Красивые пацаны 13 14. Психологические особенности детей в подростковом возрасте

Содержание

Психологические особенности подростков (13-14 лет)


О психологических особенностях младших подростков я писала здесь.

Возраст детей 13-14 лет – это вступление в пору подростковости. Со стартом этого периода (у кого-то он начинается раньше, у кого-то позже) начинается этап полового созревания. Эти физические перестройки приносят много неудобств подростку как внешних (прыщи, нескладное телосложение), так и внутренних.
Физическое созревание влияет на нервно-психическую деятельность. Подростки очень эмоциональны, изменчивы, зациклены на своих переживаниях. У подростков в этом возрасте наблюдается внутренний конфликт – две исключающие друг друга потребности – потребность в обособлении, отделении, утверждении себя как личности и потребность в социализации, потребность быть принятым, быть частью группы, отличной от семьи. Чаще это группы сверстников. И в то же время подросток не замечает других личностей вокруг себя, не считает нужным уважать других, но требует уважения к себе.
Формирование компании сверстников, в которую входит ребенок, не должно пугать родителей. Для подростка в данный период важнее быть членом этой компании не смотря ни на что, чем не быть ни с кем, быть в одиночку. Если подросток не примкнул ни к какой группе, у него нет пары-тройки друзей, ребенок чувствует себя одиноким настолько, что может возникнуть депрессия. Так же и если случается отвержение, непринятие его в его компании. Такие случаи переживаются очень тяжело и эти переживания реальны.
Подростки в возрасте 13-14 лет могут ослаблять контакты с семьей, игнорировать родителей и их влияние. Ребята всячески показывают окружающим, особенно родителям, что они взрослые. Для доказательства своей взрослости в ход может пойти курение, употребление алкоголя, вступление в половые связи.
Несколько рекомендаций, которые облегчат общение родителя с ребенком в подростковом возрасте:
— подросток и сам знает, что выглядит не идеально, он смотрит на себя в зеркало чаще, чем вам кажется. Так что не стоит напоминать ему о новом прыщике на носу и кудрявости на ногах. Принимайте, помогайте, только не старайтесь изменить.
— проявляйте внимательность к ребенку, искренне интересуйтесь его делами. Если он делает то, что вам не нравится, мягко говорите о том, как бы вам хотелось, чтобы он поступал. Делайте это очень дозировано!
— не отодвигайте себя на задний план, у вас тоже есть своя жизнь и свои интересы. Делитесь ими с ребенком, слушайте его советы. Даже если они вам кажутся нелепыми – ваш ребенок считает именно так и это ценно!
— дети к этому возрасту часто уже проинформированы об отношениях полов, только насколько качественна эта информация неизвестно. Поэтому станьте источниками информации по вопросам физиологии и секса для своих детей. Будьте открыты для таких вопросов, если они захотят спросить. Подростки способны уже воспринимать такую информацию адекватно.
— будьте терпимы к перепадам настроения ребенка, не обижайтесь, не злитесь. Помните – сейчас он такой, но это не навсегда!

Далее следует возрастной этап старших подростков. О психологических особенностях старших подростков я писала здесь.

Психология подростка 12, 13, 14 или 16 лет. Особенности возрастной психологии подростка

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет – подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет – возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет – возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать — «Я – другой!» — огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.

Общение – это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет – путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Психологические особенности детей в подростковом возрасте

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.
  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

Психология подростков — основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источники:

http://www.b17.ru/article/psihologich_osobennosti_podrostkov_13_14/
http://www.syl.ru/article/167370/new_psihologiya-podrostka-ili-let-osobennosti-vozrastnoy-psihologii-podrostka
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×