Не более 10 месяцев. Дети должны уметь. Занятия с ребенком

Содержание

Ребенок в 10 месяцев (календарь развития)

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).

Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо ползают на четвереньках или по-пластунски. Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

Делайте гимнастику каждый день. Особенно уделяйте внимание упражнениям для развития ползания и ходьбы:

  • Приседание и вставание с поддержкой.
  • Ходьба на четвереньках.
  • Ходьба с поддержкой за ручки.
  • Сгибание и разгибание ножек в положении лежа.

Отводите каждому занятию не более 20 минут, а затем дайте ребенку отдохнуть или играть самостоятельно во что-то другое. Начинайте учить кроху общаться с другими малышами, заводить друзей. Можно уже проводить совместные игровые занятия с ребенком, например, у себя дома, пригласив в гости еще 1 – 2 мам с детьми. Не приводите пока малыша в группы, где больше 3 детей с мамами. В 10 месяцев ребенок еще не нуждается в коллективном общении и это только переутомит его или даже напугает.

Развивающие занятия с детьми 10 месяцев

Развивающие занятия с детьми 10 месяцев

Речевое развитие
Учить ребенка:
• Запоминать названия предметов, животных (лошадка, корова, петушок) и частей их тела (гребешок, хвост, грива, рога).
• Понимать значение слов, обозначающих размер (большой, маленький); цвет (красный); форму (шарик, кубик, кирпичик); действия (постучи, позвони, спрячь, погладь, открой, закрой, разбери, поставь, прокати, подними).
• Следить за движениями губ взрослого, повторять уже знакомые и новые («му», «ку-ка-ре-ку», «и-го-го») слоги.
• Соотносить слова с соответствующими игрушками, действиями, пытаться повторить их.
• Пользоваться жестами, мимикой для изображения действий.

Физическое развитие
• Укреплять мускулатуру рук, ног, спины, живота, стоп.
• Развивать равновесие, умение управлять своим телом, тренировать вестибулярный аппарат.

Сенсорное развитие
Развивать любознательность, исследовательские навыки, наблюдательность. Развитие руки. Учить ребенка:
• Совершенствовать точность движений рук: собирать пирамидки из 3-4 колец; строить башенки из 3-4 деталей; вкладывать мелкие предметы в узкие отверстия.
• Извлекать звуки ударом палочки по барабану, металлофону, ксилофону; выполнять вращательные движения кистями рук; загибать пальцы в кулак и разгибать их.
• Различать мягкие и твердые предметы.

Слуховое восприятие
• Продолжать знакомить со звучанием барабана, металлофона, ксилофона, фортепиано, ансамбля струнных инструментов.
• Развивать чувство ритма.

Зрительно-ориентировочное восприятие
• Развивать зрительное внимание, упражнять в его устойчивости и продолжительности. Учить следить взглядом за перемещением предметов.
• Отличать красный цвет от остальных цветов.
• Совершенствовать умение различать большие и маленькие предметы.
• Развивать координацию зрительного восприятия и движений рук.

Примерный конспект занятия
Ход занятия
• Игра «Найди музыку».
Слушание русской народной мелодии «А я по лугу» (исполняется на металлофоне). Методика проведения такая же, как и ранее.

• Показ «Петушок» («Утро», муз. Г. Гриневича, ел. С. Прокофьевой).
Педагог показывает петушка (би-ба-бо).
Педагог. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел! Петушок! Хороший петушок!
Гладит петушка, поет песенку.

Кто проснулся рано? Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Касается гребешка.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!»
Делает движения головой петушка, как будто он говорит.
Кто еще лежит там на боку?
«Ку-ка-ре-ку!» (говорком).

Обращается к любому ребенку.
Погладь петушка, он хороший. Где у петушка гребешок? (Рукой ребенка прикасается к гребешку.) Вот гребешок! А где глазки? (Ребенок показывает.) Вот глазки! Правильно, молодец! А как кричит петушок? Ку-ка-ре-ку. Скажи «ку-ка-ре-ку».

Хвалит ребенка, пытающегося по-своему сказать это. Обращается так же к другому ребенку. Поет песенку еще раз и поочередно обращается к другим детям.

• Упражнение «Колокольчик» (сл. М. Чарной).
Педагог (звенит колокольчиком, привязанным к палочке). Динь-динь-динь! Вот как колокольчик звенит!

Раздает детям колокольчики, затем поет песенку, сопровождая слова движениями. Мамы выполняют движения руками детей.

Колокольчик зазвенел,
Звенит колокольчиком, потряхивая им.
Звонко песенку запел.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Звонко песенку запел.
Прячет колокольчик в руку, держа палочку в другой руке.
Колокольчик не звенит,
В кулачке он крепко спит.
Баю-бай, баю-бай,
Слегка покачивает руками перед собой.
К кулачке он крепко спит.
Обращается к ребенку.
Спрячь колокольчик в кулачок. Тихо, тихо… Спит колокольчик!
Просыпайся поскорей,
Звенит колокольчиком.
Зазвони нам веселей!
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Позвони нам веселей!
При повторении движения выполняют другой рукой.

• Танец «Ай-да» (cл. Г. Ильиной).
Мама с ребенком становятся лицом друг к другу, держась за руки и поставив ноги шире плеч.
Ай-да, ай-да,
Ай-да, ай-да,
Раскачиваются с ноги на ногу. Чтобы малыш понял движение, нужно слегка потянуть его в сторону за одну руку, потом за другую.
Быстро ножки топотали (2 раза),
Мамы быстро притоптывают ногами, дети смотрят.
Детки весело плясали!
Ай!
Быстро прячут руки детей им за спину.
Спрятались ручки! Нет ручек. Где наши ручки? (Показывают.) Вот они, ручки!
Танец повторяется еще раз. Постепенно от занятия к занятию дети осваивают движения, исполняют их ритмично, что доставляет им большую радость.

• Упражнение «Плывет, плывет кораблик» (сл. С. Маршака).
Педагог раздает детям маленькие пластмассовые лодочки. Мама руками ребенка обхватывает лодочку. Педагог произносит слова и показывает движения.
Плывет, плывет кораблик,
Слегка наклоняет руки то в одну сторону, то в другую, выполняя вращательные движения кистями.
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
На следующих занятиях повторяют движения с лодочкой, а затем складывают руки детей «лодочкой», положив в них маленькую игрушку: матрешку, зайца, собачку и т. д.

• Упражнения на сенсорное развитие.
1. У взрослого три красных и три синих шарика. Перед ребенком ставят два стаканчикакрасного и синего цвета. Просят найти красный стаканчик. Затем дают два шарика – красный и синий, предлагают взять красный, положить его в красный стаканчик. Хвалят. Синий шарик откладывают в сторону. Повторяют еще два раза. Когда в стаканчике оказывается три красных шарика, хвалят ребенка: «Молодец, все красные шарики сложил в красный стаканчик». Подвигают к ребенку синие шарики: «А теперь остальные шарики сложи в другой стаканчик». Затем все шарики выкладывают в маленькую миску и просят достать по очереди сначала все красные, а потом другие.
2. Взрослый просит ребенка поставить кубик на кубик, затем рукой малыша сверху ставит треугольную призму. «Вот какой домик построил! Молодец!» Дома, построив с ребенком такой домик, мама может спрятать за него маленькую игрушку и спросить: «Кто в домике живет?» или «Кто за домиком спрятался?» Затем показать игрушку: «Зайка в домике живет!»

• Физические упражнения.
1. «Подними колечко». Наклоны с прямыми ногами при поддержке мамами за колени.
2. Ходьба по доске шириной 25 см при поддержке за обе руки.
3. Присаживание при поддержке за одну руку.
4. Ходьба по поролоновой и «колючей» дорожкам.
5. Упражнения на гимнастических мячах или массаж в сухом бассейне.

• Слушание классической музыки.
Л. Боккерини. «Менуэт» (первая часть).

Беседа
«Роль жестов в развитии речи. Чтение сказки „Курочка Ряба“

Ребенок уже многое понимает, но пока не умеет выразить это словами. Использование жестов дает ему возможность активнее общаться. Дети, использующие жесты, раньше начинают говорить. Жесты должны быть простыми, понятными и всегда обозначать одно и то же, например птичку – помахать руками, как крылышками; пить – поднести кулачок ко рту и причмокивать губами и т. д. Кроме жестов, используемых в быту, возможно и „рассказывание“ сказок с помощью жестов.

Читая с малышом сказку, например „Курочку Рябу“, попутно комментируем, обращаемся к ребенку, задаем вопросы. „Жили-были дед и баба. Покажи, где дед? Дотрагиваемся рукой ребенка до изображения деда.) Вот дед. А где баба? Вот баба. (Показываем.) И была у них курочка Ряба. Где курочка? Как курочка говорит? Ко-ко-ко. Вот курочка. (Показываем.) Снесла курочка яичко. Где яичко? Вот яичко. (Можно дать ребенку в руки предварительно сваренное вкрутую, желательно теплое, куриное яйцо. Он может постучать им по столу, разбить скорлупу.) Да не простое, а золотое. (Маленьким детям непонятно слово “золотое», оно не имеет для них никакой ценности, поэтому можно слово «золотое» дополнить словом «красивое».) Дед бил, бил, тук-тук-тук (стучим кулаком по столу, побуждаем ребенка сделать то же самое), не разбил. Баба била, била, тук-тук-тук (стучим), не разбила. А мышка… Где мыш-ка? (Показываем.) Мышка бежала, топ-топ-топ-топ-топ (переставляем пальцы по столу), хвостиком махнула. Яичко упало – бух! (делаем жест рукой вниз) и разбилось (разводим руки в стороны ладонями вверх -«нет яичка».) Дед плачет: «А-а-а-а!» (трем кулаком глаза или закрываем лицо руками). Баба плачет: «У-у-у-у!» (повторяем жест). А курочка кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не плачь, дед, не плачь, баба (гладим рукой ребенка их изображение, „жалеем“ их), снесу я вам яичко простое, не золотое». (Показываем яичко на картинке.)

Описание игр и упражнений для детей 10 месяцев

• Игра «Найди музыку». Слушание мелодии «А я по лугу» на ксилофоне.

• Показ «Лошадка».
Педагог держит игрушечную мягкую лошадку, поет песенку, показывая, как лошадка скачет.

Гоп, гоп, конь живой
С настоящей головой,
С настоящей гривой.
Ах, какой красивый!
Чок и чок, чок и чок,
Брызжут искры из-под ног.

Педагог (подносит лошадку к детям). Вот какая грива у лошадки (показывает), погладьте ее. А вот у лошадки хвостик. Лошадка говорит: «И-го-го». Вот как лошадка скачет (показывает).
Поет песенку еще раз.
На следующих занятиях, спев песенку, просит детей показать гриву, хвост у лошадки, а также глаза, уши, ноги, спрашивает, как лошадка говорит.

• Показ «Корова» (сл. 0. Высоцкой, муз. М. Раухвергера).
Педагог показывает детям мягкую игрушечную корову, поет песенку.

Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
Ване и Танюшке
Даст по целой кружке.
Всем достанется
И коту останется.
Говорит корова: «М-у-у,
Молочка кому-у?»

Педагог. Как говорит корова? Му-у. Просит детей повторить, хвалит тех, кто пытается. Вот какая корова. Где у коровы рога? Вот они (прикасается рукой ребенка к рогам). Где у коровы глаза (уши, рот)? (Дети показывают самостоятельно.) А вот хвост (показывает). Повторяет песенку еще раз.

• «Привет, ладошка!» (русская народная потешка).
Обе руки ребенка мама своими руками сжимает в кулаки.
Утро настало, солнышко встало.
Правую руку малыша взрослый поднимает вверх, держа ее за кисть.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Выделяет указательный палец на правой руке ребенка и все последующие действия с пальцами левой руки выполняет им.
Вставай, Большак,
Распрямляет большой палец левой руки малыша.
Вставай, Указка,
Распрямляет указательный палец.
Вставай, Середка,
Распрямляет средний палец.
Вставай, Сиротка,
Распрямляет безымянный палец.
И ты, крошка Митрошка!
Распрямляет мизинец.
Привет, ладошка!
Мама машет раскрытой ладошкой ребенка из стороны в сторону.
Повторяет потешку, поменяв руки. Сна-чала действия выполняет мама руками малыша, потом ребенок пытается сделать это сам.

• «Орешек» (сл. А. Головчак).
Мамы катают своей рукой маленький грецкий орех по ладони малыша.
Мой орешек покатился
Прямо по дорожке,
Вверх-вниз по ладони.
Покружился, покружился
Круговые движения.
На моей ладошке.
В кулачок орешек прыг!
Мама своей рукой сжимает руку малыша с орехом в кулак.
Притаился озорник.
Где орешек? Покажись!
Кулачок мой, разожмись!
Разжимает кулак ребенка, показывает ему орех.
Вот орешек! Нашелся!

• Упражнения на сенсорное развитие.

1. Взрослый строит башенку из деталей лего (или другого конструктора) круглой или квадратной формы. Просит малыша разобрать ее. Хвалит ребенка. Потом просит собрать башенку.

2. К году малыш должен различать три объемные формы (попарно): шарик и кубик, кубик и кирпичик. Взрослый дает ребенку в большой миске по три шарика и кубика одного цвета, маленькую миску для шариков и прямоугольную корзинку для кубиков. Говорит: «Возьми шарик, положи в миску. Возьми кубик, положи в корзинку». Хвалит.

3. Мама дает ребенку в мешочке три кубика и три кирпичика, говорит: «Что там? Достань». Называет то, что достает ребенок: «Это кубик, это кирпичик». Когда он вынет все детали, раскладывает их на коврике перед малышом, просит: «Возьми кирпичик, поставь на другой кирпичик. Молодец! Возьми еще кирпичик, поставь на кирпичики». Если нужно, поправляет ребенка: «Нет, это кубик, вот кирпичик». Хвалит.

4. Из картона вырезают кружок, в котором проделывают отверстия, чтобы получилась «пуговица». Взрослый вставляет в отверстие счетную палочку. Показывает ребенку: «Вставляю, вынимаю». Просит его: «Вставь». Если ребенок справился с задачей, говорит: ‘Тяни». Ребенок вытягивает палочку с другой стороны.
Повторяют упражнение.

5. Мама дает малышу круглую коробочку с 3-4 счетными палочками, просит его: «Открой». Если нужно, показывает: «Открываю, закрываю». Палочки при открывании высыпаются. «Собери палочки в коробочку, закрой».

6. Взрослый дает ребенку матрешку, в которой спрятана самая маленькая матрешка (не следующая по размеру). Говорит: «Открой!» Если малыш не может открыть, показывает: «Открываю, закрываю. Открой». Когда ребенок откроет матрешку и достанет маленькую, взрослый закрывает большую матрешку, ставит обеих матрешек перед ребенком и спрашивает: «Где большая? Открой. Возьми маленькую, положи в большую матрешку, закрой. Нет маленькой матрешки. Где она?» Повторяет упражнение. Хвалит малыша.

7. Дети в клеенчатых фартуках сидят на руках у мам. Каждому ребенку дают картонный лист с «лужицами» безвредной краски красного, синего, зеленого и желтого цвета. Дети пальцами размазывают краски, наблюдая за изменениями цвета.

• Физические упражнения.
К описанным выше упражнениям на каждом занятии добавляется одно новое.

1. Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: «Покажи, какой ты большой». Осторожно тянет его за руки вверх. «Вот какой большой!
А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка».
Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.
Вот какие мы большие,
Поднимает руки ребенка вверх.
Не малюсенькие,
Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.
Вот такие, вот такие,
Встает, поднимая руки малыша вверх.
Воттакусенькие.

2. Дети с помощью мам поднимаются и спускаются на одну ступеньку (прямоугольную призму). На следующих занятиях учатся подниматься и спускаться по деревянной лесенке из трех ступенек при поддержке за обе руки.

3. Малышам дают мячики диаметром 5-7 см, говорят: «Брось мячик!» Ребенок должен не просто отпустить мячик, а сделать замах, бросить (желательно каждой рукой). Не важно, что мяч упадет у ног ребенка, важно само движение. Можно помочь ребенку, действуя его рукой.

4. Сидя на крупных надувных игрушках, пружинят, удерживают равновесие.

5. Ребенок идет (в мягких пинетках или носках) по ребристой доске при поддержке за обе руки.

Развитие и умения грудничка в 10 месяцев

Ваш малыш на 10 месяце жизни продолжает активно развиваться. Кроха осваивает больше различных умений: самостоятельно ползает и стоит на ножках.

Передвигается с опорой и может сделать первые шаги. Развитие малыша направлено на тренировку мышц для хождения и закрепления существующих навыков.

В 10 месяцев ребенок становится взрослее, обретает новые умения, развивается психически и физически. Происходит развитие в эмоциональной сфере крохи. Давайте ознакомимся с главными деталями и развитие малыша.

Физиологическое развитие 10 месячного грудничка

В этом возрасте в среднем кроха может набрать около 500 грамм и вырасти примерно на 2 сантиметра. Дети весят от 7 до 11 кг, а их рост колеблется от 70 до 80 см. Все эти параметры зависят от показателей при рождении.

В десятимесячном возрасте кроха активен и подвижен, поэтому быстрый рост и прибавление веса уменьшаются. У ребеночка уже сформировались пропорции тела, а это свидетельствует о пропорциональном росте и наборе веса малыша. Так же не стоит забывать, что показатели родителей тоже влияют на малыша. Если папа высокий, то не стоит ожидать, что малыш будет среднего роста.

Десять месяцев – это возраст, когда уже сформирован опорно-двигательный аппарат ребенка. Малыш самостоятельно сидит и довольно долго, уверенно поднимается с лежачего положения на ножки.

Родителям как раз в этот момент стоит уделить ребенку больше внимания и контролировать его осанку, что бы ни возникло проблем.

Происходит кардинальное изменение режима дня. Ребенок больше активничает на протяжении дня и спит один раз в обеденное время. Раньше просыпается утром, но и раньше наступает ночной отдых. К такому режиму дети быстро привыкают.

В этом возрасте можно начинать постепенно отучать кроху от груди. Можно кормить грудью утром и вечером перед сном. Остальные кормления разнообразить продуктами, которые можно крохе.

В 10 месяцев ребенок хорошо передвигаются вдоль опоры и с помощью взрослых. Многие дети в этом возрасте делают свои первые неуверенные шажки. Малышам хочется самостоятельно ходить, познавать мир поближе. Когда ребенок начинает ходить родителям стоит задуматься об удобной обуви для своего чада. Именно обувь станет защитой ножек малютки от различных предметов и холода.

Психоэмоциональное поведение ребенка

Карапуз знает свое имя и откликается на него, выполняет просьбы близких людей. Понимает слова «нет» и «нельзя». В семье должно быть все согласовано, нельзя отменять запреты, даже если малыш рыдает. Он уже достаточно умен, чтобы манипулировать родителями.

Ребенок копирует множество действий окружающих. В первую очередь он подражает своим родителям. Так, что нужно внимательно контролировать свои действия. Если крохе показать, как налить воду в чашку, он повторит. Но перенести это действие на другой предмет может вызвать большое затруднение.

Малыш знает всех членов семьи в лицо, узнает их голоса и понимает какое у них настроение. Воспринимает музыку, танцует, радуется, прыгает и хлопает в ладоши. Подражает речи взрослых, имитирует звуки, говорит простые слоги. Некоторые дети в таком возрасте еще лепечут и слогов не произносят. Не стоит волноваться, если вы видите, что ребенок понимает многое из того, что слышит от вас. Чтобы малыш быстрей начал разговаривать, нужно читать с ним книги, рассказывать сказки и разговаривать с ним.

Карапуз может оставаться один в комнате. Он понимает, если мама вышла, то она вернется. Поэтому воспринимает ситуацию довольно спокойно.

В 10 месяцев у ребенка активизируется эмоциональная сфера. У карапуза появляется желание социального взаимодействия. Если у ребенка возникли трудности, он может позвать взрослых на помощь. Многие детки начинают испытывать привязанность к неживым предметам. Такие предметы могут вызывать у ребенка чувство спокойствия и безопасности. Это может быть соска, подушка, любимая игрушка.

Малыш может испытывать повышенное чувство тревожности при виде незнакомых людей. С опаской осваиваться в новом месте и приглядываться к новым людям. Дети могут испытывать симпатию, а еще боятся посторонних людей. Реакция крохи зависит от темперамента и связана со страхом. Дети сталкиваются со страхом расставания с близкими людьми, а так же быть украденным. Но это чувство быстро проходит, когда у ребенка проявляется любопытство.

У карапуза постепенно проваляется чувство юмора. Малыш может

заливаться от смеха услышав шутку. В этот период жизни у крохи присутствует привязанность к определенным занятиям. К примеру, он может любить купаться, но расстраиваться при переодевании.

Умения карапуза в 10 месяцев

Ребенок уверенно координирует свои движения. Может садиться со стоячего и лежачего положений.

  • Малыш встает самостоятельно на ноги, держась за опору.
  • Ходит с помощью взрослых. Многие карапузы уже могут самостоятельно стоять и шагать.
  • Малыш может преодолевать ступеньки с помощью родителей.
  • Выполняет различные действия с игрушками, прячет предметы, открывает и закрывает тумбочки, играется кубиками, строит башни.
  • Листает книги, заостряет внимание на красочных картинках.
  • Ребенок пробует кушать ложечкой.
  • Кроха может брать мелкие предметы не всей рукой, а двумя пальчиками.
  • Ребенок называет знакомые ему предметы слогами.
  • Карапуз может махать головой в знак согласия или протеста.
  • Малыш научился махать ручкой «До свидания!».

к содержанию ↑

Занятия для десятимесячного малыша

Если вам нужно заняться своими делами и освободить себе немного времени, то можно занять кроху разными занятиями. Для 10 месяцев отлично подходят активные и развивающие виды занятий:

  • Рисование – дайте ребенку краски, кисточку и альбом. Малыш с радостью будет творить шедевры.
  • Мультфильмы подберите развивающие мультики, которые помогут малышу развить речь.
  • Движущие игрушки – увлекут и заинтересуют ваше чадо.
  • Музыкальные предметы– интерактивные телефоны и плакаты помогут ребенку выучить буквы, слова, а так же будут развивать мелкую моторику.
  • Яркие книги – заинтересуют малыша, а плотность картона не позволит его порвать.
  • Конструктор– ребенок сможет строить различные замки, башни, научится различать формы и фигуры.
  • Прослушивание аудиосказок. Малыша будет интересно послушать другой голос, ритм и интонацию прочтения сказок. К тому же ,это отлично разовьёт малышу слух и воображение.

Каждое из этих занятий облегчит вам жизнь и позволит уделить время себе. Регулярные занятия малыша приведут к развитию его самостоятельности.

Осмотр у врачей и вакцинация ребенка

В 10 месяцев малыш осматривается педиатром. Оцениваются общее состояние здоровья, физическое и психическое развитие. Педиатр должен поинтересоваться об умениях и начинаниях малыша, какие слоги он произносит и. Можно проконсультироваться о режиме сна и активности вашего ребенка и попросить педиатр высказать свое мнение. В этом возрасте ребенку не делают прививок. Вакцинация происходит по назначению дополнительных прививок и индивидуально.

Уход за ребенком в 10 месяце в

Педиатры советуют родителям придерживаться рекомендаций: следить за гигиеной и питанием карапуза, играть с ним в развивающие игры, обращать внимание на безопасность крохи.

В игровой форме стоит купаться, чистить носик и умываться. Чтобы ребенок не был вялым и не капризничал, стоит об условиях комфорта малыша в обеденное время. Как правило, в этом возрасте детей можно приучать к горшку. Нужно начинать учить кроху следить за порядком, убирать свои игрушки и делать это все в игровой форме. Чтобы малыш с радостью согласился выполнять ваши поручения, нужно показывать ему пример.

Можно изначально заниматься этим делом вместе с крохой. Иногда малыш сам может проявлять инициативу. Не стоит ему запрещать в помощи. Найдите ему занятие по душе, так он быстрей привыкнет к своим обязанностям – выбирать книгу для чтения, складывать игрушки. Выполняя такие простые вещи, ребенок быстрей приучится к режиму дня и будет знать, что его ожидает: обед, прогулка или чтение книги.

Игры и упражнения для развития десятимесячного крохи

Множество действий кроха уже умеет сам. У него все больше проявляется интерес к познанию окружающей среды. С ребенком в этом возрасте нужно проводить много времени, а именно играть. Игры должны нести в себе развитие навыков речи и ходьбы, а так же ознакомление с бытовыми предметами. Помните, что любое занятие можно сделать увлекательным и интересным для малыша. Не стоит забывать об усталости малыша. В первой половине дня уделите внимание активным играм, а после обеда подбирайте более спокойные занятия, чтобы ребенок начал подготавливаться ко сну.

Какие игрушки должны быть у ребенка 10 месяцев?

  • Конечно же, кроха будет играться своими любимыми погремушками. Не стоит ему этого запрещать.
  • Большое влияние на развитие крохи будет оказывать пирамидка с яркими кольцами.
  • Обеспечить физической нагрузкой малыша помогут разнообразныемячики.
  • Увлечь и заинтересовать ваше чадо могутпластмассовые или деревянные кубики.
  • Чтобы малыш познакомился со строением человек нужно приобрестикукол.
  • Укреплению причинно-следственного мышления способствуютмузыкальные игрушки (пианино, гитары).
  • Знакомству с бытовыми предметами помогутигрушечная посуда и предметы дома.
  • Животныепомогут познать мир природы.

Малышам, как правило, интересно играться мелкими предметами. Он заинтересовано будет перелаживать эти предметы, рассматривать и перебирать в ручках. Это могут быть пуговицы, каштаны, макароны, желуди. Такие действия развивают мелкую моторику, а так же способствуют улучшению координации и логики.

Детки любят потешки с движениями. Настроение вашего малыша улучшиться, если вы поиграете с ним в такие игры: «Ладушки», «Сорока», «Мальчик-пальчик».

Питание малыша 10 месяцев

Малыш начинает знакомство с едой. Изучает ее свойства, крошит, ломает и бросает, разбрасывает по столу. Со стороны это выглядит неправильно. Но именно такие действия помогут познакомиться с окружающим миром с помощью еды. Не стоит бояться таких действий со стороны малыша. Ребенок это перерастет, а еда останется потребностью жизни.

По возможности стоит кормить ребенка грудью, но не стоит забывать о прикорме. Малыш уже взрослый и в организм должны попадать полезные вещества. В 10 месяцев ребенок кушает овощные и фруктовые пюре, молочные каши, молочные продукты. Так же в организм крохи должны поступать мясо и рыба, но только нежирные сорта.

Понемногу можно давать малышу хлеб, но не забывайте, что он сложней усваивается, чем сухарики. Так же кроха может самостоятельно кушать печенье.

У ребенка в 10 месяцев как правило уже прорезались верхние и нижние зубки. Стоит научить свое чадо активно кушать. Не надо выливать еду в рот. Ребенок должен самостоятельно забирать еду с ложечки губами. Ребенок 10 месяцев должен учиться кусать некоторые продукты. Легче всего научить кроху кусать на яблоке.

Может быть и такое, что малыш отказывает от определенного продукта. Удалите этот продукт из меню на несколько дней. Потом снова попробуйте вводить, но в малом количестве.

В этом возрасте ребенок может кушать сырые фрукты. Но обязательно стоит их очистить от кожуры. Мелкие фрукты не следует давать крохе, чтобы он не глотнул их целиком. Можно давать мандарины и апельсины. Но следует помнить о кожуре на дольках и косточках. Перед употреблением сливы нужно обдать ее кипятком и избавиться от косточки.

Подбирая рацион для вашего малыша, нужно учесть состояния его здоровья и индивидуальные особенности. Не нужно забывать о дополнительных компонентах, которые входят в блюда, а именно: соль, сахар, лимонная кислота.

Прогулки с малышом

Больше времени необходимо гулять с ребенком на свежем воздухе. Во время прогулки обращайте внимание малыша на незнакомые ему предметы. Рассказывайте своему чадо про все, что встречается на вашем пути. Малышу будет интересно, если вы возьмете его с собой в магазин или отправитесь с ним в гости.

Десять месяцев довольно интересный и в то же время переломный период развития крохи. Радуйтесь и наслаждайтесь вместе со своим малышом!

Источники:

http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/rebenok-v-10-mesyatsev-kalendar-razvitiya.html
http://www.baby.ru/blogs/post/21628542-452068/
http://child-blog.ru/children/razvitie-rebenka-ot-0-do-1-goda/razvitie-grudnichka-v-10-mesyatsev.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×