Как перейти на искусственное вскармливание. Как перевести ребенка на смесь: правила и схема перевода, особенности искусственного вскармливания. Режим питания ребёнка при искусственном и смешанном вскармливании

Содержание

Смешанное и искусственное вскармливание детей

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

7. В качестве докорма рекомендуется применение адаптированных молочных смесей.

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

2. Рекомендуется более ранний переход на 5 разовое кормление с более длительными промежутками между приемами пищи.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

— сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти» и др.);

— кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный», «Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей –«Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак — изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания — энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки:

— БАД – 1б (с бифидумбактериями)

— БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

— БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

«Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие).

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

— гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это:

— контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

— физическое воспитание и закаливание;

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

— окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо:

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как перевести ребенка на другую смесь

Польза грудного вскармливания для малыша и матери не вызывает ни малейших сомнений. Тем не менее множество женщин сталкивается с необходимостью организации искусственного питания для ребенка. В таком случае первоочередной задачей является выбор молочной смеси с учетом индивидуальных особенностей нового члена семьи. Детское питание, предлагаемое сертифицированными производителями, отвечает всем стандартам качества. При этом каждый его вид — особенный: содержит уникальный состав микроэлементов, имеет определенную степень адаптированности и призван решать конкретные проблемы со здоровьем ребенка. С течением времени для обеспечения рационального развития малыша может возникнуть потребность замены молочной смеси. Выбирать новый тип питания стоит руководствуясь четкими правилами. Это минимизирует негативные последствия для неокрепшего организма крохи.

Почему надо менять смесь

Для замены детского питания должны быть веские основания. К таким ситуациям относятся:

  • категорический отказ ребенка от приема пищи;
  • недостаточная питательность формулы смеси — малыш не выдерживает временной интервал между кормлениями;
  • существенный недобор веса в соответствии с возрастом;
  • проявления индивидуальной непереносимости компонентов, входящих в состав того или иного заменителя грудного молока;
  • выявление проблем с функционированием пищеварительной системы, например, частые запоры;
  • потребность в адаптации питания по достижении ребенком определенного возраста;
  • переход на специальную лечебную смесь или возврат к обычной после избавления от проблем со здоровьем.

Замена стандартной искусственной смеси на терапевтическую требует особо пристального внимания. Она осуществляется лишь на основании врачебного подтверждения конкретного диагноза:

  • недостаток ферментов, расщепляющих лактозу, требует назначения безлактозного питания;
  • низколактозные и соевые виды необходимы в случае непереносимости животного белка;
  • антирефлюксные — решают проблему патологически сильного срыгивания у маленьких детей;
  • кисломолочные виды и детское питание с пробиотиками необходимо малышам с признаками дисбаланса кишечной флоры;
  • при тяжелых формах аллергических реакций и атопического дерматита может быть назначен переход на гипоаллергенный состав сухого молока на основе растительных белков или аминокислот.

Родителям ни в коем случае нельзя решать вопрос замены смеси самостоятельно, руководствуясь опытом знакомых или ценовым фактором.

Правила перехода

Рекомендации, как правильно переводить ребенка на другую смесь:

  • предварительно проконсультироваться с врачом-педиатром;
  • если малыш отлично переносит определенный вид детского питания, то рекомендовано переводить его на новую формулу в соответствии с возрастом в рамках этого же бренда;
  • переходить на новый тип продукции плавно;
  • начинать вводить новую смесь с минимальных доз;
  • кормить привычной и докармливать новой;
  • по мере увеличения объемов обновленного питания пропорционально сокращать количество старого продукта;
  • новым видом смеси впервые кормят в дневное время, в последнюю же очередь заменяют утренние и ночные кормления.

Схема введения

Примерные схемы перехода на иной вид молочной смеси зависят от состояния здоровья малыша. По возможности стоит растянуть процесс на 6-14 дней, чтобы отследить изменения в поведении ребенка и свести к минимуму риски. Однако это получается не всегда. При острых расстройствах пищеварения и аллергических реакциях смена осуществляется за 6-7 дней. В некоторых случаях педиатр может одобрить и резкий однодневный переход (в основном это касается замены обычного питания на гипоаллергенное).

Привычная и новая смесь готовится в разных бутылочках.

Рассмотрим схему введения новой смеси:

  • в утреннее кормление ребенку вводится 10 мл нового питания;
  • на следующий день ему предлагают 20 мл непривычного питания в 1 и 5 кормление;
  • ежедневно увеличивать новый продукт на 20 мл в 1 и 5 кормление до тех пор, пока они не будут замещены;
  • затем на новое питание постепенно заменяют полным объемом другие кормления: 1 день — 2 кормление, 2 день — 3, 3 день — 4, 4 день — 6, 5 день — 7.

Такая процедура наилучшими образом подходит для искусственников, находящихся на 7 разовом вскармливании. Несмотря на то, что по этому плану переход затянется до 14 дней, он является наиболее щадящим.

Если у грудничка аллергия на смесь, которую он употребляет, то подобный вариант перехода ему не подходит. В этом случае следует применить экспресс-способ. Перейти этому способу на новое питание можно за 6 дней.

Таблица, как переводить ребенка на другую смесь

Малыш здоров!

Блог практикующего врача-педиатра

Как правильно перевести грудничка на смешанное или искусственное вскармливание

Грудное молоко – это «золотой стандарт» вскармливания малышей грудничкового возраста и самая полезная пища для ребенка. Оно не только является источником питательных нутриентов, витаминов и минералов, которые необходимы для нормального роста и психического развития ребенка, но и выполняет другие не менее важные функции:

  • стимуляция роста и эмоционального развития крохи;
  • формированию иммунологической сопротивляемости организма;
  • правильному созреванию и становлению нормального функционирования пищеварительного тракта;
  • нормализации обмена веществ.

Поэтому грудное вскармливание желательно сохранять как минимум до года, а при возможности и до 1,5 – 2 лет.

Но существуют ситуации, когда в определенный момент ребенка нельзя кормить грудью или стойкое снижение количества молока (гипогалактия).

Это могут быть абсолютные и относительные показания со стороны матери:

  • осложнения после родов;
  • инфекционные заболевания;
  • прием различных лекарственных средств, которые могут принести вред грудничку.

В данном случае ребенка полностью переводят на искусственное вскармливание, но если есть минимальная возможность сохранить лактацию – грудное молоко нужно сцеживать, чтобы по возможности вернуться к кормлению малыша грудью.

Кроме этого существуют ситуации, когда маме кажется, что молока стало значительно меньше и малышу не хватает грудного молока. Но не стоит спешить докармливать малыша смесью или переводить его на искусственное вскармливание. В этом вопросе необходим взвешенный подход и правильный выбор смеси (если она все же необходима).

Как определить виды и причины недостатка грудного молока

Гипогалактия – это снижение выработки грудного молока, что связано с секреторной недостаточностью молочных желез.

Но при этом важно знать, что существуют понятия:

  • физиологического дефицита грудного молока;
  • мнимой гипогалактии;
  • истинное снижение лактации.

Докармливать смесью нужно только при истинном снижении лактации у женщины, а в двух первых случаях лактация налаживается самостоятельно или при определенных условиях.

Кроме этого при необоснованном докорме смесью ребенок может отказаться от самостоятельного сосания груди и часто мамам еще долго приходиться кормить малыша сцеженным молоком, а это крайне сложно как технически, так и психологически.

Поэтому сначала нужно точно знать, что:

  • грудного молока продуцируется значительно меньше;
  • малышу недостаточно молока на кормление (появляются признаки + определение количества высосанного молока путем контрольного взвешивания).

Сначала нужно определиться с понятием физиологической гипогалактии.

Это временная недостаточная секреторная активность грудных желез, которая развивается у молодых, впервые рожавших женщин в первые дни после родов (2-4 дня).

Это состояние быстро устраняется и происходит быстрое увеличение лактации до физиологических норм:

Кроме этого могут возникать периоды физиологической гипогалактиии и в более поздние периоды лактации – чаще на 2 месяце в связи с активной гормональной перестройкой организма кормящей мамы, стрессами, переживаниями, усталостью или сочетанием нескольких факторов. В этом случае кормящей маме необходимо набраться терпения и следовать основным рекомендациям лечащего врача, в основном участкового врача педиатра или акушера-гинеколога и успокоиться.

Часто гипогалактия является «мнимой», а нехватка молока связана с развитием застоя молока в млечных протоках или неправильной техникой кормления с недостаточным опорожнением молочных желез.

По наблюдению педиатров именно физиологическая или «мнимая» гипогалактия является одной из причин отказа малышей и кормящих мам от грудного вскармливания.

В данном случае необходимо устранить причины снижения продукции молока и назначаются:

  • питьевой режим и сборы трав, увеличивающие лактацию;
  • устанавливается индивидуальный режим кормления при беспорядочном кормлении малыша, в связи со стрессом, переутомлением;
  • нормализация техники прикладывания к груди;
  • устранение лактостаза;
  • комплексы метаболических комплексов, содержащих биогенные стимуляторы, витамины и микроэлементы.

При истинной гипогалактии отмечается прогрессирующее уменьшение продуцирования грудного молока в связи с различными причинами. В данном случае ребенок сначала переводиться на смешанное, а затем и полностью на искусственное вскармливание. Но и в этом случае иногда возможно частичное или полное восстановление лактации – поэтому всегда и до конца необходимо бороться за естественное вскармливание малыша.

Важно помнить, что даже с минимальными количествами грудного молока ваш кроха будет получать незаменимые для его организма питательные вещества, жиры, аминокислоты, витамины и защитные факторы.

Как определить недостаток грудного молока

Если маме кажется, что молока стало прибывать меньше + малыш стал беспокойнее, чаще просит грудь, меньше объем мочеиспусканий, реже стул и также меньше по количеству не стоит сразу спешить в аптеку за смесью.

Первое, что нужно сделать – определить, сколько ребенок выпивает за кормление – провести контрольное кормление и взвешивание.

Для этого малыша взвешивают до кормления и после в одной одежде и определяют по разнице в весе количество грудного молока высосанного за кормление.

Такие взвешивание желательно сделать после каждого кормления в течение суток, так как по одному кормлению сложно судить о суточном объеме и в разные кормления малыш может высасывать разные объемы.

После этого рассчитывается долженствующий объем питания за сутки.

Это нужно не только для уточнения количества, выпитого молока за сутки, но количества смеси для докорма (при необходимости).

Нужно помнить, что расчет суточного объема питания и выбор смеси должен проводить только специалист.

И все же примерно каждая мама должна знать, какой долженствующий суточный объем должен высасывать ее малыш:

До 10 дневного возраста он рассчитывается по формуле:

2% от веса малыша при рождении x на число дней жизни.

До 2 месячного возраста – суточный объем составляет 1/5 веса малыша на данный момент.

С 2 до 4 месяцев – объем питания составляет – 1/6 веса ребенка;

С 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела.

После 6 месячного возраста суточный рацион малыша составляет не более 1 литра (с учетом прикорма).

Знать необходимый объем кормления родители должны знать еще и для недопущения перекорма малыша – это также может вызвать крайне неприятные симптомы от срыгиваний до расстройства пищеварения (поносы или запоры).

Перевод малыша на смешанное или искусственное вскармливание

В данном случае нужно разобраться, что такое смешанное и искусственное вскармливание.

При смешанном вскармливании докорм искусственной смесью составляет от 1/3 до 2/3 суточного объема пищи.

Искусственное вскармливание – это такой вид питания младенцев, когда объем грудного молока за сутки составляет менее 1/3 от общего объема пищи или полностью отсутствует.

При подборе смесей необходимо учитывать:

  • возраст малыша;
  • состояния здоровья ребенка (аллергические реакции и вероятность их развития, поносы и запоры, перинатальные поражения ЦНС, диатезы, респираторные заболевания);
  • индивидуальная переносимость смеси;
  • материальные условия семьи;
  • правильное соотношение сладких (пресных) и кисломолочных смесей в рационе.

Как правильно выбрать адаптированную смесь можно прочитать в этой статье:

Но кроме выбора смеси для питания необходимо учитывать и другие, не менее важные моменты:

  • количество смеси на прием и постепенность ее введения в рацион ребенка;
  • появление симптомов непереносимости смеси (высыпания, упорные срыгивания, изменения стула в виде поноса или запора);
  • обязательное питье;
  • режим кормления;
  • замена смеси при ее непереносимости.

Как вводить смесь в рацион малыша и ее количество

Родители должны помнить, что даже самая совершенная и дорогая смесь вводиться питание малыша с небольших количеств.

В первый день объем ее должен составлять не более 1/3 – ½ необходимой разовой порции, а если % грудного вскармливания еще достаточно высокий – еще меньше. Лучше дать крохе смесь утром, после кормления грудью с ложечки. Или 1/3 объема разового кормления 2 раза, чтобы можно было понаблюдать за реакцией малыша.

Нужно помнить, что тревожные симптомы могут появиться в течение 5-7 дней и даже позже, особенно при увеличении объема смеси в кормлении.

Даже если малыша резко переводят на искусственное вскармливание при минимальном количестве грудного молока или его полном отсутствии – нельзя сразу давать крохе полный разовый объем – он должен составлять не более ½ разовой дозы. Общее количество пищи восполняется жидкостью (отваром шиповника или кипяченой водой).

В данном случае нужно помнить, что от того как пищеварительная система малыша перестроится и начнет работать в новом режиме – зависит дальнейшее благополучие ребенка и возможность его нормального развития.

Не стоит спешить, даже если вам кажется, что малыш голоден – постепенно все наладиться и объем питания доведется до нормы.

На 2 – 3 день при хорошей переносимости количество смеси количество доводится до 2/3 необходимого разового объема, а затем и до 100 % долженствующего объема.

Питье и режим кормления

Малышу на грудном вскармливании практически не нуждается в введении дополнительной жидкости, но это индивидуально и некоторые дети с удовольствием пьют водичку.

Но если кроха получает смесь – питье в его рационе просто необходимо и это нужно помнить.

Это связано с тем, что все искусственные смеси содержат большое количество белка, а для его нормального усвоения нужно больше жидкости.

Общее количество жидкости должно составлять от 80 до 100 мл в сутки.

Кроме этого нужно помнить, что ребенка теперь нельзя уже кормить «по требованию» – смеси нужно время, чтобы перевариться и усвоиться.

Поэтому режим кормления должен составлять – через 3 – 3,5 часа днем и 6-6,5 часов ночью.

Родители должны знать, что частое или бессистемное кормление малыша смесью приведет к дисфункциям желудка и кишечника, которые со временем будут только усугубляться.

Замена смеси и симптомы ее непереносимости

На сегодняшний день на просторах интернета я все чаще встречаю вопросы – «как правильно выбрать смесь?», но очень часто с припиской: «что мы только не перепробовали…..» (со списком из 7-10 наименований).

Что можно посоветовать в этом случае?

  1. Выбор смеси изначально и в дальнейшем проводиться только врачом и это крайне сложно.

Никто не сможет спрогнозировать реакцию малыша на введение в его рацион нового продукта – это индивидуально.

  1. Не всегда какие- то изменения в состоянии малыша – это реакция на смесь, часто это просто привыкание пищеварительного тракта к новому продукту:
    • уменьшение перистальтики и продвижения пищи по кишечнику;
    • попадание воздуха через большую дырочку в соске;
    • недостаточное количество ферментов, которое постепенно нормализуется;
    • наслоение фоновых заболеваний (диатезов, дисбактериозов, активация патогенной микрофлоры).
  2. Частая и необоснованная замена смеси вызывает перенапряжения всех органов пищеварительной системы, которые очень сложно стабилизировать.

Поэтому сначала нужно точно убедиться, что смесь не подходит малышу, очень ответственно подойти к выбору другой смеси (гипоаллергенная, лечебная) под постоянным динамическим наблюдением педиатра.

К симптомам «непереносимости» смеси относятся:

Но нельзя забывать, что эти признаки могут быть вызваны другими причинами – перекормом, аэрофагией (заглатыванием воздуха), незрелостью пищеварительной системы, контактными аллергенами (бытовая химия, шерсть животных), неправильным введением прикорма (одновременное введение в рацион смеси и новых продуктов прикорма), нарушение качественного и количественного состава микрофлоры кишечника (дисбактериоз).

Подробнее о причинах, симптомах, диагностике и лечении дисбактериоза можно прочитать в этой статье:

Поэтому со всеми вопросами смешанного и ли искусственного вскармливания необходимо обращаться к своему наблюдающему педиатру или специалисту, которому вы доверяете.

врач – педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источники:

http://studopedia.ru/3_12279_smeshannoe-i-iskusstvennoe-vskarmlivanie.html
http://moykarapuz.com/iskusstvennoe-vskarmlivanie/kak-perevesti-rebenka-na-druguyu-smes.html
http://www.malyshzdorov.ru/kak-pravilno-perevesti-grudnichka-na-smeshannoe-ili-iskusstvennoe-vskarmlivanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×