Как выглядит ребенок в 7 месяцев жизни. Нормы: педиатры России и ВОЗ. Двигательная активность и моторные навыки

Развитие двигательной активности у ребенка до года: календарь

Развитие двигательной активности у ребенка до года представляет собой долгий и упорный процесс тренировок.

Каждый малыш отличается своим темпераментом: одни не в состоянии усидеть на одном и том же месте, а другие предпочитают спокойное времяпрепровождение в колыбельке, перебирая свои игрушки.

Чем активнее ребенок, тем лучше у него происходит процесс построения тела: формируется мышечный корсет, конечности становятся более гибкими, малыш не испытывает трудности в поддержании равновесия.

Для того, чтобы помочь любопытному и гиперактивному чаду адаптировать свои двигательные навыки, мамочка должна подготовить систему упражнений, исходя из возможностей своего ребенка.

Развитие двигательной активности у ребенка до года: календарь

Педиатры считают, что двигательная активность у ребенка до года должна соответствовать данным, представленным нам так называемым «календарем активности»:

Ребенок не способен управлять собственными конечностями: движения заложены на уровне рефлексов.

На протяжении второго месяца малыш пытается подчинить свои непослушные мышцы. Откровенно говоря, получается у него плохо.

Развитие двигательной активности у ребенка до года в третий месяц его жизни проходит в 3 этапа: он учится потягивать ножки и ручки; малыш пробует удерживать головку; предпринимаются первые попытки перевернуться на бок.

На данном этапе малыш начинает интересоваться изучением игрушек.

Развитие двигательной активности у ребенка до года на пятом месяце характеризуется первыми попытками принять вертикальное положение: чадо пытается поудобнее усесться в кроватке.

Пора совершать первые поползновения!

Малыш успешно координирует свои движения и ориентируется в пространстве комнат.

Первые попытки встать на ножки. При этом ребенок использует опору (например, прутья кроватки).

На девятом месяце развитие двигательной активности у ребенка до года обуславливается попыткой сделать первые шаги.

Пора начинать развивать мелкую моторику!

Малыш теряет страх перед препятствиями (в роли них зачастую выступают перегородки манежа) .

12 месяцев

Любознательность ребенка не видит границ! Он умеет: приседать прыгать наклоняться ходить

Как помочь ребенку развить двигательные навыки?

Для того, чтобы направлять своего малыша, каждой мамочке стоит запомнить свод нехитрых правил:

рекомендуется ежедневно совершать несложные гимнастические упражнения

методики мануальной терапии (массаж) способствуют укреплению и правильному формированию мышц и суставов

не нужно ограничивать малыша в движении (следует отказаться от одежды, сковывающую их).

Эти советы помогут Вам определить, насколько правильно происходит развитие двигательной активности у ребенка до года.

Двигательная активность ребенка: закономерности формирования

Медицинский эксперт статьи

Развитие двигательной сферы ребенка является одним из ярчайших и удивительных по богатству превращений феноменов возрастного развития — от кажущейся двигательной ограниченности и беспомощности плода и новорожденного до самых высоких уровней спортивной техники, музыкального и художественного творчества. Именно с помощью моторных актов человек осуществляет свое трансформирующее влияние на природу, технику и культуру, но одновременно и сама моторная деятельность является мощнейшим стимулом индивидуального развития.

Уже во внутриутробном периоде, когда двигательная активность, казалось бы, не имеет особого значения, происходит исключительно быстрое формирование двигательных рефлексов. В настоящее время известно, что моторная деятельность плода составляет одну из фундаментальных его физиологических особенностей, обеспечивающих нормальное внутриутробное развитие и роды. Так, раздражение проприоцепторов и рецепторов кожи обеспечивает своевременное возникновение специфической внутриутробной позы, которая является позой наименьшего объема с минимальным внутренним давлением на стенки матки. Благодаря этому происходит донашивание беременности уже при довольно больших размерах плода. Лабиринтные двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, т. е. головного предлежания. Внутриутробные дыхательные и глотательные движения помогают заглатывать околоплодные воды, что является важным компонентом питания плода, фактором формирования ферментообразующей способности слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и обеспечения обмена амниотической жидкости. Наконец, целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно, оказывает большую помощь и самому плоду, и его матери в критический для них период — в родах. Рефлекторные повороты головы, туловища, отталкивание ножками от дна матки — все это, безусловно, способствует благополучному течению родов. Непосредственно после родов гипертонус сгибателей конечностей оказывается очень значимым для поддержания достаточной теплопродукции, активации деятельности дыхательного и сосудодвигательного центров. Во все последующие возрастные периоды моторная деятельность ребенка, наряду с его органами чувств, всей суммой внешних впечатлений и эмоций, составляет тот общий стимуляционный комплекс, под влиянием которого происходит дальнейшее развитие и самой центральной нервной системы, и, прежде всего, головного мозга. Наконец, двигательная нагрузка является непосредственным активатором роста скелета и созревания, она осуществляет интеграцию метаболизма в клетках с функцией дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивая формирование высокой физической работоспособности ребенка и максимальной экономизации всех его физиологических функций. Именно это является, по мнению виднейшего отечественного специалиста по возрастной физиологии проф. И. А. Аршавского, залогом здоровья и долголетия человека.

Для врача исключительно важно то обстоятельство, что формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой корреляции с созреванием определенных нервных структур и связей. Поэтому спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. В первые годы моторика ребенка может служить одним из надежных критериев его биологического возраста. Задержка моторного, а значит, и неврологического развития и, тем более, обратная его динамика всегда свидетельствуют о наличии у ребенка тяжелых нарушений питания, обмена веществ или хронических заболеваний. Поэтому каждая запись педиатра о результатах осмотра здорового или больного ребенка должна содержать сведения о моторных функциях.

Важность моторной активности для формирования здоровья и физической работоспособности объясняет и все то огромное внимание, которое уделяют органы здравоохранения и правительство развитию детской физической культуры и спорта.

Наиболее примитивной формой двигательной реакции является сокращение мышцы при ее механическом раздражении. У плода такое сокращение можно получить начиная с 5-6-й недели внутриутробного развития. Очень скоро, с 7-й недели, начинается формирование рефлекторных дуг спинного мозга. В эти сроки уже можно получить сокращения мышц в ответ на раздражение кожи. Раньше всего такой рефлексогенной зоной становится кожа периоральной области, а к 11-12-й неделе внутриутробного развитая двигательные рефлексы вызываются практически со всей поверхности кожи. Дальнейшее усложнение регуляции моторной деятельности включает в себя уже формирование элементов, расположенных выше спинного мозга, т. е. различных подкорковых образований и коры головного мозга. Следующий за спинномозговым уровень организации движений Н. А. Бернштейн назвал руброспиналъным уровнем. Развитие и включение функции красного ядра обеспечивает регуляцию мышечного тонуса и моторики туловища. Уже во второй половине беременности происходит образование целого ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень, по Н. А. Бернштейну, называется таламопаллидарным. Весь двигательный арсенал плода и ребенка первых 3

5 мес жизни может быть отнесен к моторике этого уровня. Он включает все рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические или спонтанные движения новорожденного ребенка.

Следующим этапом развития является включение в регуляцию полосато-го тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. На этом этапе начинается и формирование пирамидной системы. Данный уровень организации движений назван пирамидно-стриарным. Движения этого уровня включают в себя все основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1-2-м годах жизни. Это и хватание, и переворачивание, и ползание, и бег. Совершенствование этих движений продолжается многие годы.

Наиболее высокий уровень организации движений, и притом присущий почти исключительно человеку, назван Н. А. Бернштейном уровнем предметного действия — это чисто корковый уровень. По локализации в коре его можно назвать теменно-премоторным. Развитие этого уровня организации движений у ребенка можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого пальцевого хватания в возрасте 10-11 мес до совершенствования ребенка, а потом уже и взрослого человека в письме, рисовании, вязании, игре на скрипке, хирургической технике и прочих больших человеческих искусствах.

Совершенствование моторной деятельности связано не только с формированием соответствующих регулирующих звеньев, но и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т. е. от двигательного воспитания или тренировки. Самообучение ребенка движению также является мощным стимулом развития нервной регуляции движений. От чего же зависит уровень подвижности ребенка? Можно назвать несколько причин.

Для новорожденного ребенка и ребенка первых недель жизни движения являются закономерным компонентом эмоционального возбуждения. Как правило, это отражение отрицательной настроенности и сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его волю, ликвидировав голод, жажду, мокрые или неудачно положенные пеленки, а может быть, и боль. Дальнейшее распределение двигательной активности в значительной степени отражает формирование сна и бодрствования. Если у новорожденного двигательная активность относительно низка, то и распределение ее в течение суток и в связи с бодрствованием и сном фактически равномерное. Начиная со 2-3-го месяца жизни происходит и общий рост двигательной активности, и гораздо более контрастное ее распределение с максимальной концентрацией на часы активного бодрствования. Некоторые физиологи даже считают, что имеется какой-то суточный минимум активности движений, и если ребенок не смог набрать его во время бодрствования, то его сон будет неспокойным и богатым движениями. Если количественно характеризовать соотношения подвижности ребенка при бодрствовании и засыпании, то в первые 4 мес соотношения будут равны 1:1, во вторые 4 мес первого года — это уже 1,7:1, а в последние месяцы первого года — 3,3:1. При этом общая двигательная активность существенно возрастает.

В течение первого года жизни отмечено несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4-й месяц, 7-8-й месяц и 11-12-й месяц первого года. Возникновение этих пиков объясняется формированием новых возможностей сенсорной или двигательной сферы. Первый пик — комплекс оживления и радости на первый опыт общения с взрослыми, второй пик — формирование бинокулярного зрения и активация ползания (овладение пространством), третий — начало ходьбы. Этот принцип сенсомоторных связей сохраняется и в последующем.

Общая подвижность ребенка в значительной мере определяется и его конституциональными особенностями, степенью живости или темпераментом. Приходится наблюдать детей ленивых и малоподвижных с первых дней жизни, также очень многочисленна и группа сверхподвижных детей с повышенной нервной возбудимостью (гипермоторные, гиперкинетичные дети). Крайние формы могут быть обусловлены различными заболеваниями. Многие острые и хронические болезни детей отражаются на двигательной активности, причем часто двухфазно — вначале увеличивают беспокойство и подвижность, позднее их уменьшают.

📌нормы МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

Ну у нас это как то в ускоренном режиме. В 6.5 сел и пополз одним днем. А в 9.5 уже сам пошёл и не 2 шага а прям 2 метра😂

У нас позже. Пополз в 6 ровно, а сел позже чуть. Пошёл в год.

Говорить начал?! Мой очень хорошо показывает что ему надо. Если хочет поиграть в сортер или пирамидку, несёт её мне, даже если я на кухне. Я иду в комнату, сажусь на диван и он с сортером садиться ко мне спиной и играем. Если хочет ещё раз собрать, то берет мою руку, показывая что надо опять достать фигурки. Эмоции очень разные. Но говорить пока не хочет.

Пытается, но чаще мычит или жестами. А так проскакивает слова. Из последнего: ишь (видишь), дин да ди (один два три). И спросила после прогулки где ты был. Ответил — гулял

Не только родителей. Частоже педиатры пугают, что раз в 8 мес не сел, то все проблемы

Нынешние педиатры — это отдельная тема для разговоров ♀️ ♀️

Да и знакомые все! У меня бабушка воспитательница детского сада! Переживает что моя в 1.10 не говорит))) мама с горшком пристала (моя какает прячась, ну куда ее заставлять еще… раз сняла подгуз так теперь крики оры что подгуз должен быть всегда на ней(((( испугалась она когда обкакалась… педиатр наш сказала что есть детки стесительные… тут только ждать… а мама говорит я время упустила… моя с 5 месяцев какает только если одна остается, сначала ее надо было положить и уйти… потом отползала, потом отходила… видно когда она хочет одна остаться!(

Источники:

http://freyya.ru/deti/razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti-u-rebenka-do-goda-kalendar.html
http://ilive.com.ua/family/dvigatelnaya-aktivnost-rebenka-zakonomernosti-formirovaniya_113432i15868.html
http://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1208802510/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector