Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма
Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма
Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына — триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?
© Предоставлено: Hearst Shkulev Publishing LLC Обнаружить в малыше зачатки большого таланта — это лишь полдела. Самое главное — найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!
Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст — пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.
Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка — малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке .
Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери — внимательно, но без фанатизма.
Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей — не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.
Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше — делайте выводы!
Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.
Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.
Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря — ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.
Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка — навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики раннего развития вместе взятые. Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но — при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.
Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:
- подробная консультация с родителями и ребенком;
- поэтапное тестирование малыша;
- анализ и интерпретация полученных результатов;
- создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования ( в зависимости от наличия тех или иных способностей).
На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.
Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.
Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее — шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка — это лишь полдела. Самое главное — правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник — тренер, педагог, балетмейстер.
Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.
Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка — мотивацию!
Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, — дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить — каприз это или «полный финиш».
Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.
Как распознать способности в ребенке — прикладные советы ведущих мировых психологов:
Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса — диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:
- продуктивность — количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
- разработанность образа — полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
- оригинальность — необычность образов;
- качество выполнения рисунка — аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.
Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.
Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:
Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма!
Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына — триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?
Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст — пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.
Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка — малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке .
Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери — внимательно, но без фанатизма.
Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей — не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.
Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше — делайте выводы!
Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.
Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.
Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря — ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.
Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка — навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики раннего развития вместе взятые. Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но — при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.
Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:
подробная консультация с родителями и ребенком;
поэтапное тестирование малыша;
анализ и интерпретация полученных результатов;
создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования ( в зависимости от наличия тех или иных способностей).
На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.
Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.
Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее — шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка — это лишь полдела. Самое главное — правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник — тренер, педагог, балетмейстер.
Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.
Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка — мотивацию!
Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, — дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить — каприз это или «полный финиш».
Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.
Как распознать способности в ребенке — прикладные советы ведущих мировых психологов:
Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса — диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:
продуктивность — количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
разработанность образа — полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
оригинальность — необычность образов;
качество выполнения рисунка — аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.
Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.
Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:
Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.
А вот похвала — весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она — правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще — за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.
Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок — это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.
К Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма!
Мы, будучи родителями, в большинстве своём видим в мечтах своих детей олимпийскими чемпионами, солистами Большого театра, обладателями Оскара…
И это может стать реальностью, если обнаружить вовремя в ребенке способности. Как это сделать? СМОТРИТЕ В ОБА.
Никто не может сказать, когда у ребенка начнут проявляться способности, у одного это может быть в три года, у другого раньше… или позже – развитие детей очень индивидуально, хотя и есть общие законы развития.
Но какую бы гордость Вы не испытывали за Вашего ребенка, не спешите записывать его в гении футбола, если ему нравиться пинать ногой мячик,
и не называйте вторым Моцартом, если он с радостью и вдохновением ляпает по клавишам пианино.
· ребенок быстро выполняет поставленную задачу;
· ребенок делает, что-то опережая своих сверстников;
· ребенок быстро схватывает информацию;
в этом случае можно говорить о наличии одарённости. Это может быть признаками наличия больших способностей ребёнка любого возраста.
Особенно важно, если ребенок демонстрируют интерес к определенной деятельности постоянно, т. е. ему нравится делать то, в чём он преуспевает.
Если Вы обнаружили у ребёнка способности (а способности есть почти у всех детей), прошу Вас – будьте осторожны. Не надо, как многие «мамы-бабушки», желая развить способности, нагружать ребёнка всеми методиками раннего развития, кружками фигурного катания, рисования, игры на фортепиано и раннего чтения английской литературы в оригинале.
Пожалуйста, хорошо подумайте, что является мотивом: помочь ребенку реализовать способности к данному процессу или родительские амбиции и «зарытые» таланты родителей – папа хотел быть хоккеистом, не получилось. Теперь сын будет.
Если наличие способностей не вызывает сомнения, то ведите ребенка в секцию, кружок, студию…. Пусть с ними занимается педагог-профессионал. Это человек сможет понять ребенка – ведь одаренные дети иногда думают и действуют нестандартно, найти для него мотивацию.
Очень важна поддержка родителей. ВСЕГДА. Наблюдайте за ребенком. Очень важно приучить ребенка к самостоятельности. Пусть не сразу, постепенно. Пусть сам планирует свои дела. Важно, не перепутать наблюдение с тотальным контролем
Похвала. Очень важна похвала для детей. Хвалите за достижения, за активность, за старания, за действия. Находите возможность похвалить ребенка, но заслужено!
Самое главное — найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению.
Только не превращайте развитие ребенка в скачки. Нельзя вкладывать в ребенка средства и ждать от него дивидендов и прибыли. Это не бизнес-проект, а ребенок – не скаковая лошадь. Помните, что ваши дети имеют право на детство.
Поделитесь, как Вы определяете наличие способностей у Ваших детей?
Источники:
http://www.msn.com/ru-ru/news/other/d0-ba-d0-b0-d0-ba-d1-80-d0-b0-d1-81-d0-bf-d0-be-d0-b7-d0-bd-d0-b0-d1-82-d1-8c-d0-b8-d1-80-d0-b0-d0-b7-d0-b2-d0-b8-d1-82-d1-8c-d1-81-d0-bf-d0-be-d1-81-d0-be-d0-b1-d0-bd-d0-be-d1-81-d1-82-d0-b8-d1-83-d0-b4-d0-b5-d1-82-d0-b5-d0-b9-d1-82-d0-b0-d0-bb-d0-b0/ar-BBOfeFJ
http://www.woman.ru/kids/healthy/article/141909/
http://vk.com/@-185724673-kak-raspoznat-i-razvit-sposobnosti-u-detei-talantlivyi-reben