Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков. з) направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов. Своевременное выявление у подростка психологической готовности к употребле

Содержание

Социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков (стр. 1 из 18)

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.2 Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Приложение 1

Приложение 3

Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают — «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.

Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних — это еда, для других — спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.

Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить[1] . Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни — это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. «Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий — значит вообще ничего не менять. борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек — не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка»[2] .

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков» актуальной и своевременной.

Объект исследования – аддиктивное поведение подростков.

Предмет работы — социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

1. Провести теоретический анализ основ деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

2. Диагностировать склонность подростков к аддиктивному поведению.

3. Организовать и провести социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении.

Методы работы: Теоретический анализ литературы по теме, тестирования, социально-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.1 Особенности аддиктивного поведения подростков

Аддиктивное поведение— стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы. ) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм. ).

Этапы формирования аддикции[3] :

1. Начало (исходная точка) — возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные — главное интенсивность переживания.

2. Аддиктивный ритм — устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.

Установлению аддиктивного ритма способствуют:

а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),

б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),

в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась — надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности — «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения. У человека, общающегося с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек обещал больше никогда не играть в казино, завтра он может обмануть с целью получения денег для игры, послезавтра — злобно обвинить во всем вас.) Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» невозможно разубедить. На все доводы у него будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут. », «Все люди пьют. », «Живем один раз, съем еще пирожное. ».

4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений — не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры — к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты — частые нарушители закона.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.

Виды аддиктивного поведения:

1. Химические аддикции:

а) Зависимость от психоактивных веществ

г) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)

2. Нехимические аддикции:

д) Азартные игры

ж) Компьютерные игры, Интернет

з) Религиозный фанатизм

и) Фан. движения в музыке и спорте

к) Просмотр «мыльных опер»

В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие) или активностях — видах деятельности (секс, работа, поглощение пищи, забота о муже — алкоголике, общение с компьютером). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Эти предметы или активности постепенно вытесняют из жизни человека нормальные контакты с людьми, любовь, заботу о своих близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все гармонично дополняет друг друга.

Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков. С учётом полученных данных на этапе диагностического эксперимента, нами была разработана программа профилактики несовершеннолетних аддиктивного поведения.

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности. //Российский фонд социальных реформ. — М.: Просвещение, 2001. С. 63.:

1. Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания педагогического стиля, включающую следующие показатели Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: СК Сфе-ра, 2002. С. 72.:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

а) развивает, опирается на органы самоуправления;

б) игнорирует, не придает им значения;

в) подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

а) предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

б) проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

в) предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

а) при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

б) уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

в) в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

а) требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

б) в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

в) непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

а) находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

б) не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

в) подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии Меньшикова Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков // Семейная психология и семейная терапия. — 1997. — №2. С.88-105.:

1. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы.

2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением — одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.

Особенности аддиктивного поведения подростков. Психологическое тестирование с целью определения у подростков признаков аддиктивного поведения (уровня употребления психоактивных веществ — алкоголя, табака), направления профилактической работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Психологическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением

В современном обществе существуют условия, способствующие распространению аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях.

Выделяют три этапа становления аддиктивного поведения: этап первых проб; этап поискового аддиктивного поведения, или поисковый полинаркотизм; переход аддиктивного поведения в болезнь, или фоновый полинаркотизм [1]. Переход аддиктивного поведения в болезнь происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные факторы, социально-психологические факторы, индивидуально-психологические факторы, биологические факторы [2]. Социальные факторы: нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции. Социально-психологические факторы: высокий уровень коллективной и массовой тревоги; неблагоприятная микросоциальная среда развития; неправильное семейное воспитание; педагогическая запущенность подростка; принадлежность подростка к асоциальной группе; романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании; отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров; ослабление межпоколенных связей.

Подросткам с аддиктивным поведением присущи определенные психические состояния, качества личности, ценности, типичные для представителей данного сообщества. Наиболее яркими особенностями выступают индивидуально-психологические особенности: отклонения в психическом развитии и функционировании высшей нервной деятельности, личностная предрасположенность к аддиктивному поведению, ситуационно-личностные поведенческие реакции, конституциональные акцентуированные особенности, проявление психических расстройств, незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов.

Вместе с формированием гуманистической направленности образования стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей. Психологическое сопровождение — это вся система профессиональной деятельности психолога. Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка. Одним из видов работы работы психолога является психопрофилактика.

В профилактике злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) выделяют три вида: первичная, вторичная, третичная профилактики [5]. Первичная профилактика предусматривает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Вторичная профилактика включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезней и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но еще не заболевших. Третичная профилактика, или реабилитация, направлена на реализацию социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности.

И.В. Фурманов, В.А. Хриптович, А.Н. Сизанов выделяют основные подходы к организации профилактической деятельности:

  1. Подход, основанный на распространении информации о ПАВ. Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о ПАВ, его вредоносности и негативных последствиях употребления.
  2. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в употребление ПАВ, включая табак, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу употребления.
  3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. Жизненные навыки — это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.
  4. Подход, основанный на альтернативной деятельности. Данный подход предполагает, что субъективно значимая деятельность, альтернативная аддиктивной, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от табака, наркотиков и алкоголя.
  5. Подход, основанный на укреплении здоровья. Укрепление здоровья — это процесс, помогающий индивидам и общественным группам усилить контроль над определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его.
  6. Интегративный подход. Представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), применяющихся для реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий [6].

Р.В. Овчарова отмечает, что основная цель психокоррекционной работы с подростками с аддиктивным поведением является создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладания с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективная форма психологической коррекции заключаются в проведении групповой формы работы. Групповая работа поможет решить следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей семейной реадаптации; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков [4].

В настоящий момент в детских образовательных учреждениях обеспечение профилактической работы по проблеме аддиктивного поведения сводится в основном к чтению лекций, т.е. к сообщению информации о вреде, наносимом зависимым поведением и такими психоактивными веществами, как наркотики, алкоголь или табак. Несмотря на очевидную пользу такой информации при ее грамотной подаче, одна только просветительная работа не решит проблемы столь глобального характера. Необходима программа психологического сопровождения подростков.

Целью нашего экспериментального исследования была апробация программы психологического сопровождения подростков с аддиктивным поведением (на примере табачной аддикции).

Выборку составили воспитанники ГБУ Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних и учащихся МОБУСОШ д. Савалеево Кармаскалинского района. Экспериментальная группа представлена воспитанниками ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних» в количестве 20 человек. Все воспитанники состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и были замечены в табакокурении и в распитии спиртных напитков. В контрольную группу вошли ученики МОБУСОШ
д. Савалеево, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних, и которые были замечены в табакокурении и в распитии спиртных напитков, в количестве 15 человек.

В работе были использованы следующие методики: 1) Опросник отношения подростков к табакокурению (автор В.А. Хриптович); 2) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А.Н. Орел).

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования с подростками была проведена первичная диагностика. На формирующем этапе с экспериментальной группой были проведены коррекционно-развивающие занятия. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика экспериментальной и контрольной групп.

Констатирующий этап исследования показал отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами. Для проведения формирующего эксперимента нами была разработана программа психологического сопровождения на основе «Коррекции девиантного поведения» Г.И. Макартычевой [3] и внедрена в образовательную практику ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних». Целью контрольного этапа исследования было выявление изменений, которые произошли с подростками.

Проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественно-качественный анализ полученных результатов исследования позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что психологическое сопровождение аддиктивных подростков будет более эффективным, если составными компонентами программы сопровождения являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков.

Источники:

http://mirznanii.com/a/179339/sotsialno-pedagogicheskaya-rabota-po-profilaktike-addiktivnogo-povedeniya-u-podrostkov
http://www.91tools.ru/metody-i-principy-socialno-pedagogicheskoi-raboty-po/
http://www.b17.ru/article/69340/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector