Как говорить с ребенком, чтобы он вас слышал и слушал. Когда ребенок нуждается в помощи. Как поднять самооценку ребенку и что поможет ее повысить

Содержание

«Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»
методическая разработка по теме

Методические рекомендации для родителей и педагогов: «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе».

Предварительный просмотр:

МАОУ Центр «Семья»

Методические рекомендации для родителей и педагогов

«Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Павленко Наталья Сергеевна

Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уверенным в себе. Уверенное поведение предполагает стремление к достижению высоких результатов в деятельности, настойчивость в достижении целей, благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми и положительное оценивание самого себя, ведь самооценка – это одно из центральных компонентов самосознания личности. Родители часто не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Установка ребенка «Я нужен и любим, и я тоже люблю вас»

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Человек, чья самооценка адекватна (достаточно правильна, близка к объективной), обладает здоровым складом психики и добивается в жизни многих преимуществ. Он реалистично оценивает свои возможности, ставит перед собой цели и добивается их. Такой человек способен трезво относится к критике и умеет правильно оценивать других людей. Это во многом облегчает общение и решение жизненных задач.

Установка ребенка «Я нужен и любим, а вы существуете радименя»

Завышенная самооценка порождает определенные проблемы. Ставя перед собой нереалистичные цели, человек рискует оказаться в проигрыше. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Установка ребенка «Я не нужен и не любим, но я так хочу быть нужными любимым»

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от взрослых подтверждения, что он хороший, что его любят, он может справиться с теми делами, за которые он взялся. Чтобы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

Как поддерживать самооценку ребенка и помочь ему обрести уверенность в себе:

  1. Безусловно принимайте ребенка. Ведь детям необходимо чувствовать нашу любовь без всяких условностей, чувствовать, что его любят просто так, за то, что он есть.
  2. Внимательно слушайте ребенка, вслушиваться в его слова, следить за выражением его лица и положением тела. Так мы получим намного больше информации и лучше поймем проблемы и переживания ребенка.
  3. Проводите больше времени с ребенком (читайте, играйте и др.).
  4. Особое внимание уделите тому, чтобы возлагаемая ответственность вселяла в ребенка уверенность в себе.
  5. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда что – то не получается. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  6. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
  7. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу.
  8. Поощряйте в ребенке инициативу, позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  9. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  10. В общении с ребенком уделять ему внимание, полностью сосредотачиваясь на нем, чтобы он чувствовал себя важным и значимым.
  11. Принимайте индивидуальность ребенка.
  12. Сосредотачивайтесьна сильных, позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки.
  13. Поддерживайте его при неудачах, избегая подчеркивания его промахов.
  14. Демонстрировать оптимизм, любовь и уважение к ребенку.
  15. Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности.

Родителям необходимо научиться поддерживать ребенка, а для этого возможно придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому следует сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении его поведения.

Поддерживать ребенка — значит верить в него!

Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо. Поддержка основана на вере в способности ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых взрослых. Типичными для родителей способами такой поддержки является гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослых, навязывание не реальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Случается, что поведение ребенка не устраивает взрослого. Именно в такие моменты родители и педагоги должны предельно четко показать ребенку, что — «Хотя я не одобряю твоего поведения, я по – прежнему уважаю тебя как личность». Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формирования его уверенности в себе.

Слова и фразы, поддерживающие ребенка:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.
  2. У тебя все получится!
  3. Что ты думаешь по этому поводу?
  4. Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься.
  5. Я горжусь тобой!
  6. Я рад твоей помощи.
  7. Спасибо тебе.
  8. Хорошо, благодарю тебя.
  9. Я рад, что ты в этом участвовал.
  10. Все идет прекрасно!
  11. Здорово, замечательно.
  12. Я верю в тебя!
  13. Даже если что – то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
  14. Все мы люди и все мы совершаем ошибки. В конце концов исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Поведение и действия, поддерживающие ребенка:

  1. Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу.
  2. Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.
  3. Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех.

Слова и фразы, разрушающие веру ребенка в себя:

  1. Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше.
  2. Ты мог бы постараться сделать лучше.
  3. Ты с этим не справишься.
  4. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.
  5. Ты бессовестный!
  6. Ты плохой ребенок!
  7. Ты ничего не понимаешь.
  8. Я тебя больше не люблю.

Взрослым необходимо избегать негативного обсуждения качеств ребенка в присутствии самого ребенка и в присутствии других детей. Важно подчеркивать достоинства ребенка и очень аккуратно, тактично учить ребенка справляться со своими недостатками. «Давай я помогу тебе научиться просить игрушку у детей, а не отбирать ее». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, а даете ему возможность учиться, допускать ошибки и исправлять их. Это очень важно не только для формирования адекватной самооценки и уверенности в себе, но и самостоятельности и ответственности у детей.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Как повысить самооценку ребенка

Прежде всего, необходимо разобраться, действительно ли самооценка ниже необходимого. Понять это легко, если регулярно общаться с ребенком на разные темы, слушать, что он думает о себе и других сверстниках, наблюдать за его манерой общения с окружающими. Чаще всего дети с заниженной самооценкой не умеют заводить новые связи, боятся самостоятельно делать что-либо и уверены, что у них ничего не получится. Чтобы узнать, какова самооценка малыша, достаточно провести простейший тест: на листе бумаги рисуется лестница или 10 ступеней, где наверху дети способные, умелые и умные, а внизу, наоборот, слабые и неспособные. Ребенок должен отметить на этой лестнице себя. Если он окажется внизу, стоит приступить к работе над его самооценкой.

Похвала и поддержка и самостоятельность

Чтобы ребенок был уверенным в себе, его обязательно нужно хвалить. Все победы нужно как-то отмечать в памяти ребенка, хорошим словом или небольшим подарком. В случае неудачи, например плохой оценки в школе, стоит сказать ребенку, что такой результат не очень хороший, но вместо криков и претензий лучше помочь малышу, найти вместе с ним причину неудачи и устранить ее.

Кроме того, ребенок должен всегда чувствовать, что он может обратиться к своим родителям за помощью. Однако здесь важно соблюдать грань: не стоит делать за ребенка то, с чем он может справиться самостоятельно, а помощь нужно оказывать при сомнениях и трудностях. Нужно говорить своему чаду, что он обязательно справится со всеми трудностями, а если и возникнут какие-то преграды, родители всегда поддержат.

Ребенок приобретает уверенность, когда ему дают определенную долю самостоятельности. Уже с раннего возраста необходимо давать возможность принимать решения: выбирать цвет одежды, спортивную секцию, друзей, с которыми приятно общаться. Решение таких небольших проблем делает ребенка более уверенным в себе, он начинает понимать, что может легко выбирать и справляться с трудностями. Важно поддерживать решения ребенка, даже если вы считаете их немного неправильными или поспешными. Ребенок – это взрослый в будущем, и чем раньше он привыкнет к необходимости быть самостоятельным, тем легче ему будет дальше.

Общение с малышом

Родители должны быть друзьями для своего ребенка, добрыми, но строгими и справедливыми. Если был совершен проступок, иногда стоит и наказать, но при этом необходимо объективно оценивать ситуацию: был проступок совершен осознанно или случайно. В первом случае наказание уместно, а во втором будет логичнее объяснить и рассказать, почему не стоит поступать таким образом. Ни в коем случае нельзя говорить, что ребенок – это наказание, с ним очень сложно, и он все время доставляет трудности, создает проблемы. В этом случае малыш решит, что его не любят родители и самооценка, соответственно, упадет. Пусть сын чувствует себя гордостью родителей, ведь и вести он себя будет тогда так, чтобы им могли гордиться.

Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими. Нередко родители говорят: «А вот Маша учится лучше тебя! Саша более воспитанный и скромный!». В этом случае малыш будет постоянно сравнивать себя с окружающими и искать в себе различные недостатки, проблемы. Важнее указывать на улучшения характера или, наоборот, говорить, что прошлогодние успехи были значительнее. Ребенок должен видеть, что стало лучше или хуже именно в нем, а не сравнивать себя с другими.

Изъяны и отличия

Если ребенок имеет внешние или физические недостатки, от которых он чувствует себя плохо или же является насмешкой окружающих, очень важно помочь ему. Зря родители рекомендуют не обращать внимания, для малыша важно, чтобы он не слышал неприятных вещей в свой адрес. Если есть возможность, необходимо ликвидировать проблему. Слабого мальчика нужно записать в спортивную секцию, а полненькую девочку отдать на танцы или гимнастику. Ребенку неважно, что проблемы с кожей лица – это возрастная проблема, ему хочется избавиться от проблемы, а значит, и от насмешек. Поэтому родителям стоит обращаться к специалистам и профессионалам, если действительно есть возможность избавиться от проблемы, в противном же случае, нужно попытаться скрыть недостаток и тогда уже имеет смысл объяснять, что недостаток не важен.

Кроме того, важно постараться, чтобы ребенок не отличался слишком от окружающих. Желание воспитывать детей без компьютера, разумеется, похвальное, но сыну или дочери необходима техника для установления контактов. Играя в одни и те же игры на компьютере, дети имеют больше тем для разговора, больше общих интересов. А если родители беспокоятся о зрении или осанке, нужно ограничить время, так как полный запрет испортит взаимоотношения со сверстниками, превратит малыша в белую ворону.

Повысить самооценку ребенка не так просто, главное правило – любить своих детей, слушать и слышать их. Самооценка детей, которые живут в спокойной семье с дружескими отношениями, помощью и поддержкой, редко бывает заниженной. Так что, любовь, забота, внимание и поддержка – лучшие компоненты воспитания.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/09/kak-povysit-samootsenku-i-pomoch-rebenku-obresti
http://www.7ya.ru/article/Kak-povysit-samoocenku-rebenka-Sovety-psihologa/
http://womaninstinct.ru/deti/934-kak-podnyat-samooczenku-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector