Избалованный ребенок как исправить ошибки. Избалованные дети: как вырастить ребёнка, не разбаловав его? Дети не видят реальной жизни

Кем вырастет избалованный ребенок: 5 печальных последствий

Как приучить ребенка к самостоятельности. Зачем нужен социальный интеллект

Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Как показало недавнее обсуждение на 7е, большинству детей приходится самим разогревать себе еду и проявлять другие признаки самостоятельности — и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют — и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит — но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от «суровой действительности», мы действуем из лучших побуждений. Но человек — существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана — это приводит к личностным деформациям.

Дети не осваивают бытовые навыки

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, — им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые программы адаптации и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их «домашние» сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К «золотым» детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха — это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч — водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: «А сегодня мы будем заваривать чай?».

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. «Как зовут его няню?» — интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: «Так не бывает! У всех есть няни!».

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: «Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?». Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

«Золотые дети» не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Негде тренировать социальный интеллект

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, «хулиган, бездельник, троечник», вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в «случайной удаче» или «счастливой судьбе», а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей — от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что «социально компетентные» дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или «строить козни», но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе — отвоевывать себе «место под солнцем», во дворе — выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире «золотого гетто» такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения — со «всемогущими» родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других — ведь их этому не учили, — и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы — иногда по пять-десять раз за все время обучения — это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия «взрослый — ребенок» предполагает своего рода «вертикаль власти», уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: «Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен. » Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие «взрослый» — оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства «вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду. » Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.

Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь «один из многих», это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций — он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком — для всех он был просто «мальчик из России, которому надо подтянуть английский». Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы, капризы, истерики, и родителям пришлось забрать его из школы.

Избалованные «бриллиантовые» девочки и мальчики не могут себе представить, что существуют какие-то ограничения, не умеют прогнозировать последствия своих действий, в том числе и по отношению к другим. Они не готовы нести ответственность за свои поступки и уверены, что законы писаны не для них. Способность испытывать чувство вины у них нарушена либо отсутствует вовсе. И повзрослев, они остаются теми же избалованными детьми, не признающими запретов, не уважающими других людей, не считающимися с их правами.

За примерами далеко ходить не надо — все помнят громкие истории с богатыми наследниками и наследницами на дорогих машинах, нарушавшими ПДД и приговоренными к различным наказаниям. В моей практике таких клиентов еще больше — обычно из сложных ситуаций их «выручают» родители. Но вот замять дело о серьезном нарушении за границей семье моих клиентов не удалось — сын угодил в тюрьму, и уже никто ничего не смог сделать.

«Золотые» дети погружены в мир иллюзий. Это и иллюзия избранности — «мне можно все, ведь я особенный», и иллюзия существования некоего спасителя: если вдруг что-то случится, то кто-нибудь придет и все разрулит, все сделает, все за меня решит.

Почему юноши и девушки из богатых семей часто подвержены депрессиям? Потому что тот иллюзорный мир сплошных привилегий, в котором они росли, не соответствует реальному миру, в который они попадают, взрослея. Молодой человек продолжает думать, что ему по-прежнему все что-то должны, что он сможет и дальше жить, не прикладывая собственных усилий. И как только понимает, что все не так безоблачно, как казалось, что на самом деле никто не позаботится о нем, кроме него самого, это переживается очень тяжело.

Разбалованный ребенок: как исправить ошибки?

Избалованность ребенка проистекает из безграничной любви родителей, которые хотят сделать жизнь своего крохи сплошным праздником, а для этого удовлетворяют все его мыслимые и немыслимые желания. Но результат обычно бывает печальный: у балованных детей развивается пассивное отношение к миру, ведь они все получают по первому требованию, у них возникают проблемы с постановкой цели и ощущается недостаток сил для ее достижения.

Поведение избалованного ребенка

Очень часто родители не в силах заметить, насколько их ребенок избалован. Осознают они этот факт, когда дело доходит до истерики, которую устраивает ребенок в случае неудовлетворения его желания. Ребенок, которому не купили в магазине машинку или куклу, вдруг начинает кататься на полу в истерике и биться в истошном плаче. Родителей эта сцена обычно повергает в почти шоковое состояние, наступает растерянность и единственным желанием бывает прекратить это представление. Довольно часто, родитель в такой ситуации не видит другого выхода, кроме как купить чаду злосчастную игрушку, лишь бы тот успокоился. Малыш быстро усвоит, как можно добиваться своего и очень скоро попробует вновь устроить истерику, если ему в чем-то откажут.

Дети гораздо умнее и расчетливее, чем мы привыкли думать. Даже во время бурного проявления чувств ребенок внимательно отслеживает реакции родителей. Он также вполне владеет собой и никаких серьезных травм себе на нанесет, самое большее – несколько царапин, чтобы использовать их в качестве давления на родителей.

Исправление ошибок в воспитании балованного ребенка

Чтобы не дать развиться такой модели поведения у ребенка, необходимо всегда вести себя одинаково: воздерживаться от ругани и уговоров, и, конечно, не давать ему то, что послужило поводом к истерике. Ребенку надо четко сказать, что разговаривать вы с ним будете, только после того, как он угомонится. Если дело происходит дома, то вам надо выйти из комнаты, а если в магазине, то просто выйдите из поля зрения малыша. Оставшись без зрителей, ребенок успокоиться гораздо быстрее.

Истеричное поведение – это метод, которым дети добиваются желаемого. Подтверждает это тот факт, что часто дети истерят и устраивают сцены в присутствии одного родителя, и вполне нормально ведут себя, находясь с другим родителем, с которым такой номер не пройдет.

Чтобы научить ребенка терпению, удовлетворяйте его просьбы (разумные и выполнимые) не сразу, а спустя какое-то время. На просьбу поиграть с ним, отвечайте, что сделаете это после того как закончите свои дела. Время ожидания выполнения просьбы не стоит делать с самого начала очень долгим. Таким способом ребенок учится воспринимать людей с уважением, видеть в них личности, а не относиться к ним как к инструментам для выполнения своих желаний.

Чтобы процесс исправления вашего балованного ребенка проходил успешно, обязательно согласуйте все моменты с бабушками и дедушками, чтобы те вели себя соответственно и не пытались завоевать любовь ребенка излишней уступчивостью его прихотям.

Избалованные дети: как вырастить ребёнка, не разбаловав его?

Ольга Зубкова
Избалованные дети: как вырастить ребёнка, не разбаловав его?

Многие родители попадают в своей воспитательной программе в своеобразную ментальную ловушку. С одной стороны, воспитатели, психологи вовсю призывают быть их, родителей, терпимее, любить своих отпрысков, уделять им много внимания, окружать заботой и теплом. А с другой, они сами видят, что зачастую детки все усилия родителей начинают считать самим собой разумеющимися и пытаться сесть на шею и свесить ножки. Медленно, но верно ребенок превращается в избалованного шалопая, а то и бесчувственного эгоиста.

И вообще, избалованный ребенок, какой он?

Как понять, избалован ли ребенок?

Избалованным считают ребенка капризного, излишне изнеженного, который требует от родителей постоянного внимания. Такой малыш не привык к тому, что ему могут в чем-то отказать. Он получает по первому требованию любую игрушку, лакомство, развлечение. И воспринимает это как само собой разумеющееся, не требующее даже благодарности с его стороны.

Основной признак избалованности — эмоциональная неустойчивость ребенка. Избалованные дети плаксивы, излишне требовательны, непослушны, эгоистичны. Они не хотят мириться с отказом, закатывая истерики каждый раз, когда не могут получить желаемое. Из-за пустяка такой малыш расстраивается так, как будто речь идет о жизни и смерти.

Конечно, баловать ребенка надо. Надо дарить ему любовь, делать подарки просто так, а не по требованию. Надо считаться с мнением ребенка, но не потому, что он находится в центре вселенной, а потому что он — самостоятельная личность, полноправный член семьи.

Следует также помнить, что неуправляемыми дети могут быть не только по причине избалованности, но и по причине врожденной или приобретенной болезни нервной системы, неблагоприятного психологического климата дома, в детском саду или школе. Во время или сразу после болезни всем детям также свойственна усиливающаяся эмоциональность, плаксивость, требовательность.

В чем причина избалованности?

Избыточная родительская опека. «Залюбленный» может вырасти «звездным», он привыкает к тому, что его постоянно хвалят, причем за все подряд без разбору. Он не приемлет того, что кто-то может быть лучше него (лучше прочитать стихотворение, первым прибежать в эстафете). Избыточная любовь ведет к тому, что ребенок начинает вести себя, словно Пуп Земли.

Отсутствие контроля со стороны родителей. Такой ребенок растет предоставленным самому себе, он никому не подчиняется, не слушает мнения других, растет эгоистом.

Двойные стандарты в воспитании. Воспитывая ребенка, старайтесь, чтобы мнение на ситуацию обоих родителей было одинаковым. Если у родителей возникают разногласия по методам воспитания, то ребенок непременно это замечает и начинает использовать в своих интересах, манипулируя и капризничая.

Отсутствие должного внимания ребенку. Дефицит внимания, любви и заботы родители восполняют покупкой дорогих подарков ребенку, потаканием прихотей. В результате вырастает избалованный ребенок, не привыкший считаться ни с чьим мнением.

Что делать, чтобы не избаловать ребенка

Уже в первый год жизни малыша можно заложить фундамент для его избалованности, если выполнять все его капризы. Не надо бежать в другой конец комнаты, чтобы подать малышу упавшую с дивана игрушку, если он сам может слезть и поднять ее. Не нужно покупать ему все игрушки, на которые он показывает пальчиком в магазине. Не надо кормить его с ложечки, если он умеет держать ее сам. Хочет сам нести свои игрушки в песочницу — пусть несет. Хочет сам одеваться и кушать — пускай. Предупреждая все его желания, вы не только вырастите и избалованного ребенка, но и лишите его возможности нормально, по возрасту, развиваться.

Еще один важный момент — обсудите стратегию воспитания с бабушками-дедушками. Нельзя допустить, чтобы они позволяли малышу то, что дома запрещают родители.

Ребенок должен понимать, что у родителей есть своя жизнь и свои заботы. Они не могут проводить рядом с ним все свое время, отказываться ради него от самих себя и своих интересов. Родителям же надо постараться дать ребенку столько заботы, чтобы он не чувствовал себя в чем-то обделенным, даже не получив желанную игрушку.

Если родители поставят четкие рамки, что «можно» и что «нельзя», легче станет жить всем членам семьи, включая самого ребенка. Малыш научится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на трудности, что позволит сформироваться ему как личности.

Как перевоспитать избалованного ребенка?

Некоторые могут сказать, что всякое ограничение плохо для правильного развития психики. И это верно. Но не стоит впадать в крайности. Выполняя желания кричащего чада, вы лишь показываете ему, что чужие интересы не надо брать в расчет, важно только то, что хочется ему. А ведь при правильном формировании личности и построению взаимоотношений с другими ребенок должен научиться понимать ту грань, где заканчивается его личность и начинается личность другого. Говоря ребенку «нельзя» и «можно» вы не вредите, а помогаете в установке определенных рамок во взаимоотношениях с окружающими. Только благодаря родителям ребенок учится контролировать и свои эмоции, и адекватно реагировать на все трудности, которые он встречает на своем жизненном пути.

Вы, наверное, подумаете, а ведь отказать своему милому и красивому малышу так сложно. А вот и нет! Только отказывая, объясните ему, почему нельзя и почему вы не купили ему эту игрушку. Главное не начинайте все резко, иначе ребенок подумает, что вы перестали его любить. Все должно быть постепенно. Донесите до своего ребенка, что вы его любите, вас просто расстраивают его поступки. Он должен знать, что он все такой же самый-самый для вас, просто немного запутался во взаимоотношениях с окружающим его миром.

Не допускайте такую ошибку, как, отказав сегодня, в следующий раз вы снова сдались и снова купили, что у вас потребовали. Такое ваше непостоянство сбивает ребенка. Он сразу смекнет, стоит немного всплакнуть, и ваша защита опять спала.

Наверное, у вас происходило такое, вы заходите в магазин и ваше чадо начинает стучать ногами, требуя что-то купить. Вы в шоке от такого поведения, вам неловко и в голову не приходит ничего путного. Вы в смущении покупаете, что требуют, лишь бы не кричал и уходите домой, проиграв эту битву. Следует знать, что до таких же истерик, только уже дома совсем не далеко. В такой ситуации лучше постараться внятно объяснить, что общаться с ним вы будете только тогда, когда он успокоится. Знайте, что как бы ребенок себя не вел, ситуацию он все-таки контролирует и смотрит за реакцией взрослых. В конце концов, он поймет, что такое его поведение ничего ему не даст. Истерика проходит быстро, если родители делают вид, что им все равно. Поведение ребенка всегда зависит от взрослых, пример тому – с папой малыш ведет себя хорошо, а с мамой просто невыносим.

Если возникают сложности с отказом своему чаду, то попробуйте хотя бы отсрочить время ответа на его просьбы. Только не стоит это ожидание делать слишком длительным. Он должен научиться понимать, что есть интересы других и с этим надо считаться.

Постоянные капризы вашего ребенка еще не повод опускать руки. Если вовремя обратить внимание на проблему и проложить максимум усилий для ее решения, то все еще можно изменить в лучшую сторону. Главное, запастись терпением и постепенно двигаться к цели. Стимулом для борьбы с избалованностью должно быть ваше общее с ребенком желание добиваться успехов в будущем.

«Как вырастить маленького исследователя» (опыт работы) Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Наиболее эффективными средствами формирования.

Фонограмма для ребёнка Развитие музыкального слуха, чувства ритма, формирование навыков пения- это не только интересный, полезный досуг, но и существенная помощь.

Как вырастить патриотов? «Песни войны» — праздник, посвящённый Дню Победы (фотоотчёт) Для многих 9 мая — День Победы является одним из самых почитаемых праздников. 9 мая все люди вспоминают о той страшной войне и её последствиях.

Как вырастить вкусные арбузы и дыни на своем участке Как вырастить вкусные арбузы и дыни на своем участке На своем участке мы выращиванием огурцы, томаты, перец, картофель, капусту и другие.

Консультация для родителей «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Консультация для родителей. «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили.» Основные принципы общения с ребенком.

Педагогический проект «Как вырастить хлеб» Педагогический проект на тему: «Как вырастить хлеб» Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней Золотые.

Права ребёнка Консультация для воспитателей: «Что нужно знать воспитателю о правах ребенка» Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для.

Танец в жизни ребёнка Танец в жизни ребенка Что же такое по своей сути танец?Может это хаотичные движения под музыку, а может это отстукивание ритмического.

Вырастить лимон — это просто. Мастер-класс Доброго времени суток, друзья — маамовцы!Сегодня я хочу Вам рассказать о том, как можно в домашних условиях, самостоятельно, вырастить.

Эссе «Мир ребёнка» В моей педагогической практике не редко встречаются термины «Мир в ребенке» и «Ребенок в мире». Мы воспитываем в детях любовь, доброту и.

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Kem-vyrastet-izbalovannyj-rebenok-5-pechalnyh-posledstvij/
http://www.happy-giraffe.ru/community/11/forum/post/18210/
http://www.maam.ru/detskijsad/izbalovanye-deti-kak-vyrastit-reb-nka-ne-razbalovav-ego.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector