Как помочь левше научиться писать. Мой ребенок – левша

Одной левой: как помочь ребенку-левше.

Дети-левши имеют ряд особенностей, касающихся их поведения и обучения. Причины возникновения данных особенностей вы можете прочитать здесь (статья «Одной левой: о детях левшах и их психологических особенностях»).

1. Трудностизрительно-пространственного восприятия (сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже», сложности определения времени по циферблату), зрительной памяти, зрительно-моторной координации (неправильная траектория движения руки при написании букв/цифр, искажение формы букв, зеркальность письма, пропуск/перестановка букв, разный наклон письма и т.д.), которые приводят к трудности освоения письма;

2. Искажения и задержки в развитии речи, чтения, счета:

  • левша может прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (горизонтально, вертикально или зеркально);
  • буквы или рисунки могут наползать друг на друга, хотя есть достаточное количество места вокруг;
  • ребенок может добавлять или убавлять элементы букв и цифр;

3. Недостаточное развитие мелкой моторики (сниженный темп письма, неустойчивый почерк);

4. Трудности пошаговой, постепенной переработки информации;

5. Сложности переключения внимания, утомляемость;

6. Эмоциональность и восприимчивость к настроениям окружающих, которая может приводить в определенных условиях к зацикливанию на сниженном настроении, капризности, ярких проявлениях ярости и гнева.

Прочитав данный список, складывает впечатление, что с такими особенностями ребенку практически невозможно справиться, они касаются практически всего. Но здесь перечислены, так скажем, негативные особенности детей-левшей, а точнее акцент поставлен на сложности, которые возникают у левшей. Но, безусловно, есть и «позитивные» особенности.

При исследовании креативности (способности к творческим решениям) мышления у левшей показатели оказались значимо более высокими по сравнению с правшами.

Еще одним «преимуществом» левшей является колоссальная способность произвольного контроля над протеканием своей деятельности, что приводит к возможности компенсировать, достигать нужных результатов как бы обходным путем.

Ярким примером «обходного пути» является речь многих левшат. В норме речь формируется постепенно. Сначала ребенку необходимо запомнить звучание, способы произнесения отдельных звуков и их сочетаний. Расширяется объем памяти, ребенок начинает повторять отдельные слова, потом фразы. Начинают активироваться более сложные функции – называние, конструкции типа «до-после», «над-под». Так, поэтапно формируется самостоятельная речь ребенка. Можно представить этот процесс как естественный рост цветка от семени, посаженного в землю, к ростку, обильному разветвлению стеблей, возникновению листьев, бутонов и, наконец, к цветению. У некоторых левшат это может выглядеть как цветок, который вырос и распустился за одну ночь.

Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека, фразами. Более того, их речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержательно. Но если спросить что означает то или иное слово, ребенок не ответит. Сложность в том, что дети-левши воспринимают, запечатлевают и соответственно используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей. Подробности появляются в ситуации обучения. Также может происходить с письмом: Семилетний мальчик, который плохо успевал по русскому языку (неразличение границ между словами, замена нужных букв зеркальными или подмена букв, например, «д» на «б») решил заучивать все слова наизусть, а потом просто воспроизводил их по памяти.

Можно сказать, что дети-левши способны компенсировать практически все вышеперечисленные «негативные» особенности, но здесь важно понимать, что детям необходима помощь со стороны родителей и педагогов, т.к. злоупотребление компенсаторной способностью может приводить к сильному переутомлению, а в дальнейшем – к нарушениям сна, аппетита, расстройствам речи и прочее.

Итак, как можно помочь детям-левшам:

Для начала провести раннюю диагностику ведущей руки. В этом помогут несколько простых тестов, а также специалисты (невролог, нейропсихолог).

По мнению специалистов, определение ведущей руки достоверно с 4-5 лет. До этого возраста дети хорошо владеют обеими руками и предпочтение ведущей руки трудно выявить. Для определения ведущей руки существует достаточно большое количество тестов и методик, все они заключаются в просьбе выполнить какие-либо действия (нанизать бусины, полить цветы, почистить зубы). Ту руку, которую ребенок предпочитает и является ведущей. Но здесь есть сложность, если ребенок уже приучен делать какое-то действие правой рукой, он и сделает это правой. Поэтому показательным в этих тестах являются действия, которые для ребенка новы. Кроме того, советуют придерживаться двух правил:

  • Ребенок не должен знать, что сейчас будут определять его ведущую руку;
  • Тесты должны выполняться быстро, без подготовки.

Я приведу тест Ф. Кречмера, автор предлагает детям такие задания как:

— перемешать песок лопаткой,

— толкнуть палкой шарик,

— достать книги с полки,

— вынуть пробку из ванной,

— положить фишки в коробку.

Если этого не достаточно, можно использовать задания исследовательницы М. Озьянс, которая предлагает ребенку:

— завинтить крышку на бутылке,

— разрезать бумагу ножницами,

— почистить обувь щеткой,

— стереть ластиком крестики,

— намотать нитку на катушку,

— перелить воду из одного сосуда в другой,

— отвинтить гайку рукой и ключом,

— проколоть дырочки дыроколом,

— продеть нитку в иголку,

— почистить одежду от пыли,

— капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,

— достать бусинку ложкой из стакана,

— закрыть и открыть молнию на сумке,

— взять стакан и выпить несколько глотков воды.

Более достоверным является задание на одновременные действия обеих рук, так как зачастую ребенок не сталкивался с подобным заданием. Например, можно попросить нарисовать обеими руками круг, квадрат и треугольник. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Наконец мы переходим к главному – основным направлениям помощи ребенку-левше.

1. И первым является отношение взрослого (родителя, воспитателя) к такому ребенку.

Важно, понимать, что левшество – это не каприз ребенка, а организация его мозга, с которой он родился и которую не способен изменить. Он сталкивается с тем, что он не такой как большинство окружающих и ему нужна поддержка и понимание, что он не хуже и не лучше других, он такой, какой есть.

Выдержка из письма переученной левши: «Я — левша, очень остро переживающая свою переученность, которую я скорее воспринимаю как «переделанность». Я жила с ощущением собственной неполноценности, неловкости за то, что многое делаю не так, «как все люди», и только через много лет получила облегчение от мысли, от озарения: я — нормальная, со своими преимуществами и недостатками, но нормальная».

Рекомендуется доброжелательное отношение к факту леворукости, желательно не акцентировать внимание на «непохожести» и не проявлять никакого негативного отношения к этому. Поговорите с воспитателем или учителем ребенка, предупредите об особенностях ребенка и попросите при проведении занятий учитывать их.

Также поговорите с ребенком об этом, объясните, что рисовать, писать левой рукой это не плохо. У человека две руки и каждая одинаково хороша и каждый может пользоваться той рукой, которой ему удобнее.

2. Способ объяснения нового материала.

Объяснять новый материал рекомендуется четко, последовательно и конкретно, можно использовать схемы, которые включают элементы последующей информации. Схему желательно изготавливать в красочной, образной форме. Можно использовать объемные пособия.

3. Любые действия раскладывать на элементы.

4. Важно не ждать, пока левша научиться сам. Для обучения использовать тело (показывать, как рисовать, резать и т.д. взяв руку ребенка, так ему будет проще понять движение), а также использовать разные модальности: зрительные, слуховые, тактильные.

5. Развивать мелкую моторику (застегивание и расстегивание, завязывание и развязывание, перекладывание мелких деталей, штриховка, рисование, плетение, вязание, вырезание ножницами).

6. Развивать представление о последовательности слева направо (выкладывание кубиков, аппликации и пр.)

7. Не требовать правонаклонного письма.

8. Категорически противопоказано требовать безотрывного письма.

9. Не требовать быстрого выполнения заданий.

Левшество — удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо соответственно. Мне кажется, главной задачей взрослых является понять особенности ребенка-левши самим и помочь ему адаптироваться в мире правшей.

Как научить писать ребенка-левшу

Подготовка ребенка к школе. Как правильно писать левой рукой

Считается, что число левшей в мире увеличивается — а может быть, их просто перестали переучивать? Если у вас тоже растет ребенок-левша, задуматься о его подготовке к школе, научить ориентироваться на листе бумаги и правильно держать ручку и карандаш нужно заранее. Какие же трудности могут возникнуть при обучении леворукого ребенка в школе и как их преодолеть?

Чем отличается мозг левши и правши

Каждое из полушарий головного мозга выполняет определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами: затылочные доли ответственны за зрительное восприятие, распознавание картинок и т.д. Височная доля правши воспринимает звуки, интонации речи и тембр голоса. Теменная доля правого полушария у правши позволяет человеку ощущать свое тело и совершать осмысленные, целенаправленные движения.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля «расшифровывает» язык и отвечает за слухо-речевую память, благодаря которой мы помним, о чем говорилось в начале фразы, когда слышим ее конец. Затылочная доля левого полушария у правши расшифровывает символы: алфавит, математические знаки, дорожные знаки и т.д. Левая теменная доля у правши отвечает за артикуляцию, а левая лобная доля правши ответственна за правильность речи; она же формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.

У абсолютного левши полушария полностью меняются функциями: правое отвечает за речь, левое — за образное мышление. Все эти особенности и предпочтения окончательно формируются к 5–7 годам, до этого «ведущая» рука может периодически меняться. Поэтому и определять, левша или правша ваш ребенок, с помощью теста лучше ближе к школе.

И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить относительно комфортно, они без особого труда овладевают навыками речи, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивают писать правой рукой. Но, кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50% населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. (Когда, например, ребенок пишет правой рукой, но мячи забивает левой ногой.)

Если вы поспрашиваете своих знакомых, среди них наверняка найдется большое количество и явных, и скрытых, и парциальных левшей. У взрослого переученного или скрытого левши из-за неразберихи в функциях полушарий могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. Но даже у стопроцентных правшей или левшей одно полушарие может быть немного «сильнее» другого.

Как подготовить ребенка-левшу к школе

Итак, переучивать левшу не надо. А что делать? В обыденной жизни левшество не сильно мешает ребенку. Но как он будет писать в школе? Вот что беспокоит большинство родителей. Здесь действительно есть свои трудности и секреты.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что левша невольно смотрит левым глазом на правую сторону книги или тетради. Бывает, что ребенок левша начинает читать слово с конца. Получается бессмыслица, и он не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, тогда как малышу надо помочь.

Проблемы с чтением, письмом и речью могут возникать у детей-левшей и в тех случаях, когда ведущий глаз у них левый, а ведущая рука — правая. Чтобы помочь ребенку, в текстах для чтения и при чтении отдельных слов можно помечать цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать слово.

Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, «в обратную сторону». Делать замечания таким детям бесполезно. Лучше предложить ребенку по образцу конструировать буквы из разной длины палочек и полукругов, а затем предлагать списывать буквы по планирующим направление движений линиям, снабженным стрелками, и пунктирным точкам — показывающим и откуда начинать, и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы: сначала. затем. обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.

Как писать левой рукой

Когда ребенок-левша начинает рисовать и писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Присмотритесь к тому, как лежит ваша правая рука во время письма: у вас лист бумаги (тетради, альбома) направлен нижним левым углом к груди. Правая рука от локтя до кисти плотно прилегает к столу и к верхней части листа бумаги. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая — лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Карандаш или шариковая авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5–2 см от пишущей части карандаша или «шарика». В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).

Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится «выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. Такой наклон нередко наблюдается и у правшей.

Главное — дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок, чтобы ребенок мог спокойно контролировать свое письмо. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.

Ребенку-левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной «точки отправления» начала письма буквы.

И напомним: раньше 6–7 лет категорически не рекомендуется учить ребенка писать — его рука и глаза еще не готовы к этому независимо от того, правша он или левша.

Мой ребенок – левша

Не секрет, что мир заточен под праворукое большинство, поэтому тем 11-13% от общего населения, кто преимущественно пользуется левой рукой, приходится к этому миру приспосабливаться. Можно не воспринимать проблемы левшей всерьез, однако, если перечислить несколько трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, станет ясно, почему в последнее время левшам уделяют больше внимания и разрабатывают для них специальные товары. Например, левши:

  • с трудом пользуются стандартными ножницами (лезвие правосторонних ножниц закрывает контур, по которому левша вырезает);
  • не могут писать в тетрадях на спирали или на кольцах;
  • имеют проблемы с письмом на школьной доске или белой маркерной доске: их рука, следуя за мелом или маркером, стирает только что написанный текст);
  • долго приспосабливаются к кухонным приборам: ножам, открывалке для консервных банок, мерным чашкам, деления на которых расположены в не логичном для левшей порядке;
  • размазывают рукой текст, написанный шариковой ручкой, а тыльная сторона ладони часто бывает испачкана чернилами.

Доходит и до забавного: левши признаются, что иногда за праздничным столом случайно пьют из бокала праворукого соседа, протягивают для рукопожатия левую руку, не могут ужиться с коллегами, которые переставляют папки в шкафу в неудобном для левшей порядке, по лестнице спускаются с той стороны, где встречные люди обычно поднимаются, а еще сетуют на то, что в автомобиле держатель для кофейного стакана находится с правой стороны.

Бывает, что дети долго не определяются с ведущей рукой, и часто переключаются с правой на левую, например, едят правой рукой, а рисуют – левой. И этим ставят родителей в тупик, заставляя думать, что их дети – амбидекстры (люди, равно использующие обе руки). Но к началу школы, как правило, становится ясно, какая рука является доминантной. Существует и несколько простых тестов, которые помогут родителям понять, какой рукой ребенок совершает активные действия: бросает мяч в цель, расчесывается, нанизывает бусины на нитку, закручивает крышку на флаконе, держит ножницы, столовые приборы и карандаш. Если большинство этих действий ребенок совершает левой рукой, значит, он в команде тех, у кого сильнее развито правое полушарие, отвечающее за эмоции, творчество, способности к искусству.

Левшей часто подозревают в дисграфии (нарушении письма) и дислексии (нарушении чтения) из-за того, что дети читают слова справа-налево или зеркально пишут буквы. Однако современные специалисты связывают дислексию и дисграфию с логопедическими проблемами, а у левшей зеркальное письмо и чтение в обратном порядке связаны с индивидуальными особенностями восприятия текста и носят, как правило, временный характер. Распространено также заблуждение, что у левшей грязный почерк и неправильный наклон букв. Но многие родители леворуких детей не подтверждают этого. Почерк ребенка-левши будет аккуратным, если вовремя поставить ему правильный захват карандаша и ручки и приучить располагать бумагу так, чтобы рука оказывалась внизу строки: ребенок будет видеть, что он пишет, и не размазывать буквы.

Первое, что нужно сделать родителям будущего школьника – предупредить учителя о том, что их ребенок – левша. Это позволит педагогу проявлять понимание там, где левша будет действовать медленнее остальных. Большинство учителей работают правой рукой, и ребенку требуется время, чтобы переключиться на свою собственную систему координат и повторить то, что показывает учитель-правша. Ну а основная задача – научить ребенка писать, рисовать и пользоваться различными бытовыми приспособлениями ложится на родителей.

Приведем несколько советов, как можно облегчить жизнь левшам:

• Правильно держать ручку или карандаш помогут специально разработанные канцелярские принадлежности с маркировкой «L». Это могут быть насадки с углублениями для пальцев, а также сами карандаши и ручки. Такие письменные инструменты имеют быстросохнущие чернила, которые не позволяют тексту размазываться, а также – специальную форму стержня, который не будет рвать бумагу (при письме левша совершает толкательное движение ручкой по бумаге, в то время как правша плавно тянет ручку за ведущей рукой). В течение нескольких недель обучения пальцы привыкнут к правильному расположению, и ребенок сможет перейти на письмо обычными ручками.

• Свет от лампы за письменным столом должен падать для левши справа. Также приучите ребенка наклонять тетрадь вправо на 45 градусов: в такой позиции он сможет держать руку ниже строки и будет видеть то, что пишет.

• За школьной партой леворукий ребенок должен занимать место с левой стороны, тогда его локти не будут соприкасаться с локтями праворукого соседа. Этот же момент относится и к рассаживанию за обеденным столом: левше лучше выделять место с левого края.

• Как правило, дети не имеют проблем с пользованием стандартной компьютерной мышью, просто ставят ее слева от себя. Однако при желании можно поменять настройки в параметрах мыши, переставив конфигурацию кнопок.

• Нередко можно видеть, что левши держат ножницы в правой руке: это происходит оттого, что, если брать стандартные ножницы в левую руку, их верхнее лезвие закрывает контур разреза. Если вы видите, что ребенок испытывает сложности с вырезанием, попробуйте приобрести специальные ножницы для левшей, у которых лезвия расположены противоположным образом.

• Чтобы закрепить навык письма слева-направо, наклеивайте в левый угол листа звездочку и напоминайте, что начинать строку всегда следует от звездочки. Развивать будущую имитацию правильного письма можно и в играх, предлагая ребенку складывать узоры из мозаики, раскрашивать вагоны паровоза и считая окружающие предметы слева-направо.

• Выбирая прописи для дошкольников, обратите внимание на те, в которых букву или фигуру предлагается сначала обводить по пунктиру. Рука левши лучше запомнит написание, чем, если ему будет предложено сразу срисовывать нужный знак с приведенного примера.

• Если вы – правша, то, прежде чем учить ребенка каким-то движениям или спортивным навыкам, например, держать бадминтонную ракетку, попробуйте сами взять ее в левую руку и понять, как лучше продемонстрировать и объяснить захват. Родители левшей делятся секретом: каким-то вещам ребенка проще научить, если поставить перед собой зеркало, в которое он будет смотреть: например, так ребенку будет проще понять, как завязывать шнурки, чем, если он будет следить за вашими руками.

• Начинающие читатели-левши часто теряют строчку. До того момента, как читательский навык приобретет автоматизм, можно держать под строчкой палец или закрывать пальцем следующий слог, чтобы взгляд фокусировался только на том слоге, который ребенок читает в данный момент.

Главный совет родителям маленьких левшей – набраться побольше терпения, потому что некоторым вещам дети учатся немного дольше, чем их праворукие сверстники: например, справляться с застежками, молниями и шнурками или определять время по циферблату. Нередкий случай, когда, глядя на часы, на которых показано время 1 час 30 минут, левша, путая маленькую и большую стрелку, отвечает – «пять минут седьмого». Свойственная левшам медлительность и задумчивость не всегда укладывается в голове у человека, который всю жизнь привык пользоваться правой рукой, поэтому даже показать ребенку, как правильно держать ручку, для родителей бывает проблемой: они просто не могут сложить пальцы левой руки так, как сами привычно их складывают при письме.

Однако левши впечатлительны и ранимы, поэтому взрослым необходимо проявить больше понимания и чаще использовать похвалу, тогда левши быстрее научатся читать, писать и аккуратно вырезать. Вы по-прежнему будете замечать за ними странные для ваших глаз особенности: как помешивают сахар в чае против часовой стрелки, режут хлеб с наклоном влево или расставляют кружки в шкафу ручками в «неправильную» сторону. Но это все-таки очень интересно: жить рядом с человеком, который воспринимает мир под другим углом.

Источники:

http://www.b17.ru/article/odnoi_levoi_2/
http://www.7ya.ru/article/Kak-nauchit-pisat-rebenka-levshu/
http://letidor.ru/psihologiya/moy-rebenok-levsha.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector