Нарушение осанки у детей. Нарушения осанки у ребенка

Содержание

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Причины нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста, методы лечения

Причины нарушения осанки в школьном и дошкольном возрасте, показания к физической терапии. Упражнения для дошкольников и учащихся младших классов. Профилактические приёмы.

Неправильная осанка у детей дошкольного возраста вызывает напряжение в теле и позвоночнике. Из-за этого у ребёнка появляется привычка сутулиться, которая влияет на его рост, развитие и будущие постуральные рефлексы (совокупность реакций, обеспечивающих сохранение определённого положения тела или его части в пространстве).

Поэтому взрослым следует уделять много внимания осанке своего чада и прививать ему любовь к занятиям физкультурой. Только активный образ жизни поможет сохранить здоровье и избежать различных болезней.

Причины нарушения осанки

Родители всегда озабочены здоровьем своих детей. В последнее время много внимания уделяется состоянию осанки дошкольников и учащихся младших классов. Положение позвоночника формируется у человека с детского возраста, но быстрый рост скелета приходится на периоды 6—7 и 11—12 лет. Причины искривления осанки:

  1. Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни, характерный для современных детей, приводит к дефициту активных действий. Из-за учёбы в школе, игр за компьютером, просмотров телевизора и отсутствия физических нагрузок ослабляется мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб.
  2. Частые нагрузки. Если долго выполнять физические упражнения с ошибками или читать лёжа, позвоночник постепенно будет деформироваться.
  3. Плохо организованное место для учёбы. Чтобы ребёнок всегда держал спину ровно, необходимо подобрать оптимальную для него высоту стула, хорошее освещение и достаточного размера рабочий стол. Для компьютерных игр и увлечений следует отвести другое место.

Проблемы с ЖКТ, неправильное питание или врождённые заболевания тоже могут привести к нарушению осанки у детей школьного возраста.

Лечение проблем позвоночника возможно несколькими способами. Например, детям с неправильной осанкой врач часто назначает специальный корсет для коррекции осанки, который поддерживает спину в нужном положении и не даёт ей сильно сгибаться. Он помогает ребёнку сидеть и стоять прямо. Медицинские корсеты для позвоночника рекомендуется приобретать в ортопедических салонах.

Расслабить мышцы, вывести из них токсины и улучшить кровообращение получится с помощью мануальной терапии. Спортивные нагрузки должны быть умеренными. Ребёнку с кривым позвоночником следует заниматься плаванием, йогой или гимнастикой. По утрам надо делать зарядку.

Лечебная физическая культура представляет собой комплекс специальных упражнений, проводимых с инструктором или родителями. Можно записать ребёнка в группу по ЛФК. Неправильную осанку получится скорректировать даже дома. Операцию на позвоночнике делают только в крайних случаях.

Показания к проведению занятий ЛФК

Гимнастику при нарушении осанки у детей выписывают при любом типе проблемы. Лечебная физкультура поможет укрепить стабилизирующие мышцы туловища без вреда детскому здоровью. Виды искривления осанки различаются по причинам развития и характеру проявления:

  1. Плоская спина. Характеризуется плоской грудной клеткой и выпяченными в разные стороны лопатками. Позвоночник недостаточно упругий и продолжает легко искривляться.
  2. Круглая спина. Усиленный физиологический кифоз и выраженный лордоз делают позвоночник излишне подвижным.
  3. Сутулая спина. Слабовыраженные прогибы с преобладанием кифоза формируют сколиотическую осанку, при которой одна лопатка выше другой. Такая патология встречается у людей любой возрастной категории.

При нарушенной осанке могут опускаться внутренние органы, при этом они перестают нормально функционировать. Также снижается объём лёгких, из-за чего возникает одышка и усталость. Лишняя нагрузка на мышцы и суставы отзывается болями в спине. Ребёнку становится сложно запоминать информацию, поскольку кровь недостаточно насыщена кислородом. Нарушенная осанка может сопровождаться головными болями, низкой самооценкой и отвержением своего физического «Я».

Обычно лечебную гимнастику для правильной осанки детям назначают вместо обычной физкультуры. Противопоказаний для неё нет, но врачи рекомендуют воздержаться от неё при наличии острых воспалительных заболеваний, вирусов и инфекций. Только после избавления от этих проблем можно приступить к лёгким упражнениям и постепенно переходить к более сложным.

Правила занятий и подготовка к ним

Когда специалист определит у ребёнка тип нарушения позвоночника и исключит противопоказания, он назначает ему комплекс упражнений, которые скорректируют и устранят дефекты. Перед занятиями необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо и ни о чём не беспокоится.

Хорошо поесть надо минимум за 2 часа до начала упражнений. ЛФК следует проводить в просторном помещении при комфортной температуре и хорошей вентиляции. Любой комплекс лечебной физкультуры состоит из разминки, основных упражнений, растяжки и расслабления.

Существуют правила, в соответствии с которыми следует организовывать занятия:

  1. ЛФК надо проводить не меньше трёх раз в неделю. Урок должен длиться не больше получаса для малышей до 7 лет, а для подростков — 40—60 минут.
  2. Детей также надо научить правильной технике дыхания.
  3. Движения надо совершать осторожно и плавно, постепенно усложняя их от урока к уроку.
  4. Ребёнок должен сообщать взрослым о любых болях и дискомфорте, возникающих во время проведения ЛФК.
  5. Упражняться следует только утром или днём.

Занятия должны быть системными и регулярными. Пропуски без серьёзной причины снизят положительное влияние физической терапии на организм детей.

Упражнения для дошкольников

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста часто проводится в форме игры. Малыши редко понимают, зачем им надо делать те или иные действия, когда им хочется побегать и попрыгать, поэтому занятия для них нужно сделать увлекательными, чтобы привлечь их внимание.

Упражнения для детей 6—7 лет:

  1. Начинают физическую терапию с ходьбы. Дети ходят по кругу, а взрослые следят за их осанкой. Малыши продолжают упражнение, но уже на носочках и с руками на поясе. Чтобы разогреть мышцы, ходьбу совершают с высоко поднятыми коленями. Каждую часть упражнения проводят в течение 15—20 секунд.
  2. Второе задание начинают с исходного положения ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимают руки. Инструктору надо смотреть, чтобы малыши не прогибались в пояснице. На выдохе руки опускают. Выполняют упражнение 6 раз.
  3. Затем дети ложатся на спину. Руки вытягивают вдоль тела. Сначала поднимают правую руку и подтягивают к животу левую ногу. То же самое повторяют с другими рукой и ногой. Действия повторяют 6—8 раз.
  4. Следующее задание тоже выполняют лёжа. На выдохе поднимают ногу, чтобы она оказалась расположена перпендикулярно по отношению к телу, удерживают её пару секунд и опускают. Движение повторяют с каждой конечностью 3—4 раза. Ноги не должны сгибаться в коленях.
  5. Малыши переворачиваются на живот, приподнимают плечи и имитируют удары руками. Проделать задание надо 3—4 раза.
  6. Упражнения продолжают в том же исходном положении. Лёжа на животе, медленно поднимают верхнюю и нижнюю части тела. Немного прогнувшись, фиксируют положение на несколько секунд и расслабляются, вернувшись в изначальное положение. Повторяют упражнение 5—6 раз.
  7. Потом малыши встают на колени и опускают руки. Руки разводят в стороны, одну ногу выпрямляют и отводят вбок. Затем необходимо вернуться в исходное положение и повторить технику с другой ногой. Нужно сделать 6—8 подходов.

Когда занятия проводят в группе, инструктору необходимо уделять внимание каждому малышу. Если кто-то устаёт, тогда нужно сделать отдых на 1—2 минуты. Лечебную физкультуру рекомендуется проводить под музыку, чтобы деткам было весело и интересно.

На видео ниже показан хороший комплекс упражнений для детей 6-7 лет:

Лечебная физкультура для школьников

Гимнастика для осанки с детьми школьного возраста может проводиться в учебном заведении. Тех, кто освобождён от уроков физкультуры, записывают на ЛФК. Нарушения позвоночника часто выявляются во время медосмотра в школе.

Упражнения можно делать в домашних условиях, но под присмотром родителя, который будет следить за осанкой и правильным выполнением действий. Школьники могут сами принять и сохранить контрольную позу, оперевшись на стену спиной. Плечи поднимать нельзя. Затем можно заняться ходьбой, а после разминки начать упражнения с мячом или гимнастической палкой.

Программа упражнений для школьников:

  1. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Ребёнок поднимает мяч или палку, глядя на снаряд. Затем прикладывает его к груди и возвращается в изначальное положение. Задание повторяется 4—5 раз.
  2. Необходимо поместить мяч в одну руку, завести его за спину, переложить в другую руку и вернуться в исходное положение. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палку или мяч поднимают двумя руками над головой. Соединяют лопатки, разводя локти в стороны. Затем делают наклоны влево и вправо 6—8 раз.
  4. Ребёнок ложится на спину, поднимает ноги, разводит в стороны и перекрещивает. Движения нужно выполнить 6—8 раз. При скрещивании ноги меняют.
  5. Известное многим упражнение «Велосипед» исполняют для тренировки брюшной стенки. Ноги поднимают, сгибают в коленях и имитируют движения велосипедиста в течение 30 секунд.

Эти задания направлены на развитие спинных мышц. В комплекс можно включить приседания с вытягиванием рук вперёд (на одном занятии их повторяют 15—20 раз). Действия совершают со снарядом или без. Если используется гимнастическая палка, её держат впереди или заводят за спину на уровне плеч.

На видео ниже показан ещё один комплекс упражнений для исправления осанки у детей:

Комплекс простых и доступных упражнений

Комплекс рекомендован не только малышам, но и подросткам. Приёмы уже давно используются в лечебной гимнастике при разных типах искривления позвоночника.

Каждое упражнение совершают по 5—6 раз за одну тренировку. Примеры заданий:

  1. «Замок». Упражнение выполняют стоя. Одну руку забрасывают сверху за спину, сцепляют с другой и оставляют так на 10 секунд. Затем руки меняют.
  2. «Кошечка». Дети встают на колени, опираются на ладони, прогибают спину, а затем выгибают её дугой.
  3. «Каталка». Необходимо лечь на живот и поочерёдно поднимать вытянутые руки и грудь, а затем таз с ногами.
  4. «Шарик в животе». Дети должны представить, что внутри них находится воздушный шарик, который при вдохе надо надуть, а при выдохе — сдуть.
  5. «Опора». Ребята встают у стенки, прижимаясь к ней спиной. Руки располагают вдоль туловища. Затем медленно приседают и встают, сохраняя положение.
  6. «Руки-верёвки». В положении стоя делают наклоны верхней частью туловища вперёд, чтобы она была параллельна полу. Руками болтают свободно, как верёвками.

Следующее упражнение сначала вызывает проблемы в исполнении. На голову надо положить книгу и ходить с ней, пытаясь удержать. Таким образом формируется ровная и привлекательная осанка. Также тренируются шейные мышцы.

Профилактические упражнения

Формировать осанку ребёнку нужно с ранних лет. Младенцам делают массаж, укрепляющий мышцы спины. Также им рекомендуется плавание уже в первые месяцы жизни. Родители смотрят за осанкой малыша в период сна, кормления и игр.

Упражнения для устранения проблем позвоночника советуют выполнять в целях профилактики, чтобы не заработать сколиоз. Их можно делать дома:

  1. Гимнастическую палку берут так, чтобы она оказалась спереди и снизу. Руки поднимают, отводя одну ногу назад, при этом прогибаясь в пояснице. То же повторяют с другой ногой. Задание повторяют 6—8 раз.
  2. Руки с палкой заводят назад, ноги вместе. Ребёнок поднимается на носочки, а руки отводит максимально назад. Локти не должны сгибаться. Вперёд наклоняться нельзя. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палка снова впереди. Руки поднимают, затем опускают к груди и возвращаются в исходное положение. Приём повторяют 3—4 раза.

Завершить лечебную физкультуру можно ходьбой в течение 30—40 секунд. Даже если у ребёнка нет дефектов позвоночника, ему всё равно необходимо вести активный образ жизни. Отлично формируют осанку боевые искусства и верховая езда. Чтобы дети в старшем возрасте самостоятельно занимались ЛФК, необходимо привить им эту привычку ещё с ранних лет.

Нарушение осанки у детей школьного возраста: диагностика сколиоза

При регулярном изменении положения позвоночного столба нарушается осанка у детей. Это обусловлено нарушениями в структуре и рабочих способностях опорно-двигательного механизма.
Симптомы данной проблемы:

  • сутулость;
  • несимметричность позвоночника;
  • болевые ощущения в груди и спине;
  • головные боли;
  • вегето-сосудистая дистония.

Нарушение осанки у детей могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Именно по этой причине следует вовремя принимать меры по решению проблемы.
Существует ряд причин, которые приводят к изменению положения позвоночного столба.

1. Факторы, способствующие нарушению

Изменения в осанке могут быть как врожденными, так и приобретенными. В первом случае изменения происходят еще в утробе или при родах. Они встречаются значительно реже, чем полученные в результате жизнедеятельности.
Более подвержены таким дефектам дети с астеническим телосложением. Чаще всего факторами, ведущими к появлению проблемы, являются:

  • Недостаток активных движений.
  • Несоответствующая росту малыша мебель, где он занимается.
  • Недостаток света около письменного стола.
  • Ношение ранца в одной руке или на плече.

Есть еще факторы, способствующие возникновению данной проблемы:

  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • несбалансированный режим дня;
  • неестественная худоба и ожирение;
  • нехватка полезных веществ (витаминных и минеральных компонентов).

2. Виды деформации осанки

Травматологи и ортопеды указывают на два вида деформирующих процессов: в сагиттальной и фронтальной области.
Первый вид обусловлен неправильными изгибами позвоночника.
Признаком второго вида есть сколиотическая осанка с нарушением пропорциональности половины туловища. Это еще не сколиоз. Так как признак проходит в горизонтальном расположении тела.
Кроме этого есть несколько степеней изменений осанки. В первой степени дефект можно устранить достаточно просто. Необходимо просто следить за положением тела.
Во второй степени нужны регулярные занятия физической культурой. Третья стадия – деформация позвоночника и лишь зарядкой со специальными комплексами тут не поможешь.

3. Диагностика изменений осанки

В любом случае, если были замечены признаки проблем с осанкой, следует отправляться к специалистам для проведения обследования и установки точного диагноза.
Вначале врач проводит осмотр туловища со всех сторон. Если есть какие-то сомнения, могут прибегнуть к измерению определенных параметров. Достаточно часто применяется тест Адамса, то есть наклон торса вперед. Так доктор определяет рабочее состояние столба позвоночника.

4. Сколиоз у ребенка

Сколиоз – это патологические изменения позвоночника и тканей вокруг, дополняющиеся нарушением параллельности плечей, лопаток, а также перекосом таза, изменениями грудной клетки. Все это приводит к сбою в работе внутренних органов. Данное заболевание самое распространенное в ортопедии.

Симптоматика заболевания
Существует несколько стадий сколиоза и каждая из них характеризуется некоторыми симптомами.

Первая стадия:

  • голова смотрит вниз;
  • плечи сведены;
  • таз скошен;
  • сутулость;
  • нарушение симметрии предплечий.

Вторая степень, ко всему вышеперечисленному добавляется:

  • ротация позвонков патологического типа;
  • в области поясницы – мышечный валик;
  • в области груди – выпячивание;
  • сохраняется деформированный вид позвоночника даже лежа.

Третья стадия отличается:

  • слабостью мышечных волокон брюшной полости;
  • горбом со стороны ребер.

Четвертая стадия:

  • ярко выраженный горб;
  • западение ребер и мышц в районе вогнутости.

К появлению сколиоза могут приводить разные факторы, в зависимости от характера заболевания: врожденного или приобретенного.

5. Причины сколиоза в зависимости от вида

Если сколиоз врожденный, то, как правило, причина – аномальное развитие позвоночного столба еще в утробе. Включая дисплазию, синостаз и так далее.

Приобретенный сколиоз может прогрессировать в связи с проблемами со здоровьем нервно-мышечного характера, опухолевыми процессами и травмами. Кроме того, причиной может быть родовая травма, различные травмы, полученные во время родов. Данные факторы приводят к статическому сколиозу.

Причинами неврогенных сколиозов в основном есть такие заболевания как:

Миопатический сколиоз развивается в результате мышечной дистрофии, гипотонии мышц и кривошеей. Метаболические нарушения также могут приводить к появлению такой проблемы как сколиоз.

Кроме того, гиподинамия, то есть малоподвижный образ жизни, астения, нарушение осанки и серьезные нагрузки на опорно-двигательную систему так же могут привести к сколиозу.
Чтобы установить вид, стадию болезни нужно пройти обследование, для получения полной картины. А также возможности определения вариантов устранения проблемы.

6. Диагностика сколиоза

Чтобы выявить болезнь, необходим комплексный подход, а именно посещение таких специалистов: педиатра, хирурга, невролога и ортопеда. Доктора проводят визуальный осмотр туловища, а в некоторых случаях рекомендуют дополнительное обследование.

В большинстве случаев это рентген, но может понадобиться и МРТ спины или другие необходимые меры. Стоит обратить внимание, что наиболее оптимальным способом есть не лучевой вариант исследования. То есть компьютерная оптическая топография. Фотографирование ребенка также необходимо обеспечить в обязательном порядке на всех стадиях наблюдения.
Если возникли проблемы с внутриутробными органами на фоне сколиоза, то проводиться обследование у других докторов в строгом порядке. Они могут назначить дополнительное обследование при помощи ФВД, электрокардиограммы, ультразвукового исследования.
После постановки диагноза и определения стадии развития сколиоза назначается соответствующее лечение. Самыми распространенными формами есть 1, 2 и 3 степень сколиоза.

6.1 Сколиоз 1 степени у детей

Это начальная, а значит самая легкая стадия сколиоза. Если во время обратиться к специалисту, то первая степень может, и не перерасти во вторую. Но определенный риск все же существует, особенно если присутствуют такие факторы:

  • тяжелая форма сколиоза у родителей;
  • слабость мышц;
  • сутулость;
  • структурные изменения в двигательном аппарате;
  • повышенная эластичность связок;
  • гиподинамия.

Существует несколько видов сколиоза 1 степени, идентифицируются они по месту локализации проблемы. То есть если проблема наблюдается в области грудной клетки – грудной сколиоз. Если в области поясницы – поясничный сколиоз и так далее.

Симптоматика
Сколиоз 1 степени можно отличить по наличию таких симптомов:

  1. Неравномерное расположение плеч и таза.
  2. Изменение осанки, сутулость.

6.2 Сколиоз 2 степени у детей

Когда наступает 2 стадия сколиоза изменения в осанке видно невооруженным взглядом. В большинстве случаев данная проблема появляется у 8 – 11 летних детей.

Стоит отметить еще одну особенность болезни на этой стадии – у девочек сколиоз 2 стадии диагностируется намного чаще, чем у мальчиков.

6.3 Сколиоз 3 степени у детей

Чтобы определить 3 степень данного заболевания не надо даже быть врачом. Так как отклонения сильно выражены. В этой форме позвоночник искривляется и перекручивается. Приводит к этому несвоевременное обращение к докторам.

Поэтому необходимо вовремя обращаться к профессионалам и принимать меры по решению проблемы еще на ранних стадиях, пока это сделать проще. Существует несколько методов лечение сколиоза и среди них самыми популярными являются ЛФК, массаж, корсеты.

7. ЛФК для детей с нарушением осанки

Это самый популярный метод, дающий возможность эффективно сделать мышцы крепче для поддержания позвоночника. Физические упражнения способствуют лучшему поступлению полезных веществ к тканям и дискам.
ЛФК для отдельного ребенка назначает только специалист после полного обследования. Кроме того, доктор подбирает индивидуальный комплекс упражнений, что делает физкультуру максимально эффективной.

ЛФК при сколиозе у детей

Если при нарушении осанки упражнения можно выполнять в домашних условиях, то при сколиозе, возможно, понадобится посещение кабинетов специального назначения.
Второй вариант предпочтительнее, так как не будет нарушаться режим тренировок. Это очень важно, так как при нарушении графика результат может не быть желаемым.
Комплекс упражнений также должен подбирать специалист исходя из формы болезни и личных особенностей.

Массаж при сколиозе у детей

Это важная составляющая в стадии лечения, дающего положительный результат. Стоит принять во внимание, что массаж ребенку со сколиозом должен делать только специалист в этой области.
Только профессионал способен подобрать точную методику и сделать массаж эффективным и полезным. Массаж, так же как и физкультура способствует укреплению мышц, поддерживающих позвоночник.

Ношение корсетов

В определенных случаях врач назначает ношение корректоров осанки, то есть корсетов. Их существует несколько видов, каждый из которых предназначен для определенной стадии и сколиоза. Кроме того, учитывается и течение патологического состояния.
Поддерживающие корсеты предназначены для поддержки столба позвоночника, снятия с него лишней нагрузки. Кроме того, они способствуют растяжению позвоночника и его выпрямлению.
В основном корсеты изготавливают в индивидуальном порядке, учитывая все личные особенности ребенка. Но в некоторых случаях подходят и традиционные уже готовые модели.
Но какими хорошими не были бы методы лечения все же лучше заниматься профилактикой, чем потом лечить серьезные болезни.

8. Профилактические меры

Чтобы не допустить развития сколиоза у ребенка необходимо соблюдать всего два правила:

  1. достаточная двигательная активность;
  2. правильное размещение позвоночника в периоды сна или бодрствования.

Профилактикой сколиоза надо заниматься с самого раннего возраста. Не стоит ждать до дошкольного. Очень маленьких деток, как только они учатся ходить необходимо водить поочередно за правую и левую ручку.
Надо следить, чтобы малыш спал на спине, учить его поворачиваться на разные стороны и так далее. Так же не следует носить маленьких деток на одной руке.
Когда ребенок достигнет дошкольного возраста, надо следить, чтобы он не находился в сидячем положении больше 20 минут. Кроме того, если малыш занимается творчеством, он должен как можно чаще вставать и менять положение ног.

Кроме того, существуют специальные комплексы упражнений, направленные на профилактику сколиоза. Желательно разучить их с ребенком, пусть они станут частью его жизни. Важную роль в профилактике сколиоза играет правильное, сбалансированное питание, свежий воздух и удобная обувь.
В заключение стоит отметить, что профилактические меры не такие уж и сложные, но их соблюдение приводит к сохранению здорового тела ребенка. Если же этап профилактических действий упущен, и замечены какие-либо нарушения со стороны опорного аппарата ребенка, необходимо незамедлительно обращаться к врачу.

Источники:

http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/incorrect-posture
http://ourkids.ru/narushenija/telo/narushenie-osanki/
http://childage.ru/zdorove/bolezni-u-detej/narushenie-osanki-u-detey-shkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector