Малышу исполнился 1 месяц. Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

Содержание

Развитие ребенка в 1 месяц

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Показатель

Мальчики в 1-2 месяца

Девочки в 1-2 месяца

Среднее значение в 1 месяц

Окружность грудной клетки

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик.
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики. Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Ребенок 1 месяца жизни. Для себя.

Первый месяц ребенка пролетает незаметно. Ребенок в 1 месяц уже понимает вас, ему нравится общаться с близкими и родными. Сейчас вас тревожит огромное количество вопросов, как играть с малышом, что он умеет, какой у него должен быть режим дня.

Что умеет ребенок 1 месяц

Первый месяц малыша был самым непонятным. Вы не знали, что с ним делать. Малыш до месяца очень мал и практически ничего не умеет. Он только кушает, плачет, какает и писает.

Когда малышу исполняется 1 месяц, он уже осознанно улыбается. Он реагирует на вашу улыбку, на ваш голос, на ваши прикосновения. Раньше он улыбался непроизвольно, а теперь эта улыбка предназначена именно вам.

Малыш активно двигает ручками и ножками. Если вы с ним разговариваете – он может вам отвечать. Он уже совсем взрослый и может различать цвета, видеть линии.

Ребенок в 1 месяц хорошо узнает мамин голос, мамин запах, мамину титю, мамины прикосновения. Когда вы выкладываете малыша на животик, он уже на несколько секунд приподнимает и удерживает головку.

Если вы издадите какой-то звук – малыш повернется на него. Он хорошо слышит звуки и пытается найти из источник. Ребенок 1 месяц начинает гулить. Как чудесно слышать эти звуки! Если вы будете активно разговаривать со своим малышом в то время, когда он болтает по-лялечьи, вы очень рано услышите слово «мама». На несколько секунд ваш малыш уже умеет удерживать головку, несколько минут может держать в поле зрения ваше лицо или игрушку.

Ребенок к концу 1 месяца уже может тянуться к маме ручками, выгибать спинку, поднимать головку и поднимать попку, как бы пытаясь поползти. Выкладывайте ребенка почаще на живот. Это поможет предотвратить колики и пупочную грыжу, а так же, поможет малышу тренировать его ручки, ножки и спину. К концу 1 месяца, вы уже будете видеть, как радостно малыш воспринимает, как с ним играют и разговаривают.

Когда ребенок переступает порог в 1 месяц, он уже рассказывает окружающим о том, какое у него настроение. Если ему что-то не нравится – он плачет. Если нравится – улыбается.

Ребенок 1 месяц – что ему необходимо?

В этом возрасте ребенку не нужны ни дорогие игрушки, ни дорогая одежда. Всё, что нужно малышу – это внимание, забота и постоянное ваше присутствие. Он должен чувствовать вашу любовь, быть уверенным в том, что он под надежной защитой. Если он рядом с вами и слышит стук вашего сердца – он уверен, что все в порядке, ведь это такой знакомый стук, который он слушал все 9 месяцев своего безмятежного обитания в животике. Кормите своего ребеночка грудью, соблюдая http://www.pyzik.ru/dieta-dlya-kormyaschey-mamy.html , чтобы малыш не был тревожным и у него не болел животик.

Сколько ест ребенок 1 месяц

Ребенок теперь уже не так много спит. Он активно растет и много кушает. К концу 1 месяца малыш будет съедать 750-800 грамм материнского молока или молочной смеси. На одно кормление приходится 110-150 грамм. Если вам нужно отлучиться, обязательно сцедите молочко в бутылочку. Не кормите ребенка смесями при естественном вскармливании! Эта статья вам поможет, если вы не знаете, http://www.pyzik.ru/kak-hranit-grudnoe-moloko.html .

Сколько спит ребенок 1 месяц

В возрасте 1 месяца ребенок спит 17-19 часов в сутки. Ночной сон длится восемь с половиной часов. Теперь он просыпается 2-3 раза на кормление, а в целом, ночь спит спокойно. Днем малыш спит 3-4 раза.

Распорядок дня, режим — ребенок 1 месяц

Если вы хотите всё успевать по дому – придется приучить малыша к примерному режиму. Все дети разные, но есть универсальные советы, которые помогут вам в определении режима дня ребенка 1 месяц. Зачем вообще нужен режим? Всё очень просто. У каждого человека есть биологические часы. И каждый знает, в какое время что нужно делать. Если ваш малыш привыкнет, что в 10 часов прогулка, в 11 кормление и спать – проблем не будет. А если малыш сам не знает, что от него хотят – он и будет постоянно капризничать.

А вот вам подробная статья про http://www.pyzik.ru/rezhim-rebenka-1-mesyats.html , очень надеемся, что она поможет вам приучить малыша к распорядку, тогда будет легче и ему и вам.

В 6-00 просыпаемся на первое кормление, бодрствуем час, затем снова спать (перед сном можете дать грудь)

В 9-30 – второе кормление. Перед кормлением положите малыша на животик примерно на 5 минут, сделайте все гигиенические процедуры, потом кормите. Перед сном можно сделать массаж.

11-00 сон. Опять же, перед сном дайте малышу грудь. В это время хорошо погулять с коляской, пусть малыш поспит на свежем воздухе!

В 16-30 кормим ребенка 1 месяц 4 раз

В 17-30 усыпляем

В 19-30 малыш просыпается. В это время вы можете сходить с ним поплавать.

В 20-00 пятое кормление, а в 21-00 усыпляем малыша.

До 23-30 ребенок будет спать, потом проснется один раз на кормление, и всё, до 6 утра он не потревожит ваш сон, если у вас молоко достаточно сытное, и его не тревожат колики.

Если ребенок на грудном вскармливании – кормить по требованию. Не вздумайте по 3 часа морить малыша голодом только потому, что литература советских времен так пишет. От таких редких кормлений может начаться http://www.pyzik.ru/laktostaz.html , который при несвоевременном или неправильном лечении превратится в http://www.pyzik.ru/mastit.-simptomy-mastita-lechenie-i-profilaktika-mastita.html . Тогда ребенка вообще от груди отлучиться придется. Если кормление отнимает у вас слишком много времени — постарайтесь пересмотреть свой рацион питания. Возможно, что малыш не наедается.

Ребенок 1 месяц – как его развивать, как с ним заниматься

Сейчас ваш малыш уже намного меньше спит, чем в первый месяц жизни. Во время бодрствования постоянно разговаривайте с ним, как будто он уже совсем взрослый и все понимает. Если вы вместе пошли на кухню заваривать чай – обязательно расскажите взрослому человечку, что это заварник, а это настоящий индийский чай. Если малышу постоянно уделять внимание – он не будет капризным.

После 3 недели жизни ребенка, начинают развиваться условные рефлексы. Теперь пришло время воспитывать вашего ребенка. Нет, я не шучу! Малыш начинает приспосабливаться к миру, который его окружает. Если он очень громко кричит и только тогда мамочка к нему приходит – теперь он всегда будет вас звать именно так. А если он только закряхтел и вы сразу подошли к нему, улыбнулись и взяли на руки, малыш начинает понимать, что мамочка всегда рядом и не нужно кричать, когда хочешь с ней пообщаться. Хоть ребенку всего 1 месяц, но он уже многое понимает. Он понимает ваше настроение, отношение к нему, готовы ли вы дать ему то, что необходимо в данный момент.

Сейчас зрение ребенка только начинает формироваться, но он очень внимательно смотрит на лица, склоняющиеся над ним, слушает, что ему говорят. Обратите внимание – малыш начинает вас копировать. Вашу мимику, жесты. Если вы улыбаетесь – его лицо тоже расплывается в улыбке, нахмурьте брови – улыбка с лица малыша пропадет. Если показать малышу язык – он будет пытаться повторить за вами. Если начать хлопать в ладоши – малыш тоже начнет играть со своими ручками.

В конце 1 месяца жизни ребенка, начинается активная речевая деятельность. Если вы много разговаривали со своим ребенком – он уже практически полноценный собеседник. На любой ваш вопрос он даст ответ со всеми эмоциональными составляющими. Сейчас он уже умеет фыркать, радостно визжать. Вместе с самыми трогательными звуками, ребенок 1 месяц шевелит ручками и ножками, активно двигается. Это всё так прекрасно! Ребенок в 1 месяц ещё слишком мал, чтобы делать все это осознанно, но вы, как родители должны всячески поощрять малыша к дальнейшему развитию. Если ребенок поймет, что вам интересно, что он делает, что вам приносит удовольствие наблюдать за его успехами – он обязательно постарается, чтобы вас порадовать.

9 месяцев вы были единым целым – ваш малыш чувствует вас. Если у вас плохое настроение, вы раздражены – малыш тоже протестует. Если у вас появились http://www.pyzik.ru/grudnoe-vskarmlivanie-problemy.html , обязательно решите их если не самостоятельно, то при помощи специалистов. Иногда бывает, что у ребенка 1 месяца жизни болит животик – он плачет. Возможно, не спит даже ночью, занимает всё ваше время. Вы должны вытерпеть это с полным спокойствием. Если вы начнете раздражаться – малыш будет протестовать еще больше.

Нормальное развитие ребенка 1 месяца жизни

Самое главное, чтобы мама была рядом. В период грудного вскармливания – носите ребенка на руках. Не бойтесь, что вы его избалуете! Кормите малыша грудью как только он этого захочет. Если вы с ним разговариваете, играете, а он всё-равно плачет – дайте грудь.

Если вы будете быстро откликаться на зов малыша – он вырастет уверенным в себе, ведь с его мнением считаются! Он позвал – к нему пришли, он попросил кушать – ему дали. Как говорил Лев Толстой, «до пяти лет – вся жизнь, после пяти –один шаг». До пяти лет мы должны вложить своим детям всё, что мы хотим реализовать в будущем. Сейчас малыш как губка впитывает каждое словечко, каждое ваше движение оставляет отпечаток в его сознании. Малыш не будет терроризировать вас постоянными криками, если вы ВСЕГДА будете уделять ему внимание по первому требованию.

Бодрствует малыш очень мало, поэтому у вас полно времени, чтобы делать дела по дому. А во время бодрствования, нужно, чтобы малыш не просто лежал, а занимался полезным делом, чтобы вырасти умным и крепким.

Распределите время бодрствования таким образом, чтобы в ежедневный распорядок дня малыша входил массаж, купание, ползанье (далее объясню), обязательно разговаривать с малышом, носить его на руках и показывать, что у вас есть в доме.

Обязательно слушайте музыку, можете даже потанцевать. Малышу лучше слушать классику, а не современную попсу (ее можете послушать в плеере, когда малыш спит). Классическая музыка, может развить феноменальные способности у детей, нормализовать физиологические процессы. Пусть ребенок 1 месяц слушает Вивальди, Моцарта, Гайдна и других великих композиторов. Не нужно сильно переутомлять малыша музыкой. Она должна звучать негромко. Примерно 10 минут вы должны вместе слушать звуки классической музыки. Потом можете включить просто релаксационный диск. Но имейте ввиду, что малыш может уставать от музыки. Кто-то относится спокойно, а кто-то через некоторое время начинает капризничать.

Пока ещё ребенок не научился внимательно вас слушать. Его слух не фокусируется, но для того, чтобы слух развивался, должна присутствовать обращенная речь. Не нужно постоянно усю-сюкать, разговаривайте с малышом нормально, как со взрослым. Спокойным нежным голосом.

Игры и занятия с ребенком, которому исполнился 1 месяц

Купание малыша можно превратить в увлекательнейшую игру. Разговаривайте с малышом, объясните, что сейчас будете купаться, и потихонечку опустите его в воду. Сначала ножки, потом всё тельце. Главное – на напугать младенца. Прежде, проверьте, чтобы вода была 37 градусов.

Если у вас есть плотик для купания – можете взять за край и покатать ребенка вперед назад. Когда подплывете к краю ванны – подставьте ножки малыша к бортику. Он должен оттолкнуться – это его рефлекс. Если он не поймет, чего вы от него хотите – подставьте ладошку к ножкам малыша, чтобы он отпружинил. Когда он оттолкнется от бора ванны и проплывет на спинке или животике некоторое пространство – он будет счастлив! Его восторгу не будет предела! Если плотика нет – придерживайте головку и спинку ребенка и так же прокатите его по поверхности воды.

Если принимать ванну вы будете вместе с малышом – страхов перед водой будет меньше. Главное, перед принятием ванны хорошо помыться с мылом. Можно скатывать малыша с коленей как с горки – ему это очень понравится.

Теперь походите по ванне. Возьмите малыша под мышки, ножки поставьте на дно, а туловище чуть наклоните в перед. У ребенка 1 месяц есть рефлекс – он начнет шагать. После прогулки по дну – поплавайте на спине, покачайте малыша из стороны в сторону на руках – это прекрасно развивает вестибулярный аппарат ребенка 1 месяц, а в будущем предотвратит проблему укачивания в транспорте.

Ребенок 1 месяц – развиваем слух и зрение

Когда малыш лежит в кроватке – поиграйте с ним. На вытянутой руке, на расстоянии около 70 сантиметров от лица малыша, поместите яркую игрушку. Подождите, когда малыш зафиксирует на ней взгляд, затем, каждые две секунды перемещайте игрушку на 5 сантиметров влево, через 2 секунды – на 5 сантиметров вправо. Затем, приближайте на 30 сантиметров, отдаляйте, перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз с амплитудой 5 сантиметров. Следующее занятие проведите с негромкой погремушкой. Такие занятия стоит проводить 2 раза в день. Один раз с яркой игрушкой, а второй – с погремушкой. Длительность занятий с ребенком 1 месяц – 2 минуты.

Что «умеет» новорожденный?

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера.

Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар».

Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать.

Поясним. Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного.

Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет. Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств

На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии. Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву.

Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески.

Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить.

При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак.

Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких).

Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного.

Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100.

Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами.

Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз.

Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты.

В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно.

Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма.

Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности.

Хватательный рефлекс

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам.

Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/1-mesyac/
http://m.baby.ru/blogs/post/172574386-99400637/
http://yandex.ru/turbo?text=https://talk.yandex.ru/user/yamd-komarovskiy/chto—umeet—novorozhdennyj

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector