Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное. Как научить ребенка запоминать буквы и читать слова и предложения целиком

Содержание

Как научить ребёнка читать и понимать текст: 10 эффективных советов

Нередко педагоги начальных классов встречаются с тем, что ребёнок читает очень хорошо для своего возраста: уверенно, грамотно, выразительно, быстро, — но при этом практически, а то и совершенно не понимает, что прочитал.

Такие случаи свидетельствуют: не все родители в полной мере осознают, что чтение — это не просто механическое преобразование увиденных букв в произносимые звуки. Чтение — это способность принимать, обрабатывать, сохранять и воспроизводить информацию, предоставленную в письменном/печатном виде.

  • Как научить ребёнка понимать текст?
  • Как развивать не только техническую, но и смысловую составляющую чтения?

Совет 1. Не форсируйте события

Всему своё время! Учить чтению ребёнка, который к этому занятию не готов ни физиологически, ни психологически, — занятие неблагодарное и бесполезное. Понять, что время «Ч» настало, поможет небольшой тест-опросник. Научить читать в 3 года можно, но нужно ли? А вот в возрасте 6–7 лет уже стоит уделить этому вопросу больше внимания. И если ближе к школе малыш всё ещё не изъявляет желания читать и понимать тексты, пора озадачиться, что мы делаем недостаточно хорошо.

Совет 2. Развивайте внимание ребёнка

Чтобы осмысленно читать даже самые простые, адаптированные для юных книгочеев тексты, требуются собранность и сосредоточенность. Концентрация внимания развивается по мере взросления и при активной тренировке с использованием специальных игр и упражнений.

Совет 3. Скорость вторична

Техника чтения, бесспорно, важна, но осмысленность этого процесса гораздо важнее. С самых первых слов, прочитанных ребёнком самостоятельно, строго следите, чтобы малыш понимал, что произносит. Работать над скорочтением нужно не в ущерб смысловому восприятию текстов.

Совет 4. Тщательно выбирайте книги для самостоятельного чтения

Когда ребёнок начинает читать самостоятельно, очень важно правильно выбирать для него первые книги. Они должны быть интересными для малыша, написанными простым, доступным языком, иметь красочные иллюстрации и крупный, удобочитаемый шрифт. Развивать навык чтения у самых маленьких очень удобно с помощью нашего авторского тренажёра.

Совет 5. Упрощайте задачу

Чтобы правильно читать тексты, ребёнок должен знать и помнить все буквы, правильно складывать их в слоги, верно расставлять ударение и интонировать. При этом необходимо игнорировать любые отвлекающие от занятия раздражающие факторы и внимательно следить за строками текста. Очень много задач для одного маленького читателя. Упрощайте всё, что получается упростить. Сведите к минимуму отвлекающий звуковой фон, создайте комфортную обстановку, дайте малышу указку, чтобы следить за строчками было легче.

Совет 6. Введите чтение в повседневную жизнь

Пишите ребёнку маленькие записочки, осмысленное чтение которых сделает его повседневную жизнь ярче и интереснее. Например, вы можете писать, где припрятали послеобеденный гостинец или куда планируете отправиться на прогулку. Оставьте под магнитом на холодильнике признание в любви к своей семье или откройте тайну, где юного следопыта ждёт сокровище-сюрприз.

Совет 7. Предлагайте комиксы

Небольшой текст, являющийся, по сути, пояснением к картинке, приучает читать и понимать прочитанное. Можно предложить ребёнку комиксы, достать с антресолей диафильмы или сделать интересную презентацию на компьютере. Особенно интересно для ребёнка читать истории с хорошо знакомыми героями. Отличная идея, к примеру, — создание комиксов про жизнь вашей семьи.

Совет 8. Работайте над словарным запасом

Чем больше слов знает ребёнок, тем больше он понимает при чтении. Расширяйте словарный запас малыша, заполняя свободное время словесными играми, читая ему вслух или вместе разбирая тексты, которые карапуз читает самостоятельно. Не допускайте ситуации, при которой кроха будет читать непонятные слова, не пытаясь разобраться с их значением.

Совет 9. Задавайте вопросы по тексту

Вопросы по тексту — самый простой способ выяснить, понимает ли ребёнок, что читает. К тому же они приучают малыша читать вдумчиво и пытливо. Когда карапуз читает вам вслух свои первые детские книги, периодически останавливайте его, чтобы уточнить содержание прочитанного фрагмента.

Совет 10. Учите выделять основную мысль и тему текста

В начальной школе ребятам будут часто предлагать небольшие тексты, которые нужно прочитать и озаглавить. Отнеситесь к подобным заданиям с должным вниманием. Умение подобрать заголовок верно — свидетельство того, что ребёнок понял, о чём прочитанный текст. Уже в дошкольном возрасте учите малыша выделять в тексте главное:

  • перечислить героев;
  • указать тему произведения;
  • выделить основную мысль.
Упражнения на развитие навыка чтения с пониманием
  1. Следить за взрослым: вы читаете текст с листочка, а ребёнок по копии такого же листка следит за прочитанным, передвигая указку по строчкам.
  2. Читать тексты с незнакомыми словами, используя толковый словарь для уточнения значений «новинок».
  3. Составить план к тексту.
  4. Найти в тексте ответ на поставленный вопрос.
  5. Читать тексты с пропущенными словами, вставляя вместо пропусков подходящие слова из предложенного списка.
  6. Расставить предложения по порядку так, чтобы получился связный рассказ.
  7. Нарисовать картинки, иллюстрирующие текст (создать свой комикс).
  8. Выбрать из предложенных картинок ту, что подходит к содержанию текста.
  9. Прочитать фрагмент текста и придумать его продолжение самостоятельно.
  10. Пересказать текст от лица одного из персонажей произведения.

Чтобы не хвататься за голову в школьные годы: «Почему наш ребёнок не может усвоить программный материал», — уже в годы дошкольного детства приучайте кроху читать с пониманием, осмысливая и анализируя тексты.

Пусть ваше родительство будет эффективным и счастливым!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Итак, вы разобрались как научить ребенка читать и он уже даже делает это по слогам. Что дальше — оставить все как есть, попрактикуется и доучится сам? Ни в коем случае! Иначе слоговое воспроизведение текста может войти в привычку, и перед вами остро встанет проблема — как научить ребенка читать быстро, словами.

Родители, озабоченные будущем своего отпрыска, понимают: какой уровень чтения у школьника — такой и уровень успеваемости. Если ребенок читает слогами в пятом классе, то отличником он не станет — посудите сами, сколько времени ему понадобится хотя бы для того, чтобы прочесть и понять задание, не говоря уже о стандартных списках литературы.

Вне зависимости от возраста детей можно разделить на группы по их скорости чтения вслух:

  • только учится читать;
  • читает 30 слов в минуту;
  • читает 80 слов в минуту;
  • читает больше 120 слов в минуту.

По нормативам от ребенка требуется воспроизводить 180 слов в минуту — этот объем выводит на определенный уровень восприятия и понимания текста. Такие показатели должны быть уже в четвертом классе. К этому времени нужно научиться хорошо пересказывать, владеть текстом, понимать что там написано и видеть суть.

Учтите, что проблемы с учебой, и со чтением в частности, всегда возникают из-за начальной подготовки. Дошкольный возраст закладывает фундамент будущего потенциала малыша, его успеваемости. Все то, что происходит у ребенка в школе — это последствия именно дошкольного периода. В связи с этим обязательно ознакомьтесь с нашими статьями Как подготовить ребенка к школе: советы для родителей и Мотивация детей дошкольного возраста.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях Как развивать мышление ребенка и Как улучшить внимание ребенка.

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса — результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребенка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее — главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

Сколько давать читать? Главное не предъявлять требования и нормативы к детям, которые плохо это делают. Ребенок должен читать столько, сколько у него это не вызывает отторжение.

Итак, нужно читать:

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться — он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача — научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов — пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель — если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд — одна таблица), результаты — записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика — это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом — 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц — пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение — 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание — где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Упражнений о том, как научить ребенка читать быстро, существует огромное количество. Ищите те, которые понравятся ребенку, пробуйте и результат не заставит себя долго ждать.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие — наработка, второе — закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю — 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе — пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Источники:

http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat-i-ponimat-tekst-10-effektivnyx-sovetov/
http://logiclike.com/obuchenie-rebenka/chtenie/rabota-s-tekstom
http://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector