Может ли здоровый ребенок заменять указательный жест. Особенности жестового общения детей

Может ли здоровый ребенок заменять указательный жест. Особенности жестового общения детей

Это столь нелюбимое некоторыми родителями указывайте пальцем, сопровождаемое столь же ненавистным «lt;Ы?». Родителям кажется, что ребенок ведет себя невоспитанно и глуповато. Меж тем психологи относятся к этому жесту с гораздо большим уважением. Вот отрывок из сочинений корифея советской детской психологии Л. С. Выготского:
Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию.
Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним. Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми. Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого себя указанием».
На этом этапе могут появляться первые, еще очень беспорядочные слова. Чаще всего они являются плодом совместного творчества родителей и ребенка. Например, младенец беспечно вокализует — Ма-ма-ма-ма-ма.
А мама радостно подхватывает, тыкая себя в грудь:
1 Цит. по: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]. iprofit.ru/books/88275.htm1

Да, да — мама! Я — твоя мама!
У Алеши на этом этапе нам удалось вычленить очаровательный словарик из пяти слов.
«Мама» (очень неопределенно). «lt;Туда!* (сопровождалось указующим жестом, очень напоминающим жест Ленина на броневике). «Надо!» (в ответ на нельзя). «Дай!» и «Ам-ам!* (без комментариев).
Через полгода от этого словарика не осталось ничего. «lt;Мама* стало употребляться гораздо четче и определеннее, «туда* и «надо* исчезли бесследно, «дай!» превратилось в «дать!* (от вопроса «Дать тебе. »), а «ам-ам» почему-то в «ням-ням*. Кроме того, появилось еще не меньше двух десятков новых слов. Словом, на этом этапе словообразование у ребенка идет еще очень причудливо и непредсказуемо, что весьма затрудняет жизнь мамам, ведущим списки освоенных слов.
Но так или иначе, если ребенок получает ответ на свой главный вопрос *Ы?», его пассивный словарь (слова, которые он понимает) непрерывно растет, а значит, будет прирастать и активный словарь (слова, которые он может произнести).

Обратите внимание на собеседника во время разговора. Как часто он жестикулирует, сопровождая тем самым свою речь? Насколько эмоционально он это делает? Какие действия пальцами проскальзывают?

Многие люди прибегают к помощи рук во время беседы, чтобы придать своей речи более яркий эмоциональный окрас. Иногда при помощи жестов пальцами можно понять, в каком настроении пребывает человек или что на самом деле он хочет донести до собеседника.

Поднятая вверх ладонь

В большинстве стран поднятая вверх ладонь обозначает сигнал «стоп». Такое ее применение используется в процессе разговора, чтобы остановить собеседника.

Вторым обозначением является «приветствие» или «прощание», когда на короткое время ладонь поднимают вверх. А вот у народов Греции это оскорбительный жест, после которого незамедлительно последует конфликт.

Соединение кончиков пальцев обеих рук

Когда собеседник складывает кончики пальцев вместе, можно сразу понять, что он преисполнен спокойствием и уверенностью в себе и своих знаниях. Такие люди скупы на эмоции и весьма уравновешены.

Также жест обозначает момент раздумия и принятия решения. В такой интерпретации он использовался несколько сотен лет назад на судейских заседаниях.

Скрещенные указательный и средний пальцы

Во многих странах Запада на удачу. В России этому жесту соответствуют два обозначения: на удачу и как отмена своих слов. Когда человек дает какое-либо обещание, которое не собирается сдерживать или же его речь недостоверна, то он за спиной держит скрещенные пальцы, чтобы «снять с себя всю ответственность» за сказанное.

А вот в Ватикане, показывая этот жест собеседнику, человек наносит ему оскорбление, поскольку в этой стране такое сплетение пальцев означает женские половые органы.

Зовущий жест указательным пальцем

На территории России, а также во многих европейских и западных странах вытянутым вперед и загибающимся указательным пальцем подзывают кого-либо, однако он считается «жаргонным» символом и не используется при культурном общении. В странах Азии эта жестикуляция является запрещенной. На Филиппинах таким способом зазывают собак, поэтому его использование в отношении к человеку унизительно и оскорбительно.

Такой знак в разных странах интерпретируется по-своему. Так, у жителей России это выражение отказа, причем в грубой форме. А для бразильцев — наоборот, символ доброжелательности, которым желают крепкого здоровья и удачи. Поэтому в этой стране его используют довольно часто.

Средний палец

Этот жест в большинстве цивилизованных стран является непристойным, оскорбительным. Он символизирует мужские половые органы, причем в таком обозначении средний палец применялся еще во времена древних римлян.

Когда все пальцы на одной или обеих руках прижаты к ладони, то есть сжаты в обозначает враждебную настроенность человека.

Возникновение жестов пальцами

Использование пальцев рук во время разговорной речи или отдельно от нее начало свое существование многие столетия назад, еще во времена становления цивилизации. Особенно часто жесты были задействованы в религиях.

У христиан движения пальцами, складывание их в различные сплетения применялись во время прочтения молитв, богослужения.

У мусульман каждая фаланга пальцев, а также ладонь наделены буквой алфавита.

Во Франции, когда были организованы различные тайные сообщества, при помощи жестов пальцев и рук общались члены этих обществ. Причем жесты были известны только им и были тайными.

В китайской медицине при помощи пальцев проводили лечение всего организма, нажимая на особые точки. Поэтому в азиатских странах руки — это также символ здоровья, и жестикуляции при их помощи оскорбительных знаков запрещены.

Со временем использование пальцев как способ общения укоренилось в общественной жизни и стало дополняться новыми символами, менять свое значение. Сейчас большинство людей пользуются таким способом общения, порой бессознательно, выражая свой эмоциональный всплеск.

Для людей с ограниченными возможностями это единственный способ взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, жестикуляцию пальцами нельзя игнорировать при общении.

Здравствуйте, меня беспокоит отсутствие у ребенка указательного жеста.Всегда ли это показывает наличие диагноза, аутизм например? Ребенка год и восемь, очно консультировалась у дефектолога,психолог- никаких особенностей не нашли. В целом мальчик приветливый жизнерадостный, физически хорошо развит, сам ест ложкой, просьбы выполняет, словарный запас очень маленький: мама, дай и то редко, в основном на своем разговаривает.С детьми играет.

Ребенку 1 год и 8 месяцев. Не всегда реагирует на имя, выполняет просьбы дай- принеси- пошли-садись. Обращеную речь понимает но нп всегда. Никогда рп моказывает пальцем, вобше ничем не показывает на вопрос где папа? Где киса? Хотя видно что понимает, находит глазами, улыбается. В книжках тоже не показывает животных. Меня это очень волнует. Есои ему что то нужно он берет за руку и ведет.Развивался по возрасту пополз в семь, пошел в десять. Слов тоже почти нет мама, дай и то очень редко. Что это может быть? Зрр? Обращались очно к психологу, дефектологу, логопеду- дали рекомендации, но сказали особенностей не видят. Меня мучает этот указательный жест, получается что попросить он может только криком, пока не угадаю что ему надо. Хотя я постоянно проговарию: что тебе дать? Что ты хочешь? Показываю его пальчиком. Помогите пожалуйста разобраться!

Часто такая озадаченность чем-то мамина,которая представлена здесь как страх и напряжение, просто фиксируется в ребенке как страх и — не идет,застревает то или иное умение,навык,а то и функция. Как с энурезом,стоит мальчика один раз наказать,показать что это невозможная стыдная глупая страшная «вещь»,так и энурез становится реактивным неврозом. Попробуйте некоторое время не просто показывать его пальчиком,а мягко просто играя это делать,а лучше не делать вообше — забыть о том,что у ребенка этого не получается. Думаю,что если мои коллеги не увидели проблем — то их нет. И вообще он показывает ГДЕ! ГЛАЗАМИ,УЛЫБКОЙ,но вы же — упрямитесь вам этого мало! Успокойтесь и играйте больше с ребенком! Речь связная для такого возраста у мальчиков может быть не активной.Главное развитие пассивного словаря и умение общаться,а он как я поняла,если с ним быть в контакте,умеет! И просит не только криком,он берет вас и подводит,а это уже просит. Если вы будете демонстрировать в ответ реакцию раздражения,волнение и нетерпение — еще больше его затормозите.Превращайте все моменты общения с ребенком в счастливые,больше играйте,пусть он чувствует от вас не страх а любовь,больше его ласкайте,телесно подпитывайте,давайте тепло и все наладится!

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка

Очень часто родители обращаются к специалистам нашего центра с вопросом, который, несомненно, их очень тревожит: «Когда мой ребенок начнет говорить?». Мне, как логопеду, который на протяжении многих лет занимается проблемой речевого развития детей с синдромом Дауна, хотелось бы прояснить некоторые моменты и осветить проблемы, с которыми сталкиваются многие родители.

Речь всегда имеет две стороны: импрессивную (понимание чужой речи и сохранность ее звукового состава) и экспрессивную (произнесение речевых звуков и слов). Хорошо известно, что произношение речевых звуков формируется на основе восприятия чужой речи и ее слухового анализа и синтеза. Если мы вспомним детей, глухих от рождения, то сразу обратим внимание на их дефектное произношение, которое напрямую зависит от того, что у них нарушен слуховой анализ. С другой стороны, речевой слух формируется при активной артикуляции звуков, слов и фраз, приблизительно так же, как музыкальный слух развивается при активном участии моторного пропевания. Исследование речевых функций у детей с синдромом Дауна показывает, что у них гораздо сильнее страдает устная речь, у некоторых детей она часто остается на уровне простых восклицаний и отдельных слов, не переходя к фразовой речи.

Конечно, все родители с нетерпением ждут того счастливого момента, когда они начнут свободно общаться со своим малышом на удобном и привычном для нас языке. Но бывает, проходит год, второй, третий, а малыш так и не начинает произносить первые слова и не вступает с вами в речевой диалог. Родители теряются, огорчаются, и на повестку дня выходит только один вопрос: «Когда же заговорит мой ребенок?».

Что нужно сделать для того, чтобы ребенок заговорил? Как помочь родителям в общении с неговорящим ребенком? И вообще, что такое общение и в каких формах оно может протекать? Вот на эти вопросы я постараюсь сегодня ответить, хотя каждый из них заслуживает глубокого изучения и пристального внимания.

Давайте еще раз обратимся к тому, что же скрывается за таким, казалось бы, понятным и простым термином как общение или коммуникация.

Общение — это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку — это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами — это тоже коммуникация. Как часто родители или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее — почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Сегодня мне хочется еще раз обратиться к такому важному и очень эффективному в общении понятию, как поддерживающая коммуникация, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения — всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на этих средствах.

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35-40% передается выражением лица. Мимика — это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Родители просто обязаны все послания, которые они адресуют своему ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица собственного малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Язык жестов

Использование жестовой речи в нашем центре опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей с синдромом Дауна ускоряют их общее и речевое развитие. Наши специалисты на основе своего многолетнего опыта могут только подтвердить и поддержать это утверждение.

Часто родители весьма скептически относятся к языку жестов, боятся, что это может затормозить речевое развитие, задержать его. Научные исследования доказали обратное. Без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.

Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.

Несомненно, жесты — это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы:

  • в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,
  • ребенок мог легко их выполнять.

Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов.

  1. Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
  2. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
  4. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
  5. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
  6. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или несформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», — всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Поверьте, первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Глобальное чтение

Что такое глобальное чтение? Это способ восприятия и запоминания информации (в нашем случае — написанного слова) целиком, как картинки или фотографии). Некоторые специалисты по раннему развитию отдают предпочтение этому методу при обучении маленьких детей чтению. Это же явление может использоваться для обеспечения неговорящих детей основным или вспомогательным средством общения. В таких случаях общение поддерживается с помощью специально изготовленных табличек, на которых крупным шрифтом (высотой 10 см) написаны слова.

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним. Обучение глобальному чтению на начальном этапе не требует даже умения говорить, но оно опирается на целенаправленное внимание и память. На первых этапах обучение глобальному чтению не должно носить абстрактный характер, его следует привязывать к конкретному предмету и его обозначению. Другими словами, если вы показываете ребенку табличку, где написано слово «яблоко», то обязательно кладете рядом реальное яблоко, на табличку со словом «ложка» вы кладете ложку и т. п. Позже можно заменять реальные предметы картинками с наложением на них табличек. Если ребенок готов удержать в поле своего внимания большой объем информации, можно расширить ряд до уровня «предмет — картинка — табличка с названием» (машина + картинка + название предмета). Обучение глобальному чтению помогает сформировать у ребенка установку на чтение: он начинает понимать, что предметы, а позже — картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.

В западной литературе описаны случаи, когда детей с синдромом Дауна начинали обучать глобальному чтению в младенческом возрасте (с 10-12 месяцев), и это давало хорошие результаты. Здесь не должно быть никаких нормативов, все дети имеют разную степень обучаемости, и стоит опираться только на желание и возможности ребенка.

Подводя итоги, хочется еще раз напомнить, что желанию общаться и радости от общения на первых порах должна отводиться первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал успех, чтобы ему захотелось общаться, поэтому обучение должно проходить на таком уровне, на котором ребенок сможет достичь этого успеха.

Жесты, как способ общения с малышом

Младенец пока не научился выражать свои желания с помощью слов . Но есть ведь и другие навыки общения.

О своих потребностях малыш сообщает маме с помощью звуков или действий. Он может указывать пальчиком, качать головой в знак отрицания, тянуться к предмету или к человеку, протягивать ему ту или иную вещь, улыбаться, махать ручкой и хлопать в ладоши. Есть и так называемый способ имитации реальных действий (например, закрыть глазки, тем самым как бы сообщая: „Хочу спать»).

Заложено от рождения

Ребенку, который еще не умеет говорить, важно знать, что он может выразить свои потребности и переживания с помощью звуков и жестов. А теперь вспомним, с каким вниманием мы прислушиваемся к малышу, стараясь различить в его лепете первые „ма-ма-ма», и с какой небрежностью относимся к возможности общаться с ребенком с помощью жестов.

Между тем способность к общению посредством жестов заложена в человеке от рождения. Именно благодаря ей без предварительной тренировки люди при необходимости могут изъясняться знаками.

Покажи детский знак

Первыми, кто всерьез обра тил внимание на возможность общения с малышами с помощью жестов, были американские ученые. Их исследования однозначно подтвердили, что младенцы способны научиться языку жестов еще до того, как начнут разговаривать.

Изначально существовало два различных подхода к обучению. Так, исследователи Л. Акредоло и С. Гудвин придерживались мнения, что в общении с малышом родителям следует создавать и использовать свои собственные знаки. Главное — построить процесс общения между ребенком и взрослыми так, чтобы они хорошо понимали друг друга. С другой стороны, методика Джозефа Гарсии была полностью основана на American Sing Language (ASL) — американском языке жестов для глухонемых. Идея обучения проста: для обозначения слова вы используете жест или так называемый детский знак (baby sing). Почему именно знак? Дело в том, что малыши начинают контролировать движения своих рук намного раньше, чем приобретают необходимые навыки для внятного произнесения слов.

С чего начать ?

Обучение ребенка знакам не занимает много времени и не требует каких-то специаль­ных занятий. Единственное, что нужно от мамы, — не забывать показывать жесты, особенно в самом начале. Чем больше вы их используете, тем быстрее они станут чем-то естественным в процессе общения с малышом. С чего же начать, если вы решили научить ребенка языку жестов?

Во-первых, выберите или придумайте один либо несколько знаков. Большинство родителей начинают с таких понятий, как „молоко», „еще», „есть», „пить», „мама», „папа», „собака» или „кошка», „детское печенье», „малыш», „книжка», „ванна». Прежде чем приступить к делу, понаблюдайте некоторое время за своим крохой. Это необходимо для того, чтобы понять, что именно его интересует (с тех понятий и стоит начать обучение), а также какие жесты он уже использует в общении с вами.

Покажите малышу выбранные знаки так, чтобы ваши руки находились на уровне его глаз. Повторите знак и слово, которое он обозначает, еще раз.

Используйте выбранный жест всякий раз, когда делаете то, что он обозначает, или видите предмет, который он олицетворяет. Например, если вы решили начать со знака „пить», используйте этот знак всякий раз, когда поите ребенка.

Вводите новые знаки, как только малыш освоит первые жесты и станет ими пользоваться в процессе общения с вами. При этом, разговаривая с крохой, не забывайте про те знаки, которые ребенок уже освоил.

Пойми меня

С момента, когда вы приступили к обучению, до первого знака, полученного в ответ, может пройти от недели до нескольких месяцев. Начинается все так: малыш замечает, что наряду со словом мама делает некий жест. Теперь его внимание приковано не только к вашему лицу, но и к рукам он старается следить за всеми действиями, которые вы совершаете. Через какое-то время кроха уже понимает, что значит тот или иной знак. Наконец, наступает долгожданный момент — малыш показывает свой первый знак! Сначала он просто копирует ваши движения, но постепенно переходит к осознанному использованию жеста.

Дальше все происходит так, как будто ребенок начал говорить. На первых порах он использует один-два жеста для всего, что видит вокруг. Потом внезапно наступает озарение: так много предметов вокруг, и для каждого из них есть свое слово и жест! Что бы ни увидело ваше чадо, оно стремится сообщить о том, и ему нужно знать, как это сделать. Маме приходится изобретать все новые знаки. Зато это уже общение, важное и для малыша, и для родителей. Вам будто открывается окошко во внутренний мир ребенка!

После того как кроха заговорит, он еще некоторое время будет пользоваться жестами — сначала вместе со словом, потом просто в случае необходимости.

Все по правилам

Есть несколько правил, которых советуют придерживаться авторы обучающих курсов и опытные родители.

Источники:

http://bumtorg.ru/harlamov-igor-garik-yurevich/mozhet-li-zdorovyi-rebenok-zamenyat-ukazatelnyi-zhest-osobennosti/
http://www.7ya.ru/article/Podderzhivayuwaya-kommunikaciya-kak-jetap-razvitiya-rechi-rebenka/
http://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/2236.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×