Как научить ребенка красиво писать: хитрости домашнего обучения. Развитая мелкая моторика. Секреты красивого почерка: проблемы и способы их решения

Содержание

Как научить ребенка красиво писать: хитрости домашнего обучения

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»

Глядя в тетради своего ребенка школьника, каждая вторая мама задается вопросом «Как научить ребенка писать красиво?» И что мы вообще подразумеваем под красивым почерком, нужен ли он вообще? Нужно ли учить писать дошкольника, чтобы в школе у него сформировался красивый почерк?

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой плохого почерка у детей. Тенденция такова: пишут от руки сегодня все реже. Рефераты и доклады, набранные на компьютере в школе, конспекты на печатной основе в институте, SMS-ки вместо писем в конвертах, электронные открытки вместо традиционных поздравлений на бумаге…Но! Уроки письма еще никто не отменял! Страдания первоклашек, склонивших головы над прописями, знакомы каждому родителю. Постараемся разобраться, как помочь школьникам и научить детей писать красиво, грамотно и аккуратно.

Почему ребенок испытывает сложности при обучении письму

Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем научить его читать. Это факт! Для начала, давайте разберемся, что вызывает наибольшие затруднения при обучении письму:

  • Вынужденная поза;
  • Нагрузка на руку;
  • Нагрузка на глаза;
  • Новые требования.

Ребенку долгое время приходится сохранять одну и ту же позу (сидеть за партой, нельзя встать, повернуться), смотреть в одном направлении и при этом постоянно напрягать мозг. Ему непривычна та деятельность, которую он осваивает (письмо), он должен постоянно контролировать свои действия, которые еще не доведены до автоматизма.

Нужно ли учить ребенка писать до школы

Большинство психологов отмечают пользу раннего развития ребенка, но с одной существенной оговоркой. «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А все, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».

Вопрос об обучении ребенка письму дома до школы щекотливый. Во-первых, далеко не каждый родитель может похвастаться собственным красивым почерком и знаниями каллиграфии. Поэтому, показать достойный пример, как нужно писать правильно и красиво, скорее всего не сможет. Во-вторых, замечено, что у детей, обучившихся в раннем возрасте письму, быстро портится почерк. Это происходит потому, что рука еще не окрепла.

Научить ребенка писать легко, сделать это можно и в четыре, и в пять лет. НО! Чтобы почерк был красивым, нужно долго и упорно отрабатывать навык, а для малышей это непосильная задача чисто в физическом плане. Как правило, выучив, как писать буквы, ребенок начинает пользоваться этим умением по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс родители уже не смогут. Получится, что малыш начнет писать что попало и как попало, как ему будет удобнее и на что у него хватит сил. Почерк начнет портиться и в таком виде закрепится как навык.

Дорогие родители, не торопитесь учить ребенка писать до школы! Пусть это сделают педагоги. Поверьте, еще никто не закончил школу, не умея писать. Всему свое время!

Советы родителям

1. Обратите внимание на рабочее место ребенка. Отрегулируйте высоту стола и стула. Ребенок не должен тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что стол находится чуть ли не на уровне коленок. Стул не должен скрипеть и шататься – это нервирует и отвлекает. Лучше, если он будет не на колесиках (или фиксируйте их, чтобы не ехали). На рабочем месте должен быть порядок: никаких отвлекающих внимание игрушек, лишних предметов. Свет должен падать слева (для правшей) и справа (для левшей). Рекомендуется включать не только настольную лампу, но и верхний свет.

2. Правильно подберите ручку. Она не должна гнуться, быть слишком толстой или наоборот тонкой для пальчиков ребенка. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, кнопок, которые будут отвлекать (на кнопочку так хочется лишний раз нажать). Стержень должен быть средней толщины, чернила не должны размазываться. Лучше иметь несколько ручек, т.к. они имеют «привычку» теряться в самый неподходящий момент.

Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку: тремя пальцами – большим, указательным и средним, не ниже, чем за 1,5–2см до носика стержня (можно чем-нибудь наметить этот уровень, чтобы ребенок не забывал). Если держать ручку слишком низко, не видно, что пишешь, сложно контролировать соединения между буквами, высоту строки и пр. В продаже появились специальные насадки, которые подходят на самую обычную стандартную ручку. Они выполнены в виде забавных зверушек и подсказывают малышам, куда ставить пальчики.

Некоторые дети сильно зажимают ручку (даже пальцы белеют) или при письме сильно надавливают на стержень. Рука быстро устает, ребенку сложно писать плавно. Объясните (и покажите), что пальцы должны быть слегка вытянуты, указательный не должен прогибаться. Не нужно сильно напрягать кисть и пальцы! Для того, чтобы потренировать мышцы, нужно почаще писать на вертикальной плоскости (мелом на доске, имитировать письмо в воздухе). Локоть должен быть расслаблен, а вот мышцы плеча нужно заставлять работать.

3. Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.

4. Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетрадей. Можно попросить учителя составить Памятку, где будет четко расписано, сколько клеточек/строчек отступать, как записывать число, как оформлять те или иные задания.

Какие задания предложить детям, чтобы научить их писать красиво, грамотно и разборчиво?

Хорошо помогают развить мелкую моторику и зрительно-моторную координацию следующие занятия:

  • раскрашивание рисунков с мелкими деталями;
  • обводка по точкам, штриховка, дорисовывание симметричных и недостающих элементов;
  • лепка из пластилина, глины, мастики, соленого теста;
  • плетение из бисера, нанизывание бусин на шнур;
  • вышивка;
  • работа с мелкими деталями конструктора (например, «Лего»);
  • собирание конструкций из спичек, мозаик, пазлов;
  • макраме;
  • вырезание ножницами;
  • отрывная аппликация;
  • оригами и др. виды конструирования и моделирования.

Этот список можно продолжить. Подойдет любое увлечение, где требуется выполнять точные движения пальцами. Важно, чтобы занятие доставляло радость ребенку – это гарантия того, что оно будет выполняться качественно, с желанием и продолжительное время.

Прямая дорога – не самая короткая, идите в обход

  • Не заставляйте ребенка писать больше, чем задано учителем.
  • Учитывайте физиологические особенности ребенка. Фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Рука быстро устает, нуждается в частом отдыхе. Делайте перерывы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки.
  • Будьте хитрее, придумывайте новые мотиваторы.
  • Не ругайте, побольше хвалите за самые, казалось бы, незначительные победы. Выберете самую красивую букву из всех написанных и похвалите за нее.
  • Используйте игры.

Играем в «директора». Нарежьте небольших бумажек или возьмите стопку стикеров. Предложите ребенку наперегонки с вами поставить свою подпись (имя, можно имя и фамилию) на каждом листочке. Сделайте акцент на том, что подпись «директора» должна быть разборчива. Важно! Использовать шариковую ручку, а не карандаш или фломастер, где не требуется такого нажима, как при письме обычной ручкой. Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует.

Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь (как и навык езды на велосипеде, плавание). Естественно, за «ненадобностью» навык притупляется (например, если мы печатаем на клавиатуре, наш почерк становится хуже), но после незначительной по времени тренировке он возобновляется. Даже у взрослого человека есть шанс улучшить почерк (при желании, конечно). Покажите своему ребенку пример! Учиться писать в прописях можно вместе! Купите лишний комплект – и впред! Если добиться идеального почерка не удастся – не расстраивайтесь. Главное, чтобы он был разборчивым.

Уважаемые читатели! Есть ли у вашего ребенка проблемы с почерком? Как вы учите ребенка писать красиво? Важен ли почерк вообще или не стоит обращать на его «красивость» особого внимания? Ждем ваших рассуждений в комментариях.

Основные способы обучения ребенка красивому письму

Многие родители младших школьников сталкиваются с тем, что ребенку трудно быстро и красиво выводить буквы, цифры. Это приводит к тому, что почерк ребенка становится неаккуратным и трудно читаемым даже для самого малыша. А это ведет к регулярным ошибкам. И перед родителями встает вполне резонный вопрос, как научить ребенка красиво писать. Детский несформировавшийся почерк, дрожащий и неровный, который у взрослого назвали бы «корявым», требует постоянной тренировки. Научиться ровно и аккуратной писать — достаточно сложная задача даже для младших школьников, уже работающих с текстами, не говоря уже о ребятах помладше. Обучение для них, конечно же, должно вестись в игровой формы — и хотя буквы требуют определенной усидчивости, лучше превратить все уроки каллиграфии в своеобразную игру, к которой подключатся и родители.

Становление детского почерка

В детстве малыши еще не умеют обращаться с ручкой или карандашом, держат их неуверенно и зачастую неправильно, из-за чего линии выходят кривыми, а буквы — неровными. Страдают так же и пропорции — зачастую у младших школьников в тетрадях слова оказываются разного размера, нарушают установленные границы строчек и полей и выглядят весьма неопрятно.

Началом занятий по «воспитанию» почерка являются два основных момента, которые прежде всего нужно объяснить ребенку:

  1. малыш должен научиться правильно держать ручку и карандаш: при этом важно помнить, что идеальный и действительно правильный вариант для ребенка должен быть удобным — нельзя разрешать писать, зажав ручку в кулаке, располагать пальцы произвольным способом, а нужно требовать привильное положения пальцев на ней (как на первом фото) — это положение позволит в дальнейшем увеличить скорость письма;
  2. пропорции и размеры, которыми должны отличаться буквы, также стоит объяснить заранее: обучение этому можно проводить на основе рисования, разбираясь с тем, что любые фигуры могут быть разных и одинаковых размеров.

Работа с геометрическими фигурами

Избавиться от неровности линий и неуверенности движений можно с помощью простого рисования. Для этого даже не обязательно требовать от малыша каких-то сложных картин, достаточно лишь простой работы с геометрическими фигурами. Так, например, ребенок может сначала обводить, а потом и пытаться рисовать самостоятельно круги, квадраты и разные треугольники. Чтобы подобные занятия не казались скучными, можно складывать из геометрических фигур разные рисунки или же просить ребенка придумать какие-то композиции из них — снеговика из кругов, домик из квадрата и треугольника, новогоднюю елку из треугольников с круглыми шарами-украшениями.

Именно при работе с правильными геометрическими фигурами ребенок научится держать ровную линию и даже соблюдать установленные пропорции (например, рисовать одинакового размера треугольники). Подобное упражнение будет полезно как для еще совсем маленьких ребят, так и уже для младших школьников, для которых важна постоянная тренировка почерка.

Стандартные прописи

Обычно обучение письму начинается со стандартных детских прописей, которые нельзя игнорировать. Именно они являются основой детской каллиграфии, позволяют познакомиться с буквами и возможностями их написания, а также объясняют особенности написания разных букв и целых слов.

Обычно прописи покупают только для младших школьников, но существует достаточное количество простых специализированных тетрадей, которые можно приобрести еще до первого класса. Зачастую в них содержится не только повторяющиеся строки, где нужно обводить и писать буквы самостоятельно, но и интересные задания, иллюстрации и интересная для ребенка информация, позволяющая лучше запомнить алфавит или интересные факты из разных сфер: мира животных, детских сказок и прочего.

Подбирать прописи лучше вместе с ребенком, чтобы он сам выбрал привлекательную для него тетрадь и в последующем обучение по ней приносило удовольствие.

Работа с большими текстами

После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.

У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро появляются первые изложения и диктанты, но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.

Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.

Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей. Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата. Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов — малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.

Уроки каллиграфии

Конечно, стандартное обучение каллиграфии, свойственное для взрослых, детям не под силу — работа с перьями или перьевыми ручками, чернилами и гуашью окажется лишь пустой тратой времени, и никак не повлияет на красоту детского почерка. К тому же, после долгой работы с прописями (являющимися заменой настоящей каллиграфии) ребенку уже вряд ли будет интересно аккуратно выводить одни и те же буквы.

Но можно преобразовать обучение, привлекая, например, все тех же младших школьников к созданию интересных и необычных букв. Так, буквы могут быть самых разных форм и размеров, раскрашенные в разные цвета, с рисунками и узорами. Можно рисовать большие буквы на бумаге, вырезать их и делать гирлянды, можно создавать необычные плакаты, а можно интересным образом подписывать открытки родственникам и друзьям.

Подобное обучение дает возможность не только регулярно выводить одни и те же буквы и тренировать их написание, но и включать фантазию, чтобы красочно их оформить, а после еще вырезать и закрепить необходимым образом.

Основные правила обучения письму

Как в обучение младших школьников, так и в воспитании еще совсем малышей важно придерживаться нескольких основных правил, которые позволят стимулировать интерес детей к тренировке красивого почерка:

  • все занятия должны происходить в игровом формате, даже одинаковые буквы и тренировку их написания можно превратить во что-то необычное и интересное, попросив малыша их оформить и разрисовать;
  • стимулировать интерес ребенка к тренировке красивого почерка можно на основе примера красивого взрослого почерка — обычно дети ориентируются именно на почерк родителей, который им кажется красивым и сложным для повторения;
  • важна регулярность занятий, которая позволит «набить» руку и даст возможность детским рукам запомнить написание всех букв;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка в случае, если какие-то элементы букв или слов не поддаются написанию и выглядят по-детски неаккуратными, со временем почерк обязательно стабилизируется;
  • несмотря на предыдущую рекомендацию, важно и не позволять «отлынивать» от занятий каллиграфией, поскольку именно их постоянство гарантирует развитие действительно аккуратного почерка, кроме того, подобная работа положительно сказывается на детской усидчивости.

Вообще, научить ребенка красиво писать не так уж сложно, важно стимулировать его интерес к этому процессу и не забывать о регулярных занятий. С возрастом детская неровность и неаккуратность пройдет, и написанные тексты будут казаться более аккуратными.

Как научить ребенка писать красиво и грамотно: все способы и хитрости

Расскажем о трех «китах» красивого письма – почерку, грамотности и аккуратности, а также поделимся советами, как научить первоклашку соблюдать эти правила, и как выявить дисграфию, если у малыша действительно ничего не получается.

С поступлением детей на обучение в школу и первыми сложностями у многих ответственных родителей возникает вопрос: как научить ребенка красиво писать, ведь 1 класс — основное период, когда закладывается красивый почерк и формируется элементарная грамотность. Сегодня мы постарались ответить на этот вопрос, приведя все известные мамам способы и лайфхаки.

Формируем красивый почерк

На почерк имеют влияние несколько основных факторов, каждый из которых достоин родительского внимания.

Общее развитие мелкой моторики

Иногда детишкам бывает тяжело держать ручку и выполнять мелкие действия ей из-за того, что мелкая моторика ручек в принципе не развита. Повлиять на это можно различными упражнениями, например:

  • Лепка из пластилина или глины (причем, чем мельче детали — тем лучше);
  • Раскрашивание (по тому же принципу);
  • Вырезание и оригами;
  • Плетение из бисера;
  • Мелкие игрушки вроде конструктора «Лего»;
  • И даже банальное перебирание круп.

Условия письма

Ни для кого не секрет, что на качество почерка напрямую влияет то, в каком положении сидит пишущий: спина должна быть обязательно прямой, а ноги должны иметь точку опоры. Не менее важна и рабочая поверхность для упражнений. Организуй ребенку максимально удобное рабочее место, выбрав парту и стул подходящего размера, а также следи за осанкой малыша.

Ручка для письма

Стоит отдать предпочтение шариковой ручке — пока первоклашка еще не научился бегло и аккуратно писать, это избавит тетради от бесконечных клякс и лишней грязи.

Позаботься о том, чтобы приспособление писало легко — без особых усилий — и достаточно тонко. Хорошо, если приспособление будет иметь специальную резиновую накладку на месте ее захвата пальцами. Так она не будет скользить, и ребенку не придется отвлекаться и тратить дополнительные усилия, чтобы удерживать ее.

Однако лучше купить сразу несколько разных пишущих приспособлений и дать первоклашке самому определиться, какой ручкой ему удобнее писать.

Захват ручки

Необходимо с самого начала объяснить малышу, что в правильном положении для письма ручка должна лежать на боковой части среднего пальчика. Это — наиболее распространенная трудность у детей. Какие действия можно предпринять в этом случае?

Можно отметить смывающимся фломастером точку прикосновения, на которой должна лежать ручка во время написания.

Можно использовать более хитрый способ: сложить небольшой листик бумаги и попросить малыша держать его двумя оставшимися пальцами — безымянным и мизинцем — во время письма.

Еще можно попробовать зафиксировать ручку в детской руке при помощи обычной резинки, а для самых продвинутых родителей придумали ручку-самоучку, которая помогает ребенку обрести красивый почерк.

Тренажер для письма Уник-ум Ручка-самоучка АБ-4851 6+

Тренажер для письма Уник-ум Ручка-самоучка АВ-4783 для правшей 3+

Регулярная практика

Ничто из вышеперечисленных советов не даст результата, если не прилагать усилия во время ежедневных тренировок. Для первоклашек следует купить специальные прописи, а дети постарше — 2–4 класса — могут просто переписывать легкие тексты из книг ради тренировки.

Следует изначально объяснить малышу, насколько важно иметь хороший почерк и почему. Приведи пример, что если он напишет слово неразборчиво во время контрольного диктанта, учитель может посчитать, что там есть ошибка, и снизить оценку лишь из-за корявого почерка.

Физические силы

Первоклашке очень трудно быть усидчивым на протяжении долгого времени. Многие ребятишки жалуются, что от долгого письма у них начинает болеть рука, и они устают. Если ты оказалась с ребенком в такой ситуации, предложи сделать пятиминутный перерыв и провести разминку для рук. Можно организовать ее в настоящей игровой форме или в форме считалочки, а можно просто хорошенько размять кисти и уделить внимание каждому пальчику. И, конечно же, не стоит перегружать малыша и заставлять сидеть его часами за партой.

Формируем грамотность

К счастью или сожалению, именно в начальных классах грамотность детского письма напрямую зависит от семьи, и совсем мало на нее может повлиять школа. Так как же научить ребенка писать красиво и грамотно?

В первую очередь необходимо развивать грамотность в семье, ведь если чадо всю жизнь от рождения слышало не правильное «класть», а простонародное «ложить» — школа тут вряд ли поможет.

Если ты слышишь в разговоре или видишь в тетради ошибки у своего малыша — обязательно исправляй их, а заодно старайся объяснить ему доступным языком, почему пишется или говорится именно так, а не иначе.

Второй момент, безусловно влияющий на грамотность письма — чтение. Как стилист формирует «насмотренность», глядя тысячи модных показов, так и первоклашка формирует грамотность, читая новые и новые книги. В этом моменте именно ты можешь повлиять напрямую на свое чадо, заставив его читать больше разной литературы.

Обогащая словарных запас малыша самыми различными способами — читайте вместе объявления и вывески, разбирайте труднопроизносимые слова в повседневной речи.

Как научить ребенка красиво и аккуратно писать?

Аккуратность — также важная часть письма наряду с почерком и грамотностью. Ни учителю, ни самому первоклашке не будет приятно брать в руки тетрадь с «мазней» и кривыми буквами, пляшущими в разные стороны.

Избежать клякс поможет правильно выбранная ручка, о которой говорится выше.

Также следует уделять внимание правильному наклону букв при обучении первоклассника письму и не менее важно соблюдать, чтобы все они были одинаковыми по размеру. Для этого можно воспользоваться специальными тетрадями для начальной школы с расчерченными диагональными наклонными, а также можно самой с помощью простого карандаша провести диагональные линии желаемого наклона и прямые линии, помогающими добиться одинаковой величины буковок.

Ради удобства малыша, стоит также проследить, чтобы тетрадь всегда лежала под нужным наклоном.

Как выявить дисграфию

Иногда некоторые мамочки и учителя думают, что ученик просто ленив и рассеян, однако не всегда это так. Если первоклассник при письме пропускает одни и те же буквы в словах или дописывает лишние, меняет местами слоги или вставляет ненужные окончания, не дописывает слова и не понимает, как делать перенос и где заканчивается предложение, стоит обеспокоиться и обратиться к специалисту.

Источники:

http://rastishka.by/articles/uchimsya-pisat-krasivo/
http://myintelligentkids.com/osnovnye-sposoby-obucheniya-rebenka-krasivomu-pismu
http://lisa.ru/moy-rebenok/525562-kak-nauchit-rebenka-pisat-krasivo-i-gramotno-vse-sposoby-i-hitrosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector