Недоношенный ребенок закричал при рождении. Как долго недоношенному ребенку необходимо оставаться в больнице? Сердечно-сосудистая система недоношенных детей

Что «умеет» новорожденный?

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера.

Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар».

Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать.

Поясним. Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного.

Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет. Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств

На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии. Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву.

Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески.

Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить.

При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак.

Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких).

Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного.

Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100.

Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами.

Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз.

Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты.

В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно.

Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма.

Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности.

Хватательный рефлекс

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам.

Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Статья. Недоношенный ребенок: роддом и детская больница

@Недоношенный ребенок: роддом и детская больница

Бывают ситуации, когда женщина не дохаживает положенный срок беременности и у нее рождается недоношенный ребенок, которому нужен особый уход. Каковы особенности здоровья и питания у недоношенных малышей? Какие роддома и детские больницы в Москве и Петербурге специализируются на проблеме рождения ребенка раньше срока? Консультируют профессор Галина Яцык и врач-неонатолог Антонина Волжина.

Недоношенный ребенок считается рожденным раньше срока, если мама родила его, не доходив до 36 недель беременности. Еще несколько лет назад медики брались за выхаживание ребенка, если он рождался с массой тела хотя бы 1000 г.
Сейчас появились новые технологии, позволяющие сохранить жизнь детям и с меньшей массой тела. Поэтому Всемирная организация здравоохранения предложила новые критерии оценки: не менее 22 недель внутриутробного развития и не менее 500 г веса.

Вопрос изменения критериев обсуждается и у нас в стране. Доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения для недоношенных детей Научного центра здоровья детей РАМН Галина Яцык рассказывает: «У нас поэтапный переход на новые критерии рассчитан с 2008 по 2012 год. Мое мнение и еще некоторых акушеров-гинекологов и неонатологов состоит в том, что критерием жизнеспособности правильнее было бы считать гестационный возраст 25–26 недель и массу тела 750 г и больше. Сейчас в различных СМИ звучат сенсационные сообщения о рождении микробеби массой тела до 300 г. Мой опыт работы в неонатологии свидетельствует о том, что до 70% детей с экстремально низкой массой тела при рождении становятся в последующем инвалидами. К вопросу выхаживания таких детей надо относиться очень взвешенно».

К вашему сведению
В зависимости от первоначального веса малышей, появившихся на свет раньше срока, делят на три группы:
от 1500 г – недоношенный ребенок,
от 1000 до 1500 г – недоношенный ребенок с низкой массой тела,
до 1000 г – недоношенный ребенок с экстремально низкой массой тела.

Сложности при рождении

Если ребенок появляется на свет раньше срока, органы и системы у него еще не развиты в той же мере, что у доношенного. Поэтому он с первой минуты будет нуждаться в медицинской помощи, причем ее объем и продолжительность будут зависеть от того, на каком сроке и с каким весом родился малыш.

  • Одна из серьезных проблем у недоношенных детей – становление функции дыхания. В легких каждого человека вырабатывается специальное вещество – сурфактант, которое препятствует спадению альвеол и, таким образом, способствует нормальному дыханию. Недоношенный ребенок не имеет достаточно сурфактанта, поэтому легочная ткань у него не может расправиться полностью и иногда возникают расстройства дыхания, вплоть до его остановки. Врачам важно наладить функцию дыхания у ребенка. Для этого используются аппараты искусственной вентиляции легких. Есть у медиков на вооружении и еще один препарат – аналог вырабатываемого у человека сурфактанта, который помогает недоношенным в налаживании дыхательной системы.
  • Недоношенный ребенок еще физиологически не готов к тем условиям, которые ожидают его в нашем мире. Температура окружающей среды здесь ниже, чем в материнской утробе, а система терморегуляции у малыша еще несовершенна – он быстро переохлаждается и перегревается. В старину, если младенец рождался раньше срока, его заворачивали в вату или клали на печь, чтобы создать климат, максимально похожий на внутриутробный. «Сейчас ребенка кладут в инкубатор (кювез), – рассказывает Галина Яцык. – Он изолирован от шума и лишнего света, сюда подается кислород, регулируется температура и влажность. Иногда используются так называемые «гнезда», имитирующие внутриутробное положение малыша.
  • Воспроизвести можно не только внутриутробное положение, но и состояние невесомости. Это делается благодаря методу под названием сухая иммерсия. Ванна наполняется теплой водой, температура которой поддерживается на уровне 36,6 градусов. Поверхность воды покрывается медицинской пленкой, на которую опускают малыша. Он обволакивается этой пленкой, ему тепло, он в невесомости и прекрасно себя чувствует».
  • У детей, рожденных раньше срока, часто возникают проблемы с питанием. Решаются они по-разному. Если ребенок весит примерно 1700 г и у него присутствует сосательный рефлекс, то его кормят дозированно через специальный шприц, учитывая скорость подачи молока. Если малыш уже сосет сам, то используются обыкновенные соска и бутылочка. Конечно, в этом случае молоко все равно дается дробно, понемногу. Когда сосательный рефлекс отсутствует, ребенка кормят через носожелудочный зонд, и пища постепенно попадает в желудок малыша.

Самая лучшая пища для недоношенного ребенка – материнское молоко. Чтобы сохранить его в то время, пока малыш еще не берет грудь, женщине нужно регулярно сцеживаться. Медицинский персонал будет кормить малыша грудным молоком, вводя в него дополнительные добавки, ведь потребность недоношенных детей в белках, витаминах и минеральных веществах очень велика. Если молока у женщины недостаточно, то для кормления используются искусственные молочные смеси, специально предназначенные для недоношенных.

Не торопитесь домой!

Первый этап выхаживания недоношенного ребенка осуществляется в роддоме. Самое лучшее, если преждевременные роды проходят в больнице, где есть детское реанимационное отделение – тогда малыш попадает туда сразу после рождения. Но детская реанимация есть не во всех роддомах.

В больнице ребенка обязательно осматривают врачи-специалисты: невропатолог, офтальмолог, ортопед, кардиолог, ему делают нейросонографию – УЗИ головного мозга, при необходимости – УЗИ внутренних органов, берут анализы мочи и крови.

Что же происходит с малышом, если он родился в больнице, где реанимация отсутствует? Неужели его не удастся спасти?
Ничего подобного. В роддомах обязательно есть и кювезы, и аппараты искусственной вентиляции легких, и препараты, необходимые для поддержания жизни недоношенных, и врачи-неонатологи, которые умеют «вытаскивать» таких детей. Другое дело, что, помимо того, чтобы наблюдать за сложными недоношенными детьми, неонатологи должны присутствовать на следующих родах, принимать новых новорожденных. А это значит, что внимания к недоношенным со стороны неонатологов будет меньше, и они могут упустить какие-то важные моменты, когда ребенка необходимо спасать. В реанимации же работают врачи-неонатологи и медсестры, которые занимаются непосредственно теми детьми, которые там находятся – это их прямая обязанность, а это значит, что ребенок будет постоянно под врачебным контролем.

Когда недоношенный ребенок будет лежать в реанимации, мама может посещать его, но в определенные часы, и «общаться» сквозь стекло кювеза (в некоторых роддомах и центрах разрешено круглосуточное посещение).

  • Если в роддоме нет реанимации, а она требуется ребенку, то после стабилизации состояния его могут перевести в больницу, где она есть. Перевозят малыша на машине, которая специально оборудована для транспортировки недоношенных детей (в ней есть кювезы, аппараты искусственной вентиляции легких и др.).
  • Если ребенок рождается раньше срока, но с хорошим весом (2400–2500 г), он здоров и нормально прибавляет в весе, то его могут выписать из роддома вместе с мамой в обычные сроки. Если же у малыша маленький вес или есть проблемы со здоровьем, то его через 5– 10 дней после рождения переводят на второй этап выхаживания – в отделение недоношенных в детскую больницу или детский медицинский центр. Здесь, в больнице, малышу предстоит провести еще некоторое время, сколько – зависит от состояния и веса ребенка.

Что касается второго этапа, то здесь в одних медицинских учреждениях разрешается пребывание малыша вместе с мамой, в других – мама может приезжать в детскую больницу в дневное время, чтобы кормить малыша, помогать ухаживать за ним. Врачи обычно приветствуют желание мамы кормить ребенка своим молоком. Если мама не находится постоянно вместе с крохой, врачи просят ее сцеживаться и ежедневно привозить молоко в детскую больницу, чтобы малыш мог получать его.

Обычно ребенка выписывают домой, когда у него намечается положительная динамика, его вес достигает 2400–2500 г, он может сам сосать грудь или бутылочку.

К вашему сведению

Основные причины преждевременных родов:

  • истмико-цервикальная недостаточность (преждевременное раскрытие шейки матки),
  • гестозы,
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • генитальные инфекции,
  • гормональные нарушения,
  • многоплодная беременность,
  • серьезные заболевания матери (заболевания почек, сердечно-сосудистой системы и др.).

Недоношенные дети. Патологии недоношенных детей (стр. 1 из 2)

Недоношенные дети. Патологии недоношенных детей

Ефимовой Маргариты, 5 курс

Примерно двое из десяти малышей рождаются преждевременно. Недоношенным считается младенец, рожденный до окончания 37 недель беременности. Большинство недоношенных детей рождается с массой тела менее 2500 г.

I степень 35-37 недель вес примерно 2001—2500 г

II степень 32-34 недель вес примерно 1501—2000 г

III степень 29-31 недель вес примерно 1001—1500 г

IV степень менее 29 недель вес менее 1000 г.

С 1974 г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными детей, родившихся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 нед. В последние десятилетия во всем мире отмечается рост рождения детей недоношенными.

Недоношенный ребенок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше «глубоко недоношенные» и, особенно менее 1000 г «экстремально недоношенные». Следует помнить, что разделение на степени недоношенности с учетом весовых параметров не всегда соответствует истинному концептуальному возрасту ребенка. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребенка.

Причины недонашивания можно разделить на три большие группы:

1. Социально-экономические и демографические. Отсутствие или недостаточность медицинской помощи, плохое питание беременной женщины, профессиональные вредности (работа на конвейере, наличие физических нагрузок, положение стоя большую часть рабочего дня), вредные привычки, нежелательная беременность и т. д.

2. Социально-биологические. Преждевременные роды чаще встречаются у первородящих женщин в возрасте до 18 и старше 30 лет, возраст отца старше 50 лет. Имеет значение акушерский анамнез: искусственное прерывание беременности (особенно криминальное или протекавшее с осложнениями), беременность, наступившая вскоре после родов (менее 2-3 лет).

3. Клинические. Наличие у беременной хронических соматических, гинекологических, эндокринологических заболеваний. Патология беременности: поздний гестоз, острые инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности, оперативные вмешательства, физические травмы особенно живота.

Со стороны плода причинами преждевременных родов могут быть хромосомная патология и внутриутробная инфекция. Недоношенного малыша можно внешне отличить от ребенка, рожденного в срок. У недоношенных телосложение непропорциональное. Голова велика относительно туловища, кости черепа податливы, швы и малый родничок открыты. Кожа тонкая, темно-красная, подкожная клетчатка практически не развита, кожа обильно покрыта нежным пушком, ушные раковины мягкие, ногти очень тонкие. Пупок расположен ниже середины живота.

Внутренние органы и системы так же незрелые. У недоношенных и «маловесных» детей защитные силы организма более слабы и несовершенны. Период адаптации к внешнему миру протекает у них напряженнее, чем у доношенных. В связи с этим неблагоприятные воздействия переносятся малышами особенно остро. Часто на этом фоне развивается патология. Заболевания, не представляющие опасности для других детей, у недоношенных и «маловесных» протекают тяжелее.

Как известно, закладка структур головного мозга происходит на раннем этапе внутриутробного развития. И даже глубоко недоношенный ребенок рождается со сформированными отделами нервной системы, но при этом нервная система незрелая и часто не способна осуществлять правильную регуляцию всех органов и систем. Для налаживания этих взаимоотношений требуется время. Так, в первые дни малыш не умеет самостоятельно сосать, потому что нервный импульс не передается правильно к мышцам, которые участвуют в сосании. Ребенка долго кормят через зонд, пока сосательный рефлекс не сформируется. Очень часто такие дети, уже научившись сосать, плохо глотают.

Дети, которых врачи были вынуждены длительно вскармливать через зонд и долго находившиеся на искусственной вентиляции, обычно поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки, потому что рефлексы, регулирующие тонус мышц, участвующих в произношении звуков очень долго формируются. Поэтому практически всем глубоко недоношенным детям требуется помощь логопеда. Причем логопедические занятия необходимы еще до того, как ребенок начнет говорить, для того чтобы нормализовать тонус мышц языка, сформировать правильное развитие речевой мускулатуры.

Во время родов, даже протекающих без осложнений, головной мозг малыша испытывает большие нагрузки. Давление на оболочки может быть настолько сильным, что развивается нарушение кровообращения, это может привести к кровоизлияниям в головной мозг. У недоношенных малышей незрелость головного мозга часто сопровождается гипоксией, травматичными родами, недостатком кроветворного витамина К, что также нередко приводит к кровоизлияниям и инсультам головного мозга. Нарушение мозгового кровообращения может привести к поражениям структур головного мозга. На этом фоне возможно формирование детского церебрального паралича.

При кровоизлияниях легкой степени «лопаются» стенки мелких сосудов и это может приводить к повышению внутричерепного давления. Внутричерепное давление повышается из-за избыточного образования жидкости в желудочках мозга, которая давит на окружающие ткани. При небольших кровоизлияниях, состояние в большинстве случаев быстро компенсируется, отток жидкости из желудочков нормализуется, и кровоизлияния бесследно рассасываются. Другими словами, кровоизлияния 1 и 2 степени могут пройти бесследно для ребенка, однако, это не означает, что его не надо наблюдать и лечить на 1-2 году жизни.

Тяжелые кровоизлияния, когда «рвутся» крупные сосуды и кровь заполняет все мозговые желудочки, вызывают значительно более серьезные последствия, приводят к гидроцефалии, судорогам, задержке развития, двигательным нарушениям. Такие дети нуждаются в постоянной помощи неонатолога, невропатолога и других специалистов, в частности контроля со стороны нейросенсорных органов (слух и зрение), так как могут быть повреждены именно эти зоны мозга.

Хирург-ортопед осматривает всех новорожденных не реже 4 раз (в возрасте 1, 3,6 и 13 месяцев). Такой контроль позволяет вовремя обнаружить нередко встречающуюся у недоношенных, патологию, как дисплазия (недоразвитие) суставов.

У детей с повреждениями нервной системы снижены двигательная активность и тонус мышц, слабо выражены рефлексы. Может, наоборот, наблюдаться возбуждение. Нередко у недоношенных встречается судорожный синдром. Для диагностики неврологических нарушений у малышей широко применяется метод УЗИ головного мозга (НСГ). Если у ребенка имеются факторы риска тяжелой патологии центральной нервной системы, ему необходимы активное лечение и последующее наблюдение невропатолога. У недоношенных детей дыхательная система также незрелая. Наблюдается недостаточное развитие легочной ткани и ее кровоснабжение.

Чаще у недоношенных детей развивается анемия, рахит. Дети подвержены инфекционным заболеваниям, часто болеют простудой, отитом и др. Анемия является одной из наиболее частых патологий у детей раннего возраста. Около 20% доношенных детей страдают данным заболеванием, а среди недоношенных на первом году жизни анемия развивается практически у всех. При этом тяжесть анемии тем выше, чем меньше гестационный возраст ре6енка. В первые месяцы жизни у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении (менее 1500 г) и гестационным возрастом менее 30 нед. тяжелая анемия, требующая переливание эритроцитарной массы, составляет до 90%.

Всем недоношенным детям проводится аудиологический скрининг, так как повышен риск нарушений слуха, в связи с поражением нервной системы.

Так же все недоношенные малыши в обязательном порядке осматриваются офтальмологом. Первый осмотр проводят в возрасте старше 4-6 недель, и далее 1 раз в три месяца. Наблюдение окулиста необходимо для выявления ретинопатии недоношенных. Ретинопатия недоношенных — заболевание глаз недоношенных детей, часто приводящее к безвозвратной потере зрительных функций.

Это заболевание впервые выявлено у недоношенного ребенка в 1942г (тогда оно называлось как ретролентальная фиброплазия), до сих пор причины возникновения, прогрессирования и самопроизвольного регресса заболевания полностью не ясны и только изучаются.

С начала 90-х годов исследования в этой области перешли на новый качественный уровень. Во многом это было связано с резким ростом выживших глубоко недоношенных детей в развитых странах и соответственно появлением большого количества детей с терминальными стадиями ретинопатии. За последние 10 лет ученые многих стран пришли к единому мнению о многофакторности возникновения заболевания (т.е. наличие многих факторов риска), разработали единую классификацию заболевания и доказали эффективность профилактического лазер- и криохирургического лечения.

До сих пор ведутся разработки хирургических операций в активных и рубцовых стадиях болезни. На данном этапе развития офтальмологии бесспорным считается тот факт, что развитие ретинопатии недоношенных происходит именно у незрелого младенца, как нарушение нормального образования сосудов сетчатки (которое завершается к 40 неделе внутриутробного развития, т.е. к моменту рождения доношенного ребенка). Известно, что до 16 недель внутриутробного развития сетчатка глаза плода не имеет сосудов. Рост их в сетчатку начинается от места выхода зрительного нерва по направлению к периферии. К 34 неделе завершается формирование сосудистой сети в носовой части сетчатки (диск зрительного нерва, из которого растут сосуды, находится ближе к носовой стороне). В височной части рост сосудов продолжается до 40 недель. Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, т.е. при офтальмологическом осмотре выявляются более обширные бессосудистые, или аваскулярные зоны (если ребенок родился до 34 недели, то соответственно аваскурярные зоны сетчатки выявляют на периферии с височной и носовой сторон). После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы — внешняя среда, свет, кислород, которые могут привести к развитию ретинопатии.

Источники:

http://yandex.ru/turbo?text=https://talk.yandex.ru/user/yamd-komarovskiy/chto—umeet—novorozhdennyj
http://m.baby.ru/read/statja_nedonoshennyj_rebenok_roddom_i_detskaja_bolnica-470395166/
http://mirznanii.com/a/150820/nedonoshennye-deti-patologii-nedonoshennykh-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×