Малыш познает мир — понять и помочь. Ребенок познает мир

Как грудной ребенок познает мир

Хотя грудной ребенок ещё совсем крохотный, он активно познает мир. Узнайте, как проходит развитие новорожденного ребенка и его познавательная деятельность.

Недавно с удивлением открыла, что моему грудному ребенку очень близка гармоничная музыка: под первые звуки этюдов Шопена сын успокаивается. Что это, музыкальный дар? Мне впоследствии нужно будет уделить особое внимание музыкальному образованию Максима? Или просто настал такой период развития новорожденного ребенка, когда он познает мир на слух? Мамы, поделитесь, как ваши грудные дети удивляют вас своими открытиями!

Я прочитала несколько разных исследований, о познавательной деятельности ребенка.
Грудной ребенок месяцы своего первого года жизни проводит в непрерывной познавательной деятельности. В течение первого года жизни грудной ребенок все тащит в рот, облизывает, жует, он как бы пропускает внешний мир через себя. К третьему месяцу грудной ребенок начинает чувствовать предметы, его первый рефлекс, отправить их в рот. К семи месяцам грудному ребенку нравится облизывать пальцы своих ног, так у него складывается представление о своем теле. Но первое, что грудной ребенок умеет отличать, это запах. Со второй недели жизни он узнает свою маму по запаху.

С самого рождения младенец все прекрасно слышит, ведь слух у него развит уже с седьмой недели жизни в утробе матери. До девяти месяцев грудной ребенок реагирует в первую очередь на звук. Если ему показать две игрушки, одну разноцветную, а другую, издающую звук, он повернется к той, которая звучит. Позднее приоритеты изменятся, визуальный объект станет привлекать больше внимания грудного малыша, чем звучащий. В первые годы жизни дети очень восприимчивы к словам своих мам. Грудной ребенок запоминает гораздо больше, чем нам кажется, нужно не забывать давать комментарии всему происходящему.

В первые же месяцы жизни грудной малыш после кормления не сразу закрывает глазки, а подолгу всматривается в лицо, склоненное над ним. Через выражение этого лица, улыбку мамы складывается мироощущение грудного младенца. К трем месяцам ребенок машет руками, изучает их, к четырем он может держать игрушку перед глазами и рассматривать ее. К шести месяцам его зрение становится объемным.

Чувствительность к тактильным ощущениям меняется по мере развития новорожденного ребенка. Сначала тактильные ощущения воспринимаются всем телом: грудной ребенок любит, чтобы его носили, качали, массировали ручки-ножки, пеленали. К трем месяцам грудной ребенок чувствует предметы, к которым на мгновения прикасается пальчиками. К пяти месяцам грудной малыш сам старается потрогать все, что его окружает, ощутить разницу между мягким и жестким, гладким и шероховатым, жидким и твердым… К девяти месяцам он уверенно держит игрушку в руке, протягивает ее маме. К десяти месяцам он любит играть с коробкой: доставать оттуда свои игрушки. К концу первого года малыш умеет складывать игрушки в коробку. У него сложилось пространственное мироощущение, малыш стоит на пороге нового этапа познавательной деятельности ребенка.

Малыш познает мир — понять и помочь

Как помочь ребенку познавать мир

Размышления по поводу книги Л. Брэдвэй и Б.А. Хил «Ребенок от 0 до 3 лет: как развить врожденные способности».

Основополагающий тезис системы Лорен Бредвэй, которая работает в Оклахомском университете, таков: из трех основных способов познания мира (с помошью зрения, слуха и осязания) один, как правило, является приоритетным. Он в значительной степени определяет способности и поведение ребенка. Соответственно приоритетному способу выделяются три типа детей: слушатель, зритель и деятель. В книге приведены подробные таблицы, с помощью которых можно определить, к какому типу принадлежит ваш ребенок. Здесь я приведу короткие характеристики этих типов.

Дети-зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, их любимые занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте дети-зрители предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.

Младенцев-слушателей легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов.

Большинство младенцев-деятелей не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, ходят в походы, ухаживают за животными.»

Естественно, что разделение всех детей на три типа — условно. Зачастую дети активно используют два способа познания, или развиваются гармонично. Но я думаю, что многие родители могут сразу сказать о своем ребенке (или о себе): «о, вылитый слушатель (или другой тип)», и это может дать ключ к решению многих проблем в семье.

Собственно говоря, разделение на «тихонь», «болтунов» и «бегунов» не ново. Когда я начала читать книгу Л.Бредвэй, эта идея показалась мне лежащей на поверхности. Но еще нигде раньше я не встречала ее, так четко сформулированную и убедительно обоснованную. Думаю, часто родители интуитивно определяют тип своего ребенка и характерируют его на бытовом уровне: «из него слова не вытянешь», «у него только музыка на уме», «ему бы носиться сломя голову», и так далее. А Л. Бредвэй доступно объясняет, как быстрее всего понять, какие способы познания предпочитает дитя, и строить воспитание и занятия с ним, исходя из этих предпосылок.

Автор книги считает, что основной способ познания является врожденной особенностью человека. Подумать только! Малыш является в этот мир, и начинает обращать внимание на цвета, звуки и прикосновения предметов. Исследовать что-то одно из этого моря ощущений нравится ему больше всего. Но родителей это почему-то сердит, и мама говорит раздраженно: «не сиди ты с кубиками, иди побегай, погуляй» (или «хоть бы раз книжку в руки взял!»). Вспомнив свои подобные реплики, я сильно пожалела, что не почитала эту книгу раньше. Теперь мне стало очевидно, что мы с мужем — вылитые «зрители», а вот первый наш сын оказался «слушателем», и это расхождение «вкусов» мы не очень учитывали. Я больше старалась увлечь малыша книжками и рисованием, а папа — конструкторами и компьютером. Ребенок же болтал без умолку и хотел, чтобы с ним все время разговаривали, чтению предпочитал музыку. Сейчас, когда он стал подростком , музыка стала буквально средой его обитания: он слушает плейер, когда ездит в транспорте и на переменках в школе, а дома оборудовал целую студию, где играет на гитарах и синтезаторе. В свое время я не захотела отдать его в музыкальную школу, потому что считала, что это слишком большая нагрузка на ребенка. Возможно, я была не права, руководствуясь в первую очередь своим собственным печальным опытом посещения Дома Пионеров. Ведь я-то была «зритель», и за пианино меня приходилось загонять силой, а вот подрастающему «слушателю» это могло оказаться не в тягость, а в дальнейшем очень пригодилось бы.

Теперь стараюсь учитывать систему «трех типов» при занятиях с нашим вторым сыном. Но здесь все оказалось гораздо легче: Максимка — типичный «зритель». И я могу в свое удовольствие разглядывать с ним книжки, рисовать, играть в конструктор. Кстати, Лорен Бредвэй пишет, что, по ее наблюдениям, дети получают любимый тип познания в наследство о кого-нибудь из родителей. Конечно, это разумное решение природы: «однотипному» родителю и ребенку легче понять друг друга. Жаль, что это правило не обходится без исключений 🙂

Второй аспект теории Бредвэй: после того, как вы определили приоритетный способ познания и, соответственно, сильную сторону ребенка, надо заняться развитием других областей деятельности. Хотя абсолютного баланса между всеми способами добиться сложно, надо стремиться к гармонии, чтобы ребенок мог успешно запоминать информацию как зрительно, так и со слуха, а также не отставал в физической подготовке. В книге приведено много разнообразных рекомендаций, я выбрала несколько, на мой взгляд, самых интересных (из раздела для детей от года до трех лет).

Совершенствование и развитие навыков зрителя:
— Научите ребенка давать отдых глазам или расслаблять их. Метод заключается в том, чтобы ребенок, прикрыв глаза ладонями так, чтобы не проникал свет, по команде закрывал глаза на десять секунд.
— Изучайте вместе какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди пытайтесь описать этот предмет.
— Рассказывайте ребенку сразки и различные истории в темноте. Это поможет развить у него визуальное воображение.
— Занимайтесь вместе художественным творчеством. Дайте ребенку красивые карандаши, скрепки, фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
— Купите ребенку доску с магнитной азбукой или другими фигурками; констуктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели машинок с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями.
Такие игры развивают руки и пальцы.
— Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.

Совершенствование и развитие навыков слушателя:
— Дайте ребенку возможность слушать побольше музыки; приобретите кассеты с записями для детей. Детский магнитофон дает возможность ребенку самому нажимать на разноцветные кнопки.
— Старайтесь обеспечить ребенку контакты со сверстниками.
— Говорите, пользуясь сложными предложениями, определениями. Описывайте все в деталях. Это побудит ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте с ребенком при любой возможности (на прогулке, в транспорте и т.д.), задавайте ему побольше вопросов.
— Почаще читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Можно вместе рассматривать рекламные журналы и рассказывать, что на фотографиях. Так можно расширить словарный запас. Для чтения хорошо выбрать специальное, особенно уютное место. Ребенка можно заинтересовать объемными или движущимися картинками.

Совершенствование и развитие навыков деятеля:
— Дайте ребенку небольшой тазик, некое подобие домашней песочницы. Налейте туда воды, или насыпьте различные крупы, кукурузные хлопья и тому подобное. Ребенку будет приятно копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы.
— Качели во дворе или спортивный комплекс дома — отличный стимул для физических упражнений. Очень полезно записаться в детскую спортивную группу.
— Танцуйте вместе под музыку. Разыгрывайте пантомимы — как будто вы пылесосите, бреетесь или открываете окно. Пойте и показывайте в лицах песенки типа «Вот как мы метем пол, поднимаемся по лестнице и т.д.»

Небольшое отступление о терминах. Наверное, «слушатель-зритель-деятель» — это слова, подобранные переводчиком именно этой книги. Они вполне адекватно отражают общую идею, хотя «деятель» и порождал у меня немного странные ассоциации (по-моему, деятель — это тип, который вечно что-то организует, или занимает высокий пост в организации — «профсоюзный деятель» и т.д.) Будь моя воля, я назвала бы три типа «музыкант-художник-спортсмен», но настоящие научные термины уже, конечно, давно придуманы. В интернетовских статьях я встретила такие термины, как «визуалист» и «кинестатик»; а как будет по-научному «слушатель», не знаю.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы такие простые вещи, как принятие во внимание приоритетного типа познания, вошли бы в наш обиход и были бы естественны для родителей (а также работников детских садов и школ!), как, скажем, учет комплекции или вид темперамента. И нашим детям стало бы полегче с нами жить.

Литература:
Лорен Бредвей, Барбара Алберс Хил «Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности». М., ЮНВЕС, 1997.

Ваш ребёнок познаёт мир.
консультация на тему

Ваш ребёнок познаёт мир.

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок познает мир.

Консультация для родителей

Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна

Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы.

Здравствуй, возраст почемучек! Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и обсуждения?

Существуют принципы, лежащие в основе любых занятий с детьми 3 — 5 лет, в том числе и при ознакомлении с окружающим. Их несколько.

Во первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими. Выдающимся детским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером и его лучшей ученицей, замечательным ученым Ольгой Михайловной Дъяченко было доказано, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Например, ребенок учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить, чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.

Во — вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те же сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личного становления. Важно «не перескакивать» через этапы (например, учить малыша читать и считать с трех лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3-х до 4-х лет) такими существенными вещами являются знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), Их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание.

В — третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы. Обобщать полученные представления. делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения . Для того чтобы образовательная работы не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила радость и детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.

Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре основные сферы: представление о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире .

Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с нами ребенка?

Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире . Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого орда и одновременно уникальную неповторимую личность. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно в это время рождается личность, поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным.

Наши занятия и повседневная жизнь должны быть направлены на то, чтобы помочь маленькому человеку предотвратить этот бурный этап и подняться на новую ступеньку развития.

Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка и т.д .

Круг представлений маленького ребенка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Беседуя с ребенком после чтения книги, постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему. Не только знание норм определяет поведение ребенка; важно, чтобы он сам прочувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький ребенок 3-5 лет пока еще сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относиться к этому, как проявлять свои собственные переживания в форме, принятой в обществе.

Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого недостаточно. Прежде всего необходимо опираться на собственный ответ ребенка. Для этого поиграйте с ним по ролям наиболее интересные фрагменты сказки или рассказа, в которых отчетливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение решительно вести себя в трудной ситуации.

Младшие и средние дошкольники, как правило, редко бывают в музеях, театрах, библиотеках и не знакомы с нормами поведения в подобных общественных местах. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице, в магазине, поликлинике, детском учреждении, дома

Рукотворный мир познается ребенком и, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. Для малыша это, прежде всего предметы обихода и игрушки. На множество вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого — помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло.

К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Мир людей и человеческих отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться созданием пространства для ребенка. С этой целью хорошо было бы оборудовать уголок его личных вещей. С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте книги «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Вредные советы» Г.Остера и др.

Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир . К нему относится живая и неживая природа . В период от 3-х до 5-ти лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, времени, узнают о свойствах воды, воздуха, тепла и света, наблюдают за природными явлениями. Трудно перечислить все, с чем сталкивается ребенок при общении с миром природы и как много способов ее познания.

Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребенка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы, чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а попытались развить его, показав все многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для познания.

Источники:

http://www.stranamam.ru/post/203685/
http://www.7ya.ru/article/Malysh-poznaet-mir-ponyat-i-pomoch/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/vash-rebyonok-poznayot-mir

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector