Медлительный ребёнок. Медлительность и лень ребенка, как бороться с медлительностью ребенка

Медлительный ребенок: причины и советы родителям медлительных детей

«Давай поскорее, а то мы опять опоздаем в садик!» – упрашивает мама, а малыш продолжает медлить. Это проблема знакома многим взрослым. Кто-то заставляет детей закончить завтрак или одевание, подгоняя их обидными словами и даже подзатыльниками. Другие же переделывают все сами, оставляя в покое копушу. Как помочь медлительному ребенку и раздраженной мамочке?

Чтобы подобрать правильный подход к решению, необходимо понять причины этой неторопливости. И не всегда они находятся на поверхности. Проблема чаще всего замечается родителями в дошкольном детстве, хотя первые признаки возможно отследить уже в младенческом возрасте.

Такая особенность может вызвать отставание в учебе и формировании навыков, низкую концентрацию внимания и рассеянность, ощущение вины из-за регулярных замечаний и, как итог, неврозы. Поэтому выявление источника нерасторопности следует доверить неврологу, психологу или педиатру.

Откуда берется медлительность?

  • Иногда это происходит на фоне продолжительной болезни. После восстановления и повышения иммунитета темп деятельности ребенка восстанавливается.
  • Она может возникнуть из-за органической патологии мозга, ставшей следствием неблагоприятной беременности, сложных родов или рождения недоношенного младенца.
  • Часто излишняя «заторможенность» является всего лишь периодом нормального развития. В ранние годы (от 1,5 до 3-х лет) для детей характерно несовершенство мелкой моторики. Их пальчики не справляются с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков.
  • Переучивание левшей на правшей также находится в списке факторов, способствующих замедлению протекания психических процессов.
  • Флегматик – классический пример копуши. Он не переносит спешки, рассудителен и основателен. Не любит новшеств, выбирает проверенные и привычные приемы. Побудка и сборы становятся для взрослых настоящим испытанием.
  • Понижение общей активности зачастую связано со стрессовой ситуацией – переездом, разводом, переходом в новое учебное заведение, домашними конфликтами. Детская психика попросту не справляется с повышенной нагрузкой.
  • Неспешность – еще одна форма манипулирования взрослыми в семье с авторитарным типом воспитания, жесткими требования, строгими наказаниями и непрерывным контролем. Таким способом чадо скрыто протестует против многочисленных поручений и приказов.

Советы родителям медлительных детей

Итак, для изменения ситуации в лучшую сторону в некоторых случаях достаточно наладить отношения между домочадцами, подождать, пока он подрастет, или провести витаминную терапию, чтобы способствовать скорейшему выздоровлению. Сейчас давайте обсудим, что же делать, если кроха неспешен от природы, и это никоим образом не связано с воспитанием в семье.

Что нужно делать?

  1. Приобретите песочные часы, которые наглядно демонстрируют, как утекает время. Предложите чаду одеваться или кушать, пока не закончится песок. С помощью подобного устройства он самостоятельно научится следить за скоростью своих действий и будет стараться заканчивать все дела побыстрее.
  2. Иногда сын или дочка впадает в ступор из-за сложности с переключением на другую деятельность. Давайте им немного времени на подготовку: «Поиграй с конструктором еще пять минут, а потом мы поужинаем и почистим зубы». Предупреждение подготовит их к следующему заданию.
  3. Большинство ребятишек чувствует себя спокойнее, если у них есть четкий распорядок суток. Дошкольникам, еще не умеющим читать, полезно иметь график с фотографиями, который покажет последовательность действий: умывание, одевание, завтрак и т. д. Так вы сможете значительно снизить количество напоминаний, да и ребенок почувствует себя увереннее.
  4. Развивайте подвижность нервной системы через ежедневную работу. Это может быть бег, пальчиковая гимнастика, катание на велосипеде, упражнения со скакалкой. Для пущего эффекта переходите от медленного ритма занятий к быстрому.
  5. Уделяйте особое внимание адаптационным этапам в образовательных учреждениях, потому что таким детям присущ страх всего неизвестного. Обязательно расскажите педагогам о психологических качествах будущего воспитанника.
  6. Планирование – один из лучших методов борьбы с нерасторопностью крохи и своим раздражением. Если у школьника утренний туалет занимает, кажется, половину дня, приготовьте его одежду вечером и убедитесь, что его рюкзак собран и ждет хозяина у двери. Уменьшите хаос, и ваше эмоциональное состояние также придет в норму.
  7. Установите четкие временные ограничения для вашего школьника на определенный вид деятельности. Например: «Дима, у тебя есть 20 минуток на то, чтобы пообедать». Через 15 минут сдержанно напомните, что прием пищи скоро закончится.
  8. Если ребенок испытывает трудности к школе, не успевая усвоить учебный материал, следует помогать ему дома. Разбирайте и повторяйте все, что он проходит на уроках. А еще лучше – идти вперед на несколько тем, чтобы поспевать за мыслями учителя.
  9. Постоянно оказывайте нерасторопным детям ненавязчивую поддержку, проявляя неподдельный интерес. Они очень часто неуверенны в собственных умениях и силах, а также ощущают чувство вины за свою медлительность.

Чего нельзя делать?

  1. Не награждайте оскорбительными прозвищами. Фразы «копуша», «канительщик», «за смертью посылать» больно ранят ваше чадо. Обращайтесь к нему так, словно он уже почти все делает в положенный срок (или, по крайне мере, старается).
  2. Никогда не сравнивайте медлительных малышей с их более активными сверстниками. Проводите аналогию с их прошлыми результатами: «Теперь ты кушаешь гораздо быстрее!»
  3. Воздерживайтесь от участия в соревновательных играх. Поверьте, это не принесет крохе удачи, ведь он болезненно переживает любую неудачу.
  4. Твердо усвойте, что неторопливость – не вина, а особенность маленького человечка, так что окрики, а тем более тумаки не ускорят его действия.

Однако не стоит думать, что неторопливый ребенок вырастет неудачником. Помните о возрастном компенсировании и о том, что в ваших силах помочь ему адаптироваться к бешеному ритму окружающего мира. А психологи утверждают, что именно из флегматичных крох чаще всего получаются невозмутимые и целеустремленные люди.

Почему некоторые дети медлительные?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Очень медлительный ребёнок. Что делать?

Как быть с детской медлительностью?

Родителей очень медлительного ребёнка нетрудно узнать, если увидеть сцену его подъёма и одевания или если посмотреть, как родители пытаются заставить такого ребёнка делать уроки. Постоянные фразы родителей, наподобие таких: «Давай быстрее, поторопись!», «Что ты копаешься? Мы опаздываем!» «До чего же ты медлительный! И в кого же ты такой?» указывают на детскую медлительность.

При этом, нетерпение взрослых растёт, их голос звучит всё громче и громче, но на медлительного ребёнка не оказывает почти никакого влияния. Он только опускает голову и замыкается в себе, действуя, при этом, всё медленнее и медленнее. Такие ежедневные сцены негативно влияют на отношения матери и ребёнка в семье. Напряжённость между ними растёт, и учащаются семейные конфликты, причём, связанные не только медлительностью ребёнка, но и с другими ситуациями.

Причины медлительности у ребёнка

Причины такого нарушения поведения у детей обусловлены их физиологией, а не скверной чертой характера, как считают многие папы и мамы. Причины медлительности у детей такие же, как и причины детской гиперактивности, о которых мы говорили на соответствующей странице. Поэтому, не надо расценивать медлительность как проявление капризов или упрямства у ребёнка. И поэтому, не надо пытаться искоренить эту особенность ребёнка, да это и не получится. Как вы сможете искоренить часть физиологии малыша? Вы же не пытаетесь изменить цвет глаз или волос у него только потому, что другой цвет вам кажется более удачным.

Когда такие дети идут в садик, то, как правило, доброжелательны по отношению к другим ребятам и ведут себя очень спокойно. Они спокойно могут играть одни. Больших и шумных компаний они не любят. Также они не любят совместных игр и боятся участвовать в соревнованиях. А на занятиях в садике или школе пытаются остаться в тени и стараются отвечать только в том случае, если перед ними ответили уже несколько человек. Но, при этом, у них есть собственное мнение и они могут его отстаивать.

С детьми общается хорошо, любят помогать другим детям. Но, в ситуации, когда требуется быстрое принятие решения и скорейшее действие, они не могут сориентироваться и перестают действовать, вообще. На любую критику или замечание реагируют таким же образом.

Детская медлительность часто раздражает родителей

Если медлительный ребёнок растёт в семье энергичных родителей, то ситуация ещё больше может усугубиться. Родители стремительные, быстрые и детская медлительность дли них — как кость в горле. Их страшно раздражает ребёнок и его долгое раздумье над теми вещами, которые кажутся им элементарными. И, естественно, они пытаются перевоспитать своего ребёнка. И начинают они с того, что пытаются устроить соревнования с другими детьми по любому поводу: кто быстрее пообедает или кто раньше оденется дома, в гостях или в детском садике.

Такой метод даёт обратный эффект. Как мы уже говорили, такой ребёнок не любит соревнований, не хотят в них участвовать. Поэтому, в присутствии родителей они становятся ещё более медлительными и неповоротливыми, начинают избегать общества сверстников.

Медлительным и задумчивым детям требуется другая помощь. Им необходимо ненавязчивое участие о сочувствие, т.к. такое дети нерешительны и часто совневаются в своих решениях. Поэтому, своим поведением родители должны чётко показывать, что ребёнок всё делает правильно и у него всё хорошо получается.

Как бороться с медлительностью у ребёнка?

Медлительного ребёнка не стоит подгонять, ругать за неверные действия и решения, т.к. он может отказаться дальше что-нибудь делать. Необходимо понимать, что их психофизические особенности таковы, что им требуется время для составления плана действий. Этим они отличаются от гиперактивных детей, которые начинают действовать сразу, не имея никакого плана в голове, т.к. не способны логически его составить (об этом мы говорили на странице о гиперактивных детях). Именно поэтому задумчивым детям требуется какое-то время, чтобы осмыслить задание, выстроить логическую цепочку действий по его выполнению и приступить к его выполнению. При этом, можно сделать вывод, что такой подход наиболее грамотен и совершенен и он свидетельствует о более развитом мышлении ребёнка, чем считают его родители.

Возьмём пример: перед ребёнком стоит задача определить, какая из двух линий (прямая или зигзагообразная) длиннее. При этом, ребёнку даётся какой-либо мерительный шаблон для измерения. Подвижный и непоседливый ребёнок повертит мерку в руках, посмотрит на линии и сразу же скажет: «Прямая больше, это сразу видно». Но так кажется только на первый взгляд. А медлительный ребёнок будет долго на линии смотреть и о чём-то рассуждать про себя, не трогая мерки. Затем, медленно и нерешительно он приложит мерку по разу к прямой и кривой линиям, ещё подумает и, не замеряя линии до конца, сделает верный вовод о том, что ломаная линия больше.

Очень часто у родителей не хватает времени и желания ждать, пока их ребёнок думает. Они хотят видеть конкретные действия по решению задачи и его бездействие их раздражает. И начинает требовать поэтапное решение от ребёнка. Конечно, для большинства детей — и обычных, и гиперактивных, пооперационных способ решения задач проще и доступнее, поэтому он является преобладающим методом обучения и в школе и в садике. Но для этого ребёнка такой метод является неподходящим.

Эти «тупые копуши» применяют более продвинутый и совершенный способ решения задач. Они в уме прокладывают весь путь к решению задачи и только потом начинают действовать. Т.е. целью их действия становится конечный результат, а не промежуточные. Тогда как остальные дети решают задачу пооперационно. Т.е. их действия, как раз, направлены на получение промежуточных результатов и только потом, через них, они приходят к конечному результату.

Конечно, медлительные дети тоже ошибаются, несмотря на то, что выбрали верный путь решения. В этом случае им необходима помощь взрослого, при этом, обязательно взрослый человек должен связывать каждое своё действие с конечной целью.

Понятно , работа с такими детьми требует от родителей, воспитателей и учителей немало терпения. Медлительных детей приходится стимулировать, чтобы они перешли от молчаливого созерцания к практическим действиям и результату. Следует помнить, что обучение должно происходить с учётом особенностей психического развития таких детей.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Медлительный ребенок: что делать?

Неторопливый, очень медлительный ребенок становится настоящим стрессом для быстрой и ловкой мамы. В то время как у неё, все делается ловко, быстро и слёту, он, как будто бы не ёё собственный ребенок, а полная противоположность – несобранный, медленный, угловатый, как настоящая черепаха. Долго копается, не может собраться, а бывает вообще впадает в ступор. Что делать с медленным ребенком? Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей? Первое и самое главное – ни в коем случае не подгонять. От этого будет только хуже. Почему так происходит, читайте в этой статье.

  • Почему бывает ребенок очень медлительный?
  • Какие факторы влияют на то, подвижный ребенок или медлительный?
  • Почему медлительность в ребенке имеет свойство усугубляться по непонятным причинам?
  • Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей?
  • Как помочь медлительному ребенку?

Знаете ли вы, кто такой медленный ребенок? Очень медленный ребенок? Ох, вы не знаете, что это такое, если не раздражались по этому поводу до такой степени, что хочется вопить и кричать от бессилия. Когда он как будто бы специально еле-еле передвигается, сидит по три часа в туалете, делает уроки как будто бы даже не хочет быстренько все закончить и бежать играть с друзьями, даже за обедом пережевывает первую ложку каши за то время, когда вы успеваете уже умять всю тарелку и даже помыть её. А в школе с медлительным ребенком еще хуже: он от всех отстает, не участвует в конкуренции среди ребят, вообще весь неуверенный в себе. И еще одна характерная черта – боится всего нового. Вот что с ним делать?

Прежде чем ответить на вопрос «как помочь медлительному ребенку?», давайте углубимся в психологию и ответим на другой вопрос – а почему собственное некоторые дети бывают медлительными?

Подвижные и медлительные дети – почему они такие разные?

Попадая в любой коллектив детей, хотя бы в детский сад, любой взрослый человек сразу увидит разные характеры ребят, некоторые из которых будут полностью противоположны. Есть дети активные, которые постоянно бегают, прыгают, их не остановить. Если дети эмоциональные, они постоянно хотят общаться. И в любой группе всегда найдется ребенок медлительный, вернее сказать так — более медленный чем другие дети: он предпочитает больше сидеть, чем бегать, несколько неуверен в себе, интровертирован.

Заметьте – изначально, медлительность — это лишь характеристика ребенка, а не его отрицательная черта характера. Просто отличие, которое можно истолковывать по-разному. Другой взрослый, не вы, может наоборот посчитать такого ребенка хорошим, послушным, а вот активного слишком быстрым и от этого раздражающим.

Откуда эта особенная черта – медлительность – берется у детей, описывается в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Каждый человек рождается с определенным набором психотипов, векторов, каждый из которых проявляется по-разному. Один из векторов – анальный, характеризуется такими особенностями психики, как желание к качеству, чистоте. Например, он с удовольствием убирает в комнате, помогает маме. Подход при этом у него скрупулезный, не поверхностный, а углубленный в дело.

Уже в маленьком возрасте такой ребенок стремится делать дело не просто хорошо, а очень хорошо – и всегда доделать все до конца. Он не может начать, а потом бросить. Он делает как следует, вот здесь и кроется корень медлительности таких детей, которая в норме не должна быть уж очень сильной. Но становится таковой при определенных условиях, в которых может оказаться малыш.

Медленные дети: рекомендации маме в первую очередь

Это на яблоньке появляются только яблочки, а грушки вырасти не могут. А у мамы ребенка с анальным вектором может совсем не быть анального вектора. А быть полностью противоположным ему по свойствам и желаниям – кожный вектор. И её устремление не направлено на качество, а на пользу/выгоду, которая чаще всего строится на экономии времени. Она любит делать 100 дел одновременно, ловко управляясь и с готовкой супа, и с помощью ребенку в аппликации, и с общением в Одноклассниках. И наоборот, делать одно дело, особенно, требующего длительного усилия, ей скучно и неприятно.

Когда у такой кожной мамы рождается кожный ребенок, все прекрасно – они вместе, в одном ритме живут и не тужат. Но все случается наоборот, когда рождает ребенок с анальным вектором. Они совершенно друг друга не понимают, а мама, из самых лучших побуждений, хочет привить малышу все свои самые лучшие качества – скорость, ловкость и экономичность. Но проблема в том, что ребенок совсем другой. Он не может быстро, потому что он хочет качественно. Возникает психологическое напряжение между противоположностями, которое закономерно всегда решается в пользу мамы. Опять же из самых лучших побуждений она начинает передавливать и стараться воспитать из него «человека». Мама старается подогнать его, показать, как сделать быстрее – и тем самым вгоняет его в ступор из-за этой спешки. Потому что невозможно сделать быстро и качественно сходу, если дело новое. Ни у кого это не получится, а у маленького ребенка вообще нет шансов на такой подвиг.

Поэтому ребенок начинает замедляться и чем дольше продолжается такое напряжение, тем сильнее ребенок становится медлительным, пока наконец не превратиться в очень и очень медлительного ребенка.

Выше описан один из жизненных примеров: аналогичная ситуация может возникнуть при других обстоятельствах. Подгонять ребенка может не мама, а папа или бабушка, учительница или воспитательница. Одно неизменно – медлительного ребенка не понимают и оказывают на него давление в его естественных свойствах, пытаясь переделать в противоположность. А это невозможно.

Особенности медлительных детей

Ребенок с анальным вектором, если не передавливать его специально в быстрого и ловкого, вырастает в абсолютно адекватного человека, который совсем не медлительный. Научаясь адаптировать свои задачи, он понимает, как подходить к делу. А если он делает дело много раз подряд, то у него получится сделать и качественно и не медленно, а нормально.

Однако, это не случится, если его специально подгонять. Таким образом не формируется наполнение его врожденных желаний, а новые, не его, не создаются. Как бы этого не хотелось.

Альберт Эйнштейн как-то сказал:
«Каждый гениален, но если рыбу оценивать по тому, как быстро она вылезает на дерево, то рыба проживет всю жизнь с ощущением того, что она дура».

Если анального ребенка не развивать в его желании к качеству, а постоянно подгонять, то он всю жизнь будет ощущать себя ненормальным и несчастным человеком. Всего нового он будет бояться, скорости у него не прибавится, наоборот, из медлительного ребенка вырастит медлительный взрослый с чугунной психикой, не способной адаптировать изменений.

Итак, главная особенность медлительных детей – это их устремление к качеству, такой вот взгляд на мир и на жизнь. Медлительность их – это не плохая черта характера, а именно особенность, которая проявляется тем сильнее, чем сильнее ребенка подгоняют. Это оценочная категория, которой взрослый определяет ребенка относительно себя.

Рекомендации родителям медлительного ребенка

Если вы замечаете, что ваш ребенок очень медлительный и это вас очень сильно раздражает, первое, что вам нужно – это выйти в другую комнату и немного поостыть. Вы должны понимать, что ни криком, ни тем более битьем вы не поможете, а наоборот – усугубите картину. Скорее всего вы уже знаете, что никакими уговорами или наказаниями его нельзя ускорить, поэтому сделайте это – успокойтесь.

Теперь отправляйтесь к своему ребенку и присмотритесь, что он пытается сделать. Быть может он складывает рюкзак или делает домашнее задание, может быть ест или читает. Просто понаблюдайте за ним не оценивая его через себя, а пытаясь понять его. Через некоторое время Вы заметите с чем связана медлительность ребенка – это его неуверенность в себе, это сомнительность, это замкнутость. Он такой уж точно не потому, что хочет быть таким. Ребенку правда нужна ваша помощь, чтобы стать счастливым и перестать быть медлительным. Не крик, не наказание, не воспитание, а именно помощь. И только вы можете ему действительно помочь.

С этого момента попробуйте делать так – рекомендации родителям медлительных детей:

— Всегда давайте ребенку время, столько, сколько ему нужно. Никогда не подгоняйте его, вместо того, чтобы требовать ускорение, попробуйте вместе с ним сконцентрироваться на качественном подходе к делу: не на тяп-ляп, а обстоятельно, со всеми нюансами.

— Дождитесь, когда у ребенка получится что-то сделать и искренне похвалите его. Никогда не хвалите ни за что, но всегда хвалите, когда есть за что. Это очень важно для медлительного ребенка, правильная похвала задаст ему ориентир.

Лучше всего, конечно, делать это все не механически, а понимая врожденные свойства своего ребенка, все особенности его психики. Когда вы увидите его не через свои лучше качества, а через его свойства, то ваше раздражение к его медлительности постепенно сойдет на нет.

А для этого лучше всего углубленно понять, что такое анальный вектор и какие его характеристики. Прекрасно и полноценно эта информация дается на вступительных (бесплатных) лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по этой ссылке.

Лекции проходят онлайн и доступны всем желающим вне зависимости от географии проживания. На них любая мама гарантированно поймет причины медлительности своего ребенка.

Понимать системно-векторную психологию очень важно для любого родителя, который хочет вырастить здорового ребенка. Приглашаем вас оформить подписку на нашу рассылку в форме внизу – мы постараемся присылать вам уникальные, интересные материалы, которые помогут меньше хмурится и больше быть счастливым человеком.

Источники:

http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/medlitelnyiy-rebenok-prichinyi-i-sovetyi-roditelyam-medlitelnyih-detey.html
http://mirvsemye.ru/medlitelnyi-rebenok-chto-delat.php
http://100k.net.ua/vse-stati/84-deti-i-roditeli/486-medlitelnyj-rebenok-chto-delat

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector