Если 6 месячный ребенок. Упражнения и занятия с ребенком. Проблемы с введением прикорма

Содержание

Питание (меню) 6-ти месячного малыша: введение прикорма

Согласно рекомендациям ВОЗ в возрасте 6-ти месяцев здоровый младенец максимально готов к прикорму. Хотя основным источником всех важных для жизнедеятельности веществ продолжает оставаться материнское молоко, организму уже недостаточно энергии, витаминов и микроэлементов. Пищеварительная система малыша физиологически готова к перевариванию более грубой пищи. Более того, ее употребление способно вызывать выделение особых ферментов, которые положительно действуют на моторику желудочно-кишечного тракта.

Возрастные особенности — почему с шести месяцев?

Многие мамочки ошибочно считают, что если для насыщения малыша их молока недостаточно, то пора переходить к введению прикорма и с 2-3 месяцев. Действительно, чем может навредить пара чайных ложек яблочного пюре или «такого полезного» морковного сока? На самом деле это в корне неверная точка зрения. Пищеварительная система младенца не в состоянии переварить ничего кроме маминого молока. При недостаточной лактации педиатр должен подобрать ребенку адаптированную молочную смесь. Введение раннего прикорма чревата для крохи такими неприятными последствиями, как:

  • расстройство пищеварения;
  • диатез;
  • пищевая аллергия (которая может сохраниться на долгие годы);
  • последующее развитие ожирения.

С другой стороны поздний прикорм тоже вреден: он приведет к:

  • отставанию в психическом и физическом развитии;
  • риску развития дефицитных состояний (рахит, гипотрофия, анемия, гиповитаминоз);
  • белково-калорийной недостаточности.

Организм малыша до 5 – 6 месяцев не приспособлен к перевариванию любой пищи, за исключением грудного молока и адаптированных молочных смесей, которые используют в случаях недостаточной лактации. Но возраст 6 месяцев – это усредненное значение. Точную информацию о том, готов ли младенец к введению прикорма, может предоставить только наблюдающий его развитие педиатр. Детки растут не по точной схеме, каждый малыш индивидуален: один готов к прикорму в 5 месяцев, другой только в 9. Основными факторами того, что вашему сыну или дочери пора начинать давать прикорм, являются:

  • Ребенок абсолютно здоров:
  • Он проявляет интерес к пище из рациона окружающих его взрослых;
  • Вес малыша увеличился с рождения в два раза;
  • Ребенку недостаточно грудного молока: он все чаще прикладывается к груди;
  • Кроха уверенно сидит без поддержки;
  • Постепенно угасает рефлекс выталкивания (срыгивание).

Прикорм при грудном вскармливании — с чего начать в 6 месяцев

Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при введении прикорма для малыша на грудном вскармливании:

  • Прикорм можно вводить только в случае, если малыш полностью здоров: нет расстройства пищеварительной системы (запор, понос), повышения температуры тела, не было и не будет прививки за 5 – 7 дней до и после планируемого прикорма;
  • Дополнительное блюдо необходимо давать ребенку когда он голоден, затем докормить грудью;
  • Консистенция блюда должна быть максимально однородной и жидкой, температура – умеренно теплой. Особенно полезно варить овощи на пару и измельчать их затем в блендере (или протирать через ситечко). При таком способе приготовления в овощах лучше сохраняются витамины и полезные вещества;
  • Кормить кроху следует с ложки и обязательно в сидячем положении;
  • Новый продукт можно дать ребенку только раз в сутки. Начинать следует с 0,25 – 0,5 чайной ложки. В течение двух недель порцию следует увеличить до 150 г., что позволит заменить одно грудное кормление;
  • Новые блюда вводят постепенно. Следующий продукт можно использовать в рационе после того, как организм адаптируется к предыдущему;
  • Постоянно контролируйте состояние ребенка, его реакцию на новые продукты;
  • Одновременно с введением прикорма приучайте кроху к 5-тиразовому питанию с промежутками по 4 часа между кормлениями.

Продукты для первого меню

Выбор первых блюд для прикорма зависит от особенностей организма и состояния малыша: если есть проблема недобора веса, то лучше начинать с безглютеновых каш: кукурузной, гречневой или рисовой. Если у ребенка склонность к запорам, то с овощных и фруктовых пюре.

На первых этапах блюдо должно состоять из одного вида продукта: не стоит смешивать в одном пюре или соке два вида овощей, фруктов или ягод.

Лучшие продукты для первого овощного прикорма – капуста всех сортов, самые полезные из которых цветная и брокколи, картофель и кабачок (особенно, если у малыша бывают запоры). Затем можно вводить зеленый горошек. Окрашенные фрукты и овощи (красное яблоко, темный виноград, морковь, свекла, тыква) предлагают малышу чуть позднее.

Не нужно добавлять во фруктовое пюре сахар, а в овощное – соль. В овощное пюре добавляют половину желтка, растительные масла (оливковое или подсолнечное), начиная с 1 капли и доводя до 1 ч. л. на полную порцию пюре (150 г).

Так как почки ребенка до года не до конца сформированы, ни в коем случае не давайте малышу мясные бульоны, в составе которых большое количество пуриновых оснований. Для супа лучше использовать овощной бульон.

Самый полезный способ приготовления овощей – это варка на пару и измельчение в блендере или через ситечко. При такой тепловой обработке сохраняется большее количество витаминов и других полезных веществ. Пюре необходимо делать жидким, младенец еще не приспособлен глотать густую пищу.

Каши для ребенка 6 месяцев (начинаем давать каши однокомпонентные, безглютеновые. К подобным видам относятся гречка, рис и кукурузная каша) варят сначала из одного вида злаков. Через три недели можно начинать смешивать крупы. Предварительно их рекомендуется измельчить в кофемолке и только затем варить. Для варки подходит как вода, так и грудное молоко. Полезно добавить в готовую кашу растопленное сливочное масло.

схема введения прикорма с 6 месяцев грудное вскармливание

Вкусовые предпочтения ребенка

Очень внимательно относитесь к желаниям и вкусовым предпочтениям самого крохи. Если какое-то блюдо ему неприятно и он отворачивается от ложки, ни в коем случае не настаивайте. Откажитесь на время от этого продукта. Его можно повторно предложить через 3 или 4 недели.

Не заставляйте ребенка насильно съедать всю порцию прикорма. В этом случае малыш будет высасывать меньше молока из груди, что приведет к снижению его выработки и угасанию лактации. Также это может вызвать отвращение к новому блюду и плохому аппетиту в будущем.

Необходимо докармливать малыша грудным молоком как можно дольше. Оно остается основной пищей до года, источником гормонов роста и антител, формирующих иммунитет ребенка. Помните, что основная задача прикорма не перевод на общий стол, а формирование естественного пищевого поведения. Поэтому не столь важно, соответствуют ли продукты и их количество рекомендациям. Нужно учитывать и желание крохи. Если родители не будут преследовать цель соблюдать количественную порцию детского питания, то активный интерес к пище сохранится, и не будет вытеснено грудное вскармливание. В этом случае переход к питанию с общего стола будет постепенным.

Рекомендации по прикорму при искусственном вскармливании

Малышам, которые по той или иной причине питаются адаптированными искусственными смесями, прикорм вводят немного раньше: с 4 – 5 месяцев. Делать это необходимо по предварительной рекомендации наблюдающего педиатра и с учетом его советов. Введение прикорма на таких ранних сроках обусловлено тем, что для полноценного развития растущему организму недостаточно питательных веществ, получаемых из смесей.

Режим кормления соответствует режиму кормления младенца на грудном вскармливании. Сначала в рацион так же вводят овощные и фруктовые пюре. В 6 месяцев искусственники переходят уже ко второму этапу прикорма – молочные (в зависимости от переносимости молока) и безмолочные каши с добавлением масла, разбавленные водой соки, творог, желток, мясные и рыбные пюре.

Искусственники могут быть склонны к ожирению, поэтому не злоупотребляйте манной кашей. Кроме высокой питательности она по сути ничем не полезна. При частом употреблении этой крупы значительно увеличивается возможность появления таких состояний, как анемия или рахит.

При добавлении в меню мясных и рыбных блюд можно воспользоваться готовыми консервами (мясные пюре), предназначенными для детей, но полезнее будут протертые или приготовленные в блендере в домашних условиях пюре. Первые мясные пюре готовят из мяса кролика, индейки, телятины или курицы. (когда давать ребенку мясо — правила введения мясного прикорма)

Читаем также: прикорм на ИВ

схема введения прикорма с 4-5 месяцев искусственное или смешанное вскармливание

Примерное меню на сутки для 6-тимесячного младенца с учетом введения прикорма. Режим кормления 6-месячного малыша

Такого режима придерживаются европейские диетологи и педиатры:

Для ребенка на естественном вскармливании:

  • 06:00 – Молоко грудное.
  • 10:00 – Овощное пюре — 25 – 30 г. Докорм грудью.
  • 14:00 – Каша или овощное пюре + докорм молоком матери.
  • 18:00 –Пюре фруктовое – 25 – 30 г + докорм грудью.
  • 22:00 – Молоко грудное.

Для ребенка-искусственника:

  • 06:00 – Адаптированная смесь (молочная или кисломолочная).
  • 10:00 – каша на молоке со сливочным маслом и пюре из овощей или фруктов
  • 14:00 — суп (из овощей), пюре из овощей с добавлением растительного масла и половинки желтка, свежеотжатый сок из фруктов
  • 18:00 — молочная смесь или творог, печенье
  • 22:00 — кефир или адаптированная смесь.

Время приема пищи может быть варьировано в зависимости от привычного для малыша режима дня, но промежуток в 4 часа между приемами пищи необходимо соблюдать.

Вопреки тому, что материнское молоко – это неоспоримо лучшая пища для младенца до года, прикорм следует начинать вводить в рацион уже с 6 месяцев, а у искусственников – с 4 – 5. Раньше положенного времени прикармливать младенца не нужно. Многим мамам кажется, что этим они обеспечат организм большим количеством полезных веществ, хотя на самом деле пищеварительная система малыша на ГВ до полугода еще не готова к употреблению новых продуктов.

С 6 месяцев прикорм вводят постепенно, не прекращая кормить грудью. Новые продукты дают маленькими порциями, тем самым приучая и адаптируя желудочно-кишечный тракт ребенка ко взрослому меню. С 6 месяцев малыша переводят на 5-разовое кормление с 4-часовым интервалом.

Приобщая кроху к общему столу, важно строго следовать режиму кормления и основным принципам введения прикорма. Разумные рекомендации с учетом особенностей развития и здоровья конкретного ребенка может дать врач, наблюдающий малыша.

Наша история прикорма ( 6 месяцев)

Как кормить ребенка в возрасте 6 месяцев. Советы родителям — Союз педиатров России

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

7 заблуждений о введении прикорма

Когда малыш подрастает, родители начинают задумываться о том, хватает ли ему питательных веществ, поступающих с грудным молоком, и когда стоит начинать введение прикорма. Чтобы знакомство с новыми блюдами прошло успешно и пищеварительная система малыша работала без сбоев, нужно постараться избежать ошибок при введении прикорма. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся заблуждения на эту тему.

Лариса Титова
Врач педиатр-диетолог, сотрудник кафедры питания детей и подростков РМАПО, г. Москва

Заблуждение 1. Вводить прикорм необходимо начиная с 3–4-месячного возраста, так как малышам не хватает питательных веществ и витаминов

Грудное молоко полностью удовлетворяет потребности ребенка в пищевых веществах, витаминах и микроэлементах вплоть до 6 месяцев жизни. Начиная с этого срока лактации, в грудном молоке становится меньше белка, жирных кислот, углеводов, цинка, меди, железа и других полезных веществ. Вместе с тем в этот период у деток повышается потребность в перечисленных пищевых веществах. Поэтому именно с этого возраста целесообразно расширять меню ребенка за счет введения прикорма. Более раннее введение прикорма нецелесообразно, так как повышенная нагрузка на незрелую пищеварительную и ферментативную систему малыша может привести к различным нарушениям пищеварения – срыгиваниям, коликам, поносам или запорам, к срыву адаптационных механизмов желудочно-кишечного тракта. Слизистая кишечника у грудничков еще очень проницаема для чужеродных частиц, поэтому раннее поступление в организм незнакомых веществ (продуктов прикорма) способно спровоцировать развитие аллергической реакции.

Заблуждение 2. Если ребенок на грудном вскармливании и у мамы много молока, то можно не вводить прикорм даже после 6 месяцев

Это мнение ошибочно, так как после полугода растущему детскому организму становится недостаточно незаменимых пищевых веществ, поступающих с «истощенным» грудным молоком, что влечет за собой нарушение роста и физического развития ребенка. Доказано, что при введении прикорма позднее 6–7 месяцев у малыша могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Это затруднит развитие жевательной мускулатуры, задержит навыки глотания более плотной пищи, нарушит формирование вкусовых привычек, затормозит развитие физиологических процессов пищеварения (выработку в должном количестве соляной кислоты, ферментов поджелудочной железы и желчных кислот). Кроме того, неизбежны неприятности: ребенок, привыкший к жидкой гомогенной (однородной) пище, будет давиться при попадании на корень языка более плотных по консистенции продуктов прикорма, вызывая рвоту. Это может привести в лучшем случае к отказу от пищи.

Заблуждение 3. Если ребенок плохо набирает вес, то вводить прикорм необходимо как можно раньше

У малышей может меняться аппетит по различным причинам – например, при различных заболеваниях, прорезывании зубов, при перевозбуждении и пр., поэтому большинство переживаний по поводу того, что ребенок «недобрал» по сравнению с нормой 100–200 г за месяц, беспочвенны. Сделать заключение о замедлении роста и о недостаточной прибавке в весе может только лечащий врач-педиатр.

«Маловесным» детям, развивающимся в соответствии с физиологическими нормами, не требуется введение раннего прикорма, так как это может привести к возникновению многих проблем со здоровьем, описанных выше.

В большинстве случаев прибавки в весе удается добиться, изменив количество и кратность кормления малыша грудным молоком (или адаптированной смесью, если ребенок на искусственном вскармливании), а также пересмотрев питание мамы.

Заблуждение 4. Вводить прикорм нужно с фруктовых соков или фруктового пюре

Действительно, раньше в большинстве публикаций по детскому питанию можно было встретить рекомендации по введению прикорма – в первую очередь, соков и фруктовых пюре, – начиная с 3–4 месяцев жизни. В настоящее время эти рекомендации считаются устаревшими: Всемирная организация здравоохранения, ведущие отечественные и зарубежные специалисты рекомендуют вводить прикорм не раньше 6 месяцев, начиная с каш или овощных пюре.

Фруктовые пюре в прикорм, благодаря их однородной жидкой структуре и сладкому вкусу, лучше воспринимаются детьми. Но в большинстве случаев раннее введение продуктов с кислым рН провоцирует нарушения со стороны органов желудочно-кишечного тракта: детей беспокоят колики, метеоризм (вздутие живота), частый жидкий стул, начинаются или усиливаются срыгивания. Кроме того, раннее введение фруктового прикорма может стать причиной появления пищевой аллергии, особенно у детей, предрасположенных к развитию данного заболевания. Поэтому рекомендуется включать в рацион соки и фруктовые пюре не раньше 8 месяцев – уже после овощных пюре и каш, а в случае аллергических заболеваний вопрос о назначении соков и пюре должен решаться врачом-педиатром индивидуально.

Заблуждение 5. Если ребенок страдает пищевой аллергией, то вводить прикорм нужно не раньше 10 месяцев

Дети с пищевой аллергией не имеют противопоказаний к введению прикорма в те же сроки, т.е. с 6 месяцев. Главное, что меню для малышей, страдающих пищевой непереносимостью, должен составить лечащий врач строго индивидуально с учетом переносимости продуктов.

Отсрочка введения прикорма у детей-аллергиков может привести к развитию дефицитных состояний – нарушению физического развития, анемии (недостатку гемоглобина, который переносит кислород к клеткам), гиповитаминозам и пр.

Заблуждение 6. В качестве кисломолочного прикорма можно использовать продукты, не предназначенные для детского питания: обычный кефир, йогурты

В питании детей раннего возраста рекомендуется использовать продукты, предназначенные только для детского питания. Состав пищевых веществ детских кисломолочных продуктов изменяется так, чтобы не навредить обменным процессам организма. А именно детские кефиры, йогурты и творожки адаптируются по белковому, углеводному, жирнокислотному, витаминному и микроэлементному составу.

Он характеризуется более низким уровнем белка и минеральных веществ (кальция, калия, натрия), что не оказывает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки малыша.

Важным отличием детских (а значит, адаптированных) кисломолочных продуктов является их невысокая кислотность, что улучшает их усвояемость и не нарушает кислотно-щелочной баланс и работу желудочно-кишечного тракта ребенка. Использование кисломолочного прикорма со «взрослыми» кисломолочными продуктами с повышенной кислотностью, высоким содержанием белка и жира может привести к нарушениям в кислотно-щелочном равновесии и азотистом балансе организма, в результате чего повышается риск развития заболеваний почек и органов желудочно-кишечного тракта.

Избыточное потребление кефира, а также использование «взрослого» продукта может привести к образованию мелкоточечных кровоизлияний в кишечнике. Поэтому кисломолочный прикорм рекомендуется вводить в рацион детей не раньше 8 месяцев жизни, не больше 200 г в день для детей первого года жизни и не больше 400 г для детей старше года.

Заблуждение 7. Чтобы питание малыша было разнообразным, можно вводить в прикорм несколько продуктов сразу

Делать этого нельзя. Каждый новый продукт надо вводить в прикорм постепенно, с небольших количеств – нескольких капель или кончика чайной ложки, увеличивая объем в течение недели до должного по возрасту, и внимательно наблюдать за его переносимостью малышом. Если продукт плохо воспринимается (появляются нарушения со стороны органов желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции и пр.), необходимо прекратить его введение на некоторое время, а затем попробовать вновь. Если же и повторная встреча с данным продуктом вызовет негативные реакции, от его введения следует отказаться и попытаться заменить его аналогичным.

Ведение в прикорм любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Эти требования необходимо соблюдать для того, чтобы у вас была возможность при возникновении аллергии понять, какой продукт стал ее причиной, а при использовании смеси с этим будет невозможно разобраться.

Как правильно развивать малыша в возрасте 6 месяцев?

Как развивать своего малыша в 6 месяцев? Полугодовалые малыши развиваются в геометрической прогрессии. Их физическая форма дает простор для движения, осознанная координация вместо рефлекторных «хватаний» позволяет манипулировать предметами. А развитие психоэмоциональной сферы на этом фоне открывает большие возможности для познания окружающего мира, чем малыш и пользуется. Естественно, задача родителей, как и на всех предыдущих этапах, – помочь крохе развивать и совершенствовать необходимые ему навыки. Как им развивать своего ребенка в 6 месяцев?

Полгода – важный возраст

Ребенок в полгода – настоящий крепыш и смышленыш. Его мускулатура и скелет окрепли настолько, что позволяют ему садиться, вставать на ножки, держать спинку ровно, ползать по-пластунски (а некоторые даже могут делать это «по-настоящему», вставая на четвереньки). Поэтому родителям 6-месячного ребенка и дома, и на улице, и в гостях необходимо постоянно быть начеку: есть риск упасть, удариться, схватить что-то опасное.

Психические и мыслительные процессы тоже не стоят на месте. Так, кроха может без труда узнать голос своих родителей, даже не видя их. Он окликнет их в ответ, а увидев, будет сам проситься на ручки. Многие детки сейчас уже умеют выражать нежность к родным: прижиматься, гладить по лицу, обнимать. При этом общение с родителями уже не сводится к простому тактильному или речевому контакту. Крохе важно, чтобы взрослые помогали ему изучать свойства интересующих его предметов. Тем более что простейшая логика в его сознании уже есть. Он понимает, что если маму звать, она придет, если игрушку стукнуть – будет звук, если бросить – она упадет.

Если обобщить все умения малыша в этом возрасте, то они выглядят так:

  • кроха ползает по-пластунски или на четвереньках;
  • сам сидит (с небольшой опорой);
  • хватаясь за опору, пробует подниматься на ножки;
  • пробует переступать, держась за опору;
  • интересуется маленькими деталями и предметами, захватывает их с помощью трех пальчиков;
  • уверенно держит в руках игрушки, может стучать ими друг о друга, перекладывать из ручки в ручку, бросать, поднимать упавшие игрушки;
  • может кушать из ложечки и пить из кружки или поильника при помощи мамы;
  • лежа на животике, опирается на одну ручку, чтобы достать игрушку другой;
  • лежа на спине, крепко держится за пальцы взрослого, приподнимаясь до сидячего положения и даже вставая на ножки;
  • учится вкладывать мелкие предметы в те, что побольше;
  • если игрушка потерялась во время игры, кроха начинает ее искать;
  • находит предметы, прикрытые чем-то;
  • может развлекать себя игрушками самостоятельно примерно 15 минут, много раз повторяя выученные манипуляции (стучать, открывать, бросать, нажимать);
  • узнает в зеркале свое отражение, радуется ему, откликается на свое имя;
  • по просьбе мамы может показать на знакомый предмет или повторить выученные действия («полетели», «ладушки», «привет», «пока»);
  • начинает понимать речь взрослых, обращенную к нему, различает интонации, реагирует на мимику, уже точно знает значение слова «нельзя» и реагирует на него;
  • речь малыша вступила в стадию лепета: гласные и согласные в его речи сочетаются в различных комбинациях. Ребенок прекрасно может имитировать услышанные звуки, подражает словам взрослых, но до первых настоящих слов пока далеко – это просто звуковые цепочки.

Важные аспекты: что развиваем?

Развивать ребенка в 6 месяцев необходимо в соответствии с тем, какие умения у него уже есть, совершенствуя и усложняя их. Если малыш какие-то навыки освоил плохо (не умеет вставать на четвереньки, перекладывать игрушки, переступать ножками), этому стоит уделить отдельное внимание, ведь все эти умения с каждым днем будут нужны ему все больше. Но в любом случае важно развивать малыша разносторонне, чтобы во всех сферах он достигал новых вершин.

Итак, что сейчас особенно важно?

  • Физическое развитие (зарядка, упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, тазобедренные суставы; массаж, закаливание). Немаловажное значение при этом имеет рацион крохи. Обычно именно с 6 месяцев детки начинают получать прикорм. Родителям важно следить за отсутствием аллергических реакций и сбалансированным питанием.
  • Координация движений и равновесие. Эти навыки нужны для того, чтобы малыш мог уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, прежде всего, во время ходьбы, которую он освоит всего через несколько месяцев.
  • Речевые навыки. На пути к первым самостоятельным словам необходимо уделять внимание простым речевым упражнениям, пальчиковым играм, мелкой моторике.
  • Развитие слуха. Ребенок сейчас хорошо слышит разные звуки. Поэтому важно пополнять этот багаж, учить кроху распознавать ритм речи, музыки. Это поможет ему в будущем правильно строить собственную речь.
  • Умственные способности малыша также требуют внимания. Простейшие игры на логику, память, внимание помогут в этом.
  • Эмоции. Положительные эмоции помогают развиваться правильно и гармонично, вызывают привязанность к близким людям, создают ощущение комфорта, закладывают основы чувства юмора.

Чтобы у малыша хватало сил на все его ежедневные «подвиги», постарайтесь обеспечить ему полноценный дневной и ночной отдых, а также включите в режим дня частые прогулки и игры на свежем воздухе, если позволяет погода. Это благотворно скажется на работе всех отделов мозга ребенка.

Во что будем играть?

Итак, развивающие игры для детей в 6 месяцев должны быть разноплановыми. Приведем в пример лишь некоторые такие занятия. Родители могут подобрать и множество других. Главное, чтобы они приносили удовольствие ребенку, вызывали его интерес и не утомляли: продолжительность их не должна превышать нескольких минут.

  • Физическая форма.

Это, прежде всего, движение. Пусть ребенок как можно больше ползает, встает, тянется за игрушками, поднимает их. Не стоит ограничивать пространство вокруг малыша, но его нужно сделать максимально безопасным: убрать, закрыть, закрепить все, что может травмировать или быть опасным при проглатывании. Чтобы стимулировать ребенка к ползанию, можно раскладывать перед ним яркие игрушки, за которыми ему захочется тянуться. Если он уже умеет сидеть, полезно катать мячик от мамы к нему, побуждая его толкать мячик обратно маме или тянуться за ним.

Если карапуз встает на четвереньки, можно создавать перед ним искусственные препятствия в виде небольших подушек или игрушек, преодолевая которые на пути к зовущей маме, он будет осваивать навык ползания.

  • Координация и вестибулярный аппарат.

Прекрасные игры для этого – катание на плечах. Можно сажать кроху на плечи и, придерживая, наклоняться вперед-назад. Мама также может качать ребенка на ноге, меняя темп: сначала медленно, затем быстро. Прекрасно, если такие игры будут сопровождаться веселыми потешками. Тогда они точно принесут малышу, помимо практической пользы, массу положительных эмоций.

Кроме этого, хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения со сменой положения в пространстве. Малыша полезно переворачивать, раскачивать на руках или одеяле. Можно кружиться с ним по комнате, особенно под приятную ему музыку, играть в «неваляшку»: подтягивать за ручки из положения на спине и легонько толкать в исходное положение.

Раскачивать ребенка можно и на фитболе. Кроху укладывают на мяч сначала животиком, затем – спиной, медленно раскачивая вперед и назад. Лежа на животике, ребенок может доставать во время движения вперед ручками до пола. Особенно если там его ждет красивая игрушка.

Слух у ребенка должен развиваться как общий (распознавание всех звуков и шумов), так и музыкальный (различие медленной и быстрой музыки, чувство ритма), и фонематический – распознавание звуков и отдельных слов на слух.

Для общего развития полезно слушать самые разные звуки (природы, бытовых приборов, животных, звуковых игрушек) со сменой громкости. Например, если звук раздается в другой комнате, можно спрашивать, где это звучит, объясняя, что именно издает звук и как его можно назвать (звон, шум, гудение, шипение, шелест). Интересно малышу будет пошелестеть газетой, полиэтиленовыми пакетами или фольгой. Важно только внимательно следить, чтобы он не тянул все это в ротик, ведь этого способа познания пока еще никто не отменял.

Слуховое восприятие прекрасно развивают игрушки, издающие разные звуки (гремящие, шелестящие, звенящие), детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, ксилофон, барабан, клавишные инструменты типа простейшего детского пианино).

Полезные развивашки мама легко может сделать самостоятельно, наполнив пластиковые и металлические банки разным содержимым (монетками, крупами, мелкими деталями конструктора). Если показать крохе, что звуки в каждой емкости отличаются, он вскоре начнет трясти их сам и прислушиваться. Другой вариант – налить в несколько одинаковых стеклянных бутылок разное количество воды и показывать ребенку, что звон они издают разной высоты.

Ну а для развития фонематического слуха достаточно постоянно говорить с малышом, особенно повторять стихотворные строки, ритмично или нараспев.

В этом возрасте малышу нужно давать представление о простых логических действиях и их последствиях (если игрушку бросить – она упадет, но ее можно поднять и снова играть ею; если мама спряталась, то она не исчезла, ее нужно просто поискать – то же самое относится к игрушкам). Также ему важно осваивать новые способы манипуляций с предметами. Например, помещать меньшую деталь игрушки-вкладыша в большую.

Полезные игры для развития мышления не отличаются сложностью. Например, прятки (прятать можно маму, ребенка или игрушки, накрывая их платком или салфеткой). Главное, чтобы «отыскивание» приносило положительные эмоции.

Игра в прятки может быть несколько усложнена. Мама на некоторое время выходит из комнаты, а затем появляется. Такой прием поможет вам приучить ребенка к тому, что мама его не бросает, а всегда возвращается. Ведь впереди у него период сепарационной тревожности, когда появится страх, что мама потерялась и больше не придет. Эта игра помогает отлично подготовить кроху к этому этапу.

Если дать ребенку в каждую ручку по игрушке, а затем предложить ему третью, он сначала попытается взять ее, но вскоре сообразит, что для этого придется какую-то игрушку отложить, чтобы освободить одну ручку.

Еще одна полезная в этом возрасте игрушка – пирамидка. Малыша нужно учить разбирать ее, поочередно снимая одно кольцо за другим. А всевозможные баночки и коробочки научат его открывать и отвинчивать крышки.

Речевые навыки

Речевые занятия с ребенком должны включать несколько видов игровой деятельности.

  • Пальчиковые игры («ладушки», сорока-ворона», «коза рогатая» прекрасно подойдут), массаж и разминание пальчиков.
  • Развитие мелкой моторики. Для этого можно наполнить несколько маленьких мешочков разным содержимым (крупами, пуговками, фасолью, полиэтиленом, ватой) и давать крохе их трогать. Можно сжимать и разжимать резиновые мячики или игрушки-пищалки, катать в ладошках маленькие мячики или орехи.
  • Чтение книжек с яркими картинками, забавных стишков, потешек, пение песенок, колыбельных.
  • Речевое окружение. С ребенком нужно постоянно говорить. Рассказывать обо всем, что его окружает, что происходит вокруг, что делает мама, из чего состоят предметы, для чего они нужны и т. д. Важно повторять за малышом то, что он произносит, участвуя в общении: используя мимику, интонации, меняя громкость голоса. Вскоре кроха начнет повторять за взрослыми. Тогда нужно будет произносить новые для него звуки медленно, артикулируя четко, утрированно, чтобы он мог запомнить движения губ взрослого.

Заниматься с 6-месячным ребенком нужно больше, чем с детками младшего возраста. Далее эта тенденция будет сохраняться. Но плоды родительских усилий будут очевидны. Особенно если кроха растет в уверенности, что его любят, что он нужен, а в мире под названием «семья» тепло и безоблачно.

Источники:

http://razvitie-krohi.ru/prikorm/pitanie-6-ti-mesyachnogo-malyisha-vvedenie-prikorma.html
http://www.9months.ru/pitanie_malysh/5551/7-zabluzhdeniy-o-vvedenii-prikorma
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivat-rebenka-v-6-mesyatsev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector