Нервные дети и как им помочь: Медицинский блог врача скорой помощи. Психология ребенка от а до я

Нервные дети и как им помочь

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы. Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности.

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка. Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго: они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью, причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте.

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы. Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность. Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста: они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3—4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим, между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание — дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка.

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома. Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы.

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех. Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними.

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании. Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация, рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать — заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи — лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка — ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается.

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим, эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка — это прежде всего большие требования к себе.

Детские страхи

Нередко первый признак нервности — это страхи, возникающие в раннем возрасте. Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи — не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки, при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги.

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его — читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера: дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски. Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей. Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался, — играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться, а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение, взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта.

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное — здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.

Психология детей: детский врач и страхи малышей

Ребенок не рождается со страхом перед врачами. Обычно страхи появляются, когда малышу исполняется 3–4 года. Дело в том, что к этому моменту маленький ребенок начинает активно соображать, улавливает причинно-следственные связи, у него прекрасно работает память и отлично развито воображение. Вот эти-то факторы и влияют на его желание или нежелание идти к врачу. А еще, конечно же, отказ идти к врачу связан с какими-то негативными впечатления от предыдущих посещений. С точки зрения психологов, самым важным в восприятии того или иного события, является первый опыт. Даже если травмирование произошло в грудном возрасте, оно остается в подсознании ребенка и накладывает отпечаток на его будущее. Давайте разберемся в причинах страха ребенка перед белым халатом и решим, что можно и чего категорически нельзя делать, выстраивая отношения с врачом.

Ошибки родителей

У малышей, естественно, еще нет собственного мнения по каким-то серьезным вопросам, но он очень чутко улавливает ваше отношение к любой проблеме, событию, человеку. Так что во многом от семьи зависит, как малыш будет воспринимать врачей и лечение.

  • Если вы болезненно реагируете на любой чих, то и ребенок будет бояться вирусов и микробов, постоянно опасаться заразиться и заболеть.
  • Если ребенок постоянно слышит разговоры о плохом самочувствии родителей и бабушек-дедушек, у него появляется ощущение неизбежности болезни, и как следствие – страх перед врачом, лекарствами и лечением.
  • Если вы считаете врача врагом, а не союзником, если доктор не вызывает у вас доверия, вряд ли он понравится крохе. Хотя в наших поликлиниках и предусмотрено, что родители могут пойти на прием к любому педиатру, не обязательно только к своему участковому, переходить от одного доктора к другому все же не стоит. Замечательно, если малыша наблюдает один и тот же доктор с самого рождения. Во-первых, ребенок привыкает к нему, во-вторых, врач знает все особенности здоровья малыша и видит его развитие в динамике.
  • Если вы неправильно организовываете поход в поликлинику (не рассчитываете время и попадаете в очередь, решаете посетить одним махом нескольких специалистов да еще и прививки сделать), от долгого ожидания малыш устает и начинает тревожиться, раздражаться. Лучше, если вы попросите кого-нибудь из членов семьи сопровождать вас с малышом. Тогда один взрослый займет очередь, а другой погуляет с ребенком на ближайшей площадке – малышу не придется томиться в душном помещении. Если нет такой возможности, возьмите с собой красочную книгу или любимую игрушку малыша, запаситесь фруктами, соком или печеньем.
  • Если вы сами нервничаете (например, когда малышу нужно сделать прививку или взять кровь из пальчика), то ваше состояние сразу же передается ребенку. А уж если когда-то малышу насильно была сделана болезненная процедура и он этого не забыл, не помогут никакие уговоры и очередные угрозы.

Татьяна

мама Полины (2 года 3 месяца)

«Моя дочка в поликлинике не давалась врачам, убегала, кричала, сопротивлялась, даже когда доктор хотела просто послушать легкие или посмотреть горло. Пробовали вызывать врача на дом, но и здесь эффект тот же. На приеме у психолога я припомнила, что в двухмесячном возрасте малышка сильно болела, и к нам приходила медсестра из поликлиники делать уколы. Тогда она просыпалась и громко кричала от каждого звонка в дверь. Мы решили, что попросим педиатра прийти в гости, пообщаться с девочкой без белого халата. Врач пришла, попила чаю, дочка охотно показала доктору свои любимые игрушки – завязался контакт. Доктор предложила Полине стать врачом для заболевшего мишки: надела ей свой халат и научила пользоваться фонендоскопом. После ухода врача девочка еще долгое время играла в доктора. С тех пор ходим к врачу с удовольствием».

«Профилактика страха»

Специалисты рекомендуют отвлекать грудничков яркой игрушкой, использовать для них мази-анестетики, чтобы снизить или совсем исключить болезненные ощущения при уколах (наносится на кожу за 1 час до процедуры).

А вот у детей от 1 года нужно уже начинать формировать правильное представление о профессии врача и необходимости лечения. Для этого есть много проверенных способов.

  • Рассказываем истории Почитайте малышу истории с похожими ситуациями. Подойдут замечательные стихи «Доктор Айболит» К. Чуковского, сказка «Мышонок-доктор». Можно посмотреть и обсудить забавный мультик «Про бегемота, который боялся прививок», где все звери, которые не побоялись прививки, играли и резвились, а бегемот болел и лежал в больнице. Этот мультик можно превратить в мини-спектакль, чтобы в роли бегемотика оказался малыш.
  • Играем в больницу Можно купить специальный детский набор медицинских инструментов и «назначить» малыша доктором, а самому стать пациентом. Можно лечить игрушку. Для старших детей можно использовать шприцы с настоящими иголками (только под вашим строгим контролем!). Подчеркивайте, что от поведения пациента зависит качество лечения.
  • Знакомимся со строением тела человека Сейчас есть множество красочно иллюстрированных энциклопедий, рассчитанных на младший дошкольный возраст, где доступным языком объясняются функции каждого органа, есть замечательные анатомические конструкторы. Изучение этих наглядных материалов расширяет кругозор и знания ребенка о строении тела, дает информацию о том, как важно быть здоровым и вести правильный образ жизни, заботиться о чистоте и гигиене.
  • Рисуем и «разоблачаем» страхи Вместе с малышом скомкайте или порвите нарисованный им «страх», переведите его во что-либо смешное, уменьшите в размерах (сделать незначительным). А потом пусть малыш нарисует себя бесстрашного.

Избавление от страхов занимает определенное количество времени. Не торопите события. Ваша последовательность и тактичность в отношении ребенка, правильная реакция и поведение со временем научат малыша относиться гораздо спокойнее к врачам и лечебным процедурам.

В конкретных ситуациях

Даже у малышей с крепким иммунитетом довольно часто бывают простуды. В основном это происходит в первый год начала посещения детского сада – в период адаптации. Доктор назначает схему лечения (процедуры и лекарства), и вы должны точно следовать этой схеме и выполнять все рекомендации врача. К лечению подходите творчески, проявляя мягкость и терпение к маленькому пациенту.
Во время укола помогают отвлечься такие приемы (договоритесь об этом с малышом перед поликлиникой, объясните, что он почти не почувствует боли):

  • глубокое и шумное дыхание со счетом вдохов и выдохов (считает взрослый);
  • чтение вслух любимых стихов или быстрое повторение двух слов по очереди (например, кошка – собака). Цель – не запутаться, выполнить задачу как можно лучше.

Нельзя уговаривать ребенка не плакать. Запрет на слезы может вызывать обратный эффект. Плач служит разрядкой для накопившегося напряжения. Принимайте чувства ребенка, но при этом указывайте на необходимость процедуры («Да, это больно, неприятно, но очень нужно»).

После процедуры нужно:

  • пожалеть, успокоить малыша, если в этом есть необходимость (очень важен тактильный контакт мамы с ребенком);
  • похвалить за проявленное мужество и за то, что он пытался справиться со своим страхом;
  • позволить малышу выплеснуть злость и обиду, перенеся их на предмет, который «сделал ему больно», «наказать» этот предмет (например, дома можно сломать шприц и выбросить его в мусорное ведро);
  • поощрить малыша новой игрушкой, книгой или сладостью, договорившись заранее, что это произойдет, только если он не будет мешать врачу. Но не делайте поблажек в случае невыполнения ребенком договоренности – это педагогическая ошибка.

Начиная с двухлетнего возраста, закапать капли в нос малыш может сам, но разумеется – под вашим наблюдением. Альтернатива – назальные спреи, использование которых можно обыграть: «Смотри, какой у меня слоник, вот как он может разбрызгивать водичку хоботом!»

Несколько советов для мам и пап

  • Первое посещение стоматологического кабинета лучше не связывать с болезными процедурами, достаточно ограничиться проведением осмотра полости рта или сделать рентгеновский снимок.
  • Если вы очень сильно переживаете за своего ребенка, выйдите из кабинета стоматолога, чтобы не передавать своего волнения малышу.
  • Почувствовать себя настоящим стоматологом ребенок сможет с игровыми пластилиновыми наборами «Дантист», «Зубастик». Сначала ребенок сам «отливает» зубки, а затем лечит, сверлит их, делает пломбы.
  • Зубная фея придет на помощь в безвыходных ситуациях, она кладет подарки детям под подушку и забирает выпавшие зубки. Это могут быть приятные и недорогие мелочи – такие сюрпризы стимулирует детей не бояться удалять и лечить зубки. Пусть ребенок изобразит фею так, как он ее себе представляет. Рисунок можно повесить в ванной комнате, чтобы фея присматривала за качеством чистки зубов.

Знакомство со стоматологом

В дошкольном возрасте малыша не реже одного раза в год должен осматривать стоматолог, а если появляются проблемы с зубами, то визиты, естественно, учащаются – по мере потребности и согласно рекомендациям врача.
Многие родители вынесли из своего детства негативный опыт общения со стоматологом, так как первое знакомство почти всегда было связано с болью и страхом. Но так было раньше. За последние двадцать лет стоматология шагнула далеко вперед, все процедуры сейчас проводятся с обезболиванием, врач находит индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту.
Кто-то находит хорошего стоматолога в районной поликлинике, кто-то обращается в частные стоматологические клиники. Существуют специализированные отделения детской стоматологии, в которых созданы все условия для того, чтобы лечение зубов не стало проблемой. Например, во многих местах есть игровые комнаты, где дети могут научиться правильно ухаживать за зубами или посмотреть мультфильмы (в некоторых кабинетах посмотреть мультик можно и во время лечения).

мама Алены (10 лет)

«Мы ездим к нашей Зубной фее на другой конец Москвы и считаем большой удачей, что нашли СВОЕГО доктора. Так сложилось, что после осмотра ортодонта нашей пятилетней дочери, необходимо было удалить два молочных зуба у хирурга. Как выяснилось, хирург не умел (но скорее не хотел) находить подход к ребенку и вывел дочку из кабинета в истерике, сказав, что такому ребенку получится удалить зубы только под наркозом. Удалять зубы нужно было как можно быстрее. Повторно травмировать ребенка я не хотела, тем более прибегать к наркозу.
Наш ортодонт посоветовала свою коллегу, но в другой клинике. Без всякой надежды, что все пройдет без стресса, мы отправились туда. Мы с дочкой прошли в кабинет, познакомились с врачом, она показала Алене свои инструменты, дала их потрогать, после чего девочка согласилась сесть в кресло. Врач подробно рассказала, как и что она будет делать и что почувствует дочка. Договорилась с ней как с настоящей маленькой личностью о поведении во время лечения и выразила уверенность в том, что все будет хорошо. Я ждала криков, но их не последовало. Через 5 минут сияющий ребенок вышел из кабинета, а в руках у нее была коробочка с ее зубками. На следующий день Аленка получила подарки от зубной феи, которая ночью забрала ее зубки. Темой рисунков теперь были довольные собой, улыбающиеся зубики. Сейчас дочка уже большая, и у нее совсем нет страха перед посещением стоматолога, потому что она ему доверяет».

Источники:

http://www.happydoctor.ru/obzor-pressy/nervous-children
http://www.b17.ru/article/71646/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector