Норма развития ребенка в 6 месяцев. Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша. Психическое и эмоциональное развитие

Содержание

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Зрение, слух, осязание и обоняние являются для ребенка главными источниками информации в процессе познания мира.

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗАТОРОВ У ДЕТЕЙ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к мо­менту рождения является недостаточно зре­лым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в не­большом количестве секретируется со време­ни рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5— 2 мес жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8—9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3—4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анали­затора заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни ново­рожденного некоординированны (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмовидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и со­ставляет в этот период всего лишь 1—2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2—2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный реф­лекс на внезапное световое раздражение име­ется с первых дней жизни. Защитный реф­лекс смыкания век при приближении пред­метов к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты кру­говые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие.

Оптическая система глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к ак­комодации, чем взрослые. Но уже с 10-летне­го возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомода­ции уменьшается. В возрасте 10 лет ближай­шая точка ясного зрения находится на рас­стоянии 7 см, в 10 лет — 10 см, в 30 лет — 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около 90 %) новорожденных характеризуются не­большой дальнозоркостью (1—3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глаз­ного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8—12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30— 40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока раз­вивается близорукость (миопия) — задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может воз­никнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока про­исходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с боль­шим наклоном головы, при напряжении ак­комодации, происходящем при недостаточ­ном освещении и продолжительном рассмат­ривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близо­рукости передается по наследству (наследует­ся, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей дер­жать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35—40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в пе­риод внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в

первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зри­тельного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улуч­шаются при этом темновая и световая адап­тация зрительного анализатора.

Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года — 0,2, в 5 лет — 0,8—1, затем в подавляющем большинстве случаев (80—90 %) острота зре­ния у детей и подростков несколько выше (0,9—1,1), чем у взрослых. В возрасте I8-­60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8—1,0 у подавляющего большинства лиц.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом бы­стро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20— 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового от­дела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцем жизни устанавливается спо­собность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения пред­метов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.

Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различ­ные цвета у детей имеется сразу после рожде­ния и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фо­тостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятель­ности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зри­тельной области. Воздействие зеленым цве­том сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией по­тенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражите­лей с 3—4 мес. В 6 мес дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.

Слуховой анализатор

Структурно-функци­ональная характеристика. Развитие перифе­рических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к мо­менту рождения. Миелинизация проводни­кового отдела заканчивается к 4 годам жиз­ни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на силь­ный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мига­тельный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) сни­жен; он улучшается к концу 2-го — началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, раз­нящихся на 4—7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4—1/2 тона) ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый — от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14—19 лет. С возрастом острота слуха посте­пенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ — сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает ре­шающее значение тренировка, особенно за­нятия музыкой.

Вестибулярный анализатор

Вестибулярный анализатор филогенети­чески более древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вес­тибулярного аппарата происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развива­ется он довольно быстро: миелинизация вес­тибулярного нерва происходит на 4-м меся­це. Вестибулярные тонические рефлексы по­являются у плода в 4—5 мес., что свидетельст­вует о раннем созревании вестибулярного анализатора. У новорожденных наблюдаются статические и статокинетические рефлексы. У грудных детей имеются рефлексы на пря­молинейное ускорение, а также лифтные рефлексы. Особенно четко можно наблюдать эти рефлексы в первые месяцы жизни ребен­ка. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослых. Натуральные условные вес­тибулярные рефлексы на положение кормле­ния и рефлексы на покачивание в коляс­ке вырабатываются на 3-й неделе жизни ре­бенка.

Кожный анализатор. Кожа как орган чувств начинает функционировать у плода со 2—3-го месяца, а к моменту рождения все виды кожной чувствительности выражены достаточно хорошо, хотя чувствительность кожного анализатора у новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого человека. Становление всех видов кожной чувствитель­ности заканчивается в 17—20 лет. На долю кожной рецепции в первый год жизни при­ходится большая часть встречаемых раздра­жителей.

Тактильная чувствительность возникает на 5—6-й неделе внутриутробного развития, причем сначала она локализована лишь в периоральной области, затем зона чувствитель­ности расширяется, и к 11 —12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлек­согенной зоной.

В первые дни жизни ребенка тактильные раздражения всех участков кожи вызывают общую двигательную реакцию. Лишь в воз­расте 1 — 1,5 мес. можно наблюдать местные (локальные) реакции. Первые локальные ре­акции можно вызвать при механическом раз­дражении области рта, век, носа (открывание рта, поворот головы, смыкание век).

С 2,5—3 мес. можно наблюдать локальные реакции и при раздражении других зон — лба, уха, живота. Характерно, что к этому возрасту появляются движения рук, позво­ляющие ребенку легко отстранить раздражи­тель.

Тактильная чувствительность возрастает с момента рождения до 17—20 лет, после чего снижается.

Пошаговое развитие анализаторов новорожденного до года

Ваш ребенок от самого рождения постоянно растет и развивается, каждый день в нем появляется что-то новое. Очень интересно наблюдать за ним в этот период времени.

Динамика развития основных анализаторов у детей отличается друг от друга, каждый ребенок индивидуален, мы приводим примерные сроки развития.

Развитие зрения

В возрасте 30 — 60 дней малыш еще не может длительно фиксировать взгляд, у него проявляется периодическое косоглазие, при ярком свете кроха прищуривается.

В три месяца малыш уже может фиксировать взгляд длительное время, появляется четность движения глаз и головы.

Грудной ребенок начинает внимательно рассматривать предметы и лица в 4 — 5 месяцев. Если малышу показать игрушку, как только он ее увидит, сразу же попытается ее схватить.

Младенец в 6 — 7 — 8 месяцев узнает знакомые лица, при игре с различными предметами тщательно их рассматривает.

Кроха в 1 годик наблюдает за взрослыми, реагирует на их жесты, мимику.

Таким образом у человека развивается зрение от самого рождения до года.

Развитие слуховой деятельности

В первые 30 дней у крохи отсутствует реакция на звук.

Начиная с 60 — 90 дня малыш распознает человеческий голос среди других звуков, особенно мамины слова. Если ребенку показать какой-нибудь звучащий предмет, он будет наблюдать за ним.

Чадо в пол годика различает голос близких, поворачивает голову в ту сторону, откуда слышит звук.

В период 7-12 месяцев кроха понимает, когда к нему обращаются.

Целенаправленная моторная деятельность

В первые 30 — 60 дней у крошки отсутствуют целенаправленные движения.

Начиная с 3-х и до 4 месяцев у малыша увеличивается двигательная активность, он оживляется, когда видит яркие предметы или слышит какие-то звуки.

Чадо активно хватает разные предметы в пол года.

С 7-8 месяцев ребеночек хлопает в ладошки, перекладывает предметы из одной руки в другую.

В возрасте от 9 до 10 месяцев малыш начинает стучать игрушками, бросать предметы, манипулировать несколькими предметами.

В 1 год кроха активно играет с взрослыми и сверстниками, ползает.

Чтобы крошка был активнее необходимо развивать моторику.

Речь младенца

В 3 и 4 месяц ребенок произносит протяжные гласные звуки, активно гулит.

Малыш произносит согласные звуки в пол года.

В 7 и 8 месяц младенец начинает лепетать.

С 9 — 10 месяцев в лепете крошки появляются отдельные слова.

В 1 годик ребенок активно лепечет, произносит какие-то отдельные слова.

Источники:

http://www.9months.ru/razvitie_malysh/4935/novorozhdennyy-zrenie-sluh-osyazanie-i-obonyanie
http://infopedia.su/3×1747.html
http://babyluck.ru/razvitie-rebenka/razvitie-analizatorov-u-detey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×