Кукушка краткое содержание ненецкая сказка. Кукушка (Немецкая сказка): Сказка. Вопросы по сказке

Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе на тему по развитию речи:

«Пересказ ненецкой сказки Кукушка»

г. Санкт — Петербург

Тема: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, находить в них подтексты и узнавать новое, ранее неизвестное.

Обучающие задачи: расширять знания детей о народах Севера, об их нравах и обычаях.

Развивающие задачи: развивать внимание, связную речь, мышление, познавательную активность.

Воспитательные задачи: воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить.

Предварительная работа: просматривание презентации «Условия жизни людей на крайнем Севере».

Оборудование: использование интернет-технологий – видео о птице кукушке, о народности ненцы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Слайд кукушка и загадка.

Глаз чужих я не люблю,

За собой всегда слежу,

Скрытно очень я живу,

Детками не дорожу,

Если яйца я снесу,

В дом чужой их отнесу,

Тут же быстро улечу.

О ком идет речь?

Читаю текст ненецкой сказки «Кукушка» (прилагается).

Дети, как можно озаглавить прочитанный текст? (дети предлагают).

Это – ненецкая сказка «Кукушка».

Все ли вам понятно в этой сказке?

  1. Что вы знаете о ненцах?
  2. Где живет этот народ?
  3. Как называется их жилище?
  4. Какую одежду они носят?
  5. Чем они занимаются и их одежда (чум, пимы, малица, наперсток).

А теперь давайте попробуем пересказать эту сказку:

  1. Каждый человек по очереди по предложению
  2. Попробовать от первого лица (мы жили в чуме..)

После пересказа ответы на вопросы:

  1. Почему женщина заболела?
  2. Как дети заботились о больной матери?
  3. Почему мать превратилась в кукушку?

Игра: «Угадай сколько?»
Читаю предложение – дети называют из скольки слов состоит предложение.

II. Даются картинки по сказке – дети составляют свое предложение.

Мы знаем любое предложение состоит из слов, а из чего состоит слово (слоги).

Игра: «Хлопни в ладоши» (сколько слогов, столько и хлопков).

Мать превратилась в кукушку, а как будут называться ее дети?

Кукушка – кукушонок (ед.ч.) – кукушата (мн.ч.)

Сова – совенок – совята

Журавль – журавленок – журавлята

Снегирь – снегиренок – снегирята

Прочитав сказку «Кукушка» и загадку о кукушке, что вы можете о ней сказать, какая она? (хитрая, вредная).

Краткий пересказ (три предложения) сказки.

Скажите, кого вам жаль в этой сказке?

Как вы думаете, справедливо наказаны дети?

Игра: «Цветы слова» (слова – антонимы)

Вокруг каждого листа выкладываются цветы слова и в конце открываются портреты.

А теперь мне хочется спросить у вас, чему вас научила сказка? Скажите, могли бы вы рассказать эту сказку от первого лица? Если да, то расскажите. Если нет, то объясните почему? (не все согласятся оказаться в роли неблагодарных детей).

Вывод: в жизни бывает по-разному. Среди хороших поступков могут быть и плохие, но мы с вами должны иногда и в плохом пытаться находить что-то хорошее. Оно всегда есть, пусть даже мало. В защиту кукушки мы можем сказать, что прежде чем подложить свои яйца в чужое гнездо, она смотрит, чтобы они не отличались от лежащих уже в гнезде яиц. И потом издали она наблюдает за судьбой своих яиц. А еще она поедает волосяных гусениц, от которых могли бы погибать деревья. Другие птицы их не трогают, так как боятся. Поэтому о кукушке сегодня в ее защиту можно сказать, что она заботливая и трудолюбивая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это подборка ненецких народных сказок для чтения дошкольникам. Сегодня заметила: дети внимательно, сосредоточенно слушают эти необычные сказки, много интересного уз.

Игра-драматизация на макете «Север». Старшая группа.

Нравственное воспитание. «Мама — слово святое».

Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа.

Ненецкий язык, песни, игры, декоративно-прикладное искусство и др.-часть культуры ненецкого народа.

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково.

Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования.

Ненецкая сказка «Кукушка»

Тема: Рассказывание Ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: Познакомить детей с особенностями жизни народов Севера.

Учить оценивать поступки героев произведения.

Воспитывать любовь и чуткость к матери, её просьбам.

№ Этапы урока. Учитель.Ученик.Модуль 1 Организационный момент

Дети встают в круг радости.

Дети дарят друг другу свои улыбки.

Обыгрывание волшебной шкатулки. Педагог вместе с детьми рассматривает содержимое шкатулки, находят золотой ключик.

Дети встают в круг радости. Произносят слова игры

Я дрозд, ты дрозд

У меня нос, у тебя дрозд,

У меня гладкие, у тебя гладкие,

У меня сладкие, у тебя сладкие.

Мы с тобой любим друг друга.

Рассматривают шкатулку и находят волшебные ключи.

Сегодня Царица литература приготовила нам золотой ключик, произносим волшебные слова, чтоб открыть книгу:

«Ключик, ключик золотой,

Сказку новую открой!»

Ребята, я вижу, что это — Ненецкая народная сказка «Кукушка» Кукушка это птица. Как она кричит? Правильно. Но кто такие ненцы? Хотите узнать?

Рассказ педагога по картинкам.

«Ненцы это коренные народы, которые живут на Севере. Основное их занятие – рыболовство и оленеводство. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые, сильные и трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей они часто переходят из одного места на другое. Съедят олени корм – мох, ягель и идут дальше, а оленеводы за ними. Место, где живут оленеводы, называют стойбище. А дом где они живут – чум. Чум делают из шкур оленей, его легко разобрать и перевести в другое место. (как и юрту).

На Севере суровая зима, много снега. Жители шьют одежду из шкур животных. Женщины украшают её орнаментом. Обувь тоже шьют из оленей шкуры, такую одежду и обувь не купишь в магазине, её шьют женщины. У женщин севера очень много работы — они топят печь, рыбачат, шьют одежду и обувь, собирают ягоды, заготавливают дрова на зиму, ухаживают за детьми.

На Севере пасмурные, длинные, темные ночи, а вот летом ночей почти не бывает. Поэтому их называют « белыми». Вестницей белых ночей можно назвать кукушку:

« Белые ночи, белые ночи

Неба распахнуты очи.

Только кукушка на суку

Пробует голос ку-ку-ку-ку.»

Произносят хором волшебные слова и открывают шкатулку.

Слушают внимательно педагога.

Игра «Летняя или зимняя ночь»

Пока играет музыка, дети танцуют, как только музыка прекращается — засыпают.

4 Рассказывание сказки.

У народов Севера есть свои песни и танцы. А еще они очень любят сочинять и придумывать сказки. Вот одну сказку я вам сейчас расскажу: «Кукушка»

-Почему мать превратилась в птицу?

-Правильно ли поступили дети по отношению к матери?

-Как бы вы поступили?

-Чему учит эта народная сказка?

О чем предупреждает?

Надо всегда заботиться о своих матерях, беречь их, ухаживать, когда они болеют, помогать им во всем: быть трудолюбивыми. Ведь не зря в народе говорят «Горька работа, да хлеб сладок»

Дети не слушали маму, вот она и улетела.

Мы помогали маме.

Учит помогать старшим, слушать их, заботится, когда болеют.

Диалоговое общение. Возрастные особенности.

А сейчас я хочу посмотреть, как у нас в классе работают девочки, как работают мальчики. Вы поделитесь на две команды и попробуете собрать картинку по сказке. Какая команда быстрее соберет и аккуратно приклеит, та команда и выиграла.

Дети собирают разрезную картинку по сказке и приклеивают её.

Новые подходы в обучении.

Скажем спасибо Царице Литературе за сказку. Закрытие книги.

И теперь немного потанцуем.

Благодарят Царицу Литературу за сказку и танцуют.

Просмотр содержимого документа
«Ненецкая сказка «Кукушка» »

Дата 16.10.14 Художественная литература

Тема: Рассказывание Ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: Познакомить детей с особенностями жизни народов Севера.

Учить оценивать поступки героев произведения.

Воспитывать любовь и чуткость к матери, её просьбам.

Конспект урока по литературному чтению на тему «Ненецкая сказка «Кукушка»(2 класс)

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Конспект урока

Тема: Ненецкая сказка «Кукушка »

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их; воспитание любви к своей матери.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Планируемые результаты: Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс; иллюстрация к произведению; физическая карта России, карточки с названиями народов, карточки с заданиями.

-Добрый день, начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не молчать

Всем работать отвечать

2.Проверка домашнего задания (5мин)

-Ребята, какое домашнее задание у вас было? (Пересказ сказки Айога»)

— Назовите героев сказки «Айога».(Девочка Айога,мама девочки, соседская девочка)

-Какой изображена Айога в начале в начале и в конце сказки?( в начале сказки она была красивой девочкой,а в конце- она превратилась в гуся)

-Кто хочет пересказать сказку «Айога»?

3.Актуализация знаний (5мин)

— Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданиями. Соотнесите названия сказок с отрывками из них. (см. Приложение)

— Потом кто-то из вас выйдет к доске и мы проверим ,как вы справились с заданием.

На карточках соединяют названия сказок с отрывками

Работа с картой.

-Сказки каких народов вы читали? (Белорусскую, русскую, хантыйскую ,нанайскую)

— Чему учат нас эти сказки?( Помогать старшим, учат добру)

— Ваши товарищи подготовили сообщения об этих народах. Найдём эти народы на карте России.

(краткие сообщения подготовленных детей о народах: нанайцы, хантыйцы, русские, белорусские)

«Пых» (белорусская), «У страха глаза велики» (русская), «Айога» (нанайская), «Идэ» (хантыйская)

4.Постановка учебной проблемы

– Ребята, давайте повторим сказки каких народов вы читали?( Русских, белорусских, нанайцев, хантыйцев)

— Верно. Сегодня мы познакомимся ,еще с одной сказкой. Узнать название сказки вы сможете, отгадав загадку.

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)

— Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа «Кукушка»

— Ребята, кто знает кто такие ненцы?

Ненцы — народ, составляющий основное население северных районов России. Найдём место их проживания на карте.

— Ребята, что вы знаете о кукушке? ( это птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.)

Работа с картой

Работа с энциклопедической статьёй о кукушке.

Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она -кукачка, у болгар — кукувица, у немцев — кукук, у французов — куку, .Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.

Кукушки — одни из самых полезных наших птиц. Кукушка — птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное — она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Чтение энциклопедической статьи.

— В сказке вам встретятся такие слова: чум, малица, тундра. Где мы можем найти значение непонятных слов? ( в словарях)

-Ребята, у вас в конце учебника( стр. 154) тоже есть словарь, давайте найдем значение слова малица? (Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.)

-Кто знает что такое чум?( Чум — палатка, крытая шкурами)

Кто знает, что такое тундра?(Тундра — холодные северные безлесные пространства.)

— Найдём их в толковом словаре.

-Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте все. Сначала я покажу ,а потом –все вместе повторите за мной.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утором рано умывались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо ,влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Чтение сказки учащимися и работа по содержанию.

— Ребята , вот вы немного отдохнули, а теперь откройте страничку 82 , прочитайте сказку про себя.

— Теперь начнем читать по цепочке. Начитает первая парта.

-Давайте ответим на вопросы. Почему мать превратилась в кукушку?(потому что дети не слушали ее) .

— Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? ( побежали за ней, просили ее вернуться)

— Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? ( Вывесить на доску)

— Посмотрите на иллюстрацию, какой момент изображен? ( Как мама улетает ,а дети бегут за ней)

-Какие слова из текста, подходят к этой иллюстрации?( -Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей…)

— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?( Им было стыдно за то ,что не помогали маме, не слушались ее)

— Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?( Стало жалко детей )

— Ребята, давайте составим план к нашей сказке.

— С чего начинается сказка?( что жила женщина и было у нее четверо детей)

— Как назовем первый пункт плана?( Жила женщина с детьми)

-Чем занимались персонажи? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей)

— Как назовем второй пункт нашего плана? ( Мама работала, а дети играли)

-Что случилось с мамой? ( Она заболела)

— Как назовем этот пункт? (Мама заболела)

— Какие превращения произошли с мамой?( она превратилась в птицу)

— Как назовем четвертый пункт нашего плана?( Превращение мамы в птицу)

— Чем закончилась сказка?( Мама улетела и дети остались одни)

-Как назовем этот пункт?( Навсегда бросила детей мать-кукушка)

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/04/04/pereskaz-nenetskoy-skazki-kukushka
http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/nienietskaia-skazka-kukushka
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-neneckaya-skazka-kukushka-klass-814355.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector