Детское воровство — причины и коррекция, или как отучить ребенка воровать. Почему дети воруют и как с этим справиться

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?

Детское воровство: кто виноват и что делать?

Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания.

Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.

Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

Возраст имеет значение

Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.

Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.

Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.

В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.

Почему дети воруют

Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

  • Неблагополучие в семье

При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.

  • Воровство детей как попытка самоутвердиться

Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей. С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.

  • Украл, чтобы отомстить

Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.

  • Ребенок не различает свои и чужие вещи

Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.

  • Неудовлетворенные потребности ребенка

Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.

  • Отсутствие понимания, что воровать нельзя

Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить «нет» ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.

  • Подражание или копирование поведения взрослых

Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.

  • Вымогательство со стороны детей старшего возраста

Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.

  • Клептомания

Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко.

Ошибки в воспитании детей, приводящие к воровству

Как поступить в случае детского воровства

Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.
Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.

Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.

Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.

Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.

Если ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.

Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.

Психологические причины детского воровства

«С виду, мы вроде бы нормальная семья, а ребенок ворует..», сказала растерянно мама 9-летней девочки на нашей первой встрече.

Мама обратилась ко мне за помощью, из-за проблем дочери связанных с воровством, и другими тревогами: низкая успеваемость, непринятие ребенка сверстниками, замкнутость дочери. Среди других жалоб мамы были следующие: дочь лжет, иногда прогуливает последние уроки, гуляет и «может загуляться», «сама себе предоставлена, но не самостоятельная». Много жалоб, но все же воровство мама выделила, как основную проблему.

«Кричащая» тема воровства имеет психологический смысл, в основе которого неудовлетворенные потребности ребенка во взаимоотношениях с родителями (в близости, внимании, совместной деятельности), что находит выражение в поступках ребенка, управляет его поведением. Воровство является заполнением определенной пустоты, возникающей из-за нехватки опоры, чувств, например тепла, любви, внимания.

В таких случая выделяются следующие проблемы родителей: сложности в выстраивании близких, доверительных отношений с ребенком; трудность слышать и понять его потребности, высокий уровень требовательности, при неудовлетворенных потребностях ребенка (физических, душевных, духовных, эмоциональных); попустительство по отношению к ребенку, что не помогает возникновению самостоятельности; отсутствие четких границ по отношению к ребенку.

Воровство представляет собой девиантное поведение, которое может быть обусловлено следующими факторами: индивидуальными, имеющими биологические предпосылки; психолого-педагогические, проявляющие в изъянах воспитания (семейного, школьного); социально-психоогические, характеризующиеся неблагоприятными особенностями взаимодействия в семье, на улице, в учебной среде; личностные, проявляющиеся через отношение к нормам и ценностям; социально-экономические (т.е. условия существования).

В основе девиантного поведения часто лежит нарушение родительской привязанности. Привязанность — это теплые, близкие, основанные на любви взаимоотношения между человеческими существами. Тогда воровство, можно рассматривать как способ восполнения утраченных взаимоотношений «мать-ребенок», акт агрессии и защита от страха, способ восстановления или повышения самооценки, реакция на семейную тайну. Т.е. воровство — это форма реагирования в отношениях со значимыми другими. Нереализованные эмоциональные потребности могут привести к стремлению любой ценой заслужить внимание (даже с помощью лжи, девиантного поведения), или вести к эмоциональной холодности, уходу с головой в учебу, стремлению реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений, чрезмерной привязанности к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Детская импульсивность является одной из причин, побуждающих к воровству. В норме, произвольное поведение формируется к 6-7 годам. Если ребенок старше, а управлять импульсивностью не может, значит произвольное поведение не достаточно сформировалось. То есть ребенок может не удержаться, спонтанно и импульсивно «взять», то что хочет, так как не может предвидеть последствия.

В младшем школьном возрасте происходит нравственное развитие, освоение социальных норм, формируется шкала ценностей, закладывается моральная основа личности. Надо ли говорить, что самыми первыми и важными «нравственными» воспитателями ребенка являются родители. Для ребенка в этом возрасте очень важно также быть принятым сверстниками. А чтобы удовлетворить удовлетворять свою потребность в познании, или чувствовать себя не хуже сверстников, ребенку необходимо обладать определенными ресурсами. Надо сказать, что в данном случае девочка брала то, что хотелось, и то что престижно иметь детям ее возраста (кукла). «Взятая» вещь, в данном случае, выступает как средство самоутверждения, с целью получить благосклонность и уважение сверстников, завоевать их расположение и внимание.

В ходе работы с девочкой и ее мамой, выяснилось, что в жизни девочки последнее время было много перемен, к которым она не успевала адаптироваться. Так, при поступлении в школу произошло первое воровство, что в данном случае может быть невротической реакцией. Такие реакции могут возникать у ребенка в ответ на развод родителей, переезд, поступление в школу. Далее в жизни девочки произошло много нового: переезд в другой город, переход в новую школу, и снова повторился эпизод воровства. Далее — снова перемены: новый отчим, разлука с бабушкой, новый дом.

В отношениях с мамой ребенку не хватало участия, помощи и поддержки, душевной теплоты и близости. Также, характерно для этой семьи было то, что со стороны мамы было много непосильных для ребенка требований, а в жизни ребенка мало радости и впечатлений. В семье также было не заведено дарить подарки.

Как я уже писала выше, воровство может быть символическим замещением родительской любви или радости в жизни ребенка, таким образом является симптом ом психологической неудовлетворенности, способом привлечь внимание, компенсацией фрустрации значимых потребностей и являться реакцией на травмирующие ситуации или эмоциональную холодность. Воровство — это крик о помощи, попытка достучаться до взрослых, привлечение внимания негативным способом.

В процессе работы, благодаря тому, что мама была заинтересована в положительных переменах, благодаря тому, что смогла осознать что именно от нее в первую очередь зависят будущие перемены, принять на себя ответственность за отношения с ребенком, началась плодотворная работа. В результате работы (9 встреч: три с мамой, четыре с ребенком и две общие) произошло укрепление отношений с ребенком, мама стала больше понимать дочь, стала терпимее к ней. Дочь стала больше тянуться к маме, больше доверять ей. Мамин заказ был также выполнен — дочь перестала воровать. Очень поспособствовало этому знакомство мамы с учителем дочери (преодолевая собственный дискомфорт, но понимая важность участия в школьной жизни ребенка и своей помощи в адаптации к переменам, она все же сделала этот шаг), изменение стратегий поведения с ребенком (отказ от наказания ремнем, ввод правил, системы поощрений и наказаний, а также совместная деятельность на сессиях и дома. важно делать родителям и о чем знать и помнить:

  • Создать безопасную обстановку, доверительную атмосферу, в которой ребенок мог бы без страха делиться своими чувствами и переживаниями со взрослыми; помочь открыто выражать свои чувства; быть честными с детьми, открытыми для контакта. Часто ли вы говорите с деть по душам?
  • Для того, чтобы хорошо себя чувствовать не достаточно слов «Я люблю тебя «. Любовь ощущается через поступки, а по отношению к ребенку — это такое общение, чтобы на душе у ребенка было светло, тепло, радостно и спокойно. Для того, чтобы быть эмоционально здоровым, ребенку необходимо чувствовать, что его уважают, ценят, принимают таким, какой он есть, включают в команду и защищают.
  • Эмоции показывают состояние души, подобно барометру, измеряющему атмосферное давление. Важно заботиться о чувствах ребенка. Именно родитель несет ответственность за систему ценностей будущего взросго человека. Не допускать двойной морали.
  • «Эмоциональный сосуд» ребенка должен быть наполнен любовью родителей. Если сосуд пуст, появляются нарушения в поведении.
  • Уважительное отношение, принятие, уважение и безусловная любовь — необходимые компоненты для того, чтобы ребенок рос психологически здоровым.
  • Ощущение своей значимости и в семье и среди сверстников — важная потребность ребенка.

    Хочется закончить такими словами: «Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены ее чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет.. О таком человеке можно сказать, что он жив хлебом единым». Думаю данный случай отражает эти слова А.Маслоу — вот что происходит с ребенком, если его потребности не удовлетворяются.

    Детское воровство — причины и коррекция, или как отучить ребенка воровать. Почему дети воруют и как с этим справиться

    Счастливы те родители, которые воспитывают умных, беспроблемных детишек, которые не только радуют своими отличными оценками в школе, но еще и развиты всесторонне, участвуют в олимпиадах, танцуют, играют в шахматы и вдобавок ко всему поют. Каждому понятно, что так не бывает. Любая семья сталкивается с трудностями при воспитании детей. Некоторые семьи открыто заявляют о проблемах в воспитании, а другие предпочитают молчать. Иногда молчание до добра не доводит.

    Зачастую в самых благополучных семьях дети начинают воровать у родителей деньги. При этом никаких ограничений в семье нет, напротив, родители всегда рады предложить ребенку карманные деньги. Однако воровство в семье есть, и проходит довольно много времени, пока родители понимают, что ворует именно любимый ребенок.

    Ищем причины детского воровства

    В чем причины детского воровства? Первая причина проста. Это недостаток внимания и общения между родителями и ребенком. Испытывая дефицит общения, ребенок старается всеми силами привлечь к себе внимание. Поскольку он понимает, что особую ценность для родителей представляют деньги, ведь именно добыванием денег они заняты, отказывая в общении ребенку, то эти самые деньги и становятся объектом кражи.

    Некоторые дети даже не понимают всей некрасивости своего проступка. Цель их ясна: родители обязаны обратить внимание. Если этого не происходит, кражи в доме периодически повторяются, ребенок озлобляется, и, помимо кражи, он может нарочно портить вещи в доме. Таким образом, в определенном возрасте ребенок пытается самоутвердиться, осознать собственную ценность для родителей, проверить, что важнее: ваза, которую он разбил, или все-таки он сам. Получив соответствующее наказание за порчу вещей, подросшее дитя начинает понимать, что любая его попытка заявить о себе наказуема.

    Происходит некоторое искажение восприятия добра и зла. Задача родителей на этом этапе доступно разъяснить своему чаду, что, несмотря на занятость, мама и папа очень любят своего ребенка, стараются уделять ему время, но не всегда это получается в том объеме, в котором хотелось бы. Необходимо показать свою обеспокоенность таким неадекватным поведением ребенка и выразить надежду, что ближайший выходной день они обязательно постараются провести вместе.

    Ребенок должен понимать, что не он является причиной отстраненности родителей, что в нем нуждаются и к его мнению прислушиваются

    Частые разногласия в вопросе, должны или не должны дети иметь карманные деньги, обычно сводятся к тому, что деньги на мелкие расходы у ребенка быть должны. Иногда можно дать ему возможность самому заработать их, иногда поощрить за хорошие оценки, например за достижения в том или ином виде деятельности.

    Если замечено, что в семье продолжаются кражи, а чаще всего бывает так, что суммы незначительные и потому остаются без внимания, следует всё же проследить, на что тратятся деньги. По утверждениям психологов, работающих с детьми, часто бывает так, что школьники, покупая мелкие сувениры, конфеты, жвачки, угощают ими своих ровесников, тем самым покупая их внимание. Такие случаи также являются показателем отсутствия внимания к ребенку как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Он одинок и пытается хотя бы таким способом получить общение.

    Бывает и так, что в школе, где учится ворующий деньги из семьи ребенок, процветает грабеж. Да-да, самый настоящий грабеж, когда среди бела дня старшеклассники отбирают у младших деньги и требуют, чтобы завтра они принесли больше. А вы уверены, что это не про вашего ребенка? Если нет такой уверенности, то прежде чем наказывать своего отпрыска, разберитесь в ситуации.

    Отучить от воровства можно только разобравшись в мотивах такого асоциального поведения.

    Что делать, если ребенок ворует

    И ни в коем случае не нужно замалчивать эту проблему, если она существует. Скрывая такое кажущееся ужасное поведение ребенка, родители только затягивают в трясину и самих себя, и свое дитя. Если справиться с проблемой самостоятельно не удается, то лучше обратиться к детскому психологу, который поможет не только найти корень этого заболевания, а воровство иногда действительно признается таковым, но и устранить его проявления и последствия.

    Каждому родителю стоит раз и навсегда усвоить, что любые проблемы берут начало в семье. От недостатка родительской любви и ласки дети порой становятся агрессивными, начинают приобщаться к скверным словам и поступкам, связываются с дурными компаниями.

    Для того чтобы вашу семью не коснулась такая беда, даже при самой огромной загруженности находите время для общения со своим сыном или дочерью. Они очень нуждаются в вас, им на самом деле нужны советы взрослых, несмотря на то, что повзрослевшие дети всячески пытаются продемонстрировать собственную независимость.

    Как бы взросло они ни выглядели, дети остаются детьми, и, общаясь с ними на языке взрослых, не забывайте изредка погладить по голове или прижать к себе. И очерствевшее детское сердечко вдруг оттает, и вновь, как в самом раннем детстве, самый родной человек на свете скажет вам, как сильно он вас любит. Такие минуты бесценны, ими нужно дорожить, а не лишать самих себя счастья быть родителями.

    Нет таких проблем на свете, решить которые было бы нельзя. Всё решается — нужно только желание и готовность обеих сторон к диалогу, а первым на такой диалог всегда идет тот, кто старше, кто мудрее.

    Источники:

    http://21vu.ru/publ/6-1-0-323
    http://www.b17.ru/article/56908/
    http://m.baby.ru/wiki/detskaa-psihologia/detskoe-vorovstvo/

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector