Как развить эмоциональный интеллект у ребенка и зачем это нужно? Эмоциональный интеллект и его развитие у детей

Содержание

Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка?

Мария Случаева
Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка?

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Уметь управлять своим гневом, понимать причину печали, лучше общаться с окружающими людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения. Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием. Ребенок, который может понять свои эмоции и управлять ими легче контактирует с окружающими, и окружающие люди более благосклонно относятся к нему.

При подготовке к школе эмоции также играют большую роль. Они направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом. Ребёнок, имеющий положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен и оптимистичен.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Как же развивать эмоциональный интеллект у ребенка, что необходимо для этого, что использовать в своей работе?

Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать у ребенка:

1. Самосознание (понимание «психологического устройства» себя);

Ваши дети должны знать, как называются их эмоции. Для этого важно, чтобы вы выступали в качестве их эмоционального гида. Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось красиво нарисовать рисунок, хотя я очень старался». Приучайте детей выражать свои чувства такими фразами, как «я чувствую… потому что…».

Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия. Способность понять чувства других. Спрашивайте у ваших детей: как ты думаешь, как поживает сегодня дедушка? Он счастливый или грустный, взволнованный? Как ты думаешь, что почувствовал тот ребенок в парке, когда ты его толкнул? Будьте ролевой моделью для ваших детей: позвольте им каждый день видеть в вас того человека, который заботится о других, который способен проявить сочувствие, интуицию, встать на место другого, чтобы понять его точку зрения. Если дети будут видеть такое ваше поведение, то, понемногу, они будут перенимать у вас эти полезные навыки, даже не осознавая этого.

Зрелое общение, когда ребенок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства.

Один из способов развития эмоционального интеллекта – сказкотерапия. С помощью сказки ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познавать этот мир и готовиться к взрослой жизни. Единый сказочный сюжет помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений. Он неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт. Хорошая книга, которая написана специально для того, чтобы ребенок научился дружить со своими эмоциями – «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?».

Эта книга учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями, найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.

Развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы развиваем и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

Первое с чего нужно начать вашу работу над эмоциями – это принять тот факт: что все эмоции существуют и все необходимы. Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:

1. Понять свою эмоцию;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства социально приемлемым способом.

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Консультация «Для чего необходимо развивать речевое дыхание?» Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику» Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между.

Консультация для родителей дошкольников «С чего нужно начинать занятия физической культурой дома и что не следует делать» Внимание родители! Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании.

Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект» Цель: создание условий для освоения приемов эффективного общения с ребенком. Исследование психоэмоционального состояния воспитателя. Задачи:.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих.

Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Вся наша жизнь — непрерывный.

Эмоциональный интеллект и его важность в развитии детей

Многие родители недооценивают важность эмоционального интеллекта в погоне за ранним развитием. Происходит это из-за незнания и непонимания важности тех или иных аспектов развития ребенка. Несомненно, умение читать, считать, изучения иностранных языков в раннем возрасте важно и нужно, но и на другие сферы обращать внимание тоже необходимо.

Наши специалисты разобрались с вопросом важности эмоционального интеллекта и в том, как его развивать.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность индивидуума распознавать и выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других. От уровня ЭИ зависит способность управления эмоциями в зависимости от ситуации и необходимости.

ЭИ важен на протяжении всей жизни: начиная от общения с родителями, друзьями и заканчивая отношениями с коллегами. Если не научить ребенка ладить со своими чувствами, в будущем это может негативно сказаться на отношениях с окружающими.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект у детей

1. Умение управлять поведением

Маленькие дети еще не умеют должным образом управлять эмоциями, поэтому если вы даете нелюбимую кашу, отправляете спать или уводите домой с прогулки – ребенок капризничает. Его ответной реакцией становится плач, раздражение или даже гнев.

Суть в том, что малыш не сразу начинает осознавать свои чувства, но эмоционально хочет отреагировать. Ему не хочется чего-то – он реагирует как умеет, а значит, плачет. Поэтому так важно научить ребенка понимать и принимать свои эмоции, объяснить, что бывает грустно и обидно и научится с этим справляться.

2. Понимание эмоций других людей

На основе своих эмоций и переживаний, ребенок учится понимать эмоции других людей. Почему же это так важно:

  • умение распознать эмоции других позволяет быть хорошим собеседником и другом;
  • развитие эмпатии позволяет в будущем строить более прочные семейные и дружеские связи;
  • понимание того как на те или иные слова и действия эмоционально реагируют другие люди учит ответственности за свое поведение.

Важно понимать, что именно родители несут большую часть ответственности за развитие эмоционального интеллекта. С раннего возраста не нужно ругать ребенка за бурные проявления чувств. Следует объяснять, что и почему он сейчас испытывает и что это нормально. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка стыдиться своих эмоций.

Как развить эмоциональный интеллект

Развитием ЭИ стоит осознанно заниматься с раннего возраста. Ведь даже первые детские игры и реакция на них, например, оживление при игре в «Ку-ку» способствуют этому.

Рассмотрим принципы развития ЭИ у малышей:

  1. Проговаривайте все чувства и эмоции, которые ребенок испытывает на данный момент. Это поможет сопоставить внутреннее состояние с определенным словом.
  2. Предлагайте сравнения, которые помогут определить испытываемое чувства. Сравнения могут быть как антонимическими (радость – грусть, смех – слезы), так и синонимическими (смех – веселье, грусть – скука).
  3. Учите ребенка показывать свои чувства, а не переживать внутри. Важно, чтоб ребенок понимал, что даже в негативных эмоциях нет ничего плохого и прятать их не нужно.

Детский развивающий центр «УмНяша» в Южном Бутово занимается не только интеллектуальным, но и эмоциональным развитием. Наши педагоги находят подход к каждому малышу и помогают ему осознать какие чувства он испытывает и почему.

Детский центр «УмНяша»

Детский центр раннего развития «УмНяша» приглашает на развивающие занятия детей в возрасте от 1 года до 11 лет. Обучение чтению и математике в игровой форме по методикам академика Н. Зайцева.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка и зачем это нужно? Эмоциональный интеллект и его развитие у детей


Кадр из фильма «Маленькая мисс Счастье» ©Fox Searchlight

Как работает эмоциональный интеллект

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма «Кудряшка Сью» ©Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма «Т рудный ребенок » ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма «Леон» ©Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма «Клуб «Завтрак»» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/yemocionalnyi-intelekt-chto-yeto-dlja-chego-ego-nuzhno-razvivat-u-rebenka.html
http://umnyasha.me/emotional-intelligence-and-child-development.html
http://www.afisha.ru/article/emocionalnyy-intellekt-rebenka-zachem-on-nuzhen-i-kak-ego-razvivat/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector