Мероприятия по профилактике девиантного поведения. Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем — это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

Проявляются девиации в следующих формах:

— повышенная агрессивность и конфликтность;

— неустойчивость эмоциональной сферы;

— проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со сверстниками);

— неумении определить свою социальную позицию;

— нарушение развития познавательной деятельности;

— стремление к противоправным действиям;

— акцентуирование основных черт характера;

— негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

    социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков; глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников; отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов; безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

    приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении; низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников; осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами; бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

    выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе развития личности девиантного ребенка.

Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно; Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе; Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала; Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы); Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции. Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
3. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.
4. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
5. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
6. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
7. Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
8. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

Основные формы работы с подростками:

Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;

Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.

Индивидуальные, групповые тематические беседы с учащимися;

«Круглые» столы по проблемным ситуациям с учащимися;

Тематические беседы с родителями;

Проблемные педагогические консилиумы.

Коррекционно – развивающая работа

Коорекционно – развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.

Совместная работа со смежными службами:

Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

Изучение особенностей развития личности подростка:

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).

Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки).

Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М. Цукерман).

Диагностика импульсивности (по методике ).

Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО ).

Изучение «совестливости» (по методике ).

Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

Изучение отношения к употреблению ПАВ.

Изучение микроклимата семей подростков:

Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

Краткосрочная индивидуальная программа «Коррекция девиантного поведения у подростков»

Председатель Совета школы ________________________

Директор школы ________________________

Краткосрочная индивидуальная программа

«КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации.

Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.

Обучение саморегуляции эмоционального состояния.

Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30-40 минут.

Планируемые результаты психологической работы

Прекращение проявлений девиантного поведения. Обращение ребенка с проблемами к психологу, воспитателям. Умение сдерживать свои эмоции в критических ситуациях. Использование изученных способов для снятия напряжения.

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)

Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах –4 занятия:

Арт-терапия – 3 занятий:

Беседа об этике, культуре поведения.– 1 занятие.

Беседа об ответственности за поведение – 1 занятие.

Беседа о контроле негативных эмоций/депрессии – 1 занятие.

Беседа о социально приемлемых способах снятия гнева – 1 занятие.

Рисование различных ситуаций и сценария их решения – 1занятие.

Рисование настроения, своих чувств – 1 занятие.

Рисование себя таким, каким тебя видят люди; и таким, какой ты есть – 1 занятие.

Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)

В практическую часть входят упражнения, аутотренинги. Эти формы практической работы позволяют ребенку доступным способом, соответствующим возрасту и развитию, усвоить получаемую информацию. Через практические упражнения происходит:

ассимиляция получаемых знаний с уже имеющимся жизненным опытом и знаниями;

получение эмоциональной поддержки от психолога, повышение мотивации на работу с чувствами;

расширение знаний участника о самом себе, осознание своих внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе;

обучение отдельным техникам самоконтроля;

обучение эффективному общению, умению избегать ошибок в общении;

формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

Поэтому практическая часть занимает ведущее место в курсе коррекционно-развивающих занятий программы «Коррекция девиантного поведения у подростков».

Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. «Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов». – Ярославль: Академия развития, 2001г.(Серия: «Практическая психология в школе»).

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
рабочая программа на тему

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия техникума, семьи и других социальных институтов по организации работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кинельский государственный техникум»

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Мишина Татьяна Николаевна,

воспитатель ГБПОУ «КГТ»

Самсонова Раиса Александровна , заместитель директора по УВР

  1. Создание в техникуме условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для студента пространство, где ему хорошо и интересно;
  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к техникуму;
  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди студентов.
  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку студенту, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников техникума);
  4. Привлечь в воспитательный процесс техникума представителей общественности.
  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия техникума, семьи и других социальных институтов по организации работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью , когда подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом , вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе , неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одногруппников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития , возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения , незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью , отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Источники:

http://pandia.ru/text/78/174/8684.php
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/korrektciya_deviantnogo_povedeniya_u_podrostkov_153146.html
http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/10/20/programma-profilaktiki-i-korrektsii-deviantnogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector