Детская одаренность ее положительные и отрицательные проявления. Виды одаренности — выявление и развитие. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка

Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления.

Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Соответственно, говорят об общей или специальной одаренности (таланте). В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное интегральное качество личности, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи. В структуре одаренности обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость (см. схему 1). Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.

Общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Установлено, что общая (умственная) одаренность является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.

Выделяют также «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и т. д.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, психомоторную (спортивную) одаренность, социальную или лидерскую (организаторскую) одаренность, «практическую» одаренность и другие виды одаренности.

Реальные проявления детской одаренности индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одаренных детей и отличающие их от сверстников, развивающихся в пределах нормы (см. таблицу 2).

Наибольшие трудности в образовании одаренного ребенка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребенка его умственным, творческим возможностям. В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Эти методики (применяются в основном специалистами) дают возможность получения более или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности. Разрабатываются также методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: опросники, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик. Эти методики, как правило, направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.

Основным методом изучения детской одаренности является наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области.

Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям. В последнее время в Республике Беларусь это осознается на государственном уровне. Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий. Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми. В мировой образовательной практике предложены следующие пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения; обучение их по индивидуальным программам.

Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе? Во-первых, необходимо зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон. Проявление способностей обнаруживается прежде всего наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с проявлением положительных эмоций, с увлеченностью. Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает и соответствующие способности. Во-вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей. Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах. Рост успехов не всегда заметен и требует кропотливой терпеливой работы.

Существует два типа одаренности: «школьная одаренность», проявляющаяся в больших способностях к обучению, в том числе к быстрому усвоению материала, и одаренность творческая. Творческие способности проявляются в собственной работе мысли, в собственной позиции, нередко отличающейся от общепринятой. Для учителя творческий ученик не всегда удобен на уроке, так как он не умеет приспосабливаться к общим требованиям, имеет свое мнение и интересы. Важно, чтобы учитель был готов к работе с одаренными детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.

Одаренность.doc — «Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности.

Тема: «Детская одарённость, признаки, виды,
особенности личности. Работа с одарёнными детьми».
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности — это
всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это
время глубоких интегративных процессов в психике ребенка
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы
одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской
одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети
являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне
редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного
можно развить практически любого здорового ребенка при условии
создания благоприятных условий. Для других одаренность —
уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску
одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках
следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в
разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные
незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть
детей.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка
и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его

действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения
одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный характеризует способы его деятельности, а
мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками. При этом выделяются три основных
уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя
специфическая стратегия ее осуществления: 1.быстрое освоение
деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2.использование и
изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в
заданной ситуации; 3.выдвижение новых целей деятельности за счет
более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению
ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд
идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом
третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы
требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать
новые приемы и закономерности.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным
сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету,
техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической, познавательной, художественно­
выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием
чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в
ненасытной любознательности, а также готовности по собственной
инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким­либо
предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь
интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет
своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых
ответов.








Высокая требовательность к результатам собственного труда,
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их
достижении, стремление к совершенству.
Соответственно могут быть выделены следующие виды
одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную
одаренность различных видов в зависимости от предметного
содержания деятельности (одаренность в области естественных и
гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно­эстетической деятельности —
хореографическую, сценическую, литературно­поэтическую,
изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную
одаренность.
И, наконец, в духовно­ценностной деятельности — одаренность,
которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении
людям.
Особенности личности одаренного ребенка
Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть
связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с
оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по
данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе
сравнения различных показателей, характеризующих детскую
одаренность, со средней возрастной нормой достижений.
О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и
достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной,
особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности
может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других
имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и
соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее
следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой
четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами
развития.
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать
«счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются

соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие,
объективно значимые достижения в определенной предметной области
органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и
личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став
взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими
профессиональной деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития.
Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных
способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют
показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности,
возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие
механизмы возраст­нога развития, характеризующегося чаще всего
ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу
может представлять другая структура с нарушением интегративных
процессов, что ведет к неравномерности развития различных
психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности,
как таковой.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда
сопровождается сложным набором разного рода психологических,
психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего
они могут быть зачислены в «группу риска».
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно­ориентированного педагогического подхода в
целях гармонического развития человека как субъекта творческой
деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на
основе психолого­педагогических исследований, обеспечивающих
раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей
повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого­педагогического содействия
процессам формирования личности, эффективной реализации
познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно­воспитательный процесс идеи гармонизации всех
учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является
условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций,
активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей
учащихся

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с
его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где
срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное;
насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку,
которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
­ на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,
неповторимой личности;
­ на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том
числе его творческих способностей;
­ на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы,
необходимой для творческого саморазвития;
­ на понимании природы творческого саморазвития как интегральной
характеристики «самости», изначальными компонентами которой
являются самопознание, творческое самоопределение, са­
моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в
определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми:

 принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
 принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.

4.Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования
положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы
работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что
реализация системы работы с одаренными детьми является одним из
приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь
учителей, обладающих определенными качествами:
 учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно
реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать
от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он
сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер
помощи, поддержки, быть недирективным;
 учитель верит в собственную компетентность и возможность
решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за
принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой
привлекательности и состоятельности;
 учитель считает окружающих способными самостоятельно решать
свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют
положительные намерения, им присуще чувство собственного
достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

 учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,
охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у
других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
 увлечен своим делом;
 способным к экспериментальной, научной и творческой
деятельности;
 профессионально грамотным;
 интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
 проводником передовых педагогических технологий;
 психологом, воспитателем и умелым организатором учебно­
воспитательного процесса;
 знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися
 творческие мастерские;
 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
 факультативы;
 кружки по интересам;
 занятия исследовательской деятельностью;
 НОУ «САМИ»
 конкурсы;
 интеллектуальный марафон;
 научно­практические конференции;
 участие в олимпиадах;
 работа по индивидуальным планам;
 учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного
образования для одаренных детей «Поиск»;
 сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.»

Типы и виды одаренности.
Психологические особенности личности одаренных детей.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

на занятиях все легко и быстро схватывают;

знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

быстро запоминают услышанное или прочитанное;

решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.

Первый этап (2-3 года) — накопление эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

Второй этап (3-4 года) — погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.

Третий этап (4-5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.

Четвертый этап (5-6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Пятый этап (6-7 лет) — Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Пятый этап развития детских способностей — это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы его деятельности.

Мотивационный – это отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:

Быстрое освоение материала и высокая успешность его выполнения;

Использование нестандартного мышления для решения каких-либо задач;

Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Формы проявления одарённости:

— Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

— Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.

Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.

— Общая (умственная) одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

— Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и т.д.).

Особенности возрастного развития одаренных детей.

Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

Поздняя одаренность. Проявление одаренности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявлением одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Типы и виды одаренности.

Академическая одаренность. Она включает в себя 2 вида:

мотивационно – личностные характеристики и

способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.

Творческая одаренность поделена на виды: художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструкторская

Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он:

• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;

• находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;

• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство);

• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;

• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;

• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;

• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;

• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.

•из всех занятий предпочитает рисование и лепку;

• экспериментирует с пластилином и глиной;

•способен слушать музыку часами;

• очень любит музыкальные занятия в группе;

• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;

• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;

•легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.

Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая.

Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно–моторную координацию;

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в танцевальных кружках;

• имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма;

• обладает большой физической выносливостью.

Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская.

• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;

• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;

• легко общается с детьми и взрослыми;

• легко находит себе друзей;

• лидер в общении с ровесниками;

• сочувствует и сострадает им;

• инициатор различных игр;

• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие;

• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;

• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;

• имеет организаторские способности;

• обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.

Из всех описанных выше типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время — это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.

Психологические особенности личности одаренных детей. Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:

Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.

Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы

Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несооб­разности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

У них очень часто возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка.

Хотелось бы отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. И мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

В заключении хочется сказать, что при работе с детьми педагогу следует руководствоваться следующими правилами:

Источники:

http://lektsii.org/13-14456.html
http://znanio.ru/media/detskaya_odaryonnost_priznaki_vidy_osobennosti_lichnosti-127112/149360
http://multiurok.ru/files/tipy-i-vidy-odariennosti-psikhologhichieskiie-osob.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector