Формы, направления и принципы профориентации. Врачебная профессиональная консультация подростков

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков

Выбор профессии — важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних — на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других — на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.

Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.

2. Увлечение «модными» и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.

3. Слепое подражание друзьям: «подруга пошла и я с ней» — частая мотивация при выборе профессии у школьников.

Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.

Профориентация — научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:

1. Психологический — подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

2. Медицинский — включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний — степени компенсации.

3. Социально-экономический — учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее — выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья ( в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,’показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его. Здесь самое время дать определение понятия «врачебно-профессиональная консультация» (ВПК). Основная задача ВПК — подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями. ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет — врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-промышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производ­ства.

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

Выбор профессии — важная жизненная пробле­ма для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних — на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других — на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художествен­ной литературы, теле- и радиопередач.

Однако у многих подростков к концу школьного обучения не вырабатывается устойчивый интерес к какой-либо области знаний или роду занятий, в силу чего они не могут самостоятельно выбрать направле­ние профессиональной деятельности. Так, социологи­ческие исследования, проведенные среди школьников Москвы и Московской области в 80-е годы, показали, что лишь 20% выпускников имели четкие представле­ния о будущей профессии, около 50% учащихся во­обще не сделали выбора, остальные 30% при наличии определенных желаний не знали, где их можно реали­зовать, судили о предполагаемом виде деятельности по случайным советам и рекомендациям.

Это весьма распространенное явление. Не удиви­тельно, что в дальнейшем в процессе освоения про­фессии, обучения в ПТУ, средних специальных и выс­ших учебных заведениях или на производстве под­ростки, встречаясь с трудностями, разочаровывают­ся в своем выборе, что наносит моральный ущерб, вызывая неудовлетворенность, желание переменить работу, и приносит немалые потери обществу.

Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профес­сии и тех требований, которые она предъявляет к ор­ганизму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя пол­ноценными и работоспособными в любой отрас­ли деятельности.

2. Увлечение «модными» и престижными профес­сиями без учета физических возможностей и потреб­ностей производства в данных специалистах.

3. Слепое подражание друзьям: «подруга пошла и я с ней» — частая мотивация при выборе профессии у школьников.

Для того, чтобы привести в соответствие стремле­ния подростков и их индивидуальные качества, необ­ходима специальная подготовка учащихся к созна­тельному выбору профессии. Эта система мероприя­тий носит название профессиональной ориентации.

Профориентация — научно обоснованная сис­тема мер, направленных на то, чтобы помочь учащим­ся выбрать профессию с учетом их интересов, склон­ностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные за­ведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиоло­ги, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспек­та профориентации:

1. Психологический — подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

2. Медицинский — включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых де­фектов и аномалий развития, а при наличии хрони­ческих заболеваний степени компенсации.

3. Социально-экономический — учет потребнос­тей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалифи­кации.

Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечени­ем родителей. Цель ее — выявление и развитие спо­собностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учеб­ных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профори­ентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет воз­можность выяснить интересы и способности школь­ников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет пос­ледним о трудоустройстве детей, имеющих отклоне­ния в состоянии здоровья ( в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболева­ний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефрак­ции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический неф­рит, выраженный сколиоз, остаточные явления родо­вой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специ­альности,’показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его.

Здесь самое время дать определение понятия «врачебно-профессиональная консультация» (ВПК).

Основная задача ВПК — подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятель­ности, который бы не только не усугублял имеющих­ся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому разви­тию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с со­стоянием его здоровья и функциональными возмож­ностями.

ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отноше­нии всех учащихся. С этой целью проводится углуб­ленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет — врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за уча­щимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отноше­нии выбора профессии. По результатам этого осмот­ра и с учетом данных динамического наблюдения вра­ча-педиатра, содержащихся в медицинской докумен­тации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на рабо­ту или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специаль­ное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

Многочисленные работы, проводимые в послед­ние годы в Москве и Московской области, а также в Ленинграде по оценке врачебно-профессиональной консультации в школе, показали, что приблизитель­но каждый второй подросток имеет ограничения для некоторых видов труда. Поэтому весьма важно про­ведение 2-го этапа профориентации —профессио­нального отбора, т.е. определения пригодности под­ростка по состоянию здоровья к данной профессии, а также оценка функциональных возможностей и адаптивных способностей его организма. Эту работу проводят медицинские работники ПТУ, техникумов, вузов и др., выбирая из среды кандидатов на опреде­ленные виды труда тех, которые по своему здоровью и индивидуальным качествам к этой работе более при­годны. Специфика медицинского освидетельствова­ния заключается в выявлении функциональных воз­можностей и компенсаторных реакций тех систем и органов, на которые ожидается преимущественное воздействие производственных факторов.

• Несколько слов следует сказать об особенностях морфологии и физиологии подросткового периода, так как они в значительной степени определяют осо­бенности течения патологических процессов, а также специфику реакции подростков в процессе трудовой деятельности и адаптации к труду и должны .учиты­ваться в практике ВПК.

Подростково-юношеский возраст (от 13 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических и психологических особенностей, отличающих его от других периодов жизни. В морфофункциональном отношении этот период отличается бурным ростом всех органов и систем и главным образом энергич­ной перестройкой нейрогуморальных и нейро-регу-ляторных соотношений. Вследствие этих изменений у подростков могут иметь место:

1) выраженное повышение всех вегетативных ре­акций, неадекватность реакций характеру и силе воз­действия — максимальный ответ даже на небольшие раздражители;

2) значительное повышение обмена веществ и энергетических трат, что, наряду с усиленно протека­ющими пластическими процессами, создает условия для снижения сопротивляемости к воздействию не­благоприятных факторов.

При профессиональном обучении подростки мо­гут контактировать почти со всеми физическими фак­торами внешней среды (кроме проникающей радиа­ции) и со многими химическими агентами. Доказано, что степень неблагоприятного влияния профессио­нальных факторов на организм подростков опреде­ляется не только длительностью контакта, но и ком­плексом условий (интенсивность воздействия и реак­тивность организма).

Для врача, работающего с подростками, совер­шенно недостаточно знания только возрастных осо­бенностей, клиники и терапии тех или иных отклоне­ний в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патоло­гического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия фак­торов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функци­ональному состоянию организма и отдельным орга­нам и системам. Знания в области гигиены труда не­обходимы для подбора подростку такой специальнос­ти, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-про-мышленными врачами и инженером по технике без­опасности на каждую профессию должны быть со­ставленысанитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие про­фессии на современном уровне развития производ­ства.

Санитарная характеристика позволяет врачу про­гнозировать влияние производственных условий и характера трудового процесса на организм подрост­ка. Санитарная характеристика составляется по оп­ределенной схеме с обязательным описанием после­довательности рабочего процесса и отдельных опе­раций, применяемых материалов, оборудования и ин­струментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужден­ная). Кроме того, отмечаются сведения о наличии по­вышенных требований к отдельным анализаторам (слух, зрение, обоняние и т.д.), центральной нервной системе (внимание, координация движений, память и др.), а также о возможности воздействия производ­ственных вредностей (пыль, шум, вибрация, химичес­кие вещества, неблагоприятные метеорологические условия).

Все профессии по санитарным характеристикам можно разделить условно на 4 группы:

К 1-й группе относятся профессии, где отсутству­ют тяжелые условия труда и неблагоприятные произ­водственные факторы. Это профессии сферы обслу­живания, конторско-канцелярские работы, часовое производство, предприятия приборостроения и др. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья, а также отклонениями в физическом и психическом развитии могут выбрать одну из многих профессий, включенных в данную группу.

2 группа объединяет профессии, связанные с вре­менным воздействием неблагоприятных производст­венных факторов. Например, работа повара сопря­жена с временным действием высокой температуры (23-38° С) и высокой относительной влажности. У под­ростка во время работы у плиты наблюдается обиль­ное потоотделение, повышение температуры тела и учащение пульса до 140 уд./мин. Следовательно, дис­комфортный микроклимат в производственном поме­щении время от времени предъявляет повышенные требования к органам дыхания и сердечно-сосудистой системе. Исходя из этого, профессия повара не мо­жет быть рекомендована подросткам, страдающим заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

В 3 группу включены профессии, связанные с по­стоянным воздействием комплекса различных небла­гоприятных факторов. Например, в работе ткача встречаются: действие повышенной температуры, за­пыленность; интенсивный шум (факторы риска для лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания), а также вынужденная поза (ра­бота стоя), противопоказанная лицам с нарушениями осанки и плоскостопием. Таким образом, школьникам с заболеваниями сердца, легких, слуха и опорно-двигательного аппарата данная профессия противо­показана.

4 группа объединяет около 3000 профессий и ра­бот с тяжелыми и вредными условиями труда. Работа на этих предприятиях разрешена лишь с 18 лет. По указанным профессиям разрешено прохождение про­изводственной практики (производственное обуче­ние) лицам, обучающимся в ПТУ, учащимся старших классов общеобразовательных школ. Длительность пребывания — не более 4 часов в день при условии строгого соблюдения в этих производствах и на ра­бочих местах санитарно-гигиенических норм.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 1643 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков.

срс гигиена Ширванская.doc

Гц. Вредное действие работы в условиях шума проявляется астеническим или неврастеническим синдромами, усилением симптоматики вегетативной дисфункции, нередко встречающейся у подростков. Подростки значительно менее устойчивы к действию шума (в том числе и связанного со злоупотреблением плейерами), чем взрослые. В сомнительных

случаях целесообразно проводить аудиометрию.

Физическая нагрузка. Несмотря на несомненно благоприятное влияние адекватной физической нагрузки на развитие всех систем растущего и развивающегося организма подростка, существует опасность и неблагоприятного ее воздействия. Это встречается либо у мало тренированных и недостаточно физически развитых подростков либо при превышении ими пределов допустимых нагрузок.

Установлено, что у подростков физическая нагрузка сопровождается более

выраженными, чем у взрослых, сдвигами в показателях гемодинамики, метаболизма, дыхания, а период восстановления этих показателей требует больше времени. Это приводит к их меньшей выносливости. В возрасте 14–15 лет физическая работоспособность и производительность труда еще ниже. Поэтому подростки в процессе обучения, сопровождающегося физическими нагрузками, нуждаются в специальном контроле режима таких занятий.

Воздействие химических веществ. С этим фактором подростки могут встретиться в период обучения некоторым профессиям химической промышленности, нефтехимии, производства полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ, в полиграфическом и ряде других производств. Чаще всего токсические вещества поступают в

организм с вдыхаемым воздухом, реже через пищеварительный тракт, кожу и слизистые оболочки. Известно, что в фармакологии и в педиатрии дозы лекарственных веществ устанавливают из расчета на 1 кг массы тела. Из этого вытекает правомерный вывод, что химические вещества, содержащиеся в воздухе рабочих помещений, должны оказывать на детей и подростков более вредное воздействие, чем на взрослых. Не исключено также менее

совершенное действие механизмов детоксикации в детском и подростковом возрасте.

2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации.

Система профориентации – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Врачебно-профессиональная консультация подростков.

Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально- производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.

Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:

Информационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально- производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.

Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.

Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.

Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:

  • начальный этап — индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;
  • этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс);
  • этап профессионального обучения.

В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выявленных нарушений состояния здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально- производственных факторов, профессиям и видам деятельности.

Под профессиональной пригодностью (по медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессиями, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.

Самые частые причины ограничения профессиональной пригодности подростков — аномалии зрения, требующие ношения корригирующих очков, что несовместимо со многими специальностями: работой на высоте, при значительных перепадах температуры, при повышенной запыленности воздушной среды, при необходимости пользоваться защитными приспособлениями (строительство, «горячие цеха», металлургическая промышленность, авиация, морской и речной флот и др.). Даже незначительные нарушения осанки могут быть противопоказаны для профессий, где приходится работать в основном в согнутом рабочем положении (чертежники, сборщики часов, очков, швеи, врачи-лаборанты, обувщики и др.). Снижение слуха не позволяет работать в цехах с повышенным уровнем шума, а также там, где требуется напряжение слуха и восприятие звуковой информации (прядильщицы, радисты, телефонисты и др.). При заболеваниях кожи не следует рекомендовать специальности, связанные с раздражающими и загрязняющими кожу веществами, токами высокого напряжения.

Медицинские работники осуществляют врачебную профессиональную консультацию на основе знания морфофункциональных особенностей организма подростков, особенностей течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте, а также характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму работающих, содержатся в профессиограммах — санитарных характеристиках профессий.

Врачебно-профессиональная включает в себя следующие этапы:

• медицинское и психофизиологическое обследование подростка;

• анализ состояния здоровья подростка с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с психофизиологическим портретом, расчет количественной вероятности освоения профессии;

• составление врачебно-профессионального заключения;

• рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.

При проведении профилактических осмотров:

Педиатру следует обратить особое внимание на нередко встречающиеся у подростков варианты развития и функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы и дать им правильную диагностическую оценку, так как они могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы целесообразно использование простых функциональных проб с физической нагрузкой (например, пробы Мартине). Кроме того, необходимо учитывать выраженность вегетативных нарушений. Критерием для отнесения выявленных отклонений к норме или патологии чаще всего служит степень количественной и качественной их выраженности, а также стойкость вегетативных расстройств.

Неврологу (психоневрологу) необходимо обратить внимание на функциональное состояние центральных и периферических отделов нервной системы, а также вегетативную регуляцию. При анализе анамнестических данных следует учитывать наличие синдромов, указывающих на вегетативно-сосудистую дисфункцию и различные сомато-вегетативные нарушения (головные боли, головокружения, обмороки, наклонность к ортостатическим реакциям при перемене положения тела, утомляемость, нарушения настроения и т.д.). При наличии органических заболеваний центральной нервной системы и их последствий, а также остаточных явлений черепно-мозговых травм следует оценить выраженность ликвородинамических нарушений и церебрастенических проявлений, локализацию, степень и динамику нарушений функций органов движения, состояние интеллекта.

Источники:

http://studopedia.ru/6_107157_professionalnaya-orientatsiya-i-vrachebno-professionalnaya-konsultatsiya-podrostkov.html
http://helpiks.org/4-89528.html
http://freepapers.ru/46/gigienicheskie-principy-i-trebovaniya-k/63486.413963.list2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector