Локальный чат для школы. В школе учитесь не вы, а ребенок, в чем-то можно ему помочь, но главное – не устраивать в школе конкурс родительских амбиций, не включаться в этот забег

Содержание

Школьные чаты – боль родителя XXI века

Начало учебного года – стресс для родителей. Осенью оживают многочисленные родительские чаты, бывает, что целый день может пройти под оповещения мессенджеров. О том, как цифровые технологии изменили отношения родителей и учителей, почему после просьбы принести Чебурашку в школу увольняют директора и о чем нельзя писать в электронных дневниках и школьных чатах, рассказывает психолог Нана Оганесян.

Папы в мире детей – это хорошая мода

– Давайте поговорим о том, что принес в школу XXI век. Речь не только о технических новинках вроде электронного дневника, но и о вещах социальных. Например, многие заметили, что на родительских собраниях в школе стало больше пап. Как вы думаете, с чем это связано?

– По моим наблюдениям, в престижных школах папы присутствовали на собраниях всегда и были включены в процесс воспитания детей. В конце 90-х мне приходилось работать в школе на Ломоносовском проспекте, где училось много детей научных работников и преподавателей. Нельзя сказать, что там главенствовали папы, но их было вполне достаточно, не меньше трети.

В семьях детей, учившихся в этой школе, часто наблюдались партнерские отношения между родителями, в том числе и в воспитании детей. Сейчас можно сказать, что эта тенденция распространилась. В семьях, где папы есть, они, как правило, присутствуют и в школе, хотя в спальных районах могут быть иные социальные привычки. Есть школы, где на собраниях класс обычно полупустой, даже у первоклашек одни мамы и бабушки, и тех – немного. Смотреть на участие пап нужно не только по собраниям, но и по «текучке» – кто забирает ребенка из школы или садика, кто гуляет и занимается с ним.

В некоторых семьях папа по-прежнему остается «высшей инстанцией», к которой апеллируют только в случае каких-то форс-мажоров. В советские времена вызов к директору отца, а не мамы, был знаком чрезвычайной ситуации и где-то даже разновидностью наказания, считалось, что отец более строгий. В моей практике в те же 90-е и нулевые приходилось вызывать в школу пап – выходцев из восточных республик в тех случаях, когда мамы оказывались бессильны и не могли контролировать ситуацию с воспитанием и обучением ребенка.

Мне кажется, в России активность пап, которую мы видим в последнее десятилетие, связана и со сменой поколений, и с тем, что люди выезжают за рубеж, в страны, где папа, который возится с ребенком или с несколькими детьми, не вызывает удивления, и переняли это.

Социальные сети и популяризация детских тем, начиная с грудного вскармливания и заканчивая обсуждением ЕГЭ и вузов, тоже облегчили папам доступ в детский мир, который раньше в России был прерогативой мам. Отчасти это – мода, но это хорошая мода. Сообщения о том, что принц Уильям повел наследника в первый класс, а известный телеведущий или основатель популярной соцсети собирается взять декретный отпуск, вызывают волну подражаний, и это очень хорошо.

Учителя боятся сказать родителям то, что думают

– Сейчас в школах пропускная система, значит ли это, что учителя стали менее доступны для родителей?

– Мне кажется, проблем с доступом к учителю сейчас нет. Телефон классного руководителя сейчас есть у всех родителей. Я могу судить только о Москве, но мне кажется, что процесс общения родителей с директором и педагогическим коллективом сейчас не только стал проще, он стал абсолютно прозрачным, даже с некоторым перекосом в сторону родителей.

Учителя сейчас боятся сказать родителям то, что думают, потому что их могут неправильно понять и пожаловаться руководству. Даже электронное письмо родителя на сайт школы – уже внештатная ситуация, на которую нужно немедленно реагировать. А уж если недовольный родитель напишет на сайт департамента образования, после такого обращения с большой вероятностью «полетят головы». Поэтому учителя общаются с родителями очень осторожно.

Встреча родителей с педагогами превратилась в официальную церемонию. Ведется протокол беседы, родителя стараются ничем не обидеть, даже если родитель пришел с не слишком адекватным запросом и его требования и претензии звучат странно. Такое бывает, и гораздо чаще, чем хотелось бы. Я, как психолог, не раз на таких встречах присутствовала.

Тревога педагогического состава связана еще и с тем, что многие родители сейчас записывают беседу с учителем на диктофон, а то и на видео. Официально учителя не могут этого запретить. Эти записи могут появиться в социальных сетях или стать приложением к жалобе. Это мобилизует учителей, они стараются говорить только по делу и аккуратно выбирать слова, что, конечно, не может не создавать напряжения. Учителя в свою очередь стараются подстраховаться, ведя официальный протокол беседы.

Конечно, огульно обвинять родителей в том, что они не вылезают из чатов, было бы ошибкой. Они имеют право делать то, что им хочется и нравится. Беда в том, что есть учителя, которые тоже не расстаются со смартфоном, постоянно находятся в активной переписке, в том числе и во время урока. Ни законодательство, ни устав школы это не регулируют. Возможно, пора в контракт специалистов, работающих с детьми, включить пункт, обязывающий отключать смартфон во время уроков. Лично мне бы очень хотелось, чтобы такой пункт появился в должностных инструкциях учителей и школьных психологов.

На этом фоне то, что сейчас во всех школьных классах хотят поставить видеокамеры, выглядит благом, хотя многие педагоги подобными инициативами недовольны. В моей практике был случай, когда видеокамера помогла выяснить, что за конфликт у детей произошел во время тихого часа в детском саду и где в это время были воспитатели, которые обязаны были присутствовать в спальне. В Москве детсады вместе со школами входят в состав многофункциональных комплексов, я была руководителем психологической службы в таком учреждении.

Родительские чаты – болячка нашего времени

– В зарубежных фильмах часто можно видеть замотанную работающую маму, которая внезапно узнает, что к завтрашнему утру нужно испечь пирог на школьный конкурс. Многим российским родителям приходилось собирать ноябрьским вечером осенние листья или печь в ночи блины к Масленице. Что посоветуете в таких ситуациях?

– Мне кажется, что в Москве эта проблема сейчас решена. Если набрать в поисковике «директор школы и чебурашка», можно узнать историю о том, как в 2016 году директор одной московской школы был уволен после записи одного из его педагогов в электронном дневнике: «Принести изделие “Чебурашка”».

Руководитель столичного Департамента образования так разнес этого директора на селекторном совещании, что Чебурашку все запомнили, и надолго. Теперь слово «принести» в московских школах под запретом, и учителя изощряются, подбирая неочевидные синонимы, чтобы и без клея и цветной бумаги на уроке технологии не остаться, и под гнев начальства не попасть: «На уроке понадобятся материалы для изготовления аппликации (список)». Так Чебурашка спас московских родителей, не думаю, что кто-то из учителей рискнет обязать их что-то принести в школу.

Работающим мамам из других городов, к которым Чебурашка не приходил, можно посоветовать выполнять подобные задания в меру своих сил, ресурса и желания. Каждый раз задавать себе вопросы: «Насколько это обязательно? Что будет, если я этого не сделаю?» Сказать: «Я работаю, я не могу» – совершенно нормально.

В школе учитесь не вы, а ребенок, в чем-то можно ему помочь, но главное – не устраивать в школе конкурс родительских амбиций, не включаться в этот забег.

Потому что в большинстве случаев это нужно не ребенку, а родителям, чтобы приобрести авторитет и статус в родительском коллективе. Я бы многим мамам посоветовала аккуратно относиться к родительским сообществам, в том числе и в соцсетях.

– Почему? Что не так с родительскими чатами и группами?

– Серьезным, работающим мамам я бы посоветовала поменьше внимания обращать на родительские чаты. Эти чаты, как правило, для родителей учеников 1-2-го, максимум 3-го классов, потом родители от них устают. Обычно мамы-активистки, энтузиастки родительских чатов весь свой пыл и все свое родительское рвение тратят на первый год обучения ребенка в школе.

Некоторые родители начинают проявлять энтузиазм, когда в первый класс идет кто-то из младших детей, потому что, когда учились старшие дети, чатов еще не было. Активность в родительском чате – как корь, этим «болеют» один раз в жизни, на всех оставшихся детей этой прививки хватает, родители становятся мудрее, перерастают эти чаты и начинают относиться к школьной активности философски.

Мне кажется, что родительские чаты, родительские группы в соцсетях – это болячка нашего времени. Родители упоенно общаются в чатах, забыв о том, что в школе учатся не они, что это не они одноклассники, а их дети. Если в чате есть учитель, ситуация усложняется. В виртуальном общении ему сложно сохранить дистанцию и субординацию, когда родители пытаются с ним «дружить» и требовать, чтобы он был в доступе 24 часа в сутки.

Я, как руководитель психологической службы, могу отметить, что в последнее время появилось много запросов от педагогов на регулирование отношений в таких чатах. Любые сообщества (в том числе и родительские) подвержены групповой динамике: конфликты, выяснения отношений, борьба за лидерство, травля. Нет никаких правил по ведению родительских чатов.

И только когда все родители в виртуальном пространстве уже перессорились, они начинают взывать к авторитету учителя. Но учителя этот процесс не контролируют, это выходит за рамки их компетенций. Я советую в школьные чаты и группы ходить осторожно. Чаще всего это просто потеря времени. Отдельно стоит предостеречь пользователей соцсетей: «дружить» с одноклассниками своих детей – не всегда хорошая идея, особенно если вы склонны к эмоциональным записям и любите публиковать личные фотографии.

Конфликт в школе: действуйте официально

– Изменился ли сейчас алгоритм решения школьных конфликтов? Что делать современной маме, если ее ребенок пришел из школы в слезах (вариант – с синяком), потому что его ударил одноклассник?

– Разговор с мамой агрессора, скорее всего, не приблизит вас к цели, любая мать будет защищать своего ребенка. Если мама другого ребенка адекватно оценивает ситуацию, то всегда можно разобраться, а если не очень, лучше не идти на конфликт.

Своему ребенку посоветуйте держаться от агрессора подальше. Если есть такая возможность, понаблюдайте за детьми, когда забираете ребенка из школы. Нужно обратиться к учителю. Для начала лучше всего неформально – послать письмо с описанием ситуации и просьбой разобраться. Можно спросить учителя: «Нужно ли мне информировать маму или вы возьмете процесс под свой контроль?»

Как действовать дальше, подскажет учитель. В школах есть социальный педагог или психолог, где-то эти обязанности возложены на учителя. Если проблема не исчерпывается одним обращением, мама должна написать запрос в социальную/психологическую службу.

Психолог или социальный педагог должен прийти и понаблюдать за детьми на перемене и во время урока, чтобы понять, насколько агрессивен обидчик вашего ребенка и насколько обоснованы претензии мамы. Если ситуация становится хронической, учитель приглашает маму ребенка на беседу в школу.

Если и эта беседа не возымеет никакого действия, Совет по профилактике ставит ребенка на внутришкольный учет. В решении таких конфликтов нужно идти официальным путем. Но начать нужно с неформального обращения к учителю.

Родительские чаты: инструкция по применению

Понятие «родительский чат» знакомо, пожалуй, всем мамам и папам. Это группа в мессенджере, реже – в соцсети, созданная специально для общения родителей, чьи дети ходят в один класс, группу в садике, кружок или секцию. Здесь всегда можно оперативно узнать необходимую информацию — самое настоящее благо цивилизации!

Но, если честно, родительский чат сегодня все чаще превращается в отдельный мир со своей внутренней иерархией, войнами и перемириями и даже. естественным отбором!

Родительский чат – взгляд изнутри

Потребность в родительских чатах возникла не так давно. В то время, когда мамы нынешних школьников сами учились в школе, программа была более-менее одинакова по всей стране, смена начиналась и заканчивалась в одно время, расписание было известно уже на перекличке, и не было такого обилия кружков, секций и, дополнительных занятий. И, кстати, такого количества креативных домашних заданий, школьных рефератов, детско-родительских конкурсов, как сейчас, — тоже не было!

Поэтому сегодня без постоянной связи никуда, и родительский чат спасает: он позволяет мгновенно узнать, что задали по русскому, какое завтра расписание, кто утащил фломастеры у Васи, и сколько сдать денег на подарок учителю.

” Информация – главная задача родительского чата. Но, как в любом информационном пространстве, в нем частенько случаются сбои.

Сбой №1. Флуд

Екатерина в этом году отправила старшую дочь в школу, и уже успела немного разочароваться в чате своего класса:

«Люди абсолютно не умеют пользоваться этой фишкой, скажем так, — говорит она. — Чат, созданный с одной единственной целью — информативной, превращается в балаган. Родители обсуждают свои (ну, в смысле, детские) поделки, желают друг другу доброго утра и прочее. Они вообще не понимают уместности того, что и куда они пишут. Для меня там полезной информации процентов 10. Бывало, Маша забывала дома телефон, я в чате могла спросить, во сколько уроки заканчиваются. Так и то умудрились неправильную информацию написать».

Сбой №2. Реклама

Помню, когда моя дочь была в первом классе, одна из родительниц постоянно скидывала в чат рекламу своей частной детской студии: вот у нас скоро такой мастер-класс, а вот мы открываем такое направление. Казалось бы, ничего плохого человек не пишет – но эта навязанная реклама воспринималась как назойливый спам и никаких положительных эмоций не вызывала. Единственное, что хотелось спросить: кому вы тут заплатили за размещение своих баннеров? Но никто этого не спрашивал, все молчали, и отсутствие какой бы то ни было реакции на её объявления говорило само за себя.

Сбой №3. Восторженный спам.

Кстати, туда же, в этот чат, многие родители скидывали поздравления с праздниками: 31 декабря прилетало около десяти картинок «С новым годом», 23 февраля – фотографии солдат, 8 марта – букеты цветов в разных вариациях, отдельные товарищи поздравляли всех с православными праздниками. И опять же – ну ведь ничего в этом плохого! Но почему-то в ответ на их поздравления все снова молчат.

Сбой №4. Конфликты

В родительском чате Анны обсуждали, где проводить выпускной. Анна внесла предложение: не идти на поводу у школы.

«Школа дает на выбор два варианта проведения выпускного, и там, и там ничего хорошего. Толпа. Колхоз. Остальные варианты надо отстаивать, но это возможно, есть примеры. В чате начинается бурление. Некоторые откровенно пишут: “Что за бред, все ходят в ***, там круто, и наши пусть идут”. Я делаю ещё вброс: давайте спросим детей, как они видят свой выпускной? Опять бурление и комментарии “что за бред?”. А дочь мне цитирует совершенно другие пожелания из чата, где нет взрослых. Хочется написать: это ваш взгляд, ваше желание понтов. В итоге эффект толпы и авторитаризм родителей побеждают. Дети соглашаются на предложенный старшими вариант».

Спустя две недели родители в чате Анны возмущенно отказались, чтобы их детей проверяли на наркотики. «Я бросила в чат, что вот если бы тест на наркотики приобрел бы статус престижного выпускного, сейчас бы все записались. Кажется, меня забанили».

Эти сбои в чатах, как и на всем интернет-пространстве, появляются по двум причинам: отсутствие четко прописанных правил поведения в чате и отсутствие модераторов, которые следят за соблюдением этих правил. У каждого участника свои собственные представления о том, зачем нужен чат и как себя в нем вести. И частенько эти представления не совпадают!

Родительский чат – что говорят психологи

Когда-то на просторах глобальной сети мне попалась на глаза классификация родителей. Их делили на…

Активистов. Тех, кто всегда участвует во всех обсуждениях, спорах, в общем, в любом кипише.

Тихонь. Тех, кто все читает, но помалкивает.

Держащих нейтралитет. Тут все понятно – это родители, которые в перепалки не вступают, но в случае необходимости и вопрос зададут, и свое мнение выскажут.

Психолог Ирина Лагунина из Барнаула говорит, что эта классификация вполне имеет право на существование, ведь в родительском чате у взрослого человека может реализоваться целых пять психологических багов. Давайте проверим, что из этого списка хотя бы раз реализовали мы сами.

Актуализация детских впечатлений

— Это природный механизм, — говорит Ирина Лагунина. — Природа считает, что если мама и папа выжили и родили своего ребенка, значит, детство у них было прекрасное, психика должна все их детские впечатления запомнить и воспроизводить теперь для того, чтобы потомство тоже выжило.

Таким образом, всё, что происходит с нами в контексте родительства, в том числе и родительский чат, — это отражение наших собственных детских впечатлений.

Неадекватные чувства туда выплескивают те взрослые, у кого было травматичное детство. А происходит это в те моменты, когда что-то в чате напомнило о травме.

Например, те самые родители-«тихони» часто избегают конфликтов в чате, потому что в детстве были свидетелями родительских ссор.

Эффект невидимки

Учитывая то, что здесь человек не смотрит глаза в глаза, так же, как и в соцсетях и вообще везде в интернете, он может «безопасно» высвобождать очень многие подавленные чувства и запретные эмоции. Именно поэтому в родительском чате часто пишут то, что не могут сказать в глаза.

Самореализация

Когда человек не реализован в реальной жизни, в родительском чате он ощущает возможность на что-то влиять, что-то менять. Появляется как бы «пробник», мини-возможность реализоваться, если эта потребность не удовлетворена.

Эмоциональная подпитка

Несмотря на обилие развлечений, жизнь у современного взрослого достаточно однообразна. На работе чаще всего одно и то же, да и если мама сидит дома с ребенком – это всем известный день сурка.

— Здесь происходит такое явление, которое можно условно назвать «сенсорная депривация», то есть человеку не хватает впечатлений, — говорит Ирина Лагунина.- Естественно, родительский чат – это одна из возможностей создать эти впечатления. И некоторые люди для этого даже провоцируют конфликты.

Причем, отмечает Ирина, речь не идет о несчастных людях. Есть родители, у кого все хорошо, и, казалось бы, они должны быть спокойны и адекватны, но на самом деле вот это однообразное «хорошо» тоже вызывает сенсорную депривацию. Психика всегда ищет разнообразные эмоции и даже где-то возможность фрустрироваться, а родительский чат – это такая штука, где эту подпитку можно легко получить.

Ощущение силы

У нас у всех есть школьный опыт, он разный, но то, что объединяет современное поколение родителей – бессилие, которое мы часто испытывали в школе, будучи учениками. В эпоху нашего детства (80 — 90-е годы) еще не было принято, чтобы родители принимали на сторону ребенка. А в родительском чате появляется возможность это бессилие отработать.

— Возникает иллюзия, как будто вот теперь есть контроль, и я могу на что-то влиять, — говорит Ирина Лагунина. – Происходит такое «перепроживание» школьного детского опыта.

Именно поэтому в родительских чатах часто вспыхивают конфликты.

Конфликты в родительском чате

У Анны Т. трое детей. Я попросила её посчитать родительские чаты, в которых она состоит.

  • 1. Чат садика, где только мамы.
  • 2. Чат садика, где можно связаться с воспитателями.
  • 3. Чат мам-оппозиционерок (в группе всегда какой-то конфликт – эти забили на споры и пререкания остальных и отделились).
  • 4. Чат с тренером по гимнастике.
  • 5. Чат с учителем по конструированию.

Ребенок номер два – средний.

  • 1. Чат садика – слава богу, пока один, хотя ссор там будь здоров – не перечитать.
  • 2. Чат с тренером по беговелам.

А потом в сад пойдет еще и младший, и можно вообще весь день из чатов не вылезать.

Лично я не представляю, как можно существовать в семи чатах, тем более что как минимум в двух из них постоянные ссоры. Анна признается, что сначала все читала, «переживала за поединки там, а потом забила» и теперь вообще эти чаты путает.

Ирина Лагунина говорит, что с точки зрения конфликта не имеет значение, какую роль в нем играет человек: участника, объекта или просто свидетеля – реагируют на ситуацию люди одинаково, в зависимости от своего характера и жизненного опыта. Единственный вариант существования в конфликтном чате, по словам Ирины Лагуниной, — реагировать не на эмоции, а на информацию. Выражать собственное недовольство тоже необходимо максимально информативно, избегая эмоционально окрашенных слов.

Если же вы уже написали гневное сообщение, прежде чем его отправить, остановитесь и задайте себе вопрос: зачем? Для чего я это написала? Чтобы что-то изменить? Чтобы выплеснуть эмоции? Чтобы на кого-то напасть? Чтобы выразить пассивную агрессию?

И только когда вы дадите себе внятный ответ на этот вопрос, сообщение можно отправить. Или стереть… В общении в чате всегда важно осознание цели своего высказывания.

Но бывают ситуации, когда вы не хотите участвовать в спорах, а телефон «блямкает» ежесекундно, «сил никаких нет» и «читать это уже все невозможно». При этом выйти из чата нельзя – потому что ну как без информации-то? В этом случае Ирина Лагунина подсказывает маленький хитрый лайфхак:

Ничего не читать, а когда страсти улягутся, задать интересующий вопрос «Извините, я, кажется, пропустила…» — и дальше ваш вопрос. В любом чате обязательно найдутся родители, которые вам тут же конструктивно ответят.

Родительский чат и реальная жизнь

Однажды мы приехали в гости к семье моего брата. На пороге нас встретила его дочка. Брат бегал в гостиной, накрывал на стол, а его жена сидела, уткнувшись в телефон, хмурая и суровая. На наше приветствие бросила нервное «сейчас» и ушла в другую комнату. Мы сели за стол, брат объяснил: это жена там с родителями подарок воспитателю выбирают. Из комнаты донеслись крики – она с кем-то возбужденно разговаривала по телефону. Брат позвал жену за стол – ноль реакции. Чуть позже она вышла из комнаты, села, печальная, на стул. Телефон «блямкнул» — она снова схватила трубку, стала нервно жать на кнопки. Мой брат только смеялся. «И вот так всегда», — говорит. После этого полчаса его жена рассказывала, что в чате все переругались, потому что часть родителей хочет купить подарок воспитателю на день рождения за тысячу рублей, а другая часть считает, что на тысячу подарок не купишь.

Тем временем мы поужинали, мой муж обсудил с братом все новости, я послушала стишки и песенки детей. А еще я украдкой смотрела на жену брата и узнавала в ней себя – незадолго до этого я сама возмущалась в своем родительском чате, что учитель исправляет в диктанте верно написанное и не видит ошибки. Созванивалась с родителями, нервно жала на кнопки, не слышала мужа…

Наверное, самое главное, что пока мы ругаемся, что-то обсуждаем, спорим в родительских чатах, наши дети читают стихи не нам, ужин стынет, муж не может нас дозваться, а гости уже уходят. Родительский чат поднимает в душе детские травмы, нереализованные потребности, невыраженные эмоции. В нашей власти выбрать – нервы или спокойствие, информация или эмоции.

Школьные чаты – боль родителя XXI века

Папы в мире детей это хорошая мода

– Давайте поговорим о том, что принес в школу XXI век. Речь не только о технических новинках вроде электронного дневника, но и о вещах социальных. Например, многие заметили, что на родительских собраниях в школе стало больше пап. Как вы думаете, с чем это связано?

Нана Оганесян. Фото: auroraprize.com

– По моим наблюдениям, в престижных школах папы присутствовали на собраниях всегда и были включены в процесс воспитания детей. В конце 90-х мне приходилось работать в школе на Ломоносовском проспекте, где училось много детей научных работников и преподавателей. Нельзя сказать, что там главенствовали папы, но их было вполне достаточно, не меньше трети.

В семьях детей, учившихся в этой школе, часто наблюдались партнерские отношения между родителями, в том числе и в воспитании детей. Сейчас можно сказать, что эта тенденция распространилась. В семьях, где папы есть, они, как правило, присутствуют и в школе, хотя в спальных районах могут быть иные социальные привычки. Есть школы, где на собраниях класс обычно полупустой, даже у первоклашек одни мамы и бабушки, и тех – немного. Смотреть на участие пап нужно не только по собраниям, но и по «текучке» – кто забирает ребенка из школы или садика, кто гуляет и занимается с ним.

В некоторых семьях папа по-прежнему остается «высшей инстанцией», к которой апеллируют только в случае каких-то форс-мажоров. В советские времена вызов к директору отца, а не мамы, был знаком чрезвычайной ситуации и где-то даже разновидностью наказания, считалось, что отец более строгий. В моей практике в те же 90-е и нулевые приходилось вызывать в школу пап – выходцев из восточных республик в тех случаях, когда мамы оказывались бессильны и не могли контролировать ситуацию с воспитанием и обучением ребенка.

Мне кажется, в России активность пап, которую мы видим в последнее десятилетие, связана и со сменой поколений, и с тем, что люди выезжают за рубеж, в страны, где папа, который возится с ребенком или с несколькими детьми, не вызывает удивления, и переняли это.

Социальные сети и популяризация детских тем, начиная с грудного вскармливания и заканчивая обсуждением ЕГЭ и вузов, тоже облегчили папам доступ в детский мир, который раньше в России был прерогативой мам. Отчасти это – мода, но это хорошая мода. Сообщения о том, что принц Уильям повел наследника в первый класс, а известный телеведущий или основатель популярной соцсети собирается взять декретный отпуск, вызывают волну подражаний, и это очень хорошо.

Учителя боятся сказать родителям то, что думают

– Сейчас в школах пропускная система, значит ли это, что учителя стали менее доступны для родителей?

– Мне кажется, проблем с доступом к учителю сейчас нет. Телефон классного руководителя сейчас есть у всех родителей. Я могу судить только о Москве, но мне кажется, что процесс общения родителей с директором и педагогическим коллективом сейчас не только стал проще, он стал абсолютно прозрачным, даже с некоторым перекосом в сторону родителей.

Учителя сейчас боятся сказать родителям то, что думают, потому что их могут неправильно понять и пожаловаться руководству. Даже электронное письмо родителя на сайт школы – уже внештатная ситуация, на которую нужно немедленно реагировать. А уж если недовольный родитель напишет на сайт департамента образования, после такого обращения с большой вероятностью «полетят головы». Поэтому учителя общаются с родителями очень осторожно.

Встреча родителей с педагогами превратилась в официальную церемонию. Ведется протокол беседы, родителя стараются ничем не обидеть, даже если родитель пришел с не слишком адекватным запросом и его требования и претензии звучат странно. Такое бывает, и гораздо чаще, чем хотелось бы. Я, как психолог, не раз на таких встречах присутствовала.

Тревога педагогического состава связана еще и с тем, что многие родители сейчас записывают беседу с учителем на диктофон, а то и на видео. Официально учителя не могут этого запретить. Эти записи могут появиться в социальных сетях или стать приложением к жалобе. Это мобилизует учителей, они стараются говорить только по делу и аккуратно выбирать слова, что, конечно, не может не создавать напряжения. Учителя в свою очередь стараются подстраховаться, ведя официальный протокол беседы.

Конечно, огульно обвинять родителей в том, что они не вылезают из чатов, было бы ошибкой. Они имеют право делать то, что им хочется и нравится. Беда в том, что есть учителя, которые тоже не расстаются со смартфоном, постоянно находятся в активной переписке, в том числе и во время урока. Ни законодательство, ни устав школы это не регулируют. Возможно, пора в контракт специалистов, работающих с детьми, включить пункт, обязывающий отключать смартфон во время уроков. Лично мне бы очень хотелось, чтобы такой пункт появился в должностных инструкциях учителей и школьных психологов.

На этом фоне то, что сейчас во всех школьных классах хотят поставить видеокамеры, выглядит благом, хотя многие педагоги подобными инициативами недовольны. В моей практике был случай, когда видеокамера помогла выяснить, что за конфликт у детей произошел во время тихого часа в детском саду и где в это время были воспитатели, которые обязаны были присутствовать в спальне. В Москве детсады вместе со школами входят в состав многофункциональных комплексов, я была руководителем психологической службы в таком учреждении.

Фото: Мария Голубева / ug.ru

Родительские чаты болячка нашего времени

– В зарубежных фильмах часто можно видеть замотанную работающую маму, которая внезапно узнает, что к завтрашнему утру нужно испечь пирог на школьный конкурс. Многим российским родителям приходилось собирать ноябрьским вечером осенние листья или печь в ночи блины к Масленице. Что посоветуете в таких ситуациях?

– Мне кажется, что в Москве эта проблема сейчас решена. Если набрать в поисковике «директор школы и чебурашка», можно узнать историю о том, как в 2016 году директор одной московской школы был уволен после записи одного из его педагогов в электронном дневнике: «Принести изделие “Чебурашка”».

Руководитель столичного Департамента образования так разнес этого директора на селекторном совещании, что Чебурашку все запомнили, и надолго. Теперь слово «принести» в московских школах под запретом, и учителя изощряются, подбирая неочевидные синонимы, чтобы и без клея и цветной бумаги на уроке технологии не остаться, и под гнев начальства не попасть: «На уроке понадобятся материалы для изготовления аппликации (список)». Так Чебурашка спас московских родителей, не думаю, что кто-то из учителей рискнет обязать их что-то принести в школу.

Работающим мамам из других городов, к которым Чебурашка не приходил, можно посоветовать выполнять подобные задания в меру своих сил, ресурса и желания. Каждый раз задавать себе вопросы: «Насколько это обязательно? Что будет, если я этого не сделаю?» Сказать: «Я работаю, я не могу» – совершенно нормально.

В школе учитесь не вы, а ребенок, в чем-то можно ему помочь, но главное – не устраивать в школе конкурс родительских амбиций, не включаться в этот забег.

Потому что в большинстве случаев это нужно не ребенку, а родителям, чтобы приобрести авторитет и статус в родительском коллективе. Я бы многим мамам посоветовала аккуратно относиться к родительским сообществам, в том числе и в соцсетях.

– Почему? Что не так с родительскими чатами и группами?

– Серьезным, работающим мамам я бы посоветовала поменьше внимания обращать на родительские чаты. Эти чаты, как правило, для родителей учеников 1-2-го, максимум 3-го классов, потом родители от них устают. Обычно мамы-активистки, энтузиастки родительских чатов весь свой пыл и все свое родительское рвение тратят на первый год обучения ребенка в школе.

Некоторые родители начинают проявлять энтузиазм, когда в первый класс идет кто-то из младших детей, потому что, когда учились старшие дети, чатов еще не было. Активность в родительском чате – как корь, этим «болеют» один раз в жизни, на всех оставшихся детей этой прививки хватает, родители становятся мудрее, перерастают эти чаты и начинают относиться к школьной активности философски.

Мне кажется, что родительские чаты, родительские группы в соцсетях – это болячка нашего времени. Родители упоенно общаются в чатах, забыв о том, что в школе учатся не они, что это не они одноклассники, а их дети. Если в чате есть учитель, ситуация усложняется. В виртуальном общении ему сложно сохранить дистанцию и субординацию, когда родители пытаются с ним «дружить» и требовать, чтобы он был в доступе 24 часа в сутки.

Я, как руководитель психологической службы, могу отметить, что в последнее время появилось много запросов от педагогов на регулирование отношений в таких чатах. Любые сообщества (в том числе и родительские) подвержены групповой динамике: конфликты, выяснения отношений, борьба за лидерство, травля. Нет никаких правил по ведению родительских чатов.

И только когда все родители в виртуальном пространстве уже перессорились, они начинают взывать к авторитету учителя. Но учителя этот процесс не контролируют, это выходит за рамки их компетенций. Я советую в школьные чаты и группы ходить осторожно. Чаще всего это просто потеря времени. Отдельно стоит предостеречь пользователей соцсетей: «дружить» с одноклассниками своих детей – не всегда хорошая идея, особенно если вы склонны к эмоциональным записям и любите публиковать личные фотографии.

Конфликт в школе: действуйте официально

– Изменился ли сейчас алгоритм решения школьных конфликтов? Что делать современной маме, если ее ребенок пришел из школы в слезах (вариант – с синяком), потому что его ударил одноклассник?

– Разговор с мамой агрессора, скорее всего, не приблизит вас к цели, любая мать будет защищать своего ребенка. Если мама другого ребенка адекватно оценивает ситуацию, то всегда можно разобраться, а если не очень, лучше не идти на конфликт.

Своему ребенку посоветуйте держаться от агрессора подальше. Если есть такая возможность, понаблюдайте за детьми, когда забираете ребенка из школы. Нужно обратиться к учителю. Для начала лучше всего неформально – послать письмо с описанием ситуации и просьбой разобраться. Можно спросить учителя: «Нужно ли мне информировать маму или вы возьмете процесс под свой контроль?»

Как действовать дальше, подскажет учитель. В школах есть социальный педагог или психолог, где-то эти обязанности возложены на учителя. Если проблема не исчерпывается одним обращением, мама должна написать запрос в социальную/психологическую службу.

Психолог или социальный педагог должен прийти и понаблюдать за детьми на перемене и во время урока, чтобы понять, насколько агрессивен обидчик вашего ребенка и насколько обоснованы претензии мамы. Если ситуация становится хронической, учитель приглашает маму ребенка на беседу в школу.

Если и эта беседа не возымеет никакого действия, Совет по профилактике ставит ребенка на внутришкольный учет. В решении таких конфликтов нужно идти официальным путем. Но начать нужно с неформального обращения к учителю.

Источники:

http://sozidatel.org/articles/obchestvo/11231-shkolnyie-chatyi-bol-roditelya-xxi-veka.html
http://sibmama.ru/roditelskii-chat.htm
http://www.pravmir.ru/shkolnyie-chatyi-bol-roditelya-xxi-veka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector