Консультация (средняя группа) на тему: Консультация для родителей на тему Дети познают мир через игры». Как помочь ребенку познавать мир»

Малыш познает мир — понять и помочь

Как помочь ребенку познавать мир

Размышления по поводу книги Л. Брэдвэй и Б.А. Хил «Ребенок от 0 до 3 лет: как развить врожденные способности».

Основополагающий тезис системы Лорен Бредвэй, которая работает в Оклахомском университете, таков: из трех основных способов познания мира (с помошью зрения, слуха и осязания) один, как правило, является приоритетным. Он в значительной степени определяет способности и поведение ребенка. Соответственно приоритетному способу выделяются три типа детей: слушатель, зритель и деятель. В книге приведены подробные таблицы, с помощью которых можно определить, к какому типу принадлежит ваш ребенок. Здесь я приведу короткие характеристики этих типов.

Дети-зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, их любимые занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте дети-зрители предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.

Младенцев-слушателей легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов.

Большинство младенцев-деятелей не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, ходят в походы, ухаживают за животными.»

Естественно, что разделение всех детей на три типа — условно. Зачастую дети активно используют два способа познания, или развиваются гармонично. Но я думаю, что многие родители могут сразу сказать о своем ребенке (или о себе): «о, вылитый слушатель (или другой тип)», и это может дать ключ к решению многих проблем в семье.

Собственно говоря, разделение на «тихонь», «болтунов» и «бегунов» не ново. Когда я начала читать книгу Л.Бредвэй, эта идея показалась мне лежащей на поверхности. Но еще нигде раньше я не встречала ее, так четко сформулированную и убедительно обоснованную. Думаю, часто родители интуитивно определяют тип своего ребенка и характерируют его на бытовом уровне: «из него слова не вытянешь», «у него только музыка на уме», «ему бы носиться сломя голову», и так далее. А Л. Бредвэй доступно объясняет, как быстрее всего понять, какие способы познания предпочитает дитя, и строить воспитание и занятия с ним, исходя из этих предпосылок.

Автор книги считает, что основной способ познания является врожденной особенностью человека. Подумать только! Малыш является в этот мир, и начинает обращать внимание на цвета, звуки и прикосновения предметов. Исследовать что-то одно из этого моря ощущений нравится ему больше всего. Но родителей это почему-то сердит, и мама говорит раздраженно: «не сиди ты с кубиками, иди побегай, погуляй» (или «хоть бы раз книжку в руки взял!»). Вспомнив свои подобные реплики, я сильно пожалела, что не почитала эту книгу раньше. Теперь мне стало очевидно, что мы с мужем — вылитые «зрители», а вот первый наш сын оказался «слушателем», и это расхождение «вкусов» мы не очень учитывали. Я больше старалась увлечь малыша книжками и рисованием, а папа — конструкторами и компьютером. Ребенок же болтал без умолку и хотел, чтобы с ним все время разговаривали, чтению предпочитал музыку. Сейчас, когда он стал подростком , музыка стала буквально средой его обитания: он слушает плейер, когда ездит в транспорте и на переменках в школе, а дома оборудовал целую студию, где играет на гитарах и синтезаторе. В свое время я не захотела отдать его в музыкальную школу, потому что считала, что это слишком большая нагрузка на ребенка. Возможно, я была не права, руководствуясь в первую очередь своим собственным печальным опытом посещения Дома Пионеров. Ведь я-то была «зритель», и за пианино меня приходилось загонять силой, а вот подрастающему «слушателю» это могло оказаться не в тягость, а в дальнейшем очень пригодилось бы.

Теперь стараюсь учитывать систему «трех типов» при занятиях с нашим вторым сыном. Но здесь все оказалось гораздо легче: Максимка — типичный «зритель». И я могу в свое удовольствие разглядывать с ним книжки, рисовать, играть в конструктор. Кстати, Лорен Бредвэй пишет, что, по ее наблюдениям, дети получают любимый тип познания в наследство о кого-нибудь из родителей. Конечно, это разумное решение природы: «однотипному» родителю и ребенку легче понять друг друга. Жаль, что это правило не обходится без исключений 🙂

Второй аспект теории Бредвэй: после того, как вы определили приоритетный способ познания и, соответственно, сильную сторону ребенка, надо заняться развитием других областей деятельности. Хотя абсолютного баланса между всеми способами добиться сложно, надо стремиться к гармонии, чтобы ребенок мог успешно запоминать информацию как зрительно, так и со слуха, а также не отставал в физической подготовке. В книге приведено много разнообразных рекомендаций, я выбрала несколько, на мой взгляд, самых интересных (из раздела для детей от года до трех лет).

Совершенствование и развитие навыков зрителя:
— Научите ребенка давать отдых глазам или расслаблять их. Метод заключается в том, чтобы ребенок, прикрыв глаза ладонями так, чтобы не проникал свет, по команде закрывал глаза на десять секунд.
— Изучайте вместе какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди пытайтесь описать этот предмет.
— Рассказывайте ребенку сразки и различные истории в темноте. Это поможет развить у него визуальное воображение.
— Занимайтесь вместе художественным творчеством. Дайте ребенку красивые карандаши, скрепки, фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
— Купите ребенку доску с магнитной азбукой или другими фигурками; констуктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели машинок с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями.
Такие игры развивают руки и пальцы.
— Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.

Совершенствование и развитие навыков слушателя:
— Дайте ребенку возможность слушать побольше музыки; приобретите кассеты с записями для детей. Детский магнитофон дает возможность ребенку самому нажимать на разноцветные кнопки.
— Старайтесь обеспечить ребенку контакты со сверстниками.
— Говорите, пользуясь сложными предложениями, определениями. Описывайте все в деталях. Это побудит ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте с ребенком при любой возможности (на прогулке, в транспорте и т.д.), задавайте ему побольше вопросов.
— Почаще читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Можно вместе рассматривать рекламные журналы и рассказывать, что на фотографиях. Так можно расширить словарный запас. Для чтения хорошо выбрать специальное, особенно уютное место. Ребенка можно заинтересовать объемными или движущимися картинками.

Совершенствование и развитие навыков деятеля:
— Дайте ребенку небольшой тазик, некое подобие домашней песочницы. Налейте туда воды, или насыпьте различные крупы, кукурузные хлопья и тому подобное. Ребенку будет приятно копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы.
— Качели во дворе или спортивный комплекс дома — отличный стимул для физических упражнений. Очень полезно записаться в детскую спортивную группу.
— Танцуйте вместе под музыку. Разыгрывайте пантомимы — как будто вы пылесосите, бреетесь или открываете окно. Пойте и показывайте в лицах песенки типа «Вот как мы метем пол, поднимаемся по лестнице и т.д.»

Небольшое отступление о терминах. Наверное, «слушатель-зритель-деятель» — это слова, подобранные переводчиком именно этой книги. Они вполне адекватно отражают общую идею, хотя «деятель» и порождал у меня немного странные ассоциации (по-моему, деятель — это тип, который вечно что-то организует, или занимает высокий пост в организации — «профсоюзный деятель» и т.д.) Будь моя воля, я назвала бы три типа «музыкант-художник-спортсмен», но настоящие научные термины уже, конечно, давно придуманы. В интернетовских статьях я встретила такие термины, как «визуалист» и «кинестатик»; а как будет по-научному «слушатель», не знаю.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы такие простые вещи, как принятие во внимание приоритетного типа познания, вошли бы в наш обиход и были бы естественны для родителей (а также работников детских садов и школ!), как, скажем, учет комплекции или вид темперамента. И нашим детям стало бы полегче с нами жить.

Литература:
Лорен Бредвей, Барбара Алберс Хил «Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности». М., ЮНВЕС, 1997.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку познавать мир «

Как помочь ребенку познавать окружающий мир?

Ребенка окружает огромный мир предметов-вещей, явлений и знаков с которыми они постоянно вступают в контакт: узнают, сравнивают, вспоминают, действуют. Дети не рождаются с тем опытом, который есть у нас — взрослых. Задача родителей — помочь ребенку познавать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Мы с вами не задумываемся, когда пользуемся теми или иными предметами-вещами, рассуждаем о различных классификациях, опираясь на понятия «мебель», «обувь» и т. д. А детям дошкольного возраста только предстоит в этом разобраться. Вот тут нам и пригодятся картинки-знаки.

А зачем нужно, чтобы ребенок в старшем дошкольном возрасте пользовался картинками-знаками? Уважаемые родители! Конечно же, вы все хотите, чтобы ребенок знал буквы и умел составлять из них слова, то есть умел читать и писать. Но ведь чтение — это не просто «сканирование» букв и знаков. В процессе чтения для ребенка-дошкольника раскрывается смысл слов, предложений. В его голове всплывают образы. Оказывается, что научить ребенка понимать человеческую речь, постигать смысл текстов намного сложнее, чем просто узнавать знаки-буквы.

Именно для того, чтобы дети познавали закономерности, связи и отношения, чтобы у ребенка складывался правильный образ мира, и используют графические знаки-символы.

Задумайтесь, какими символами мы пользуемся в повседневной жизни? Например, дорожные знаки. Как много конкретной информации содержится в них! А теперь представьте, что эта информация будет написана буквами. Удобно? Конечно же, нет.

Секрет развития способностей ребенка и познания окружающего мира заключается в процессе создания знаков-картинок.

Советы родителям, как организовать семейный досуг, при котором ребенок овладевает знаками и символами:

На улице обратите внимание на знаки, соответствующие разным объектам (аптеке, овощному магазину, кафе и т. д.). Дома попробуйте их нарисовать;

Если в Вашей семье есть автомобилисты, попросите у них дорожные карты. Рассматривайте их и «читайте» с ребенком. Задавайте вопросы: как ты думаешь, что может обозначать этот знак? Почему такой знак придумали люди?

Перед поездкой в метро и уже находясь непосредственно в вагоне, обратите внимание ребенка на схему линий метро. Почему линии разного цвета?

Возвращаясь из гостей, детского сада и т. д., поиграйте в игру «Кто больше увидел на улице знаков?»;

Придумайте свои значки-картинки, которые можно использовать в игре. Например, вы играете в сказочный город. Если скоро Новый год, придумайте, что может быть построено в городе «Снеговиков» или «Новогодних елок». Предположим, что Дед Мороз может проехать до вокзала на санях или лыжах. По дороге ему надо заехать в магазин сказочных игрушек, новогодних подарков. Обсудите с ребенком, какие дорожные знаки могут быть в таком городе?

После того как рисунки закончены, можно устроить голосование за лучший рисунок.

Помните только, что все должно происходить в игровой форме, легко и непринужденно. Ребенку-дошкольнику очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей.

Не высказывайтесь по поводу техники исполнения ребенком рисунка. Лучше помогите ему. Бережно относитесь к результату вашей творческой деятельности. Продолжайте творческий поиск, пополняйте запас знаков-картинок.

Вашему ребенку уже 5-6 лет? Пора начинать играть в настольные игры — «бродилки». В коробке находится большое поле, похожее на карту. Нужно первым пройти от старта к финишу. Важно еще выполнить все правила игры и понять каждый знак на поле. Умение самостоятельно создавать новые знаки поможет разнообразить или упростить игру. А если ребенок затрудняется играть в готовую настольно-печатную игру, то начните с малого — с придумывания собственной игры. А содержанием будет что-то знакомое, близкое.

Например, предложите придумать картинку-знак к той или иной группе предметов, которые находятся в его комнате. Важно, чтобы деятельность по придумыванию была совместной. Не только ребенок занят этим процессом, но и родители. Все рисуют самостоятельно, заглядывать в чужой рисунок нельзя. После того как у каждого готова картинка-знак, необходимо их рассмотреть. Каждый показывает то, что он нарисовал, и объясняет, почему именно этот предмет — получится настоящая домашняя презентация.

В добрый путь! Главное для родителей это помнить, что, используя придуманные графические символы в повседневной жизни и познавательных играх, вы оказываете своему ребенку неоценимую помощь в познании окружающего мира, что очень важно для его последующего развития.

Как помочь ребенку познавать мир

Дети по своей природе безумно любопытны. Им крайне необходимо все знать, пробовать на вкус, на ощупь, придумывать свои объяснения непонятным и новым для них вещам, экспериментировать и проверять свои гипотезы. Задача каждого родителя помочь своему чаду в познании окружающего мира. Мы предлагаем вашему вниманию несколько приемов, которые помогут ребенку удовлетворить его природное любопытство.

Помогаем маме кашеварить. Кухня является для ребенка некой магической лабораторией, где происходят необычные и еще непонятные детскому разуму вещи. Попросите малыша помочь вам на кухне что-то приготовить, ведь ребенку безумно интересно будет узнать, как происходят дивные изменения, холодное превращается в горячее и вареное, как все перемешивается, меняет цвет, вкус и получается что-то очень съедобное.

Воспитываем юного «огородника». Можно вместе посадить несколько деревьев или разбить маленькую клумбу возле дома. Если нет возможности посадить что-то на улице, разведите домашний садик или оранжерею. Посадите в горшок какой-нибудь красивый цветок или зернышко лимона или апельсина и у вас будет маленький домашний сад. Заведите на балконе мини-телицу: можно посеять петрушку или посадить лук и наблюдать как прорастают семена и растут, цветут и пахнут на подоконнике растения.

Поиграйте с водой. Само по себе разливание воды очень интересно для ребенка. Покажите, что бывает с водой, если заморозить или добавить цветные красители. Залейте в формочки цветную воду, поставьте в морозильник и получите забавные яркие леденцы. С такими разноцветными ледяными пасочками можно поиграть зимой на улице. А если налить в стакан с водой подсолнечного масла и добавить соли, то произойдет волшебство.

Удовлетворяем потребность в тактильном познании новых предметов. Пусть ребенок потрогает на ощупь то, что для него ново и не представляет опасности: это могут быть камешки, кора деревьев, трава, песок. Поиграйте в тактильные игры. Изучите разные по форме, текстуре, материалу предметы на ощупь, потом спрячьте его в сумку или закройте глаза, и пусть ребенок угадает, что за предмет спрятан в сумке, изучая его на ощупь.

Изучите звуки. Послушайте вместе музыку, поэкспериментируйте с высотой звука, поговорите шепотом, спокойно и громко, чтобы ребенок уловил разницу. Послушайте как шумит море в ракушке, гудит поезд, шипит вода в чайнике, шелестят деревья.

Рассматривайте и изучайте животных и насекомых. Познакомьтесь на улице со всякими насекомыми, рассматривайте жучков, червячков, бабочек. Разрешите ребенку потрогать букашку аккуратно пальчиком, если вы уверенны, что она безобидна для малыша. Поиграйте с соседской собакой или котом (только если вы знаете хорошо нрав этих животных). Идеальным будет визит в зоопарк, где можно увидеть самых разных живых существ.

Поиграйте в астронома. Понаблюдайте за небом, посмотрите как ветер гоняет облака, как меняется цвет неба в разную погоду, как садиться солнышко и появляются звезды. Представьте, что вы звездочеты или космонавты и рассмотрите созвездия, Луну и солнце.

Откликайтесь на вопросы ребенка. Старайтесь всегда находить ответы, даже на самые нелепые вопросы. Объясняйте простыми, доступными и понятными для ребенка словами, соответствующими его возрасту. Не отбивайте у ребенка желание познавать мир и обогащать свои знания, игнорируя вопросы или объясняя сложными словами.

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Malysh-poznaet-mir-ponyat-i-pomoch/
http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-kak-pomoch-rebenku-poznavat-mir-2047440.html
http://www.mamashkam.ru/detki/razvitie_obuchenie/Kak-pomoch-rebenky-poznavat-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector