Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания. Если ребенок не хочет делать уроки: как бороться с «не хочу», «устал» и нужно ли это делать

Если ребенок не хочет делать уроки: как бороться с «не хочу», «устал» и нужно ли это делать?

Школьное время насыщено не только новыми впечатлениями, общением со сверстниками и интересными событиями. Этот период характеризуется также напряженной учебой и постоянными домашними заданиями, которые ребенок не всегда хочет делать. И порой возникает закономерный вопрос: нужно ли заставлять школьника, или нет?

Ликвидировать причину

Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные действия могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жизни. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это происходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.

Нет интереса к учебе

Младшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Некоторые дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать нужно (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются всегда в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения приходится только мечтать.

Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе . Можно придумать систему поощрений за каждое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по количеству дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных предметов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Каждое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до конца пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).

Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь каждый день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что нового я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение рабочего дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что узнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.

Ошибки родительского воспитания

  • Если школьнику постоянно напоминать о том, что он бездельник, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верит?
  • Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его детство легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно просто переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно усвоить материал.
  • Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или постоянно смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книгам.
  • Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением интереса к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).

  1. Помочь ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
  2. Никогда не выполнять задания за школьника – это его работа. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
  3. Контролировать время, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным примером (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
  4. Установить время отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут работы).

Пробелы в знаниях

Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут говорить о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.

Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно обратиться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.

Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда придут домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному напряжению, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большое количество кружков и дополнительных занятий.

Чтобы избежать негативных проявлений усталости, важно обеспечить организму отдых . А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно делать домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, поспит или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных предметов, переходя к более легким.

Конфликт с одноклассниками или учителем

Иногда причиной «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный учитель.

  1. Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема ребенком воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
  2. Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как поступить.
  3. Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
  4. Если учитель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.

Нельзя игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не только потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.

Или не заставлять?

По мнению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не следует. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней работы. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пропуск этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому делать это не рекомендуется.

Советы психологов

Опытные психологи советуют не заставлять ребенка делать домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно строгие и добрые, справедливые и терпеливые.

  • Нужно уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и характером.
  • Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет справиться с любой неудачей.
  • Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни были, нуждаются в родительской поддержке.
  • Не использовать для поощрения учебной деятельности учащихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет действовать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.

  1. Если ребенок делает домашнее задание всегда в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять потом будет не нужно.
  2. Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, знания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и много, ведь часть уже будет выполнена.
  3. С младшего школьного возраста нужно научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.

Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет психологический настрой: если ребенок не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это хорошо.

  • Можно получить хорошую отметку на следующем занятии.
  • После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
  • При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, ребенок постепенно развивается.

Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный пример, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных силах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.

Если ребенок не хочет делать уроки: как бороться с «не хочу», «устал» и нужно ли это делать?

Ликвидировать вино

Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные поступки могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жития. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это выходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.

Нет интереса к учебе

Меньшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Отдельный дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать необходимо (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются вечно в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения доводится только мечтать.

Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе . Можно придумать систему поощрений за любое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по числу дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных объектов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Любое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до крышки пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).

Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь любой день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что новоиспеченного я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение пролетария дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что разузнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.

Промахи родительского воспитания

  • Если школьнику постоянно напоминать о том, что он лентяй, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верует?
  • Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его младенчество легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно попросту переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно освоить материал.
  • Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или всегда смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книжкам.
  • Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением заинтересованности к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).
  1. Поддержать ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
  2. Никогда не выполнять задания за школьника – это его труд. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
  3. Контролировать пора, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным образцом (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
  4. Установить пора отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут труды).

Пробелы в знаниях

Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут сообщать о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.

Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно адресоваться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.

Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда пришагают домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному усилию, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большенное количество кружков и дополнительных занятий.

Чтобы избежать негативных проявлений утомления, важно обеспечить организму отдых . А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно мастерить домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, соснёт или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных объектов, переходя к более легким.

Конфликт с одноклассниками или учителем

Иногда вином «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный преподаватель.

  1. Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема дитятей воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
  2. Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как устроиться.
  3. Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
  4. Если преподаватель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.

Невозможно игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не лишь потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.

Или не заставлять?

По суждению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не вытекает. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней труды. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пробел этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому мастерить это не рекомендуется.

Советы психологов

Опытные психологи советуют не заставлять ребенка мастерить домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно суровые и добрые, справедливые и терпеливые.

  • Необходимо уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и нравом.
  • Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет управиться с любой неудачей.
  • Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни бывальщины, нуждаются в родительской поддержке.
  • Не использовать для поощрения учебной деятельности обучающихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет работать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.

  1. Если ребенок делает домашнее задание вечно в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять после будет не нужно.
  2. Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, познания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и немало, ведь часть уже будет выполнена.
  3. С младшего школьного возраста необходимо научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.

Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет психологический настрой: если дитя не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это неплохо.

  • Можно получить неплохую отметку на следующем занятии.
  • После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
  • При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, дитя постепенно развивается.

Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный образец, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных мочах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.

Поделитесь с товарищами:

Источники:

http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/esli-rebenok-ne-xochet-delat-uroki-kak-borotsya-s-ne-xochu-ustal-i-nuzhno-li-eto-delat.html
http://rutelo.ru/deti/razvivaemsya-i-uchim/esli-rebenok-ne-hochet-delat-uroki-kak-borotsya-s-ne-hochu-ustal-i-nuzhno-li-eto-delat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector