они применяют негативную форму поведения, то есть проявляют агрессию, провоцируют скандалы и жалуются.

Таким образом, демонстративное поведение может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Одной из форм проявления демонстративности является обладание привлекательными для сверстников предметами. Например, у некоторых детей огромное желание обладать какой-нибудь игрушкой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество как некое преимущество перед другими. Ведь очень часто дети несут в детский сад полученную в подарок новую игрушку вовсе не для того, чтобы в нее поиграть, а чтобы похвастаться и показать друзьям.

Зачастую самоутверждение у демонстративного ребенка достигается путем обесценивания или унижения достоинства другого. Например, ребенок может сказать про рисунок другого ребенка, что тот совершенно не красивый, и он рисует гораздо лучше. В речи демонстративного ребенка вообще очень часто встречаются такие сравнительные формы как лучше-хуже, красивее-некрасивее, ведь они постоянно сравнивают себя с другими, причем данное сравнение всегда в их пользу.

Такие старшие дошкольники имеют особенность проявлять повышенный интерес к действиям сверстников, следить, что у них получается и не получается, а также делать замечания и комментировать эти действия, давая им определенную оценку.

Дети с демонстративным поведением часто критикуют других людей, запоминают ошибки и неудачи окружающих, чтобы при наличии удобного случая потом напомнить о них. Они, зачастую просто не дают никакой возможности проявить себя другим детям, постоянно вмешиваясь в их деятельность, комментируя ее и подсказывая. Причем, их поведение по отношению к сверстникам может кардинально меняться в зависимости от наличия или отсутствия рядом взрослого человека, особенно если этот человек является для ребенка авторитетной личностью. Таким образом, добрые поступки здесь совершаются не с хорошими намерениями, а только ради одобрения.

Иногда встречается такое негативное проявление демонстративного поведения как агрессия, возникающая в том случае, когда ребенку кажется, что его неправильно оценили или что его не понимают, возникает раздражение. В случае, когда нет возможности в чем-то быть выше своего сверстника, который в данном случае выступает в роли конкурента, появляется желание опустить его.

Причины, вызывающие демонстративное поведение ребенка

Так как основная особенность демонстративного поведения ребенка – это желание привлечь к себе внимание, то можно с уверенностью говорить, что основной причиной такого поведения является как раз острая нехватка этого внимания.

Порой такое поведение ребенка является единственной возможностью восполнить острую нехватку заботы и внимания со стороны родителей и окружающих. Это может быть связано с критической занятостью родителей на работе или личными делами, когда на общение, игру и заботу о ребенке совершенно нет времени.

Недостаток такого внимания может быть также обычным явлением в семье, где преобладают холодные отношения и не принято заботиться друг о друге, проводить совместный досуг и интересоваться делами и проблемами близких людей.

А ведь дети дошкольного возраста остро нуждаются не только в уходе и обучении, а также в близком личном общении. В старшем дощкольном возрасте происходит активное становление личности, и для ребенка очень важно, чтобы его воспринимали как личность, то есть советовались с ним, интересовались его точкой зрения и принимали ее во внимание, подбадривали и поддерживали в случае проблемных ситуаций и хвалили за его успехи, которых он, как правило, изо всех сил старается достичь.

В этом возрасте дети начинают воспринимать себя не только как личность, но и в сравнении с другими, поэтому мнение окружающих становится очень важным. Упреки и невнимание вызывают обиду и конкуренцию. Если мнение дошкольника о себе не совпадает с мнением окружающих, то появляется желание доказать свою правоту, выделиться и привлечь в себе дополнительное внимание. Особенно это актуально в авторитарных семьях, где родители не имеют привычки принимать во внимание мнение ребенка и его интересы и замечают его в основном тогда, когда он плохо себя ведет.

Одной из причин демонстративного поведения у дошкольника может являться какая-либо эмоциональная травма, например, развод родителей или появление младшего ребенка в семье, который забирает на себя большую часть внимания и заботы близких, ранее уделявших все свое время только старшему ребенку.

Кроме того, бывает, что ребенку в принципе оказывается достаточное внимание в семье и коллективе, но в силу его гипертрофированных потребностей оно его не удовлетворяет, необходимо еще больше эмоциональных контактов, которые близкие уже обеспечить не могут. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативными аспектами демонстративности нарушают правила поведения, добиваясь таким образом необходимого им внимания. Пусть это внимание будет даже недоброжелательным, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок в данном случае действует по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Источники:

http://studopedia.ru/10_205235_psihologicheskaya-harakteristika-demonstrativnogo-rebenka-rabota-s-blizhayshim-okruzheniem-demonstrativnogo-rebenka.html
http://detkambest.ru/demonstrativnyj-rebyonok/
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/04/demonstrativnoe-povedenie-detey-starshego-doshkolnogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector