Должен 9 месячный ребенок. Физическое и психическое развитие. Физическое развитие и двигательная активность ребенка девяти месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев. Физическое развитие ребенка в 9 месяцев

Кроха преодолел большой путь от беспомощного новорожденного до индивидуума, имеющего собственное мнение и способного совершать осмысленные самостоятельные действия.

Развитие ребенка в 9 месяцев принесет массу новых достижений – как в психомоторной, так и в социальной линии. В этот период он познает много нового.

Норма физических параметров

Ежемесячное посещение педиатра актуально для всего первого года жизни. Специалист проводит измерение главных физических показателей и оценивает их. Используя таблицу, можно узнать, соответствует ли физическое развитие ребенка в 9 месяцев стандартам, разработанным ВОЗ.

Окружность головы, см

Окружность головы, см

Как оценить показатели?

Приблизительно один из десяти малышей будет иметь параметры, выходящие за среднестатистические интервалы, и именно для него это будет нормой. Почему? Все просто — на обхват головы, вес и рост ребенка в 9 месяцев, как и на любом другом этапе развития, основное влияние оказывает наследственный фактор. Поэтому специалисты не только сравнивают параметры крохи с таблицей, но и оценивают его общее состояние и наследственность (рост и вес мамы с папой, их национальность). Если параметры малютки находятся в интервале «ниже среднего — выше среднего» – физические показатели в норме. Цифры, полученные при измерении, находящиеся в интервальных зонах «очень низкий – низкий» и «очень высокий – высокий» – это не повод для паники, но причина для адекватной консультации специалиста. Вес и рост ребенка в 9 месяцев зависят и от пола крохи. Норма для мальчиков немного выше, чем для девочек.

Вертикальное положение

Девятимесячный непоседа почти не сидит на одном месте, поэтому требует постоянного внимания родителей. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.

Девятимесячный малыш может передвигаться по манежу, держась ручками за перекладины. Можно помочь крохе познать большую территорию. Для этого нужно организовать такое положение мебели, чтобы при перемещении малышу было всегда за что держаться ручками. Маме стоит помнить об осторожности, поэтому при создании территории для крохи продумать все потенциальны опасности. Необходимо исключить предметы и вещи, которые могут нанести травму или вред маленькому непоседе: бытовые приборы, острые углы, вазы, химия и так далее.

Чем важно ползанье?

Среди некоторых родителей существует мнение, что ползать крохе необязательно. Такая точка зрения ошибочна. Ползанье развивает мышцы всего тела. Ползая, кроха укрепляет спину для хождения и совершенствует ручки для развития мелкой моторики. В процессе ползанья происходит укрепление связи между двумя полушариями мозга, что напрямую влияет на развитие речи и интеллекта малютки. Ползая по комнатам, малыш получает опыт передвижения, совершенствует вестибулярный аппарат, учиться ориентироваться в окружающем его пространстве, развивает любознательность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Как помочь малышу ползать?

Ползанье – это необходимый в развитии навык, свойственный ребенку 9 месяцев. Не ползает малыш чаще не оттого, что он физически слаб или ему это неинтересно. Чаще всего он просто не имеет такой возможности. Это относится к крохам, которые проводят все время бодрствования в манеже, на руках или в стульчике. Нужно дать ему возможность пройти этот необходимый этап. Организовав на полу свободную безопасную зону, рекомендуется оставить на ней малыша.

В развитии этого навыка пригодятся игрушки для детей 9 месяцев, побуждающие ползанье. Это должны быть шумящие яркие предметы, удобно хватающиеся одной ручкой крохи и легко бросающиеся или укатывающиеся, например, неваляшка или тканевый звенящий мячик. Они покатятся на небольшое расстояние, а кроха захочет переместиться и взять снова.

Кроха с каждым днем совершенствуется и активно учится новым речевым сочетаниям. Он может произносить гласные и согласные звуки. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новый успех – малыш переходит от лепета к словесной речи, то есть к знаковому обращению. В этот период можно услышать, как он обращается к определенному человеку. Это обращение наполнено смыслом и может быть в виде различных слов: «мама», «папа», «баба», «ляля» и другие. Возможно, они звучат несовершенно, но главное — осмысленное постоянство в их использовании. То есть, желая обратить внимание мамочки, кроха говорит именно «мама», а к возникшему на горизонте папочке обращается «папа».

Психическое развитие

Карапуз знает свое имя и откликается на него. Он отлично понимает, кто мама, кто папа, кто бабуля или дедуля, а также помнит имена всех из ближнего окружения (брата, сестры и так далее). Помимо этого, малыш знаком с названиями многих предметов, встречающихся ежедневно. Если попросить его подать мяч или кубик, то малютка выберет из кучки игрушек нужную и протянет ее. Если спросить, где диван или стол, он правильно выберет заданный предмет и укажет на него. Карапуз может показать, где носик и глазки — как на себе, так и на маме или крупной картинке человека в книжке.

Время пробуждения и засыпания зависит от собственного внутреннего биоритма непоседы, но в этом возрасте очень важно поддерживать режим. Ночной сон крохи должен составлять 11-12 часов, а дневной — 2-3 часа. Днем он может спать дважды или один раз, но более продолжительно. Если правильно организовать режим ребенка в 9 месяцев, то психика крохи не будет перегружена, исчезнут проблемы с пищеварением и засыпанием.

Играем вместе

Не секрет, что кроха, с которым ежедневно занимаются, развивается быстрее своих сверстников. Кроме этого, занятия малыша с родителями играют важную роль в развитии дружеских отношений между ними и ведут воспитательный процесс.

  1. Развитие мелкой моторики. Дома можно предложить малышу картонные плотные книжки для перелистывания вместе, поиграть в собирание мелких предметов в мешочек или коробочку. На улице крохе понравится позаниматься в песочнице совочками, ведрышками и формочками, а при купании будет интересно переливать водичку из формы в форму.
  2. Стимулирование речи. Ежедневно как можно больше времени нужно общаться с малюткой на прогулке и дома. Люди и окружающие предметы должны быть представлены крохе, а ежедневные действия, поступки и события описаны и объяснены. Так формируется его пассивный словарный запас. Необходимо в игровой форме побудить малыша повторять звуковые сочетания за родителями. В этом возрасте полезно рассказывать короткие стишки и сказки, петь вместе песенки.
  3. Физическое развитие. Полезны игры, направленные на развитие навыка ползанья. На этом этапе для него важны и первые шаги за ручку с родителями. При любой возможности нужно чаще водить кроху дома и на улице. Необходимо следить за положением ручек малыша – не поднимать их высоко. Он должен использовать руки мамы в качестве опоры, а не висеть на них.
  4. Развитие интеллекта. Разложить перед малюткой варежки, носочки, перчатки и предложить ему найти пару. При купании можно мыть куклу и называть ее части тела. Полезно будет прятать предмет при ребенке, называть его и искать вместе.

Какие купить игрушки?

Заполняя игровую зону, не следует заваливать ее огромным количеством игрушек. Их должно быть не слишком много. Лучше периодически прятать одни, а доставать другие. Игрушки для детей 9 месяцев должны быть разнообразными: легенькая и тяжелая, мягкая и жесткая, маленькая и большая. Главные требования к игровому арсеналу: он должен быть сертифицирован, качественно сделан и безопасен (не имел легко отрывающихся мелких частей). В этом возрасте полезно выбрать любимую игрушку для сна. Она поможет успокоиться крохе и быстро заснуть.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Показатель

Среднее значение в 9 месяцев

Мальчики в 9-10 месяцев

Девочки в 9-10 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания, как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Подробнее о питании крохи читайте в статье про меню ребенка в 9 месяцев.

Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического и психического здоровья дошкольников

Марина Трапезникова
Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического и психического здоровья дошкольников

Трапезникова Марина Владимировна

воспитатель МАДОУ «Центр развития

ребенка — детский сад № 100» г. Пермь

«Движение это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен; важна она для формирования физического и психического здоровья человека и необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных малоподвижный образ жизни.

Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных площадок, фитнес- клубов, оборудованных детских площадок и т. п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Помимо развивающей деятельности в детском саду родители стремятся загрузить детей дополнительно занятиями: иностранным языком, обучением чтению и письму, рисованию; физическая культура в этом перечне встречается редко. Дома, родители, предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисование, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотр телевизора.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнение на развитие жизненноважных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнение в равновесии).

Основным средством развития двигательных навыков в детских садах являются физкультурная организованная деятельность, но помимо ее двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз, сопровождение режимных моментов различными потешками и движениями и т. д.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому и психическому, и речевому развитию в целом.

Поэтому подбор упражнений необходимо соотносить не только с воспитательно — образовательными задачами, но и с возрастом и уровнем развития детей.

Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка это привычное взаиморасположение частей тела, она отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна. Дошкольный период является наиболее благоприятным для предупреждения нарушений осанки у всех детей (т. к. Костная система организма сохраняет в некоторых местах хрящевое строение).

При развитии двигательной функции широко используют звуковые ритмические и речевые стимулы. Много упражнений полезно проводить под музыку.

Особое значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарь (полезно, чтобы, выполняя те или иные движения и действия, ребенок учился одновременно проговаривать их).

Необходимо в утреннею гимнастику включать разные виды движений: ходьба, бег, прыжки на месте и с продвижением, гибкость, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнении для укрепления свода стоп и формировании осанки. Комплекс упражнений гимнастики должен состоять из 4-5 упражнений с повтором 4-5 раз.

Движения нужно делать вместе с детьми показывая им последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперед спиной и т. п. Можно чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте основное в физическом воспитании ребенка подвижные игры. Кроме игр в помещении особо следует отметить игры на свежем воздухе. Во время прогулок (утром/вечером) необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими) детей; важно учитывать время года, погоду. Подвижная деятельности на воздухе должна проводиться в любое время года, но при t не ниже -12С.

Основной задачей развивающей работы с детьми в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики. Это эмоциональные, увлекательные пальчиковые игры, которые способствуют развитию речи и творческой активности.

Игры как бы отражают реалии окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движение руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивая умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют Участие обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе- дальше», «вправо-влево», «над-под» и т. д.). Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребенок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру инсценировку, он обязательно будет стараться придумать новую для других стишков и песен.

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегать, вечный прыгать». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай.».

А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Чтобы помочь ребенку, педагоги и родители должны объединиться в вопросах физического воспитания.

Только здоровый ребенок способен развиваться гармонично. Мы, взрослые должны использовать любую возможность, чтобы помочь детям укрепить здоровье и формировать привычки к здоровому образу жизни.

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. – Москва: Айрис – пресс, 2006 – 144 с.

2. Борисова Е. Н Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. — Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 112 с.

Организация двигательной деятельности в разных формах «Движение-это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко.

Консультация для воспитателей на тему «Двигательная активность дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию-консультацию для воспитателей и физкультурных работников, на тему «Двигательная.

Источники:

http://www.syl.ru/article/155112/new_razvitie-rebenka-v-mesyatsev-fizicheskoe-razvitie-rebenka-v-mesyatsev
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/9-mesyacev/
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-dvigatelnaja-aktivnost-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector