Игры и упражнения, направленные на профилактику девиантного поведения подростков

Конспект занятия с подростками направленное на профилактику девиантного поведения

Подобина Жанна
Конспект занятия с подростками направленное на профилактику девиантного поведения

Занятие имеет следующую структуру:

• Приветствие, помогающий участникам настроиться на работу, повышающий уровень их активности

• Основная часть, которая может видоизменяться в зависимости от конкретной темы занятия. Она включает упражнения и игры, направленные на развитие определенных навыков; тесты, способствующие самопознанию; мини-лекции, пополняющие имеющиеся знания школьников по теме.

• Рефлексия, предполагающая эмоциональную и смысловую оценку занятия в ходе заключительного обсуждения.

ЦЕЛЬ: Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания. Что решение, принимаемое «всей компанией». Не всегда самое правильное.

Форма занятия : групповое

Возрастная группа: 12-15 лет.

Продолжительность занятия: 60минут.

Тема занятия: «Всегда ли нужно говорить «ДА», и умей сказать «НЕТ».

Методы работы: наблюдение, ролевая игра, дискуссия, беседа.

Ход занятия:

1. Приветствие. «Я+Я=МЫ»

По команде психолога все участники одновременно произносят слово «Я»,затем хлопают в ладоши на знак «+»,снова говорят слово «Я»,два раза хлопают в ладоши на знак «=»,затем произносят слово «Мы» и берутся за руки.

2. Игра «Полет в будушее»

-Вы попали в будушее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

-определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозяшей беде.

Вопросы для обсуждения:

Что означают слова «соблазн», «вредные привычки»,

«зависимость»?Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т. д.

На ватмане фиксируется список зависимостей:

Химические зависимости: алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д.

Эмоциональные зависимости: (убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)

• постоянно включенный телевизор

• стремление к риску, азарт

• откладывать все на потом

• постоянное желание разговаривать по телефону

• постоянное желание спать и т. д.

-Когда мы выяснили. Чего нам следует опасаться, мы запишем это в «Большой книге идей»

Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться,а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.

-Как себя чувствовали в этой роли?

-Когда распознали соблазн?

-Какие трудности испытывали при противостоянии?

-Что помогло успешно справиться с ситуацией?

Ведуший: мы нашли способы противодействия соблазнам. Давайте напишем их в «Большую книгу идей»

4. Мини лекция «Умей сказать «НЕТ»

— Мы нашли удачные способы сказать

«НЕТ!» предлагающим нам алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление. Но оглянитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и сигарет, испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?

(Вместе с ребятами составляем список причин)

*подражание родителям;

*желание, чтобы тебя считали взрослым;

*для избавления от наболевших проблем;

*для ослабления самоконтроля;

*чтобы отважиться на общение;

* для «военных» историй, которые сводятся к тому, как

«герой» сломался, в каком состоянии очухался, куда попал и как он ничего не помнит и т. п.

-Что же лежит в основе этих причин? (общее для всех)

Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены? (хочу, но не могу)

Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким — либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Не удовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе и не начнет искать способов удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену зависимости.

Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Ведущий сообщает участникам алгоритм

«Двух О» (алгоритм «Оптимального Отказа):

Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение

(«Мне приятно, что меня пригласил, + но я не могу пойти,

+ так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино). Алгоритм записывается на ватмане.

Участники делятся на пары, один из них уговаривает другого, второй отказывается, использует предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Участникам предлагается завершить высказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…» Это позволит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

6. Ритуал прощания. Игра: «Солнечные лучики» Дети встают в круг. Нужно всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.

Конспект занятия-практикума для родителей «Роль семьи в профилактике девиантного поведения подростков» Занятие — практикум для родителей «От колыбели до…» Цель: актуализация для родителей подростков девиантного поведения вопроса, о значимости.

Конспект занятия по основам безопасного поведения «Азбука безопасного поведения» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 «Родничок» г. Моздока РСО-Алания Конспект.

Час общения с подростками по проблеме толерантности «Я и окружающие» ГБУ «Катайский реабилитационный центр» Конспект Час общения «Я и окружающие» Составитель: воспитатель Ситченко П. В. Катайск,.

Психология девиантного поведения дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.doc — ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 81»
городского округа Тольятти
Методическая разработка
для классного руководителя
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Соколова Е.Е.
учитель изобразительного искусства,
классный руководитель 6­го класса

Профилактический тренинг предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте 12
­14 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику агрессивного поведения
подростков, помощь для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.
Основные цели тренинга:
1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки, внутреннего самоконтроля и
умения сдерживать негативные импульсы.
2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.
3. Выработка у участников социально приемлемых форм поведения.
Основные задачи:
1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние
нежелательному влиянию среды.
2. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного
эмоционального состояния для принятия верных решений.
3. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и
психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.
Ожидаемые результаты:
1. Актуализация у подростков чувства уверенности в себе, повышение самооценки.
2. Умение эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.
3. Снижение агрессивности, уровня тревожности, страха социальных контактов.
Методы: беседа, игра, изображение.
Методики: арттерапия, ролевая игра, телесные упражнения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным
методом коррекции нарушений поведения у детей является «поведенческая терапия». Эта
техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной
психологии и теории развития. Наиболее распространенной формой психокоррекционной
работы с детьми, имеющими отклонения в поведении является тренинг социальных навыков.
Основными условиями коррекции агрессивного поведения детей являются: установка на
достижение положительной обстановки в окружающей социальной среде, повышение культуры
общения,
поддержание необходимого эмоционального фона доброжелательности,
взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим необходимо внимательное, приветливое
отношение к подросткам, доверие к ним, привлечение к активному взаимодействию,
использование деятельностного содержания игр, различных форм драматизации, творческих
работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Важно поддерживать каждое
самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее
настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддерживать подростка в его
стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других
детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно
важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции, и помочь в овладении
приемами саморегуляции агрессивного поведения личности; (Е.В. Бондаревская).
Повышение культуры общения особенно важно для подросткового возраста потому, что
связано, прежде всего, со становлением личности взрослого человека и усвоением новых форм
и способов межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве.

Ход тренинга
Упражнение «Открытость» создание состояния внутренней открытости для общения.
Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в
знак того, что вы его внимательно слушаете.
Упражнение «Семь свечей» дыхательное упражнение, простая и эффективная техника
релаксации
«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы
дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят
семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите,
что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении,
полностью выдохнув воздух.
Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом
задуваете следующую свечу. И так все семь. »
Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном
помещении.
Упражнение «Визитка» знакомство с членами группы, включение участников тренинга в
групповой процесс, снятие напряжения, самопризентация.
Материалы: листочки белой бумаги произвольного размера и формы, цветные карандаши.
Необходимо оформить визитку, написать на ней то имя, которым вы бы хотели, чтобы вас
называли, и оформить ее так, чтобы она стала отражением вашего внутреннего мира.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения…
«Муха». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза
закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос,
то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
«Лимон». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и
голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит
лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь

сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в
левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем –
одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Пластилинотерапия» ­ это мягкий и глубокий метод работы со своей
личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе
спокойствие и умиротворение. Способ снятия напряжения, стресса, усталости; возможность
«выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную;
гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив
творческих сил.
Материалы: пластилин, фольга, ватман, карандаши, соответствующая работе музыка и
фантазия участников.
Инструкции:
1. Вылепите (нарисуйте) своё эмоциональное состояние.
2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите. (Лучше весёлое)
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было выполнять упражнение?
2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Упражнение «Мы с тобой одной крови…»
Ребятам в парах необходимо написать, что общего между ними.
Упражнение «Плюс­минус» вербализация негативных и позитивных моментов своей жизни.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску;
самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Вам нужно написать на листочках одного цвета, что вас огорчает, а на листочках другого цвета,
что радует.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к
дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия
упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему. Ожидаемый результат:
ребята должны увидеть, что плюсов в жизни намного больше.
Упражнения Упражнение «Откровенно говоря» описать проблему.

Попытаться закончить фразу откровенно и честно, описывая, что чувствуете?
 Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящей контрольной…
 Откровенно говоря, когда я учу уроки…
 Откровенно говоря, когда я прихожу домой после школы…
 Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
 Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
 Откровенно говоря, когда родители идут на родительское собрание…
 Откровенно говоря, когда наступают выходные…
 Откровенно говоря, я общаюсь с одноклассниками…
 Откровенно говоря, когда меня вызывают к доске…
 Откровенно говоря, непонимание друзей…
 Откровенно говоря, успехи в учебе…
 Откровенно говоря, когда меня наказывают…
 Откровенно говоря, если я кого­то обидел…
Упражнение «Молодец!»
Повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения.
Разделиться на пары, встать лицом друг к другу. Один участник должен говорить о своих
достижениях, а другой — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты
молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники
меняются, и все повторяется.
Упражнения «Как звучит агрессия» Осознание внешнего образа агрессивности человека,
предоставление возможности сравнения себя с образом агрессивного человека, осознание
трудностей пребывания в агрессивной позиции.
 Ребенок перед зеркалом изображает агрессивного человека.
 Группа ребят делятся на пары и проводят конкурс «Агрессивных скульптур»
показывают без слов агрессивного человека в той или иной социальной или семейной роли:
продавец, шофёр, отец, мать, брат. Меняются в парах. Рассказывают о своих ощущениях.
Решают, что нужно сделать для примирения.
 Воспроизвести голос агрессивного человека.
Упражнение «Автопилот»

Ребята, запишите не менее 10 фраз, отражающие сильные стороны вашей личности, например:
«я умный», «я легко общаюсь», «я умею добиваться поставленных целей» и т.д. Затем каждый
подросток читает список фраз, отражающих сильные стороны его личности. Участники группы
уточняют и дополняют список каждого. Этот индивидуальный список качеств важно запомнить
и возвращаться к этому образу «Я» как можно чаще. Ведь зная и принимая свои сильные
стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной и конфликтной ситуации,
найдет поддержку внутри себя, включит свой АВТОПИЛОТ.
Упражнение «Моя аффирмация» (позитивные утверждения):
Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая
при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя
улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.
Каждый ребенок записывает о себе самое лучшее.
У меня много друзей!
Я полезна и нужна!
Я люблю всех!
Я умею слушать!
Я умею задавать вопросы!
Я полна хороших идей!
Я очень умная!
У меня выдающиеся творческие способности!
Я уверена в себе – я справлюсь!
Мне всегда и во всем везет!
Я всегда оказываюсь в нужное время в нужном месте!
Я счастлива!
Я всегда делаю правильный выбор!
Со мной всегда случается только хорошее!
Люди рады видеть меня!
Я люблю свою жизнь, и она очень интересная!
Я уникальная и особенная!
Я здоровая и сильная!
Я спокойна!
Я люблю себя и свою жизнь!

Я самая обаятельная и привлекательная!
Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше!
Я сама себе добрый друг!
Я талантливая и способная!
Я горжусь своими достижениями!
У меня всегда есть выбор!
Мои мечты сбываются!
Я веселая и умею отдыхать!
Упражнение «Рояль»
«Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с
плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».
Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их
записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу
как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие
способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как слёзы,еда, крик, сладкое,
компьютер, уединение, агрессия, алкоголь, наркотики и прочие девиации).
Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы
справиться с плохим самочувствием, у кого­то их много, у кого­то мало. Как вам кажется, что
лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда
«клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим
настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько
подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна
«клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна
«клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по­другому он просто не
умеет».
Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» ­ наркотики? Да, тогда и возникает
зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от
компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных
зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на
рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу?
Ваши комментарии?».

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков

Тренинг предназначан для групповых занятий с подростками 14-16 лет

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков»

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков

Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.[1]

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.[1]

Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению

Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.[1]

Упражнение №2 «Письмо негодованию»

Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]

Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача — попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Упражнение №5 «Рояль»

Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» — наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».[2]

Упражнение №6 «Сказка»

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются — о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас — желающий — в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ». Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-s-podrostkami-napravlenoe-na-profilaktiku-deviantnogo-povedenija.html
http://znanio.ru/media/trening_po_profilaktike_deviantnogo_povedeniya_podrostkov-253592/282122
http://multiurok.ru/files/treningovoe-zaniatie-po-profilaktike-deviantnogo-p.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×