Детская одаренность ее положительные и отрицательные проявления. Виды одаренности — выявление и развитие. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка
Содержание
- 1 Детская одаренность ее положительные и отрицательные проявления. Виды одаренности — выявление и развитие. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка
Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления.
Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Соответственно, говорят об общей или специальной одаренности (таланте). В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное интегральное качество личности, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи. В структуре одаренности обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость (см. схему 1). Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.
Общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Установлено, что общая (умственная) одаренность является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.
Выделяют также «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и т. д.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, психомоторную (спортивную) одаренность, социальную или лидерскую (организаторскую) одаренность, «практическую» одаренность и другие виды одаренности.
Реальные проявления детской одаренности индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одаренных детей и отличающие их от сверстников, развивающихся в пределах нормы (см. таблицу 2).
Наибольшие трудности в образовании одаренного ребенка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребенка его умственным, творческим возможностям. В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Эти методики (применяются в основном специалистами) дают возможность получения более или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности. Разрабатываются также методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: опросники, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик. Эти методики, как правило, направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.
Основным методом изучения детской одаренности является наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области.
Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям. В последнее время в Республике Беларусь это осознается на государственном уровне. Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий. Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми. В мировой образовательной практике предложены следующие пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения; обучение их по индивидуальным программам.
Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе? Во-первых, необходимо зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон. Проявление способностей обнаруживается прежде всего наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с проявлением положительных эмоций, с увлеченностью. Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает и соответствующие способности. Во-вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей. Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах. Рост успехов не всегда заметен и требует кропотливой терпеливой работы.
Существует два типа одаренности: «школьная одаренность», проявляющаяся в больших способностях к обучению, в том числе к быстрому усвоению материала, и одаренность творческая. Творческие способности проявляются в собственной работе мысли, в собственной позиции, нередко отличающейся от общепринятой. Для учителя творческий ученик не всегда удобен на уроке, так как он не умеет приспосабливаться к общим требованиям, имеет свое мнение и интересы. Важно, чтобы учитель был готов к работе с одаренными детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.
Одаренность.doc — «Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности.
Тема: «Детская одарённость, признаки, виды,
особенности личности. Работа с одарёнными детьми».
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности — это
всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это
время глубоких интегративных процессов в психике ребенка
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы
одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской
одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети
являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне
редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного
можно развить практически любого здорового ребенка при условии
создания благоприятных условий. Для других одаренность —
уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску
одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках
следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в
разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные
незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть
детей.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка
и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его
действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения
одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный характеризует способы его деятельности, а
мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками. При этом выделяются три основных
уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя
специфическая стратегия ее осуществления: 1.быстрое освоение
деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2.использование и
изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в
заданной ситуации; 3.выдвижение новых целей деятельности за счет
более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению
ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд
идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом
третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы
требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать
новые приемы и закономерности.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным
сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету,
техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической, познавательной, художественно
выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием
чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в
ненасытной любознательности, а также готовности по собственной
инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность какимлибо
предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь
интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет
своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых
ответов.
Высокая требовательность к результатам собственного труда,
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их
достижении, стремление к совершенству.
Соответственно могут быть выделены следующие виды
одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную
одаренность различных видов в зависимости от предметного
содержания деятельности (одаренность в области естественных и
гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественноэстетической деятельности —
хореографическую, сценическую, литературнопоэтическую,
изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную
одаренность.
И, наконец, в духовноценностной деятельности — одаренность,
которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении
людям.
Особенности личности одаренного ребенка
Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть
связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с
оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по
данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе
сравнения различных показателей, характеризующих детскую
одаренность, со средней возрастной нормой достижений.
О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и
достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной,
особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности
может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других
имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и
соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее
следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой
четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами
развития.
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать
«счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются
соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие,
объективно значимые достижения в определенной предметной области
органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и
личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став
взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими
профессиональной деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития.
Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных
способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют
показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности,
возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие
механизмы возрастнога развития, характеризующегося чаще всего
ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу
может представлять другая структура с нарушением интегративных
процессов, что ведет к неравномерности развития различных
психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности,
как таковой.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда
сопровождается сложным набором разного рода психологических,
психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего
они могут быть зачислены в «группу риска».
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностноориентированного педагогического подхода в
целях гармонического развития человека как субъекта творческой
деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на
основе психологопедагогических исследований, обеспечивающих
раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей
повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психологопедагогического содействия
процессам формирования личности, эффективной реализации
познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебновоспитательный процесс идеи гармонизации всех
учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является
условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций,
активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей
учащихся
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с
его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где
срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное;
насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку,
которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,
неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том
числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы,
необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной
характеристики «самости», изначальными компонентами которой
являются самопознание, творческое самоопределение, са
моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в
определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
4.Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования
положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы
работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что
реализация системы работы с одаренными детьми является одним из
приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь
учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно
реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать
от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он
сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер
помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность
решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за
принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой
привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать
свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют
положительные намерения, им присуще чувство собственного
достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,
охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у
других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой
деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно
воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ «САМИ»
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научнопрактические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного
образования для одаренных детей «Поиск»;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.
Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников.
Просмотр содержимого документа
«Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.»
Типы и виды одаренности.
Психологические особенности личности одаренных детей.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
на занятиях все легко и быстро схватывают;
знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
быстро запоминают услышанное или прочитанное;
решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.
Первый этап (2-3 года) — накопление эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.
Второй этап (3-4 года) — погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.
Третий этап (4-5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.
Четвертый этап (5-6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.
Пятый этап (6-7 лет) — Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.
Пятый этап развития детских способностей — это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный характеризует способы его деятельности.
Мотивационный – это отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:
Быстрое освоение материала и высокая успешность его выполнения;
Использование нестандартного мышления для решения каких-либо задач;
Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Формы проявления одарённости:
— Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).
— Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.
Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.
— Общая (умственная) одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
— Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и т.д.).
Особенности возрастного развития одаренных детей.
— Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).
— Поздняя одаренность. Проявление одаренности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявлением одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.
Типы и виды одаренности.
Академическая одаренность. Она включает в себя 2 вида:
мотивационно – личностные характеристики и
способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.
Творческая одаренность поделена на виды: художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструкторская
Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он:
• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;
• находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;
• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство);
• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;
• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;
• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;
• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;
• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.
•из всех занятий предпочитает рисование и лепку;
• экспериментирует с пластилином и глиной;
•способен слушать музыку часами;
• очень любит музыкальные занятия в группе;
• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;
• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;
•легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.
Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая.
Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:
• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;
• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;
• имеет хорошую зрительно–моторную координацию;
• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);
• с удовольствием занимается в танцевальных кружках;
• имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма;
• обладает большой физической выносливостью.
Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская.
• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;
• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;
• легко общается с детьми и взрослыми;
• легко находит себе друзей;
• лидер в общении с ровесниками;
• сочувствует и сострадает им;
• инициатор различных игр;
• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие;
• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;
• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;
• имеет организаторские способности;
• обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.
Из всех описанных выше типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время — это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.
Психологические особенности личности одаренных детей. Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:
Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.
Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы
Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
У них очень часто возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.
Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.
Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка.
Хотелось бы отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. И мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
В заключении хочется сказать, что при работе с детьми педагогу следует руководствоваться следующими правилами:
Источники:
http://lektsii.org/13-14456.html
http://znanio.ru/media/detskaya_odaryonnost_priznaki_vidy_osobennosti_lichnosti-127112/149360
http://multiurok.ru/files/tipy-i-vidy-odariennosti-psikhologhichieskiie-osob.html