Наблюдения с целью изучения агрессивного поведения ребенка. Почему они такие. Анализ результатов и выводы

Наблюдения с целью изучения агрессивного поведения ребенка. Почему они такие. Анализ результатов и выводы

Анализ результатов исследования

Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.

По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 27 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии:

вербальная агрессия выявлена у 24 детей, что составляет 88,9%;

защитно-ответная у 8 детей, что составляет 29,6%;

агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом, выявлено у 3 детей, 11% испытуемых;

пониженный эмоциональный фон — 70% испытуемых.

Таким образом, по результатам данной методики наиболее преобладает вербальная форма агрессии, наименее выражена защитно-ответная, что отражено на рисунке 1

Для уточнения и расширения представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей мы использовали тест «Руки Вагнера» . Результаты исследований по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице 1.

Частота встречаемости исследуемых категорий.

Таким образом, в ответах испытуемых преобладают ответы по категории агрессивности 49%; отсутствуют ответы по категориям «Эмоциональность» и «Пассивная безличность». Основные тенденции активности испытуемых представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Профиль основных тенденций активности исследуемой группы детей.

Проведенный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

значительное превышение агрессивных ответов при снижении ответов типа социальной кооперации, позволяет предположить наличие агрессивных тенденций в поведении испытуемых;

высокий балл по категории «Зависимость» свидетельствует о неумении самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, о потребности в заботе и защите, неспособности к эффективному взаимодействию;

снижение ответов по категории «Коммуникативность» позволяет предположить о несформированности коммуникативных навыков и трудностях в сфере социальных контактов;

отсутствие ответов по категории «Эмоциональность» может свидетельствовать о неумении рефлексировать и распознавать эмоции в себе и в других, о несформированности позитивного эмоционального самоотношения, трудностях в межличностных контактах, отгороженности;

повышение ответов по категории «Демонстративность» может свидетельствовать о потребности в привлечении внимания;

отсутствие ответов по категории «Пассивная безличность» дает основания полагать, что лишь немногие внешние стимулы являются нейтральными, а повышенная чувствительность к внешним стимулам может выражаться в неадекватных агрессивных реакциях.

Таким образом, на основании данных выводов, можно предположить, что дети из данной выборки отличаются плохой приспособляемостью, низкой адекватностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пониженным эмоциональным фоном.

Сравнительный анализ полученных данных по результатам «Теста руки Вагнера», «Несуществующего животного», позволяет сделать вывод, что для данной группы испытуемых характерными проявлениями являются следующие черты: неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.

Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) приведены нами в таблице 3.

Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребности ребенка, воспитательная неуверенность родителей, вынесение конфликта между супругами.

Защитно-ответная форма агрессии встречается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.

Агрессивная защита от людей, обладающих авторитетом, властью встречается при следующих нарушениях в семейном воспитании: строгость наказаний, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Частота встречаемости нарушений в семейном воспитании

Типы нарушений в семейном воспитании

Чрезмерность требований, обязанностей

Воспитательная неуверенность родителей

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

Мы понимаем семейное воспитание более узко и сводим его к типам взаимодействия.

В результате исследования нами были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего на агрессивное поведение дошкольников.

I тип семейного взаимодействия — «деструктивный» (25 % испытуемых). Отношения между родителями отличаются некорректностью, отсутствием такта, чувства меры, зачастую открытой нетерпимостью. Процесс воспитания ребенка — предмет манипулирования в отношениях между супругами.

Детям, в свою очередь, демонстрируются негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными способностями. Замечания делаются на повышенных тонах, в оскорбительных выражениях. При этом вспышки гнева, бурные выражения антипатии зачастую сменяются столь же бурным раскаянием, задабриванием. Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций являлась их чрезмерность и недостаток эмпатии. Воспитательная позиция родителей отличается непоследовательностью: отцом и матерью могут отдаваться противоположные распоряжения, устанавливаться запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Столь же противоречива реакция родителей на проступки или недостаточные успехи взрослеющего ребенка. Функции нормативного контроля осуществляются родителями с той же склонностью впадать в крайности. Родительские представления и ожидания противоречили реальности: желание видеть потомка самостоятельным расходилось с его фактической несостоятельностью в учебе, наличием проблем, связанных с общением, неправильным поведением, обусловленным развитием эндогенного процесса. К лицам из близкого окружения, которые пытались вмешаться в ситуацию, складывается неприязненное отношение.

Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка приводит к несвоевременному обращению за специализированной помощью.

Данный тип семейных взаимоотношений свойственен тем семьям, где дети имеют ярко выраженные черты: неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.

II тип семейного взаимодействия —”конструктивный” (30 % родителей). Родители проявляют уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали в доме ровно-благожелательную, доверительную атмосферу. Даже серьезные конфликты не становятся поводом к бурным дискуссиям и конфронтации, в которую вовлекались бы младшие члены семьи. Характерна сдержанность в выражении эмоций и особенно — негативных, поддержка ребенку оказывается в ненавязчивой форме. Родители проявляют заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при успехе и ободрить при неудаче. Позитивную позицию они занимали и по параметру нормативного контроля.

Эти родители считают воспитание ребенка своей основной функцией, главным смыслом существования. Воспитательная позиция по контрасту с таковой, полной противоречий в семьях с “деструктивным” типом взаимодействия отличалась последовательностью и состояла в безусловно положительном отношении к ребенку, а оказываемая эффективная опека могла рассматриваться как элемент терапевтического воздействия среды.

Данный тип семейных взаимоотношений присущ всем семьям детей, чья агрессивность выражена слабо.

III тип семейного взаимодействия — “смешанный” (45 % испытуемых — родителей). Семейное взаимодействие в этих случаях включает черты как “деструктивного”, так и “конструктивного” типов. При этом отец и мать нередко являются носителями противоположных позиций, что порождает напряженность в семье. Лояльность одного из супругов вступает в противоречие с педантизмом, холодностью, жестокостью, агрессивностью другого. Не желавшие понять и дополнить друг друга, проявить сплоченность, не нуждавшиеся во взаимном доверии, супруги не способны прийти к общему решению. Столь же резко расходятся они и в проявлениях эмоций. Жесткий, холодный, чрезмерно приверженный раз и навсегда установленным правилам родитель не способен понять суть психических расстройств ребенка, предъявляет ему излишне высокие требования, на выполнении которых настаивал, не считаясь с реальной ситуацией. Он может грубо высмеять поведение ребенка, требовать только отличных оценок, спортивных успехов. Деструктивное влияние такого отношения смягчалось доброжелательной опекой ребенка другим родителем. Тем самым хотя бы отчасти нивелировалось “отвержение”, создававшее у ребенка ощущение постоянного психологического давления, безвыходного положения, беззащитности. Рассогласованность внутри родительской диады распространялась на семейное взаимодействие в целом, включая воспитательную позицию и нормативный контроль. Следствием являлась поляризация дисфункциональной семейной структуры, когда один из родителей (носитель адаптивной тенденции) вступал в устойчивую коалицию с ребенком против другого, исключавшегося из процесса воспитания.

Данный тип взаимоотношений свойственен как семьям детей, чьи личностные качества, такие как неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию выражены средне и агрессивность соответственно на среднем уровне.

Математическая обработка данных.

Взаимосвязь между типами нарушений в семейном воспитании и показателем детской агрессивности.

Анализ результатов исследования

1. Анализ диагностики особенностей детей с агрессивным поведением. Опрос воспитателей и родителей.

Рассмотрим анализ анкеты «Признаки агрессивности». Данные результаты получены в ходе наблюдения за детьми, анализа их межличностного поведения, поведения в игре. В соответствии с этими признаками можно выделить группы дошкольников с низким уровнем агрессии (60%), средним уровнем агрессии (36%), высоким уровнем агрессии (4%).

Рис. 2. Оценка уровня агрессии по методике «Признаки агрессивности».

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволила определить у детей уровень агрессии.

Из сравнительного анализа следует, что у детей прослеживается больше всего низкий уровень агрессии, так же выделен средний уровень агрессии и самый низкий процент высокого уровня агрессии. Этот результат показывает, что межличностные отношения в группе не агрессивны.

К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника, у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

Агрессивное поведение детей в семье и в детском саду имеет разное проявление, поскольку это зависит от семейного воспитания, внутри семейного микроклимата (системы наказаний и поощрений, отношений «родитель-ребенок», «родитель-родитель»). В детском саду агрессия проявляется в отношениях к сверстникам, в игре, в принятии правил группы.

Проведя опрос среди родителей по методике ОРО (Опросник родительского отношения) было выявлено 12% детей с высокой агрессией, 44% детей со средней агрессией и 44% детей с низкой агрессией.

Рис. 3. Оценка уровня агрессии по методике «Опросник родительского отношения»

На социализацию агрессии оказывают влияние образец отношений и поведение родителей; подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Так же важна связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Отношения родителей к поведению ребенка, также различно.

2. Анализ диагностики особенностей эмоциональных явлений

Рассмотрим результаты рисуночного теста «Несуществующее животное». Анализ проводился по двум разделам.

Первый раздел — анализ рисунка, его графических особенностей.

Анализируя рисунки у, некоторых, детей был заметен особый творческий подход, заинтересованность, тщательная прорисовка. Некоторые дети рисовали быстро, не прослеживалась тщательность прорисовки, не прослеживался творческий подход, возникала сложность с идеей рисунка. В пятилетнем, шестилетнем возрасте вообразить что-то намеренно, подключая волю, воспитанникам группы нелегко.

Следующий анализ проводился в виде опроса детей. Дети, отвечая на вопросы, рассказывали о своих нарисованных животных, тем самым показывая свои личностные особенности, отношение к себе и окружающим.

Было выявлено, что у детей старшей группы высокий уровень агрессии составляет 4%, средний 48%, низкий 48%.

Рис.4. Оценка уровня агрессии по методике «Несуществующее животное»

Благодаря методике Рене Жиля, была выявлена социальная приспособленность ребенка, его восприятие внутрисемейных отношений, некоторые характеристики его поведения, конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка.

В этой методике у детей так же прослеживалась агрессия, имея защитную функцию, защищая от окружающих свои интересы. Она могла проявляться как вербальной, так и невербальной.

Детей проявивших агрессию в поведении составило: с высоким уровнем 16%, со средним уровнем 52%, с низким уровнем 32%.

Сравнительный анализ по проявлению агрессии ребенком и взаимоотношений в семье

Проведя исследование были получены разные результаты. Больше всего агрессии проявилось в методиках связанных с семьей, как у взрослых так и у детей. В методике для родителей ОРО было заметно родительское отношение, манера, стиль воспитания из-за которого дети растут агрессивными. Сами дети в методике Рене Жиля реагировали агрессивно в отношении родителей, проявляли непослушание на их требования, так же была заметна отчужденность от обоих родителей или одного из них, проявляли агрессию к сверстникам.

Результаты по методикам для воспитателя (анкета «Признаки агрессивности») и детей («Несуществующее животное») были одинаковы. Во взаимоотношениях в не семьи дети проявляют себя менее агрессивно. Присутствует невербальная и вербальная агрессия, в роли защитной агрессии.

Рис. 6. Сравнительный анализ по методикам Рене Жиля и ОРО.

Рис. 7. Сравнительный анализ по методикам «Несуществующее животное» и тест Рене Жиля.

Рис. 8. Сравнительный анализ по проявлению агрессии ребенком и взаимоотношений в семье.

Наблюдения с целью изучения агрессивного поведения ребенка. Почему они такие. Анализ результатов и выводы

Результаты анкеты показали, что в поведении Толи Ф. проявлялись следующие признаки (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих его). Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять задания.

4. Часто специально раздражает окружающих.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые его раздражают.

8. Иногда бывает завистлив, мстителен.

Из 8 критериев — 7 проявляются у ребенка часто, это говорит о том, что ребенок является агрессивным.

Самому ребенку было предложено пройти тест «Рисунок несуществующего животного», цель которого: оценить уровень агрессивного поведения ребенка, и подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

Ребенок нарисовал крупное животное с шипами, похожее на динозавра с угрожающий позой, при этом на рисунке наличие орудий нападения: зубы, когти, рога, большое количество острых углов, выступов и выростов. Кроме того, на рисунке присутствовало еще одно животное поменьше, на которое крупное животное нападает, а другое убегает. У животного хорошо прорисованы все черты. Рисунок выполнен в темных тонах, сильно заштрихован. В беседе, ребенок отметил, что это животное живет одиноко, питается другими животными, при нападении всех убивает. Анализируя рисунок, мы видим, что все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими эмоционально неустойчивому состоянию, спонтанному возникновению агрессии.

Таким образом, проведенная комплексная диагностика выявления агрессивности Толи Ф. показала, что в его поведении наблюдается большое количество признаков, указывающих на высокий уровень агрессивности.

Как было показано в первой главе, среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют различные причины, однако в наибольшей степени определяют агрессивность детей — наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций.

С целью выявления проявления признаков агрессивности вне детского сада с матерью Толи Ф. было предложено заполнить анкету (при этом для сравнения параллельно проведено анкетирование воспитателя). При проведении сравнительного анализа опроса матери и воспитателя выяснилось, что мать оценила уровень проявления агрессивного поведения у своего ребенка выше, чем воспитатель. Это указывает на то, что трудности у Толи Ф. возникают не только в атмосфере детского сада, но и в семье.

В личной беседе с матерью ребенка мы выявили следующее.

Толя Ф. единственный ребенок в семье. Беременность протекала без токсикоза, роды без патологии. Вес при рождении 3.700, рост 53 см.

В течение 1-го года жизни наблюдался у невропатолога по поводу постнатальной энцефалопатии.

Детский сад посещает с 3-х лет. Адаптировался легко, в группе всегда был заводилой. Со слов матери, гиперактивен, расторможен, упрям: «никогда прощения не попросит, будет часами в углу стоять, мне на нервы действовать». Агрессию объясняет плохим поведением других детей.

Мать по характеру волевая, целеустремленная, эмоционально холодная.

Признает, что «ребенком практически не занимается, так как много работает». На вопрос, не боится ли, что ребенок попадет в плохую компанию, отвечает: «Я ему гулять не разрешаю, это запрещено».

На сегодняшний день мать и отец в разводе. Однако, в семье с самого начала были постоянные конфликты «из-за разных взглядов на жизнь, на воспитание ребенка». Отец периодически пил, был агрессивен, мог ударить и жену, и ребенка.

Данная характеристика подтверждает, что на развитие агрессивности Толи Ф. оказал характер семейных конфликтных отношений со следующими особенностями:

— личностные свойства родителей: стеничная, эмоционально сдержанная в выражении теплых чувств мать и эмоционально неустойчивый с чертами возбудимости и агрессивности отец;

— постоянная загруженность работой у матери, что определяет ведущий фон семейной депривации, когда эмоциональная отчужденность отягощается отсутствием времени у родителей для того, чтобы систематически заниматься развитием потребностей и интересов ребенка.

В условиях хронической конфликтной семейной ситуации с жестокими случаями обращения с ребенком, при отсутствии выраженной органической патологии, у него сформировались следующие расстройства:

— расстройства, связанные с нарушениями возрастного психологического развития в виде рано появившихся признаков гипердинамичности в поведении с нарушениями внимания, гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью;

— патохарактерологические реакции с чертами эгоцентричности, возбудимости и «социально усвоенными» формами агрессивного поведения.

Таким образом, можно увидеть зависимость между семейными отношениями и агрессивным поведением детей. Следовательно, гипотеза исследования о том, что внутрисемейные конфликты влияют на развитие агрессии у ребенка — подтверждена. При этом, ребенку необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Источники:

http://studbooks.net/505094/psihologiya/analiz_rezultatov_issledovaniya
http://vuzlit.ru/454714/analiz_rezultatov_issledovaniya
http://studbooks.net/900650/psihologiya/diagnostika_analiz_rezultatov_issledovaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector