Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития. Что должен уметь ребенок в полтора года

Ребенку полтора года: развитие малыша

Насколько сильно развитие ребенка после года зависит от усилий родителей, чему особенно важно уделять внимание, чтобы потом не жалеть – читайте в нашей статье.

Физическое развитие

К полутора годам малыш почти полностью освоил ходьбу. Он может обходить или перешагивать небольшие препятствия.

Ребенок еще неуклюж и часто «не вписывается» в повороты.

Но прогресс по сравнению с 12 месяцами, как говорится, налицо. Детишки могут подниматься по лесенке. Они пытаются спускаться по ней.

Сколько должен весить карапуз в полтора года зависит от индивидуальных темпов развития.

По нормам отечественных педиатров:

  • вес мальчиков 10,4 – 13,0 килограмма;
  • вес девочек 9,8 – 12,2 килограмма.

Рост ребенка в 1,5 года находится в пределах от 78,5 до 85,9 сантиметров для маленьких джентльменов, от 77,2 до 84,5 сантиметров для юных принцесс.

Однозначного ответа на вопрос, сколько зубов у малыша в полтора года нет. По нормам стоматологов их может быть от 4 до 18. Все будет зависеть от того, когда появился первый зуб.

В среднем, у малышей к этому возрасту 10-14 зубов.

Психическое развитие

Кризис первого года затихает к этому возрасту. Но малыши продолжают отделяться от мамы, проявлять самостоятельность. Они отстаивают «свои права», проявляют упрямство. Истерики еще случаются, но их меньше.

Дети в полтора года более открыты для общения. Они охотнее контактируют со сверстниками, учатся играть вместе.

Чувство собственности сильно развито. Малыши неохотно делятся или обмениваются игрушками. Даже если им интересна машинка или ведерко другого ребенка, давать свою вещь взамен они не спешат.

Не стоит давить на карапуза, называть жадиной. Это естественный этап развития, позвольте детям самим «договариваться.

Дети копируют поведение друг друга. Стоит одному начать бросать песок, остальные охотно его поддержат. И это копирование психологи считают нормой. В такой ситуации стоит переключить внимание малыша на другую деятельность. Например, показать, как лепить куличики.

В этом возрасте появляются первые «друзья». Детям нравится проводить время в компании сверстников. Даже если вам кажется странным передавание из рук в руки игрушки и отбирание ее назад – не препятствуйте. Так малыши получают первые навыки социализации.

Полуторагодовалым ребятишкам важно проговаривать чувства (и детские, и родительские). Это разовьет эмоциональный интеллект. Можно специально корчить разные гримасы перед зеркалом, подойдет и рассматривание простых картинок.

Идет активное формирование речи. Словарный запас карапуза составляет порядка 30-40 слов. Некоторые детки пытаются складывать простые предложения из двух, трех слов. Дети непросто понимают простые просьбы, но и сами просят взрослых.

В этом возрасте особенно важно рассматривать картинки и подробно объяснять малышу, что на них изображено. Задавайте крохе вопросы, где кто нарисован. Просите найти предмет не только на картинки, но и в комнате, например, мяч, стол или дверь.

С полутора лет можно проводить занятия с ребенком по специальным пособиям. Это могут быть и карточки Дюкана или книжки из серии «Школа семи гномов».

Развивайте мелкую моторику – позволяйте карапузу пересыпать крупы, щипать пластилин. Малышам очень нравится рисовать пальчиками специальными безопасными красками.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие ребенка в полтора года выходит на новый уровень. Малыши все более осознаны, способны решать простые задачи, добиваться поставленной цели.

Развитие очень индивидуально. Оно напрямую зависит от приложенных вами усилий и особенностей нервной системы карапуза.

Большинство детей в этом возрасте способно правильно собрать пирамидку из трех колец. Малыши сортируют предметы по форме или цвету. Они могут безошибочно различать до трех цветов.

Заметен прогресс и в играх с сортерами. Полуторагодовалым детишкам поддаются более сложные формы звездочки, трапеции, многоугольники или животные.

Ребенок охотно возит за собой на веревочке машинку, толкает перед собой каталку с ручкой. Он может продумать свои действия. Например, принести подставку, если нужно достать что-то или куда-то залезть.

Навыки ребенка в 1,5 года

Список того, что должен уметь ребенок в полтора года, обширен. Навыки каждого конкретного малыша могут незначительно разниться. Многое будет зависеть от того насколько родители позволяют проявлять ему самостоятельность, занимаются ли с ним.

Физические показатели развития:

  • ходьба вперед-назад;
  • подъем по наклоненной на угол до 30°С доске или другой поверхности;
  • приседания, наклоны, прыжки;
  • дети могут целенаправленно бросать мяч, бить по нему ногой.
  • малыши самостоятельно пьют из чашки, едят ложкой;
  • ребенок может частично раздеться;
  • карапуз способен найти и попытаться надеть нужные для прогулки вещи.

Полуторалетки проявляют эмпатию, могут пожалеть вас, или посмеяться вместе с вами. Детишки делятся с родителями игрушками или угощением.

Режим дня в 1,5 года

Режим дня претерпевает изменения: большинство малышей переходят на один дневной сон. Он может длиться до трех часов. Как правило, детки спят все ночь около 10 часов.

При одном дневном сне сохраняется распорядок дня с 2 прогулками и пятиразовым питанием.

Детям все так же важен строгий распорядок дня. Специалисты рекомендуют придумать ритуал для утреннего умывания и чистки зубов.

Меню малыша все больше приближается к меню родителей. Под запретом жареное, острое, соленья, копчености.

Питание должно быть разнообразным. Каждый день малышу необходимы кисломолочные продукты, каши, супы, мясные блюда. Два-три раза в неделю дают рыбу.

Перекусы – фрукты или овощи, детское печенье, вафли. Кондитерские изделия с кремом, шоколад лучше не давать ребенку.

Перерыв между приемами пищи не должен превышать больше 3-4 часов. Следите, чтобы малыш пил достаточно воды.

Материнское молоко не противопоказано в этом возрасте. Если хотите, смело продолжайте ГВ. Ведь именно сейчас ваше молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, важных для формирования иммунитета.

Число прикладываний к груди стоит сократить до 2-3 в сутки. Оптимально, если это будет утро, вечер и момент перед дневным сном.

Развитие, игры, воспитание

Полтора года период активного развития речи и интеллекта, поэтому важно развивать ребенка, как это лучше сделать подскажем ниже.

  1. Попробуйте научить малыша собирать крупные пазлы из двух, трех деталей. Ребенку будет удобнее, если они будут деревянными.
  2. Знакомьте малыша с простыми геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
  3. Учите базовые цвета.
  4. Малышам нравится играть с прищепками. Вырежьте из плотного картона заготовки в форме круга, пусть малыш прицепляет к нему лучики. Подойдет и фигурка ежика, к нему кроха будет крепить «иголочки».

Понравятся ребенку и активные игры в догонялки, простые игры с мячом. На улице особенно увлекает полуторалетних детей песочница. Ведерки, сита, лопатки, грабли, разнообразные формочки увлекают надолго.

Для развития координации движений подойдут простые танцы, имитирующие походку медвежат, утят. Можно учить ребенка ходить по кругу под веселую музыку, приседать, хлопать в ладоши или топотать ножками.

Отлично для таких занятий подойдут песенки-уроки Е. Желязновой.

Делайте с малышом простую утреннюю зарядку (приседания, ходьба, наклоны). Ее можно совместить с изучением частей лица и тела.

Творческие занятия очень нравятся полуторалетним деткам. Учите кроху рисовать пальчиками, с помощью, губки для мытья посуды, кисти. Подойдут и толстые трехгранные карандаши. Учите малыша лепить из мягкого пластилина, или специального теста.

Со спокойными детками можно поиграть в лото. Чем проще картинки, тем лучше. Такие игры помогут лучше изучить животный мир, растения, фрукты.

Заключение

Ребенок в 1,5 года уже на многое способен и многое понимает. Главная задача родителей направлять его, не мешая естественному развитию.

Малыши в этом возрасте эмоциональны: могут быть нежными, и могут быть несносно капризными. Родителям важно не потакать капризам. Но и не спутать их с недомоганием, или своеобразной реакцией на чувство голода, жажды.

Развитие ребенка в 1,5 года

Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

Особенности возраста

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.

Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 1,5 года

Границы нормы для мальчиков 1,5 лет

Границы нормы для девочек 1,5 лет

Окружность грудной клетки

Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 1,5 года умеет:

  • Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
  • Взбираться на диван.
  • Произносить до 20-40 облегченных слов.
  • Есть ложкой.
  • Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
  • Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
  • Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
  • Указать на предмет, который его заинтересовал.
  • Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.
  • Строить башню, используя 2-4 кубика
  • Бросать мяч и толкать его ногой.
  • Пить из чашки.
  • Показывать части тела.
  • Самостоятельно снимать обувь и пальто.
  • Рисовать мелками и карандашами.
  • Некоторые дети просятся на горшок.

О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.

  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

Советы родителям

  • Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
  • Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
  • Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
  • Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
  • Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.

Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.

Развитие детей в возрасте полутора лет

В полтора года развитие ребенка переходит на новый этап: кроха начинает пользоваться усваиваемой ранее информацией, учится не только наблюдать и запоминать, но и сравнивать, анализировать, воспроизводить. Очень часто родители считают приоритетным в этом возрасте именно физическое развитие, отодвигая на задний план развитие нервно-психическое, которое гораздо важнее.

Как должен развиваться малыш в 18 месяцев, что он уже умеет в этом возрасте, на что стоит обратить особое внимание? Об этом ниже.

О физических особенностях полуторагодовалого ребенка

В полтора года дети в большинстве своем свободно ходят без помощи взрослых и не используя опору. Малыши в 18 месяцев не просто умеют быстро и уверенно ходить – они с легкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, садятся, если нужно, на корточки, наклоняются, чтобы что-то поднять с пола, не теряя равновесия, с легкостью меняют направление ходьбы или бега.

Естественно, что к этому времени у детей все еще сохраняется определенная неуклюжесть — они могут упасть на ровном месте, также быстро подняться и побежать дальше. Особенность этого возраста — притупленное чувство самосохранения. Малыши не понимают и не хотят понимать, что окружающий мир — это не только приключения и забавы. Они упрямо следуют туда, куда им запрещают, взбираются на опасные возвышения – буквально каждый день подвергают себя риску.

Родителям важно понять, что 18 месяцев — это возраст, когда любопытство для ребенка на первом месте. И в их задачу входит обеспечить для крохи безопасное времяпрепровождение. Ни в коем случае нельзя оставлять в зоне его доступа электроприборы, колющие, режущие предметы и, конечно, бытовую химию. Помните о том, что в полтора года малыш негативно реагирует на запреты, не запоминает указаний родителей. Чтобы исключить травмы, нужно просто окружить малыша комфортом и подходящими для его маленьких исследований условиями.

Малыши начинают вести себя активнее не только в знакомой домашней обстановке, но и на прогулке, на детских площадках. Порой не отдавая себе отчета в собственных действиях, 18-месячный исследователь мчится к качелям, на горку, залезает на самые высокие лестницы. Для этого возраста такое поведение абсолютно нормально. Жажда новых впечатлений и ощущений у крохи на порядок сильнее инстинкта самосохранения. Так же, как и дома, на улице родителям нужно будет подстраховывать малыша, деликатно уберегая его от падений и травм.

Особенности нервно-психического развития в год и 6 месяцев

В полтора года ребенок становится особенно общительным, причем богатство его словарного запаса здесь не имеет особого значения. Кроха уже умеет налаживать контакт не только с родителями, но и с другими взрослыми, встречающимися на его пути. Для него становится жизненно важно, чтобы его поняли, поэтому, если этого не происходит, малыш искренне расстраивается.

В 18 месяцев у ребенка можно стимулировать творческое развитие. Он с удовольствием приобщается к:

Кроха пробует танцевать под знакомые мелодии, подпевает песням и старается вместе с мамой заканчивать строчки знакомых стихов. Кстати, если малыш не очень любит чистить зубы, одеваться или раздеваться, забавные стихи и потешки помогут скрасить нелюбимые процедуры и настроить его на позитивный лад.

Детские врачи настоятельно рекомендуют в присутствии ребенка включать только легкую, позитивную негромкую музыку. Особенно хорошо дети в этом возрасте воспринимают музыку на основе звуков природы, а также классическую и инструментальную. Прослушивание такой музыки позитивным образом влияет на нервно-психическое развитие детей, успокаивает и поднимает им настроение, стимулирует речь.

Многочисленные исследования в этой сфере лишь подтвердили тот факт, что детям в этом возрасте нельзя слушать музыкальные произведения «тяжелых» направлений, вроде рока или металла. Не следует приучать кроху и к современной эстраде, где как текст, так и музыкальное сопровождение оставляют желать лучшего.

В полтора года дети проявляют активный интерес к ярким иллюстрациям в книжках, слушают то, что им читают родители, запоминают детали. Выбирайте для детей этого возраста книжки в твердом переплете, яркие, большие, с крупным шрифтом и короткими рифмованными строчками, совпадающими с изображениями на страницах.

Игровая деятельность полуторогодовалого малыша

В 18 месяцев ребенок уже играет в более сложные игры, используя сразу несколько игрушек. Например, он может с удовольствием нагружать и разгружать самосвал кубиками, укладывать пупса спать, лечить его от болезней, играть с детской посудкой. В полтора года дети продолжают использовать в игре мяч и игрушки на колесиках, пробуют складывать самые простые пазлы, осваивают игрушки-вкладыши.

На этой же стадии происходят определенные изменения и в эмоциональном состоянии ребенка. Теперь для того, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливым, ему недостаточно быть сытым и сухим. Малышу действительно важно в этом возрасте получать удовлетворение от усвоения новых навыков. Пробуя использовать новую игрушку, кроха отчаянно надеется на положительный результат искренне расстраивается, если у него что-то не получается.

Определенные изменения можно наблюдать и в процессе общения крохи с окружающими. Малыш становится не таким стеснительными и пугливым, спокойно идет на контакт, чувствует себя уверенно в комфортных для него ситуациях.

Чем отличаются в полтора года мальчики от девочек?

К 18 месяцам разница в характерах у мальчиков и девочек становится ощутимой. Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обратить внимание на следующие вещи. Мальчику, например, крайне необходимо ощущать постоянную поддержку родителей, которые позволят ему исследовать окружающим мир и проявлять самостоятельность. Постоянная опека и запреты воспринимаются мальчиками в полтора года как недоверие, сомнение в их навыках и способностях.

А вот родителям девочек 18 месяцев от роду нужно, наоборот, постараться быть постоянно рядом, показывая свою любовь. Малышки в этом возрасте особенно чувствительные, они уверены, что любовь — это не что иное, как ласка и забота, в которых они так нуждаются.

Физиологические и речевые навыки малышей

Что же умеет делать ребенок в полтора года? На самом деле, большая часть физиологических навыков, приобретенных к этому возрасту, являются результатом развития координации движений, мелкой и крупной моторики. Нормально развивающийся малыш в полтора года, как правило, уже умеет:

  • быстро ходить и бегать в разных направлениях;
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • обходить, перелезать или переступать препятствия;
  • играть с мячом (ловить, бросать, пинать);
  • передвигаться по неровной плоскости;
  • садиться на скамейку или стул без помощи взрослых.

Развитие речи у ребенка к полутора годам вступает в новую стадию. В словарном запасе ребенка уже содержится не менее десяти слов, он учится составлять простые фразы из нескольких слов, пока не используя склонения. В это время происходит активное пополнение пассивного словаря, который обязательно будет использован несколькими месяцами позже, когда малыш научится выговаривать большую часть слов.

О проявлении умственного роста малыша в полтора года могут говорить следующие новые умения:

  • малыш различает цвета, по требованию может принести игрушку определенного цвета;
  • обобщает предметы по признаку;
  • различает геометрические формы предметов;
  • рисует на бумаге вертикальные и горизонтальные линии;
  • листает страницы в книгах, подражая взрослым во время чтения;
  • собирает пирамидки в хаотичном порядке;
  • строит башни из нескольких кубиков;
  • делает «куличики» из песка.

Естественно, что это лишь часть всех навыков, свидетельствующих, что умственное и физическое развитие ребенка идет своим чередом. Некоторые родители настолько активно занимаются с детьми, что в полтора года они уже знают цифры, половину алфавита и с десяток простых иностранных слов. Развивая малыша таким образом, нужно помнить о том, что излишний напор может вызвать у него обратную реакцию — нежелание узнавать и запоминать что-то новое.

Бытовые навыки и эмоциональный фон

В полтора года ребенок достаточно развит физически и психически, чтобы освоить целый ряд полезных бытовых навыков. Кроха спокойно и уверенно ест ложкой, пока еще зажимая ее в кулаке, пьет из обычной чашки, не разливая жидкость, пользуется трубочкой для сока.

Малыши в этом возрасте пробуют одеваться и раздеваться без помощи взрослых, вполне способны самостоятельно справиться с непростыми элементами одежды, если их не торопить и не укорять.

Особенность малышей в этом возрасте — желание помогать взрослым. Ребенок с большим удовольствием принимает участие в уборке дома, предлагает свою помощь маме или бабушке на кухне.

Эмоциональное развитие в полтора года протекает особенно интересно. Дети чувствуют настроение близких и пытаются его скопировать, перенося эмоции на игрушки. Пока еще малыши эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение – это нормально.

Родителям нужно понимать, что неожиданные слезы или приступы радости у малыша —это всего лишь особенность его эмоционального развития в 18 месяцев. А их задача — постараться оградить ребенка от упреков, насмешек и злобы окружающего мира, окружив заботой, лаской и любовью. Дети с благодарностью воспринимают похвалы и действительно очень зависят от одобрения взрослых, а тем более родителей, которых они возводят на почетный пьедестал главных людей в своей жизни.

Источники:

http://its-kids.ru/rebenku-poltora-goda.html
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/18-mesyacev/
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/1/razvitie-detej-v-vozraste-polutora-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector