Дети интроверты и экстраверты. Что нужно обеспечить подростку-интроверту, чтобы он стал психологически здоровым взрослым? Успокаивающие занятия для экстраверта

Что нужно обеспечить подростку-интроверту, чтобы он стал психологически здоровым взрослым?

Автор: Анастасия Чебан, детский психолог.

«В трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни».
Франсуаза Дольто

Подростками сегодняшних детей можно считать уже с 10-11-ти летнего возраста. И именно в этот период родителям важно раскрыть природный психологический потенциал своих взрослеющих детей. К сожалению, неизвестно, когда наступает и сколько длится период наибольшей чувствительности у каждого конкретного подростка — период трансформации и изменений. Период, когда особенно важно быть «на расстоянии вытянутой руки», быть доступным и выражать свою любовь подростку, который не способен принимать и любить самого себя.
Подростковый возраст — «нежный» возраст, удивительный тем, что подросток откликается на все хорошее, что для него делается, хоть и не откликается на это хорошее сразу. Взрослому важно быть устойчивым, даже если кажется что все «как горохом об стену».

Особенно это касается развития, а не подавления потенциала подростков-интровертов. Ведь экстраверта не так просто поставить в рамки, он более контактный и энергичный в отстаивании своих ценностей.
Интроверты же имеют свои особенности, которые являются ценными для них и нуждаются в поддержке, а не коррекции. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка, который зависим и не способен быть взрослым и ответственным.
Мы выделили семь основных черт интровертов, на которые рекомендуем родителям и близким подростку людям реагировать следующим образом:
1. Способность быть наедине с собой.
Одиночество может быть болезненным для экстраверта, но необходимо для интроверта. Для последнего это возможность восстановиться после контактов с людьми, разобраться в себе и построить новые духовные связи и цепочки во внутреннем плане. Родителей часто настораживает желание подростка быть наедине с собой, его потребность мало рассказывать о своей жизни, секреты, оно кажется им не созидающим, а разрушающим элементом его жизни.
Рекомендация: помнить о том, что одиночество интроверта — это его потребность быть самим собой и с самим собой. Это он хорошо умеет и не стоит ему мешать. Важно разделить ценность потребности побыть одному. Поддержкой подростку в этом случае будет с одной стороны уважение его границ, с другой — помощь взрослого в выстраивании отношений с внешним миром. Через бережный контакт со взрослым, когда ребенок может делиться своими переживаниями и быть принятым, понятым, услышанным, он постепенно начнет расширять круг общения, доверять. При этом родителю важно быть открытым в своих проявлениях и не торопить подростка с ответом, дать ему поразмышлять и реагировать в своем темпе.

2. Чувствительность.
.
Интроверты тонко воспринимают окружающий мир. Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают.
Рекомендация: Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни.
3. Стремление к обучению.
Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика.
Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из «его стаи».
4. Нестандартное мышление.
Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков.
Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка — кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же.
5. Высокий эмоциональный интеллект.
Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры — сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его.

Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли. Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас.
6. Интересный собеседник.
Чуткость, умение слышать, что говорят, улавливать суть вещей, вдумчивость и умение задавать интересные вопросы — свойство интровертов. Они могут поделиться своим опытом, честны и предлагают много разных вариантов решения заявленной проблемы. Как правило, подростки-интроверты имеют свое мнение, но держат его при себе.
Рекомендация: поддерживать это умение, делать его значимым, замечать в разговоре с ребенком его точные формулировки, внимание к собеседнику, понимание и находчивость в решениях. Помочь найти друзей, общество, в котором будут раскрываться эти таланты, и выйти из токсичного окружения, в котором они не будут цениться.
7. Умение дружить.
Интроверты зачастую верные, надежные, поддерживающие, понимающие и сопереживающие люди. Это делает их хорошими друзьями. Они строят связи прочно и надолго, при этом могут продолжительное время присматриваться к людям и небыстро сближаться.
Рекомендация: расширять круг общения ребенка, чтобы он мог знакомиться в неформальной обстановке и постепенно сближаться, дружить. Не зацикливаться только на пользе кружков и секций, а смотреть, насколько подходящие и интересные для подростка сверстники посещают эти места.
Так, принимая и поддерживая сильные стороны ребенка, родитель дает взрослеющему подростку возможность опираться на себя, отстаивать себя, выдерживать сложные контексты своей жизни самостоятельно. Становиться взрослым, оставаясь собой.

Ребенок-экстраверт: как понять и воспитать

Шумные, подвижные, любознательные, оптимистично настроенные – это дети-экстраверты. Такие мальчики и девочки очень общительны, легко сходятся со сверстниками и взрослыми людьми. Поэтому экстраверты не страдают от недостатка друзей. А еще им и их родителям никогда не бывает скучно. Как определить тип личности сына или дочери, а затем – подобрать метод воспитания? Давайте узнаем.

Какой он, экстраверт?

В прошлом материале мы разбирали поведение ребенка-интроверта. Если помните, его отличают спокойствие, мечтательность, малоподвижность, стремление находиться в одиночестве. Ребенок-экстраверт обладает совершенно противоположным набором качеств.

Ваш отпрыск экстраверт, если:

· Ему сложно усидеть на месте, хочется постоянно двигаться и что-то делать;

· Он не любит тишину и одиночество, стремится туда, где много людей, пусть даже незнакомых;

· Постоянно проявляет свои эмоции. Когда ему весело – никого не стесняясь, смеется; когда грустно – плачет, не скрывая слез;

· Громко и много говорит. Экстраверты – хорошие ораторы, так как не стесняются находиться в центре внимания;

· Берется за несколько дел одновременно, постоянно пробует что-то новое, но при этом быстро теряет к этому интерес и не доводит начатое до конца;

· Любит бывать в незнакомых местах, заводить знакомства, постоянно ищет приключений;

· В свободное время чтению книги предпочтет веселую командную игру во дворе;

· Способен оставаться активным и жизнерадостным в течение всего дня. Даже к вечеру у него много нерастраченной энергии. Многочасовое общение, занятия в школе, поездка на дачу – все это практически не лишает ребенка сил, он по-прежнему готов к новым подвигам;

· Любит учиться: общаться с одноклассниками, педагогами, отвечать у доски, привлекая к себе всеобщее внимание, задавать вопросы;

· Часто озвучивает то, о чем думает – проговаривает мысли вслух.

По мнению психологов, выявить экстраверта среди детей гораздо проще, нежели среди взрослых. При этом специалисты отмечают, что стопроцентных представителей того или иного типа не бывает, то есть в каждом из нас присутствуют качества экстравертов и интровертов, просто одни превалируют над другими. Это значит, что иногда у вашего эмоционального и активного ребенка-экстраверта могут проявляться особенности тихого и скромного интроверта. Не удивляйтесь и не беспокойтесь – это нормально.

Быть экстравертом – хорошо. Эту точку зрения разделяет большинство. Оно и понятно, ведь экстраверты легко налаживают контакты с людьми, имеют неиссякаемый энергетический потенциал и ведут активную жизнь, получая от нее удовольствие. По мнению психологов и социологов, именно экстраверты многого добиваются в жизни: становятся любимцами школьных учителей, заводят множество друзей в студенческие годы, а повзрослев – устраиваются на престижную работу.

Экстравертам можно позавидовать. Однако и у них бывают эмоциональные выгорания, проблемы в общении, учебе и развитии. Причина многих бед кроется в чрезмерной подвижности экстравертов, неумении сосредоточиться на одном деле, брать на себя ответственность за выполнение трудной задачи. Экстраверты часто вспыльчивы. Некоторых чересчур харизматичных экстравертов не воспринимают серьезно. Со всеми этими побочными эффектами экстравертам необходимо научиться справляться еще в детстве, чтобы во взрослой жизни испытывать минимум психологического дискомфорта.

Родительская помощь:

· Обеспечьте ребенку должную физическую активность

Дети-экстраверты в большинстве своем любят спорт и подвижные игры. Поинтересуйтесь у ребенка, какую спортивную секцию он хотел бы посещать. Для домашних игр девочкам подойдут фитнес-мячи, а для мальчиков можно установить в дверном проеме турник.

· Дайте ребенку простор для творчества

Если ребенка не манят спортивные активности, возможно, ему захочется заниматься творчеством: рисовать, вязать, вышивать, выжигать по дереву, делать оригами. Помогите сыну или дочери с выбором занятия и не переживайте, если спустя какое-то время интерес к нему ослабеет. Ребенок наверняка найдет альтернативу наскучившему хобби.

· Подарите ребенку возможность конструктивного общения

Экстраверты любят говорить, а это значит, что вам придется постоянно вступать с ребенком в диалог, даже если вы устали или вас не интересует тема обсуждения. Не справляетесь с ролью отзывчивого собеседника? Тогда не мешайте сыну или дочери искать таковых в ближайшем окружении. Не одергивайте ребенка, когда он заводит разговор с незнакомым пассажиром в общественном транспорте или с соседкой по лестничной клетке. Просто следите за тем, чтобы это общение не приносило вреда.

· Помогите ребенку соблюдать распорядок дня

Расписание, составленное на неделю вперед, поможет ребенку стать более организованным и спокойным. Взбалмошных экстравертов очень важно приучать к порядку с раннего детства.

Эти рекомендации помогут направить энергию ребенка-экстраверта в нужное русло. Почаще интересуйтесь начинаниями и успехами вашего чада, подавайте ему положительный пример и совместно ищите пути решения возникающих проблем.

Как выжить в школе подростку-интроверту

Ребенок-интроверт идет в новую школу, новый класс

Если ваш ребенок особенно волнуется перед 1 сентября — удастся ли ему сохранить старых друзей, какими будут новые учителя — вполне возможно, по характеру он интроверт. В школе интровертам тяжелее, чем экстравертам — из-за повышенного уровня шума, невозможности уединиться и необходимости вступать в контакты, которые ему вовсе и не нужны. Если в начальной школе детям-интровертам могут помочь родители, подростки-интроверты часто оказываются со своей «непохожестью» один на один. Выжить в школе помогут книги Сьюзан Кейн — «Интроверты» и «Тайная сила».

В начальной школе мы все знали друг друга, ведь были вместе с детского сада. Я догадывалась о своей робости, но со знакомыми ребятами чувствовала себя уверенно и даже однажды участвовала в школьном спектакле. Все изменилось, когда я перешла в среднюю школу. Там я оказалась новенькой среди незнакомых ребят, болтавших о чем-то своем.

В школу меня отвозила мама: я слишком нервничала, оказываясь в автобусе с другими детьми. Двери в школу отпирались только после первого звонка, и если мы приезжали раньше, приходилось ждать на парковке. Школьники разбивались на группки, кто с кем дружил. Все знали друг друга и чувствовали себя совершенно нормально. А для меня та парковка была кошмаром.

Наконец звонил звонок, и мы бежали в школу. В коридорах царила еще бoльшая суета, чем на парковке. Ребята бегали взад-вперед, уверенно шагали по коридору, явно чувствуя себя хозяевами школы. Мальчишки и девчонки обменивались новостями, хихикали. Я же выискивала в толпе знакомые лица, долго думала, не подойти ли поздороваться, а потом шла своей дорогой, так ничего и не сказав.

Но хуже всего бывало в столовой на большой перемене. По сравнению со столпотворением в ней толкотня в коридорах казалась раем! Сотни голосов отражались от стен. В зале стояли длинные узкие столы, и за каждым восседала смеющаяся, болтающая «компашка». У меня голова шла кругом — куда там улыбаться и непринужденно болтать, как другие!

Знакомая картина? Думаю, не я одна столкнулась с такой проблемой.

Вот, например, Дэвис. Задумчивый, застенчивый парень, в первый учебный день в шестом классе он оказался в такой же ситуации. Будучи одним из немногих азиатов в школе, где учились в основном дети с европейской внешностью, он чувствовал себя неуютно: ему казалось, что все считают, будто он выглядит как-то не так. И настолько нервничал, что чуть ли не забывал дышать от волнения. В переполненной столовой он, еле дыша, нашел свободное место и с облегчением выдохнул лишь на уроках, где царила тишина.

Когда в половине четвертого прозвенел звонок, Дэвис чувствовал себя выжатым как лимон. Первый день в шестом классе закончился, он выжил. Правда, в автобусе по пути домой кто-то прилепил к его волосам жвачку.

На следующее утро Дэвис пришел к выводу, что в школе все дети совершенно счастливы. Все, кроме него.

Первый день в школе: кому труднее всего?

Конечно же, не все дети в школе радуются первому школьному дню, хотя кажутся веселыми. Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже сто лет, — испытание для всех. Просто мы, интроверты, сильнее реагируем на раздражители, а значит, приспособиться к ситуации нам сложнее.

Что это значит — «сильнее реагируем на раздражители»? Большинство психологов сходятся во мнении, что ничто так не влияет на опыт общения с людьми, как склонность к интроверсии или экстраверсии. И это справедливо для всех людей в мире независимо от культуры и языка, на котором они говорят.

Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. Интроверт активнее реагирует на ситуации, связанные с общением, и на сенсорный опыт. У экстравертов же реакции приглушены, и для того, чтобы почувствовать себя в норме, они стремятся к внешним стимулам — яркому свету, грохочущим звукам. Им становится скучно, они не могут усидеть на месте, если их органы чувств недостаточно нагружены. Экстравертам необходимо находиться среди людей, энергия толпы их заряжает. Именно они всегда врубают музыку на полную громкость, любят приключения, щекочущие нервишки, и на уроках первыми тянут руку.

Мы же, интроверты, напротив, реагируем сильнее, а порой даже слишком сильно. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает нас. А расслабляемся мы и «подзаряжаем батарейки» в более спокойной обстановке — необязательно в одиночестве, но непременно среди родных либо в небольшой компании близких друзей.

На вечеринках интроверты тоже могут веселиться от души, но иногда быстрее устают и вынуждены раньше уходить домой. Время, проведенное в одиночестве, покое и тишине, восстанавливает энергию интроверта. Вот почему мы часто любим заниматься чем-то в одиночку — хоть чтением, хоть бегом, хоть скалолазанием. Не слушай тех, кто говорит, что интроверты асоциальны. Мы любим общаться, просто по-другому.

Ты можешь добиться успеха и в школе, и в любом другом обществе, если твоей нервной системе дают работать оптимально. Проблема в том, что большинство школ — неподходящая среда для чувствительной нервной системы интровертов. Но, научившись распознавать сигналы, которые посылает тебе тело, например ощущение тревоги и давления, ты сможешь управлять ситуацией.

Кстати, если тебе необходимо восстановить равновесие, необязательно возвращаться домой и запираться в комнате. Прислушайся к себе и найди в школе тихий уголок, где можно собраться с мыслями: отправляйся в библиотеку, компьютерный класс или пустой кабинет учителя, который дружески к тебе относится. Можно даже ненадолго уединиться в туалете!

Дэвис интуитивно понял это и после инцидента со жвачкой стал садиться в автобусе на первое сиденье, где его никто не трогал. Мальчик попытался не обращать внимания на оглушительные звуки, сигналы телефонов, крики и смех ребят. Вскоре он обзавелся наушниками и спокойно читал в дороге. Отгородившись от шума, он понизил уровень внешних воздействий, мешавших ему ясно мыслить.

Как выжить в школе подростку-интроверту

Интровертов много — от трети до половины всего населения Земли. Интроверсия не прихоть, которую можно перерасти; это качество нужно принять, дорасти до него и даже научиться его любить. Чем чаще ты отмечаешь, насколько ценны твои особенности интроверта, и понимаешь, что лучшее в тебе, скорее всего, связано с «тихим» темпераментом, тем увереннее ты начинаешь себя чувствовать. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают все, или пытаться подружиться с людьми, с которыми, как тебе кажется, ты должен дружить. Делай то, что нравится, и выбирай друзей, чьим обществом действительно дорожишь.

Всем, кто работает в системе школьного образования, нелишне понимать, какие у интровертов и экстравертов преимущества и в чем их потребности. Средние и старшие классы — самый сложный период для интровертов. Когда сотни ребят изо дня в день вынуждены толпиться в одном здании, кажется, будто единственный способ заставить уважать себя и обзавестись друзьями — стать шумным и заметным.

Но ведь есть множество других замечательных качеств характера интроверта, например, способность глубоко сосредотачиваться на том или ином предмете или действии, умение внимательно и терпеливо слушать. Это лишь две «суперспособности» интровертов. Пользуйся ими, ищи свою страсть и полностью посвящай себя ей! Тогда ты не только выживешь в школе, но и заживешь полной жизнью.

Вот несколько советов, которые помогут абстрагироваться от школьной суеты и при этом не потерять свой круг общения.

Знай свои потребности. Шумная среда, подобная школьной, часто истощает интровертов. Прими как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать твоим потребностям. Но она не должна мешать тебе оставаться самим собой. Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы «подзарядить батарейки».

Ищи «своих» людей. Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя неважно, совпадают ваши интересы или нет, главное — чтобы человек был хороший. Если для того чтобы завязалась дружба, нужно составить список тем для разговора, так и сделай.

Нью-йоркский психолог Челси Греф знает способ, как подготовиться к ситуациям начала общения, сложным для интровертов. Одна ее пациентка, умная, творчески одаренная пятиклассница, очень волновалась, общаясь с другими ребятами. Девочке хотелось иметь больше друзей. В школе у нее были две подруги, но в их отсутствие она чувствовала себя потерянной.

Доктор Греф порекомендовала проводить мозговой штурм перед каждой ситуацией, в которой Карина могла бы почувствовать себя неуютно. «Главное — составить план и провести ролевую игру, в которой ты первой начинаешь разговор», — сказала она.

Так Карина и сделала. Сначала определяла, какая из девочек наиболее приветливая и располагающая к себе. Затем ставила цель заговорить с ней один на один и спросить, не хочет ли она сесть рядом в школьной столовой или поболтать попозже. Это позволяло Карине избегать таких ситуаций, когда, например, она подходила к столу, за которым все места заняты, и не знала, что сказать.

Доктор Греф рекомендует придумать несколько фраз, которыми можно начать разговор: «Какие планы на выходные?» или «Ты тоже волнуешься перед школьным спектаклем (контрольной)?». Так ты почувствуешь себя готовым к общению и на всякий случай приобретешь запасной план действий.

Объясняй. Обязательно объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья — экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.

Найди то, к чему лежит душа. Это важно для каждого независимо от типа личности, но для интровертов — особенно! Мы любим сосредотачивать все усилия на одном-двух проектах, которые нам действительно небезразличны. Кроме того, если ты робок, истинное увлечение воодушевляет и придает сил для борьбы со страхом. Страх — мощный враг, но увлечение — гораздо более сильный союзник.

Язык тела — это важно. Улыбка не только располагает к тебе окружающих — улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

Данный принцип касается не только улыбки — понаблюдай, как реагирует твое тело на те или иные эмоции. Какую позу ты инстинктивно принимаешь, когда расслаблен и чувствуешь себя уверенно и когда напряжен? Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что ты хочешь отгородиться от них, и, скорее всего, именно это ты и чувствуешь. Поучись стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о твоей закрытости, и почувствуешь себя соответственно.

Источники:

http://ru.psichiatria.org/chto-nuzhno-obespechit-podrostku-intro/
http://letidor.ru/obrazovanie/rebenok-ekstravert-kak-ponyat-i-vospitat.htm?full
http://www.7ya.ru/article/Kak-vyzhit-v-shkole-podrostku-introvertu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector