Ленивый ребенок 5 лет. Пусть он будет занят! Основные причины плохой успеваемости

Низкая успеваемость, причины низкой обучаемости ребенка в школе

Хорошая успеваемость в школе — это первая ответственная задача, которую вы возлагаете на ребенка.

Поэтому если с успеваемостью возникают проблемы, то вы должны рассматривать их с такой же тревогой, как повышение температуры. Это говорит о том, что что-то не в порядке, и необходимо немедленно предпринимать меры, чтобы выяснить причину и устранить ее. Какова бы ни была причина, но если уж проблема возникла, то ребенок склонен винить в этом прежде всего себя. Если он успел убедить себя, что он глупый и ленивый, то изменить это мнение становится уже намного сложнее.

Причины плохой успеваемости ребенка

Очень часто неуспеваемость вызывается не какой-то одной, а сразу несколькими причинами. Средний ученик может отставать в учебе, если попал в сильный класс. Сильный ученик испытывает скуку и отсутствие мотивации в классе, который, по его мнению, работает слишком медленно. Если ребенок стал объектом издевательств со стороны кого-то из одноклассников, у него возникает отвращение к школе вообще, а это сразу сказывается на оценках. Слабый слух или плохое зрение, хронические заболевания, СДВГ и другие особенности психики могут привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Дети, которые плохо спят, обычно страдают от хронического переутомления и невнимательны. Среди психологических факторов можно также отметить неурядицы в семье, физическое или сексуальное насилие.

Очень редко случается, что ребенок не успевает исключительно из-за собственной лени. Если ребенок просто сдался и опустил руки, это уже нельзя назвать ленью. Дети по натуре очень любознательны и полны энтузиазма. Если они потеряли желание учиться, это явный признак какой-то скрытой проблемы, которую необходимо найти и устранить. Проблемы с успеваемостью не всегда выражаются в плохих оценках. Если ребенок учится на одни пятерки, но обладает таким честолюбием и стремлением к совершенству, что у него на этой почве даже начинаются боли в желудке, — это тоже проблема успеваемости. Если ребенок учится в основном на четверки, но затрачивает такие усилия, что у него не остается времени на друзей и игры, он тоже нуждается в помощи.

Определение причины проблемы

Спокойно и дружелюбно побеседуйте с ребенком о его школьных успехах. Своим тоном вы должны продемонстрировать ему, что хотите помочь. В чем, по его мнению, заключаются проблемы? Поинтересуйтесь подробностями всего, что происходит в школе, и реакцией вашего ребенка на эти события. Встретьтесь с учителями и классным руководителем. С самого начала лучше всего относиться к ним как к союзникам, а не как к врагам. Хотя, возможно, причиной всех проблем являются именно учителя и школа, считайте изначально, что они на вашей стороне. Поговорите с детским врачом, психологом и другими специалистами, занимающимися подобными проблемами.

Кто-то из них (скорее всего, педиатр) поможет вам собрать воедино всю информацию и определить, в чем причина проблемы и какие меры следует предпринять.

Вмешательство родителей и учителей

Существует множество различных мер, которые учителя и родители могут предпринять для повышения успеваемости ребенка. Если причина в слишком большой школьной нагрузке, попробуйте перевести ребенка в другой класс, где требования к ученикам не столь высоки. Если ребенок стал предметом насмешек и издевательств, должны вмешаться учителя и разъяснить классу, что необходимо с уважением относиться друг к другу и никому не позволено оскорблять других ни физически, ни морально. Воспитательные меры такого рода обычно оказывают воздействие, особенно если они предприняты со стороны школьного руководства. Если неспособность ребенка к учебе вызвана проблемами со здоровьем, возможно, исправить ситуацию поможет специализированная школа. При СДВГ требуется сочетание медикаментозного лечения и поведенческой психотерапии. В любом случае совместные усилия родителей и учителей обычно помогают решить проблемы поведенческого характера.

Если ребенок еще не созрел в полной мере для школы, ему, возможно, полезно будет повторить курс подготовительного или первого класса. Однако когда ребенок в более позднем возрасте остается на второй год, это обычно не решает проблему низкой успеваемости. Более того, это чрезвычайно травмирует ребенка. Социальные и эмоциональные последствия подобного решения подрывают его веру в себя и зачастую оканчиваются тем, что ребенок вообще бросает школу, особенно если речь идет о старшекласснике.

Помощь ребенку вне школы

Родители могут немало сделать, чтобы помочь ребенку, имеющему серьезные проблемы с успеваемостью. Практически все дети проявляют большую любознательность по отношению к окружающему миру. Если вы будете разделять и всячески поощрять это стремление, их интерес к учебе повысится. Выясните, что больше всего интересует вашего ребенка. Пусть он сам расскажет вам, каким предметам отдает предпочтение. Поощряйте его стремление к природе, чтению и ко всему, что вызывает у ребенка неподдельный интерес.

Отношения между родителями и учителями

Приятно общаться с учителем, если ваш отпрыск — гордость класса и прекрасно учится. Но если у ребенка проблемы с учебой, ситуация требует деликатности. Даже самые лучшие родители и учителя — всего лишь люди. И те и другие считают свою работу самой важной и испытывают собственнические чувства по отношению к ребенку. Каждый из них в глубине души считает, что ребенок учился бы лучше, если бы другая сторона изменила свое отношение к нему. Родители должны понять с самого начала, что у учителя такая же чувствительная душа, как и у них, и что можно добиться значительно большего, если отношения с ним будут строиться на понимании и сотрудничестве.

Некоторые родители боятся встречаться с учителями, забывая, что и педагоги порой с опаской относятся к родителям. Основная задача родителей состоит в том, чтобы откровенно рассказать учителю о жизни ребенка, о его интересах, на что и как реагирует, а затем совместными усилиями использовать эту информацию в процессе учебы. Не забывайте похвалить учителя за те уроки, которые особенно понравились вашему ребенку.

Иногда ученик и учитель при всем своем старании попросту не сходятся характерами. В этом случае необходимо обсудить с директором вопрос о возможности перевода ребенка в другой класс.

Родители не должны первым делом обвинять учителя, если у ребенка низкая успеваемость. Если ребенок слышит из уст родителей обвинения в адрес учителя, он привыкнет всегда обвинять других в своих неудачах и не будет брать на себя ответственность за возникающие проблемы. Вы, конечно, можете утешить ребенка, сказав ему, например: «Я знаю, что ты стараешься» или «Я представляю себе, как ты расстраиваешься, когда учитель тобой недоволен».

«Ничего не понимаю» и еще 5 признаков школьного стресса

Гиперактивность, невнимательность и другие проблемы школьников: причины

Прошло всего две недели с начала учебного года, но во многих семьях уже возникли трудности, связанные со школой. Слезы над домашними заданиями, утреннее «не хочу в школу», жалобы учителя на плохое поведение ребенка. Оказывается, почти все школьные проблемы — от неуспеваемости до трудностей общения — могут быть проявлениями школьного стресса. Как он возникает и чем можно помочь ребенку?

На протяжении вот уже 9 лет ко мне обращаются родители со школьными проблемами своих детей. Некоторых из них можно было бы избежать, если бы школа не воспринималась большинством из нас как единственно возможный и совершенно необходимый этап в жизни ребенка.

Распространенные проблемы школьников

Для начала попробую перечислить самые распространенные жалобы родителей школьников:

  • не хочет учиться, говорит «скучно»
  • невнимательный, «витает в облаках»
  • низкая успеваемость (в целом или по конкретным предметам)
  • гиперактивность
  • школьные страхи (например, страх ответа у доски, страх экзаменов )
  • проблемы общения со сверстниками и учителями (вплоть до травли)

Проблемы в школе могут возникнуть как у «слабых» детей, имеющих трудности в развитии, так и у способных и любознательных. Давайте попробуем взглянуть на каждую проблему в отдельности и подумать, какие причины могут ее вызывать, и могут ли такие проблемы возникнуть при семейном обучении.

Отсутствие интереса к учебе

На самом деле за скукой и нежеланием учиться, как ни удивительно, чаще всего кроется чувство небезопасности. Любознательность заложена в нас природой, но включается она тогда, когда мы уверены, что ничто нам не угрожает. А нести в себе ощущение угрозы могут многие факторы. Например, неблагоприятные отношения в семье, напряженная обстановка дома — и тут, конечно, школа ни при чем.

Но если говорить о рядовых случаях, то чаще всего ощущение небезопасности исходит для ребенка от угрозы быть непринятым значимыми людьми, а это в основном родители и учитель. Знаки непринятия ребенок может усмотреть в том, как эти значимые люди оценивают его школьные успехи, да и сам факт оценки уже таит в себе угрозу быть непринятым. А потребность быть принимаемым и одобряемым заложена в ребенка природой на инстинктивном уровне — это залог выживания (я завишу от взрослого — взрослый меня не принимает — я могу остаться один и не выжить).

Бывает так, что родители ревностно следят за успехами и достижениями ребенка, и тогда, конечно, семейное обучение вряд ли поможет ему смягчить этот груз ответственности. Но в ситуации, когда родителям важнее то, как ребенок познает мир, а не какие результаты получает, существенную роль могут сыграть ожидания учителя. И даже получая дома одобрение и поддержку родителей, ребенок будет болезненно воспринимать неудовлетворенность его достижениями учителя. В такой ситуации велика вероятность включения защитного механизма «мне скучно» или «не люблю учиться» — ведь это не так уязвимо, как «я хочу, но не справляюсь» или «я боюсь ошибиться».

Невнимательность, рассеянность

Эти проблемы могут иметь в своей основе неврологические причины. Но гораздо чаще проблемы с вниманием у школьников связаны со стрессом или с отсутствием индивидуального подхода при массовом обучении детей.

Представьте себе, что вы выполняете работу и ожидаете, что в любой момент начальник вызовет вас «на ковер», или вы толком не представляете, как надо выполнить работу и сколько времени она может занять. При этом в одном помещении с вами работает около 30 коллег. Как вы думаете, будет ли ваше внимание столь же устойчивым и сконцентрированным, как и в более спокойной обстановке?

Стресс — этот тот фактор, который вынуждает наш мозг все ресурсы бросать на обеспечение своей безопасности. Ребенок гораздо восприимчивее к стрессовым ситуациям, поскольку до определенного возраста его мозг недостаточно зрелый, чтобы строить прогнозы, оценивать собственную деятельность, многогранно представлять, что ему предстоит в тех или иных обстоятельствах.

За ощущение стабильности младшеклассника в большой степени отвечает взрослый. Его способность завладеть вниманием, показать искреннее доброжелательное отношение, помочь сориентироваться, внушить доверие может значительно снизить стресс. Однако даже хороший учитель не всегда может это реализовать, с учетом необходимости заботиться о каждом из тридцати учеников со своими индивидуальными особенностями. Дома такой подход реализовать куда проще.

Помимо эффекта от стресса, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности объема, концентрации, переключаемости внимания. Все эти особенности вполне могут вписываться в рамки нормы, однако не совпадать с теми параметрами, на которые ориентирован конкретный учитель. Так, в моей практике было немало детей, которые в условиях наших занятий, где я учитывала их темп работы и поддерживала атмосферу безопасности, показывали блестящие результаты, а в школе продолжали быть «отстающими».

Низкая успеваемость

Ребенок может показывать плохие результаты как в отдельных предметах, так и во всей учебе в целом. Первое, как правило, может свидетельствовать о незрелости определенных зон мозга. Например, проблемы с математикой могут указывать на незрелость структур, отвечающих за пространственные представления. Также проблемы с какими-либо предметами могут указывать на трудности контакта ребенка с учителями, преподающими эти конкретные предметы. Так, у директивного учителя ребенок может делать большое количество ошибок на почве стресса (страх неодобрения) или просто уходить в негативизм, терять интерес к предмету.

Семейное обучение, очевидно, может помочь снизить стресс, а также выстроить образовательный маршрут с учетом других трудностей ребенка, и сохранив его познавательный интерес. Но все это, повторюсь, возможно, в случае, если родители не будут ставить во главу угла достижения ребенка, ведь родительское безоценочное принятие важно ребенку, как ничье другое.

Гиперактивность

Эта проблема часто сочетается с дефицитом внимания и также может иметь под собой неврологическую основу. Однако нередко даже врачи ставят этот диагноз «на глазок», не говоря уже об учителях, воспитателях детских садов и остальном окружении, которое подобным образом реагирует на излишне, на их взгляд, активного ребенка.

Меж тем причины повышенной активности, неусидчивости, двигательного беспокойства могут быть разные, в том числе все тот же стресс, тревожность, чувствительность. Даже в случае истинной гиперактивности избавление от таких факторов, как пребывание в большом коллективе, необходимость выдерживать несколько сорокаминутных уроков в день, избыток оценочного отношения, может смягчить ее проявления, способствуя расслаблению и тела, и психики.

Школьные страхи

Дома ребенка как минимум не вызовут к доске — это уже дорого стоит для тревожного или чувствительного ребенка. Конечно, мало кому удастся избежать экзаменов даже при семейном обучении, однако при условии принятия и поддержки со стороны родителей и отсутствия необходимости сталкиваться с оценочным отношением ежедневно, справиться со стрессом от экзаменов куда легче.

Более того, с возрастом справляться со стрессом становится проще в связи с развитием способности интегрировать разные мысли и чувства, а не попадать под власть одного сильного чувства (тревога, страх). И это наш ответ на немой вопрос, как ребенок будет справляться с ситуацией экзамена в старшем возрасте, если не получит такого опыта в детстве.

Про оценочное восприятие хотелось бы сказать отдельно. Часто считается, что вред ребенку, его способности к творческой самореализации могут нанести только негативные оценки. Тем временем положительные оценки, например, «молодец», «самый умный/старательный/прилежный» и подобные могут в той же степени лишать ребенка творческой энергии и любопытства.

Просто сам факт того, что тебя принимают не просто так, потому что ты существуешь, а только на определенных условиях (если будешь хорошо учиться/слушаться/получать пятерки), может привести ребенка к неосознаваемому выводу: если я не буду соответствовать выдвинутым условиям, меня не будут принимать (и далее по сценарию, описанному выше, доходим до «я не выживу»). Особенно это характерно для тревожных детей. Именно поэтому школьные страхи появляются у круглых отличников ничуть не реже, чем у двоечников.

Проблемы общения со сверстниками и учителями

Само собой, проблем общения с учителями не может быть в отсутствие самих учителей. Но стоит взглянуть шире и задуматься о проблемах общения как таковых: почему они возникают и правда ли, что школа так важна для обретения коммуникативных навыков.

Итак, для того чтобы хорошо общаться с другими людьми, важно осознавать границы — как других людей, так и свои собственные. Для гармоничного общения необходимо уметь быть вместе с другими, при этом не растворяясь в этом единстве, а сохраняя себя как отдельную личность.

Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей это осуществить. Свои границы он прощупывает постепенно, начиная с самого рождения, поэтапно обнаруживая свою отдельность от мира, его воздействие на себя и возможность воздействовать на него. К началу школьного обучения ребенок уже неплохо знаком со своими границами. Он замечает многие сигналы своего организма и понимает, что с ними делать, знает, что люди не всегда хотят того же, что и он, и что нельзя их принуждать это делать. В определенной степени он может сопротивляться чужому принуждению или соглашаться выполнять требование и просьбы.

Однако, как уже говорилось выше, способность к интеграции чувств развита еще недостаточно, поэтому ребенок легко может забывать свои знания о границах под влиянием сильных эмоций. Под влиянием тревоги, страха (страха оценки, к примеру) ребенок может вести себя парадоксальным образом, например, нарушая дисциплину в классе, проявляя себя как «проблемный».

Точно так же под влиянием сильной эмоции ребенок может перестать защищать свои границы и соглашаться делать то, чего ему делать не хочется. Возможно, это даже будет задание на уроке, но вместе с выполнением этого задания ребенок получит и опыт того, что делать работу из страха — это нормально и правильно. И подобное виктимное поведение будет таким же нарушением общения, как и конфликтность, но в данном случае будет нарушаться не внешняя сторона коммуникации, а внутренняя — отсутствие заботы о себе и уважения к собственным границам в общении с другими.

Школа или семейное образование

Подводя итоги, хочется сказать, что далеко не каждая школа так губительно влияет на детей, как описывалось в некоторых примерах данной статьи. Есть и очень хорошие принимающие учителя, и маленькие классы, и разумные системы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка.

Более того, семейное образование отнюдь не гарантирует отсутствие вышеперечисленных типичных школьных проблем. Не так-то просто давать ребенку безусловное безоценочное принятие, сохранять самообладание, скажем, с гиперактивным ребенком, и не поддаваться сильным эмоциям, даже с учетом более зрелой нервной системы. Помимо интересов и потребностей ребенка, существуют еще интересы и потребности родителя, и не всегда их удается легко совместить.

И тогда приходится делать выбор. Мы надеемся, что этот текст поможет вам сделать выбор более осознанным, с опорой на знания об эмоциональном развитии ребенка, с опорой на собственную интуицию, которая может подсказать, что для вашего ребенка будет лучше, и главное — без опоры на ненадежное мифическое коллективное «надо». Вы сами можете решить, действительно ли именно вашему ребенку нужна школа, или все же ваше «надо» будет выглядеть как-то иначе.

Консультация для родителей «Плохая успеваемость в школе: причины, пути решения»

Татьяна Тинькова
Консультация для родителей «Плохая успеваемость в школе: причины, пути решения»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребёнка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жёсткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни. Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих.

То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно.

Негативные последствия сказываются на формировании личности ребёнка:

• снижают его самооценку,

• смиряют ребёнка с неуспехом, неспособностью,

• делают его пассивным, равнодушным к учёбе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Успеваемость в школе не всегда является показателем уровня интеллекта. Бывают очень яркие одарённые дети, у которых не получается добиться успеха и признания в школе. Если учащийся старается изо всех сил, но при этом прогресс в учёбе не очевиден, причиной этому могут быть более глубокие проблемы.

Причинами школьных затруднений становится не отсутствие каких-либо знаний, навыков и не лень, а более глубокие проблемы. Успешно учиться и общаться, в первую очередь, должен быть готов организм ребёнка: успех базируется на его здоровье.

Биологические причины плохой успеваемости (наследственные факторы, осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов, соматические заболевания в раннем возрасте, индивидуальные особенности мозговой организации психических функций).

Мозговые процессы, отвечающие за овладение моторными навыками, также отвечают и за способность к обучению. Моторные навыки и способность к обучению целиком и полностью зависят от эффективности сенсорной обработки. Если ребёнок не способен правильно интегрировать информацию от органов чувств, то скорее всего у него будут проблемы с обучением. Как раз этот недостаток и является первопричиной неуспеваемости.

Средовые факторы, способные вызвать трудности в обучении (педагогическая запущенность, гиперопека, бедность предметной среды, окружающей ребёнка, недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития, незнание или непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребёнка).

В зависимости от причин, неуспеваемость ребенка делится на несколько категорий – она может иметь под собой биологическую, социальную или эмоциональную основу.

В первом случае ребенок попросту психологически и физически не готов к школе. Родителям такого ребенка стоит уделить больше внимания и времени его воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию, помочь ребенку стать более зрелой личностью.

Также плохая успеваемость ребенка может быть связана с его неспособностью к длительному сосредоточению и с отсутствием усидчивости.

Гиперактивным детям тяжело выдержать целый урок, сидя неподвижно, и выполняя классную работу, и они быстро теряют интерес к уроку, их внимание рассеивается, и как следствие, падает успеваемость.

Социальные и эмоциональные причины неуспеваемости чаще всего кроются в коммуникативных проблемах ребенка. Если он испытывает трудности в общении с учителями и сверстниками, не умеет заводить друзей, знакомиться с новыми людьми, то в классе такой ребенок обычно становится изгоем, с которым не могут найти общий язык, и впоследствии отказывается идти в школу, перестает выполнять уроки, начинает хуже учиться.

Отнеситесь серьезно к изменениям психики своего ребенка. Будьте внимательны к тому, что с ним происходит в школе, и постарайтесь помочь ребенку справиться с его проблемами.

Как повысить успеваемость ребенка в начальной школе?

Способность маленького ученика концентрировать внимание, сохранять радость и интерес к учебе помогут избежать проблем с успеваемостью в младшей школе. Родители в силах помочь малышу в этом, поработав в следующих направлениях:

1. Организм ребенка должен отдыхать и получать достаточно кислорода. Ежедневные прогулки на свежем воздухе после многочасового сидения за партой, частое проветривание комнаты школьника обеспечат его зарядом бодрости и новыми силами для эффективного выполнения домашнего задания.

2. Четкая организация рабочего дня поможет избежать нервных срывов, плохого самочувствия, усталости, потери интереса к учебе и замкнутости.

3. Правильно расставленные приоритеты, выполнение домашнего задания согласно правилу «от более сложного к простому», составление плана и следование ему при выполнении домашней работы — это один из действенных методов, как можно повысить успеваемость ребенка в начальной школе.

4. Подходящая обстановка в комнате, настраивающая на рабочий лад. Место для выполнения заданий на дом должно быть комфортным, хорошо освещенным и оснащенным всем необходимым для этого.

5. Не нужно нагружать детей всем и сразу. Не обдуманно поступают те родители, которые записывают школьников во все секции подряд, ведь невозможно сосредоточиться на всем одновременно. Чрезмерные нагрузки приведут лишь к нервным срывам.

6. Питание школьника должно быть разнообразным и содержать вещества, которые стимулируют работу мозга. Не нужно забывать также про питьевой режим.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути реализации» Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути их реализации» Цель: помочь родителям в адаптации детей.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Причины детской лжи» МБДОУ №57 «Страна детства» г. Химки Педагог-психолог Пермякова А. В. Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Причины детской.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей: «Тепловой удар у детей: причины, симптомы, первая помощь, профилактика» Внезапный перегрев организма – очень серьезный и коварный враг каждого ребенка, поджидающий его в самых неожиданных местах. Только изучив.

Консультация для родителей: Трудности в обучении грамоте: причины возникновения и способы коррекции вне логопункта Многие родители считают, что ребенок, выучивший буквы к школе, непременно будет отличником. Однако, как показывает практика, знание букв.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения». Цель: совершенствовать работу в учреждении по речевому развитию.

Совместное мероприятие для детей и их родителей «На пути к школе» Задачи: способствовать созданию единого образовательного пространства, продемонстрировать родителям достижения детей. Ход мероприятия.

Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты,.

Вовлечение родителей в образовательный процесс в контексте ФГОС ДО: пути и решения. Важным условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных.

Выступление на педсовете «Причины конфликта «воспитатель и родитель». И пути разрешения» Выступление на педсовете 1. Причины конфликта воспитатель и родитель. И пути разрешения. 2. Взрослые смеются над детьми, которые в своё.

Источники:

http://www.wyli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/nizkaya-uspevaemost-prichiny-nizkoj-obuchaemosti-rebenka-v-shkole.html
http://www.7ya.ru/article/Nichego-ne-ponimayu-i-ewe-5-priznakov-shkolnogo-stressa-2017/
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-plohaja-uspevaemost-v-shkole-prichiny-puti-reshenija.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector