Как научить малыша говорить. Развитие речи в возрасте трех лет: поможем ребенку начать общаться

Содержание

Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?

Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок правильно развивался во всех отношениях, вполне понятно. Каждая мама и папа желают, чтобы их малыш был всесторонне образованным человеком, счастливым и здоровым. В этой ситуации все зависит не только от заложенной в генах человека информации. То, что заложено природой, необходимо постоянно развивать.

Развитие ребенка происходит поэтапно, он учится всему постепенно: говорить, ходить и многому другому. Родители часто обеспокоены, когда малыш развивается несоответственно своему возрасту. С наступлением времени говорить, родители ждут с нетерпением от ребенка связанных фраз и вопросов.

В предыдущем материале вы уже ознакомились со статьей как помочь ребенку 9 лет читать быстро, теперь поговорим про речь трехлетнего малыша.

Обратите внимание! Задержка или нарушение развития речи в этом возрасте могут быть связаны с серьезными нарушениями, которые требуют обращения к специалистам. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.

Родители должны правильно оценивать ситуацию, чтобы помочь малышу. А для этого необходимо знать, что умеют делать дети в определенном возрасте. Мы говорим о детишках трех лет, поэтому рассматриваются умения детей в освоении речи этого возраста.

Успехи детей в речевом развитии в период от 2 до 3 лет

Все детки развиваются по-разному. Одни очень быстро улавливают всю информацию, другим приходится ее переваривать дольше. Но, существуют определенные действия, которые ребенок от 2 до 3 лет в этом возрасте выполняет. Это можно отнести и к развитию речи. К трем годам жизни ребенок:

  1. В возрасте после двух лет дети пытаются строить слова из нескольких слогов, могут повторить за взрослыми словосочетания из двух слов и пытаются самостоятельно построить предложения.
  2. Становится более частым употребление множественного числа, прошедшего времени и местоимений.
  3. Ребенок к 3 годам различает смысл нескольких предлогов, знает свой пол и фамилию с именем.
  4. Достигнув возраста почти трех лет, дети различают основные цвета спектра.
  5. Если дети переживают, они уже могут делиться с родителями.
  6. В это время ребятишки засыпают близких разными вопросами и могут составить предложение из нескольких слов.

Вот такие успехи в развитии речи делают наши маленькие непоседы в 3 года. Любой родитель наблюдает за своим малышом, и сможет оценить уровень его развития. Если наблюдается сильное отставание, это сразу заметно.

Установление эмоциональной связи с ребенком

В рассматриваемом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипящих и «р». Их речь не всегда понимают посторонние люди, но родителям она всегда понятна. На этом этапе развитие речи малыша почти полностью зависит от родителей.

Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он слушал маму или папу, понимал, о чем они говорят.

Не стоит засорять свою речь. Это разные ругательные и грубые слова, слова- паразиты, уменьшительные названия. Дети очень быстро их улавливают и запоминают. Впоследствии их трудно будет отучить.

[stextbox id=»alert»]Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо больше общаться с ним, проводить время в занятиях и играх.[/stextbox]

Определенными действиями, направленными на развитие речи ребенка, можно добиться хороших результатов.

Трехлетнего малыша уже можно знакомить с понятием «время». А с 4-х лет учить определять его. Как научить ребенка понимать время по часам — читайте в нашем следующем материале.

Если вы заметили ошибки в речи малыша, следует постараться исправить их как можно скорее. Читайте далее — «Как научить ребенка правильно ставить ударения«.

Важные советы по развитию речи

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Как заниматься с ребенком

Для лучшего понимания речи

  1. Читать детям сказки, объясняя, какие действия там происходят. После этого задавать вопросы и слушать ответы детей.
  2. Предлагать рассматривать малышам картинки с разными сюжетами. Отвечать при этом на вопросы, если они возникают.
  3. Играть в игрушки, совершать с ними действия, при этом называя их. Например: машинка едет, кукла спит.
  4. Необходимо поручить ребенку совершить определенные действия.

Для развития правильной интонации:

  1. Повторять вместе с детьми слова и предложения.
  2. Научить ребенка различать вопросительную и восклицательную интонации.
  3. Просить малыша повторять слова за вами с разной громкостью и скоростью.
  4. Вовлекать ребенка в развивающие игры для детей разных возрастов, чаще давать ему возможность общаться.

Как научить детей правильно произносить слова:

  1. Необходимо задавать ребенку разные вопросы и просить отвечать на них. В этой игре и сами отвечайте на вопросы детей, правильно проговаривая ответы.
  2. Читая стихи, можно просить малышей заканчивать фразу, договаривая слова.
  3. Устраивать театр. Показывать детям разные представления, при этом обращая внимания на произношение слов.

При помощи игр и других занятий вы поможете детям познать окружающий мир, а также познакомите с множеством предметов и их назначением.

Развиваем правильную речь: как быстро научить ребенка говорить букву «р»? Видео — упражнения.

После того, как навык разговорной речи в достаточной мере освоен, можно переходить к тренировке чтения и письма. Как научить ребенка правильно писать без ошибок подробно рассказывается в одном из наших следующих материалов.

Для мам, которые любят вязать, мы добавили на сайт новый материал — как связать жилетку ребенку 1 год.

Видео о том, как правильно учить разговаривать

Проблемы с пищеварением у детей встречаются не так редко. По вашей просьбе на сайте размещена статья — жидкий стул у ребенка 2 года лечение.

Еще одна новая статья будет полезна родителям очень подвижных малышей — Как выбрать самокат для ребенка 2 лет.

Как учить ребенка разговаривать в 1 год: важные советы для родителей

В вашей семье появился малыш. Он каждый день радует вас своими маленькими успехами, делает неуверенные шаги и уже не за горами его первый серьёзный праздник. Время идёт и в жизни каждого родителя наступает момент, когда он задумывается: как научить годовалого ребёнка разговаривать? Может быть лучше набраться терпения и просто подождать, пока малыш заговорит сам, или приложить некоторые усилия и помочь ребёнку произнести его первые слова?

Особенности обучение речи – базовые понятия

Речь — это средство общения людей друг с другом, поэтому правильная речь — это необходимое условие для гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из предпосылок для формирования речи является эмоциональное общение между взрослым и малышом. На этом этапе важная роль отводится слуху и зрению.

Вопрос: как научить ребенка разговаривать, больше всех должен волновать заботливых родителей. Сначала младенец учится слушать голоса и окружающие его звуки. Чуть позже 2 месячный кроха начинает узнавать звук голоса своих родителей. В этом возрасте ребёнок общается с окружающим миром по средствам крика. Это его первая голосовая реакция. Поэтому каждая внимательная мама может понять, что именно беспокоит её малыша, лишь только услышав его крик. В это же время активно развивается и зрение младенца. Он начинает поворачивать головку на звук голоса и, концентрируя своё внимание, прислушивается к словам, которые произносят его родители.

В возрасте трёх-четырёх месяцев ребёнок начинает произносить гласные звуки, а это означает, что он вступил в стадию гуления. Он может долго нараспев или наоборот кратко произносить гласные. Но делает это малыш пока неосознанно, он как бы «тестирует» свой голосовой аппарат, подготавливая его к новым, более сложным звукам.

Ближе к шести месяцам ребенок начинает лепетать, добавляя к гласным новые согласные звуки, повторяя, получившиеся слоги, по несколько раз подряд.

Когда начинать учить ребенка говорить?

К возрасту 9 месяцев малыш способен произносить некоторые простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов (папа, мама, баба), только ребёнок всё ещё не осознаёт их значения. Это период когда можно начинать учить малыша разговаривать новым простым звукосочетаниям.

К году в словарном запасе ребёнка примерно 10 — 12 слов, которые он произносит осознанно. В этот период его словарь увеличивается с огромной скоростью. Ребёнок пытается называть окружающие его предметы, но выходит это у него по-своему, потому что его артикуляционный аппарат ещё не готов к сложным звукосочетаниям.

Именно теперь и наступает время, когда нужно начинать активно учить ребенка говорить – произносить новые звуки, слова и словосочетания.

С 1,5 до 3 лет количество усвоенных слов серьёзно увеличивается. В активном словаре у разных детей их может быть от 20 до 100, а в общем словарном запасе уже около 200 слов.

Как помочь ребёнку начать разговаривать— общение, стихи, моторика

Существует несколько простых способов, чтобы помочь маленькому человеку в процессе обучения речи, а использование этих методов в совокупности, ускорит процесс появления первых слов малыша.

Общаемся с годовалым ребёнком всегда и везде!

Как же учить малыша говорить в годик? Начинать разговаривать с ребенком можно и нужно ещё до его появления на свет. Можно рассказать ему о том, что происходит вокруг вас, спеть ему колыбельную или прочитать сказку. Ведь давным-давно доказано, что уже во втором триместре беременности малыш реагирует на звук и свет, поступающие из внешнего мира.

После рождения ребёнка не стоит забывать об этой хорошей привычке. Продолжайте рассказывать ему обо всём, что видите сами, когда дома делаете повседневные дела (дай ручку, это ложка, садись на стул, будем кушать), гуляете на улице (это цветок, машина поехала, кошка идёт, солнышко светит), рассматриваете картинки в книжках или купаетесь в ванной.

Совет! Если карапуз, молча тянется за каким-то предметом, то попросите его произнести слово «Дай». Когда он протягивает вам свою игрушку, напомните ему, что надо сказать слово «На». Важно научить ребенка не только разговаривать «Мама» или «Папа», но также здороваться, прощаться, особенно когда к Вам придут гости.

Не забывайте, что приучать кроху надо постепенно, начиная с самого простого. Итак, рассмотрим с каких слов начинать учить ребенка говорить:

  • Сначала ребёнок пытается подражать речи, так появляются слова-звукоподражания (му-му — корова мычит, ту-ту — паровозик гудит, а-а-а — девочка плачет). Затем постепенно происходит усваивание правильной нормы произношения слов.
  • Когда малыш усвоит существительные, добавляйте к его речи глаголы (мячик катится, собака бежит) и прилагательные (катится зелёный мячик, бежит большая собака). На игрушках можно показать, что означает низко и высоко, близко и далеко, быстро и медленно.
  • Не стоит говорить с ребёнком на «детском языке», искажая слова. Не повторяйте его неверное произношение, потому что малыш берёт с вас пример, а вашу речь — за образец.

Читаем стихи и сказки годовалым детям!

Научно доказано, что если читать ребёнку ежедневно по несколько раз в день стихи, скороговорки, потешки, песенки или сказки, то словарный запас у этих детей намного больше, чем у их ровесников, которым читают книги время от времени.

Любое стихотворение имеет свой ритмический рисунок, а ребёнок в этом возрасте, прежде всего, реагирует на ритм, а не на интонацию. Ритм стихотворения поможет в правильном усвоении слоговой структуры слова.
Кроме того, с помощью книг можно легко и просто научить ребёнка разговаривать чему-нибудь новому, например, называть части тела, животных, предметы, а чуть позже различать цвета и формы.

Развиваем моторику и тренируем пальчики!

В нашем мозге центр речи и двигательный центр, отвечающий за движение пальцев рук, расположены близко друг от друга. Поэтому, выполняя задания по развитию мелкой моторики, вы влияете и на развитие разговорной речи.

Таких занятий можно придумать множество — это завязывание и развязывание шнурков, застёгивание пуговиц, игры с разнофактурными игрушками, собирание пазлов и мозаик, лепка пластилином и рисование пальчиковыми красками. Эти занятия будут не только полезны, но и интересны ребёнку, который стремится научиться разговаривать.

Сокращаем использование пустышки до минимума!

Постоянное использование пустышек может быть причиной формирования неправильного прикуса и, как следствие, появлением проблем с артикуляцией и неправильным произношением звуков. Поэтому постарайтесь, чтобы годовалый ребёнок сосал пустышку, как можно меньше времени.

Но может быть и такое, что все приложенные вами усилия не увенчались успехом и малыш продолжаем упорно молчать, не реагируя на все ваши старания. Он так и не заговорил к двухлетнему возрасту, а в три года общается с ровесниками, используя простые и короткие фразы.

Смотреть видео по теме публикации

Какие проблемы с развитием речи могут возникать у ребенка после года?

  1. Малыш, произнося слово, подражает его слоговой структуре, беря её за образец. Поэтому одной из проблем может стать неправильное формирование слоговой структуры слова, которое проявляется в виде нарушения количества слогов — пропусков («пувица» вместо «пуговица») или добавления лишних («тарава» вместо «трава»), изменения последовательности («гебемот» вместо «бегемот») и так далее.
    На этапе раннего развития — это считается нормальным, но если такая форма слова фиксируется в речи, не переходя со временем к правильному названию предметов, то лучше обратиться за помощью к логопеду.
  2. Ещё одной возможной проблемой является устойчивое неправильное называние слов, когда ребёнок в 1 год не улавливает звуковой разницы между ними. Это не страшно и впоследствии кроха, скорее всего, начнёт понимать разницу в звуках и исправится. Но бывают и такие случаи, что малыш фонетически не различает звуки, поэтому и происходит замена одного на другой, похожий на него звук. В этом случае, кроме помощи логопеда, будем не лишним проверить слух ребёнка.
  3. Одной из наиболее часто встречающихся проблем является неправильное произношение отдельных звуков. Ребёнок может учиться разговаривать искажённо, произносить один звук или несколько звуков из разных групп. Чаще всего затруднения в произношении возникают в группе свистящих звуков «с», «з», шипящих звуков «ш», «ж» и сонорных звуков «л», «р», а также в их мягких вариантах.
    Ошибки в произношении могут быть вызваны неправильной артикуляцией при произнесении звуков, неточным восприятием слышимой речи или неумением анализировать звуки родного языка.

Очень важно не упустить этот этап развития годовалого малыша, вовремя заметить возникшие у него речевые проблемы и обратиться за помощью к специалисту. Ведь если своевременно не начать работать над недостатками ребенка и правильно учить его разговаривать, то такое произношение может зафиксироваться и исправить его будет намного сложнее!

Как научить ребенка разговаривать? Упражнения для развития речи у детей

Пустить формирование речи на самотек или не ожидать, когда ребёнок начнёт говорит? В этой статье мы расскажем о том, как можно мотивировать ребёнка к общению и научить разговаривать.

Этапы речевого развития ребёнка

Развитие речи малыша начинается со дня его рождения. Первый год жизни – время, когда происходит формирование центров мозга, ответственных за речь. К трем годам эти участки уже сформированы, потому так важно не упускать время и развивать ребенка.

В формировании речи у детей наблюдается несколько этапов:

Вначале ребенок кричит, проявляя свою первую голосовую реакцию, с течением времени интонация может меняться. Когда носите ребенка на руках, чаще с ним разговаривайте: поясняйте, что перед ним находится, пойте колыбельные, рассказывайте сказки. Очень важно, чтобы он слышал речь, улавливал её мелодику и темп.

Примерно в 3 месяца начинается период «гуления»: малыш тянет звуки «а-а-а» и «у-у-у». В этот период важно побуждать младенца к общению.

В 4-5 месяцев можно отметить лепет, в котором звуки сочетаются, порой самым причудливым образом. В это время важно, чтобы малыш слушал сказки, классическую музыку, пение птиц и др.

Примерно в 6 месяцев малыш начинает подражать интонациям мамы.

В 7-8 месяцев приходит понимание речи близких, когда малыш соотносит слова и предметы. Ребёнок начнёт говорить, когда в пассивном словаре появится достаточное количество слов для воспроизведения.

К 12 месяцам обычно в активе около десятка слов. Чуть позднее малыш начинает говорить предложениями из подлежащего и сказуемого, к примеру, «ма ди» (мама, подойди), «па де» (где папа?).

После 18 месяцев он использует в своей речи окончания и падежи, произносит более 40 слов, продолжает подражание речи взрослых, его мимика и жесты становятся богаче.

В 24 месяца словарь расширяется примерно до 100-300 слов, при этом ребёнок называет себя по имени, в третьем лице.

Видео как научить ребенка разговаривать

Развитие моторики ребенка и речь

Российские ученые утверждают, что кисть является органом речи. Для стимуляции развития артикуляционного аппарата педиатры советуют, начиная с двухмесячного возраста, каждый день тщательно массажировать пальчики малышу по 2-3 минуты, улыбаясь ему при этом.

Подросшему ребёнку в развитии мелкой моторики помогут лепка из солёного теста, рисование пальчиковыми красками, «Сорока-ворона», «Ладушки», перебирание круп и макарон, надевание бусин на нитку, сбор пирамидки и пр. Хороший эффект наблюдается и от игр с пупырчатым мячом, предложите осязать различные типы поверхностей – шелковую ткань, колючий ёжик, мягкий зайка, деревянный кубик и т. д.

Как помочь ребенку рано начать разговаривать?

В помощь родителям российские логопеды и неврологи разработали несколько простых рекомендаций:

  • Когда носите ребенка на руках, чаще с ним разговаривайте: поясняйте, что перед ним находится, пойте, очень важно, чтобы он слышал речь, улавливал её мелодику и темп.
  • Говорите много, чётко, короткими фразами, в разных интонациях, комментируя всё происходящее вокруг и всё, что вы делаете вместе с ребёнком. Так он будет узнавать имена людей, названия предметов и действий.
  • Рассказывайте сказки, стихи, потешки, пойте песенки, обогащая словарный запас вашего чада.
  • Помните, включив на планшете аудиосказки или мультик по ТВ, вы не замените в полной мере полноценное общение.
  • Рассматривайте фото и картинки в детских книжках и журналах, чаще употребляйте прилагательные и глаголы в речи. Занятия должны проводиться систематически.
  • В общении с младенцем нужно произносить слова с чёткой артикуляцией, это поможет ребёнку осознать, как происходит звукоизвлечение.
  • Не упрощайте названия действий и предметов до «мяу» и «гав», малыш, подражая, будет долго называть кошку и собаку именно так.
  • Хвалите за речевую активность. Положительное подкрепление деятельности окажет большую помощь в развитии.
  • Если закралось сомнение о том, что развитие не соответствует нормам ВОЗ, рекомендуется обратиться к специалисту, который развеет подозрения и составит программу коррекции при необходимости.

Занимайтесь с ребёнком с удовольствием, пусть каждая минута общения будет в радость!

Источники:

http://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/kak-nauchit-rebenka-razgovarivat-v-3-goda.html
http://razvitie-baby.ru/razvitie/kak-nauchit-godovalogo-rebenka-razgovarivat/
http://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/kak-nauchit-rebenka-razgovarivat

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector