Нормы развития ребенка в первый год жизни

Развитие ребенка в 1 год

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 1 год

Мальчики в 1 год

Девочки в 1 год

Окружность грудной клетки

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.


Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Нормы развития ребенка в первый год жизни

Существуют нормы развития для малышей разного возраста. Но родителям нужно помнить, что это идеальный вариант. На развитие конкретного ребенка влияет внешняя среда, генетика, уровень жизни родителей. Небольшое отставание не является патологией, как и опережение в развитии.

Существует несколько признаков, которые можно считать опасными. Родителям нужно немедленно обратиться к врачу, если они заметили хотя бы один из списка. Если же все идет нормально, то стоит просто поглядывать в график развития малыша до 1 года. Так можно узнать, что он уже может, умеет. Возможно, кроха удивит вас своими неожиданными навыками. Это сложный, но интересный возраст. На глазах младенец меняется, становясь маленьким человечком.

От рождения до года

Прогресс просто удивительный. Малыш рождается совершенно беспомощным – дети даже не видят так же, как мы. У них особая, фетальная, кровь, слабые ручки и ножки. Крошка может только лежать, кричать, кушать и спать. Но за какие-то 12 месяцев ребенок преображается! Теперь это маленький человечек, который уже многое умеет. Конечно, все эти навыки получаются постепенно. От рождения до года малыш проходит сложный путь развития.

Меняется его внешность, рост, вес. Изменяется уровень умственной активности, приобретаются навыки. Теперь это совершенно другой ребенок. Родителям необходимо помнить, что развитие крохи зависит от них практически полностью. Важно все:

  • среда, в которой живет ребенок;
  • питание, прикорм;
  • общение с малышом;
  • игры, игрушки.

Все это определит скорость и качество его развития. До первого года в организме проходят очень важные изменения. Дети меняются, растут. Но самое главное – их организм приспосабливается к самостоятельному существованию. Кушать более взрослую еду, придерживаться режиму, лучше спать он научится постепенно. Изменения происходят буквально каждую неделю.

Физическое развитие

Очень важно каждую неделю проводить замеры: рост, вес, объемы головы и грудки малыша. Нормы развития даны приблизительные. Отличие на 2-3 сантиметра или на 200-500 граммов не такое страшное.

Итак, измеряем рост ребенка:

  • От 3-го до 6-го месяца жизни карапуз прибавляет по 2,5 см за месяц;
  • Нормальное значение к 6 месяцам – 66 — 69 сантиметров;
  • До 9-го месяца крошка наберет еще 5-7 сантиметров;
  • К году рост составляет 72-73 см для девочек и мальчиков.

Постепенно прибавка в росте будет замедляться. Наступает время для развития костей, суставов. Они укрепляются, становятся более прочными. У новорожденных косточки совсем мягкие, и до 2-3 лет они будут постепенно уплотнятся. Очень важно для ребенка кушать молочные продукты, богатые кальцием.

Возможно, врач выпишет вам витамин D в капельках. Его нужно подмешивать в молоко или смесь. Он помогает защитить ребенка от опасного заболевания — рахита. Витамин помогает усваиваться кальцию – с его помощью косточки станут крепче.

Карапузы хорошо кушают. Первые 5-6 месяцев маминого молока будет вполне хватать. Потом придется вводить прикорм, ведь для правильного развития крохе понадобится больше калорий, разнообразная пища.

За первый месяц малыш прибавляет около 600 г к первоначальному весу;

  • Второй и третий месяцы прибавка больше — до 800 грамм;
  • После 4-го месяца вес прибавляется всего по 50-70 грамм;
  • В 6 месяцев малыш может весить 7800-8200 грамм;
  • К году вес ребенка находится в пределах 10-10,5 кг.

Взвешивания проводятся в кабинете врача, но родителям обязательно нужно контролировать вес крохи дома. Для этого используются специальные весы, чувствительные к изменениям маленького веса.

Окружность головки

Все замеры первый раз делаются сразу после рождения. Окружность головки у новорожденного составляет примерно 34-35 см. Далее прибавка идет по 2 см в месяц. После первых 6 месяцев прибавка будет всего по полсантиметра в месяц, и так до первого года.

Окружность груди

Грудная клетка при рождении у ребенка обычно 31-32 см. После идет активный рост, прибавка в месяц по 2 см – пропорционально росту головки. От 6 месяцев до года прибавка тоже снижается до 0,5 см в месяц.

Эти нормы развития считаются самыми приемлемыми. Все это время за прибавкой будет следить врач.

Что умеют малыши?

К концу первого месяца жизни малыш овладевает очень важным навыком: держать головку. Всего несколько секунд, но и этого достаточно, чтобы оглядеться по сторонам. К третьему месяцу он может держать головку довольно долго, и это уже не доставляет ему неудобств, ведь мышцы шеи достаточно развиты.

У ребенка хорошо получается переворачиваться с животика на спинку уже ко второму месяцу. Одновременно идет физическое и психическое развитие. Кроха начинает исследовать мир вокруг, а для этого нужен хороший обзор. Выносите малыша из комнаты, показывайте ему разные предметы.

Уже к восьмому месяцу малыш начинает делать попытки ползать. Сейчас у него еще не очень хорошо получается, но это нормально. Дети сначала ползают назад – так им легче – Или же в позе лягушки. Это нормальное развитие мышц и костей – совсем скоро он начнет вставать на ножки.

До первого года предстоит научиться нескольким очень важным вещам:

  • самостоятельно стоять, опираясь на бортик кровати;
  • делать несколько шагов с поддержкой взрослого;
  • ползать на четвереньках, но уверенно;
  • вставать и садиться;
  • сидеть без поддержки.

Кажется, что все это просто. Но всему этому малыш научился сам! Его интерес к жизни «вне кроватки» мотивирует на такое развитие.

Психическое развитие

В этом возрасте начинает развиваться речь. Если раньше крошка просто кричал, то теперь уже пытается произносить отдельные звуки, слоги. Нужно с ним разговаривать. Ребенок быстрее научится говорить, если родители ему читают, поют, разговаривают.

Уже заметны первые эмоциональные проявления. До года крошка выучится, как радоваться, сердиться, удивляться. Объектом первых реакций станет мама, ведь ее он видит чаще всего.

К концу первого года малыш может похвастаться словарным запасом 8-15 слов. Конечно, все они очень простые. Для ребенка активное запоминание речи начнется только к 19-20 месяцам. Это время, когда дети начинают говорить, лепетать, менять слоги местами.

Пока что развитие речи идет медленно. Все чаще кроха обращает на себя внимание криками, гульканьем. Родителям не нужно долго «сюсюкать» с малышом. Чтобы выучить слова, ему нужно их слышать. Заменять нормальные выражения какими-то упрощенными и уменьшительными не совсем правильно.

Первым делом он разучивает гласные. Например, [а], [э], [ы]. Дальше строятся слоги – крохе легко сказать [ма-ма] или [па-па], [ба-ба], [дай]. Предлагайте ему разучить побольше таких простых слов.

Мелкая моторика еще не развита. До 1 года давайте крохе разные развивающие игрушки. Можно даже сделать их самому. Вам подойдут простые вещи:

  • банки и крыши (малыш учится заворачивать большую крышку на банке);
  • бутылка поменьше с маленькой крышкой (усложненный вариант);
  • собирать мелкие предметы, класть их в ведерко (так развивается моторика пальчиков);
  • пирамидки с колечками (мышление, моторика, логика).

Такие простые игрушки очень действенные. До первого года у ребенка работает вся кисть. Он пока не может взять предмет двумя пальчиками, хотя очень старается.

Уже к 3-4 месяцу дети начинают улыбаться. Это действие становится все более осознанным. Улыбка возникает при виде мамы, любимой игрушки, других родственников. Чем чаще малыш видит человека, тем сильнее радуется. Появление любимой бабушки может вызвать радостные крики, смех. Ребенок показывает всем телом, что доволен: начинает активно перебирать ножками, размахивает руками.

Если же он недоволен, испуган, то начинается плач. Малыш совершает защитные движения, выставляет вперед ручки. Конечно, таких ситуаций гораздо меньше.

Маленькие дети очень жизнерадостные — все новое вызывает у них удивление. Уже с 6-7 месяца крошка застывает от восторга. Его глазки расширены, ротик открыт, а все тело остается неподвижным. Эта реакция положительная и значит, что-то очень понравилось крохе или впечатлило его.

Все эти реакции говорят о том, что идет нормальное развитие малыша. Его мозг приспосабливается, появляются эмоции разной интенсивности. Хотя долгое время он может быть спокоен. Тут нет ничего странного или опасного. Просто ребенок отдыхает или же не считает интересными ваши действия.

Отклонения в развитии

Если что-то идет не так, родители могут заметить изменения в поведении или состоянии малыша. Некоторые симптомы могут быть предвестниками серьезных отклонений в развитии ребенка. В таком случае прислушайтесь к советам врача. Некоторые врожденные или приобретенные заболевания поддаются лечению, особенно в раннем возрасте.

Сразу после рождения

Некоторые проявления видны уже на второй-третий день после рождения:

  • ребенокне просит есть, очень вяло кушает;
  • не обращает внимания на шум, звуки рядом с ним;
  • почти не плачет, все время лежит тихо;
  • не проявляет физической активности.

Эти симптомы у ребенка могут свидетельствовать о врожденных проблемах нервной системы. Особенно опасно это, если была родовая травма. Малыша необходимо тщательно обследовать. Возможно, эти изменения носят временный характер и при правильном лечении их можно будет полностью устранить.

  • Кроха все еще не держит головку;
  • лежит пассивно, без движения;
  • не реагирует на маму.

Если такие изменения произошли за 2-3 месяц, то необходимо провериться у педиатра. В случае, если до этого все было нормально и никаких проблем не наблюдалось, проблема может быть в недостатке витаминов.

4-5 месяцев

Ненормальное поведение малыша в этом возрасте:

  • отсутствие интереса к своим частям тела (не разглядывает ручки, ножки);
  • нет интереса к новым людям, вещам;
  • малыш молчит или постоянно кричит.

Возможно, это последствие родовой травмы или врожденных нарушений нервной системы. Для ребенка такое состояние считается крайне опасным. Возможно также, что начались нарушения развития психики.

От 6 месяцев до 1 года опасными считаются следующие проявления:

  • нет выражения эмоций (при виде мамы, новых игрушек, ярких предметов);
  • ребенок молчит;
  • играет или пользуется только одной рукой;
  • не фокусирует взгляд дольше, чем на 10-20 секунд;
  • лежит, не делает попыток вставать или садиться самостоятельно.

Скорее всего, эти симптомы уже проявлялись раньше. Родителям не нужно ждать, что это «пройдет само». Обычно каждый из симптомов довольно опасен для нормального развития крохи. Лучше всего лишний раз посетить врача, уточнить, что значит то или иное поведение ребенка.

Самое нормальное поведение –это когда ребенок активный, веселый. Он всем интересуется, рассматривает, трогает. Уже с 2-3 месяцев появляется эмоциональный ответ на присутствие любимых людей. Чрезмерное спокойствие, отсутствие эмоций или желания двигаться должно насторожить родителей.

Нормы развития ребенка до года по месяцам: физического и психологического

Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка — вес, и нормальный рост. Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам. Чтоб оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка.

Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки. Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

Желаю всем нам, чтоб наши детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

Нормы физического развития ребенка до года

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Остались вопросы? Задай их автору в комментариях!

Таблица 2 – Рост детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым. И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства. Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

  • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

  • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

  • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

  • Общение чрезвычайно важно для развития детей раннего возраста.

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики. Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается. Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое. Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному. Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего. Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/1-god/
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/normy-razvitiya-rebenka-v-pervyj-god-zhizni.html
http://womanss.ru/normy-razvitiya-rebenka-do-goda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector